Письмо Онегина к Татьяне. Эссе

Письмо Онегина к Татьяне. Эссе
( По роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" )

  Прежде всего я попробовала найти в Интернете иллюстрацию к сцене написания Онегиным письма к Татьяне. Надо же... Попалось всего два изображения... А какое огромное число художников посвятили именно Татьяне свои картины... Это говорит о большом сочувствии нашего народа именно к героине романа. Вслед за Пушкиным, наверное, каждый из нас мог бы сказать: "Я так люблю Татьяну милую мою".
  Посмотрим, почему письмо героя не вызвало такого же сердечного отклика у читателя.

  В начале своего Письма Онегин выступает "провидцем", он предвидит, какова будет реакция Татьяны - "горькое презрение, гордый взгляд" и даже "злобное веселье".
И, конечно же, ошибается, и очень сильно ошибается.
  Читая эти строки, невольно задумаешься над моральным обликом светского общества, сформировашего Онегина как личность, допускавшего проявление таких эмоций в области столь важных человеческих отношений.
Своё нынешнее чувство к Татьяне он называет " печальной тайной", которую больше нет сил скрывать.
Понятно, почему эта тайна печальна для него, слишком много наломано дров.
А теперь проследим, как он интерпретирует события четырёхлетней давности:

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

"Искрой нежности" он называет костёр, пылающий в душе и письме Татьяны. Зачем такое снижение? Дескать не любовное послание с просьбой объяснить девушке происходящее с ней, мудро помочь, не её томление в его присутствии, а всего лишь мелькнувшая искорка. В данном случае герой пытается снять с себя ответственность за вызванное им чувство.
 Татьяне ли он не поверил, что тоже вызывает сомнения. Он не поверил самому себе, тому второму "Я", что жило в нём и что подсказало ему, какое чудо самовыражения может произрастать на провинциальной почве.
 И опять он хочет показать своё благородство: "Привычке милой не дал ходу". "Милая привычка" в те времена означала попытку завладеть девичьей честью и ретироваться, о чём можно найти достаточно примеров в русской литературе. Потом внебрачных детей от таких случайных связей отправляли в крестьянские избы, а в лучшем случае воспитывали как дальних бедных родственников, оставляя их себе затем в услужение.
  Однако это, конечно, не об Онегине, о благородстве души которого пишет сам автор.
  Но такой вариант, как возможный, Онегин озвучивает в конце своего объяснения с Татьяной в саду четыре года назад:
"Не каждый Вас как я поймёт,
К беде неопытность ведёт".

"Свою постылую свободу
 Я потерять не захотел."

  Наконец сказано главное: герой не захотел потерять хоть и постылую, но свободу. Ухаживай он за Татьяной, и пришлось бы неотвратимо идти под венец при его порядочности.
  Конечно же, человек сделал свой выбор, совершил благородный поступок, и осуждению не подлежит.
  Хотя совесть его всё же не на месте, как становится ясно.

"Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал

Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан."


  Онегин оторвал себя от этих мест в первую очередь потому, что вынужден был скрываться после смертоубийственной дуэли. Участие уже в запрещённых в то время поединках наказывалось и при более счастливом их исходе, а здесь произошла трагедия.
Вот так невольно, по оговорке Онегина, Ленский оказался "разлучником"...
А не произойди этих событий, разве не уехал бы всё равно герой из имения?.. С его "охотой к перемене мест" и уже совершившимся менторским отказом...

"Чужой для всех, ничем не связан..." Конечно же, он должен был давать себе отчёт, что для семьи Лариных он не чужой, хотя таковым его могло сделать убийство жениха Ольги.  Но христианская мораль не позволяет им ненавидеть даже убийцу, тем более убийцу поневоле.
 И "связан" он всё же оказался и письмом Татьяны, и их встречей в саду и тем количеством слов, которые он потратил на влюблённую в него девушку.
Прожив достаточно грязную личную жизнь в Петербурге ( что было нормой для великосветских баловней того времени ) Онегин, нимало не смущаясь, корит бедную провинициалку за её опрометчивый, но чистый поступок.

Поэтому его возглас в письме "Боже мой!
Как я ошибся, как наказан." - очень справедлив. Это искреннее признание своего позора.

А теперь прокомментируем дотошное описание героем подробных проявлений своей внезапной страсти:

"Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!"

Да... это большая зависть к мужу Татьяны, который, как мы увидели, повсюду за ней смиренно следует даже на самих раутах.
Теперь ему важно понимание всех, до мельчайших проявлений, тонкостей её совершенной души: движение глаз Татьяны, улыбка ( почему и как смотрит туда-то, чему улыбается ), её скрытые мысли, которым он готов теперь "внимать долго".
И особое утончённое наслаждение - пред нею "в муках замирать, бледнеть и гаснуть..."
Получается, что Онегин, наконец, обнаружил в себе, какая форма любви к женщине для него может быть захватывающей: поклонение, когда женщина настолько сильна, что невольно превращает его в раба.
"Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом," - скажет на это Татьяна.

А то, что чувство это всё же мелкое, при всей силе обуревающей Онегина страсти, говорит тот факт, что ему достаточно удовлетворить свой инстинкт в форме адюльтера. Больше ему предложить нечего.
Опять наступать на те же грабли? Совратить замужнюю даму?.. А история с Ленским уже забыта?.. Опять дуэль?..Вряд ли можно отнести мужа Татьяны, генерала, к тем блаженным мужьям-рогоносцам, которых когда-то знавал Онегин. Он-то как раз-таки высоко оценил девушку из провинции, женившись на ней.
 Так чем же завершается это письмо?
Неужели тот самый Онегин взывает к жалости:

"Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать – и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Всё, всё, что выразить бы мог..."

