Сказка Библия аборигенов Берингии 2

иллюстрация автора (карандаш) ©

Человек
(й’ыток  – на корякском означает рождение человека; звучит, как исток)

Творческой паре подопечный Мити мир в будущем представлялся сложным, умным и самостоятельным. Хоть и маленький, но словно в зеркальце отражённый большой, верхний. Порядили так и за глину опять.

Из-за белейших облаков полыхало золотом Солнце. Розовый и шоколадный песок пляжа любовно укладывали рядками изумрудные волны. А шаловливый бриз вспенивал им гребешки. От берега полого долго-долго, к самому синему небу поднималась красная твердь. За ней наперегонки долинами бежали малахитовая зелень растений и пестрота цветов всевозможных гамм. И ещё всюду плавает, ползает, бегает, летает. Шуршит, топочет, жужжит, кричит и поёт от восторга! Олё!

И посреди этого восторга, раскинув ножки и ручки, лежит человек. Это их сын Эмэмкут. И все поглядывают в его сторону. Они ждут его взгляда и голоса.

Вот это забава у парня. Пока в каждый угол, расщелину заглянешь, в глубину занырнёшь. Окликнешь, поиграешь, обзовёшь… Эйвэт! Шикарный подарок родителей. Скоро такой его азарт обуял, что и сам уже захотел мир творить-вытворять. Кутх с Мити улыбаются, глядя на его весёлую суету. Подрос. Наверное, и пора уже. Отец вдохнул в сына силу ворона. И надо ему подружку, для кого он тут всё затевать будет. Ну, и помощницу заодно. Родили они дочь. А мать с ней своею силой поделилась.

Пришла Элгатгыйнын на землю к Эмэмкуту. Пусть друг для друга учиняют  Нутэнут. Не будем вмешиваться, понаблюдаем, как отыщут вины.

Двое юных созданий и зашагали рука об руку. Теперь Земля была их вотчиной. Дел много, путь долгий. Чтобы было с чем вернуться к родителям, похвастаться, мол, получилось!

Новоявленные были усердны. Их творчество расползалось, разбегалось и разлеталось. Да и под стать мастеру и мастерице. Всяк улепётывал искать свой угол и там хозяйничать. Догляду уж не хватало. Решили по примеру родителей родить себе детей. Самим веселей, и будет кому сердце радовать. Обучить в чём сами поднаторели, да и тоже пусть тренируются ваять и управлять. В общем, стали люди плодиться и расселяться. Учинять свои Нутэнуты. Казалось бы, как и задумано было Кутхом и Мити. Но не совсем.

Поначалу у Эмэмкута с женой родились сыновья: Сисильхан, Синаневт, Котгану, Кигигысыняку, Сисисын, Котхонамтальхан, и дочери: Сирим, Амзаракчан, Няа, Мророт, Анаракльнавт, Ельтальхан, Инианавыт, Клюкэнэвыт, Тиниэнэввут , Рэра, Уала, Хайсянэру. И так далее. Много, не перечесть. И те попереженились и своими детьми обзавелись. И все усердно сочиняли разнообразных зверюшек. И фантазий хватало, да и перещеголять друг дружку норовили. Мишки, волки, олени, мамонты, моржи, лахтаки, киты, орлы, чайки, лебеди, гагары, крабы, черви, пауки…, мелкоты мириады. Это ладно, хорошо даже.

Но, уже рыбы порхают, птицы ныряют. Под тяжестью гигантов земля трескается, и в море и в небе громадные чудища снуют. Великаны кит Юный и птица Мага (ещё помните пращуров таких?) дискомфорт ощутили и поскучнели, перспективы рисуя. Всё чаще с надеждой вверх поглядывают, ибо укор в их взорах Эмэмкут и Элгатгыйнын не читают. Азарт глаза застит. Переусердствовали.

Но до сего содеянное было ещё полбеды.

Катили времена с чудесами позаковыристей. Половинчатые особы мужеского и женского полу, это у которых по одной конечности, одному глазу, одному уху, шастают запросто меж зверей и людей.  Вроде с добрыми намерениями пока. Их сочинители тоже.

Но, уже ошалев от дозволенного, и соревнуясь, кто больше кудесник, стали человеки с рыбами, птицами и животными жениться. От сих деяний экземпляры нарождались, что диво дивное описать слов не хватает. Тут ещё и люди в животных, а те в людей туда-сюда превращаются. Бабки в жуков, девицы в чаек, мужики в медведей, юноши в орлов… А твари разные в людей. Духи в сей чехарде растерялись, командиров развелось, чуть ли не каждый. Заблудились какие. В общую суету затесались летающими лодками, лыжами, шапками и рукавицами. С ветром, с громом соревнуются, даже Луне и Солнцу дерзят. Вот, к примеру, история случилась.

Как-то женщина от безделья мячики шила. И осенило её. Собрала все звёзды с неба, Луну и Солнце. Понесла в дом. Там взяла мяч. Насыпала внутрь. Зашила. Кончила дело, вышла. А неба нет. Темно везде. Говорит себе женщина:

– А ну-ка, подброшу я мяч!

Бросила. Светло стало. Упал мяч – темнота, хоть глаз выколи. Подбросит мяч – светло, поймает – темно.

– Вот, какое у меня сокровище! – засмеялась.

Усекла, чего вытворила, и давай округу терроризировать. Хочет, подбросит мяч. А больше не хочет.

Хорошо мужик настырный сыскался. Доплутал в потёмках с огнивом до её жилища. Шантажом, дуру жизни лишить, заставил мяч выпотрошить.

Ну, куда такие делишки годятся? По задумке же все новорождённые чудеса должны помогать людям и соседям, лучше жизнь их устраивать.

Но столько кудесников развелось! И кто, чего, зачем не уследить. Все упёртые, герои. На своём настаивают и вперёд других надо. А то и поперёк. Так где-то и соскользнули. Плутовство, утаить, украсть, отобрать… Скоро уже дерутся все напропалую. За место, за кусок…, да и просто по глупости. К примеру, ворона гагару не так покрасила, та обиделась – мордобой. Зло, как плесень по миру поползло. Его духи кэле, нынвитах и тунгаках … всюду витают. Даже духи-людоеды завелись.

Как говорится, приехали.

Умиление на ликах Кутха и Мити растаяло. Безучастно взирать на это уже далее нет сил. Зовут Луну, Седну и Магу.

Те уже и рады. Меры, понимают, нужны кардинальные. Верховному судить, остальным выполнять.

Продолжение:

http://proza.ru/2021/01/17/332


Рецензии
Прекрасно! Перекликается с прочитанном в далеком детстве у Фадеева и Арсеньева. Благодарю!!!

Владимир Лыгин   11.11.2023 11:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.