Из записок старого тренера. 1

На фото  три грации, "М"- в центре.

Из записок старого тренера.

С возрастом    мне пришлось   оставить  активную   тренерскую   деятельность,  хотя,     время от времени,  я   кого-то     консультировал, у кого-то   исправлял  элементы неправильно заученных  движений.

Работая   ответственным  за   корт, я  иногда соглашался    заменить  собой и  корзиной мячей -  теннисную пушку.  Соглашался  погонять  по корту   новичка, посылая  ему  мячи  комбинациями:  из угла в  - угол, близко - далеко,  резанным - крученым,  «укороткой»   и  свечей.
 
Думаю,  что  тот, кто с теннисом знаком,  поймет, о чем  я говорю.
Знаете, пользы  ученику,   от таких комбинаций  бывает   больше,   нежели    тренер   лично  сыграет  бы  с ним  сет,   или даже матч.
Разница  тут  в том, что играя на счет,  игроку стараются  посылать   мячи  атакующие и часто ему недоступные.

А  я, работая     "теннисной пушкой"  , посылаю ученику мячи доступные,  но постепенно   усложняя их прием.  Ученик, такие мячи  многократно  и  правильно отбиввае нарабатывает  еще   и мышечную память.

Это я к тому, что  несколько лет назад,  я присмотрелся к одной женщине,  которая  ежедневно много времени проводила на стадионе.    Наблюдая,  с каким  упорством, и в жару и   в   ненастье,      она наматывала круги по беговой дорожке,  я подумал,   а не пригласить  ли ее попробовать себя в теннисе?!

Я    помню  как  в 1974 году  меня  пригласили на корт. Если  б   меня тогда не спросили:   не хочу - ли я поиграть в теннис?   Я, наверное,   из-за  стеснительности   никогда б не стал теннистом.   Хорошо, что спросили! 

Работа тренером, помня об этом,  я всегда стал  подходить к отдельным наблюдателям зза игрой и спрашивать, - вдруг человек   просто стесняется  признаться, что  тоже   хочет попробовать    себя   в теннисе.

Помню,   как я   однажды  даже оконфузился.     Я с  кем - то   увлеченно играл на  крайнем корте,  а у сетки  ограждения  стояла девушка    и  наблюдала за нашей   борьбой. При переходе  я подошел к ней и предложил,    зайти на корт и попробовать   приобщиться к этому  замечательному виду спорта.

Но  девушка  молча показала  спрятанные за спиной руки,   у нее  на ладонях не было ни единого  пальца,  и сказала:  - Я  занимаюсь  легкой  атлетикой в кубе инвалидов,  и  спросила:  можно я еще посмотрю,   как вы играете?!

Не стеснялся   я предлагать взять ракетку и попробовать  ударить  по мячу  и   в спорткомплексе  Каскад.    Когда  ребята выходили подышать свежим воздухом  из   тренажерного   зала,  я  тут - как тут:  -  возьми  ракетку,   бабахни по мячу!
 
Внушал   в шутку  каждому:  -    если,  ты,    не промахивается  ложкой   мимо рта,  то  освоить теннис  сможешь!      И это, почти всегда,  срабатывало!    Человек  10    из этих бывших штагистов, стали еще и тенниситами.
Да еще как играют!

Это я к тому, что  я через какое-то время  подошел к этой  бегунье,  назовем  ее,   «М»,  и предложил  взять у меня несколько   уроков,  но она, к сожалению,   отказалась. Что ж,   подумал я,  каждому свое. 

Прошел  год   и  «М» сама  пришла  ко мне на корт.  Появилось желлани   покорить теннис.

Мы начали заниматься,  и на первых же уроках я  сказал ей:   -  Если бы,   Вы, пришли в теннис  в возрасте  6-7 лет, всякие там   Щараповы,  Курниковы,   просто бы отдыхали!   
Но   даже сейчас, в возрасте  за 40, - продолжил я,-    гарантирую  вам,    что  через  год –два  вас начнут приглашать сыграть матч,   лучшие теннисистки  нашего города.  И я не ошибся! 

Имея пробивной,  целеустремленный характер,  «М» продолжила тренировки и взимний сезон,  арендовав теннисый   зал.  Продолжая   брать у меня уроки  и,    играя с любителями, она    к лету добилась  уже  многого.

Следующий   летний    сезон мы ,  совершенствуя     технику,     посвятили     отработке   тактики   и стратегии   соревновательной,  спортивной  игры  в теннис.
Уже  к осени слещего года  "М" стала заметной  фигурой  на любительских теннисных турнирах  Кривого  Рога.

Продолжая играть самостоятельно, «М»  не остановилась на  достигнутом   и     вышла  на междугородний уровень.
 
Ее игру,  ее  бойцовский характер почувствовали  на себе  теннисисты – любители:    Запорожья, Киева, Днепра, Харькова, Херсона , Бучи,  и это не полный  перечень.

Я вот сейчас перечитываю  репортажи  фейсбуке о ее собственных   теннсных матчах: – веселые,  с юмором,  и,    в то же время, грамотные,   доброжелательные к соперникам и устроителям турниров,  и  всегда с большим   количеством фотографий.

Скажу, что  и мне приятно, когда она  в коментриях  иногда  говорит   мне   спасибо и называет   меня  своим  наставником и тренером.   

Как –то  она   сказала:  -  Атонинович,    Вы,  подсадили   меня на такую  «ИГЛУ»,   что когда нет   тенниса,   у меня начинается «ЛОМКА»!

Очень  точно подметила   «М», я тоже   с  этой ломкой  знаком  более 40 лет,  -  с того момента, когда    впервые   ударил  ракеткой по мячу.

Хочу  в 2021 году  пожелать ей отличного  здоровья, личного счастья  и очередных теннисных побед!
Е.А.


Рецензии