Ну, конечно, Татьяна не знакома с этим чувством,
"Та, от которой он хранит
Письмо, где сердце говорит,
Где всё наруже, всё на воле..."

  Вот как он сам себе противоречит в своём эгоизме, только он способен, получается, на любовное безответное страдание, а горести в послании Тани, выученном им наизусть, не в счёт.
  Рыдающий Онегин - мог бы и он сам и вслед за ним читатель когда-то себе представить такое... Однако же накопилось в нём предостаточно, всё, всё его, оказывается, травмировало, хотя, конечно, по-разному: и такое непохожее ни на что прежнее в его жизни письмо Татьяны, и нежелаемая дуэль и гибель самого близкого и любимого им на тот момент друга, и бегство от наказания, и никчемное путешествие, и непредвиденная встреча с замужней Татьяной в высшем свете, и перемены, произошедшие в ней.

  И всё же какая сильная потребность в человеке выразиться в минуты сильных потрясений и горьких откровений. "Пени" - это жалобы. В этом откровенном письме Онегин сбросил свою всегдашнюю маску Чайльд Гарольда и перестал быть байроновским подражателем, обнаружив в себе самом обычного человека, жалующегося на жизненные  препятствия. Да и что говорить, всё же вырос без матери, с английской гувернанткой... В настоящем его движении к Татьяне так много от обиженного ребёнка, желающего уткнуться в колени матери и вымолить у неё прощения и защиты:

"Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле,
И предаюсь моей судьбе..."

 Велико, очень велико, видим мы, влияние письма Татьяны на послание Онегина и особенно на финал его письма; мысли неоперившейся девочки буквально отзеркалены пожившим уже человеком, а, самое главное, ведь тоже какая обнаруженная в самом себе искренность - "всё наружу, всё на воле..."  Хотя и уныния, и себялюбия предостаточно, чего совсем нет в доверительно-светлом письме Тани...
   
16.01.2021
Иллюстрация из Интернета


Рецензии
Пушкин сам говорил, у Татьяны был прототип...
Не один, годы, века показатель, ... что - то собирательное не от одной?
Разгадать фразу, "Я так люблю Татьяну милую мою". Его личное и тогда получится.
Ещё и тайное, почему автор так любит свою героиню, не удержался,(цензура?) вставил вообщем - то странное, намёки страданий помимо любовных, плавность текста прерывается.
Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!
-----
Загадка, к чему такое трёхстишие Пушкина в конце строфы,
Меня стесняет сожаленье;
Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!

Разгадать второе. Почему акцент Пушкина "Татьяна русская душою..."
Какой душою Онегин?
Сложный подтекст гения из-за цензуры, в поэме много литературного шифра.
Получается, мы разгадываем варианты...

Владимир Конюков   18.01.2021 10:52     Заявить о нарушении
Хотя Татьяну воспитывает гувернантка-француженка, она русская душою, благодаря своей няне.
Онегин был воспитан с раннего детства англичанкой и только в подростковом возрасте у него появился француз-гувернёр. Он получил, как и Татьяна, домашнее образование, достаточно хорошее, как то отметил высший свет. Читал Онегин в основном английскую и французскую литературу и не беллетристику, как Татьяна, а научные трактаты по экономике и философии. Хоя в последний свой приезд в Петербург прочёл, как замечает автор, " из наших кой-кого". А лучше я процитирую:

"Стал вновь читать он без разбора.
Прочел он Гиббона, Руссо,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Stael, Биша, Тиссо,
Прочел скептического Беля,
Прочел творенья Фонтенеля,
Прочел из наших кой-кого,
Не отвергая ничего:
И альманахи, и журналы,
Где поученья нам твердят,
Где нынче так меня бранят,
А где такие мадригалы
Себе встречал я иногда:
Е sempre bene, господа."

Кроме того очень важны зашифрованные главы романа Пушкина, где Онегин встречается с декабристами. Вот, получается, и он "русский душою"...

Кира Костецкая   18.01.2021 12:05   Заявить о нарушении
Это одно, как бы, частное в отдельно взятом литературном произведении, кто "русскою душою" стал, был или есть. У Вас от воспитания гувернёрами. 19 век и акцент тот или иной русскою или не русскою душою,... иностранцы, не русские стали они русскими или нет, живя и умирая в русских землях.

У Лермонтова таким определение, "не здешние душою". Акцент на проблему в Отечестве ещё в таком, проявилось 1812 год война, с французами русских. Ополчение городское умело говорить на французском, русские крестьяне немало перебили своих. Пушкин и молодой политик, и историк, в ЕО многое от Одесссы, а тогда Одесса была по его словам Европой с иностранцами, но не с русскими, славяне у него по тексту западные,
Я жил тогда в Одессе пыльной...
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой.
Язык Италии златой
Звучит по улице веселой,
Где ходит гордый славянин,
Француз, испанец, армянин,
И грек, и молдаван тяжелый,
И сын египетской земли,
Корсар в отставке, Морали.

Проблема российского города, все, кроме русского... Кто "русскою душою" хитроумным подтекстом, например, характеристика Татьяны. Сложный загадочный Пушкин.

Владимир Конюков   18.01.2021 13:56   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир.
Вижу, Вы владеете темой.
Всего Вам самого доброго,
Кира.

Кира Костецкая   18.01.2021 14:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.