Дыши ртом

 Рассказ для детей

   - Слушай, Виталик, подойди ко мне!
   "Почему Иван Петрович, наш физрук, называет меня Виталиком?" - возмущался в душе Витя Антонов из 5-А. И не первый раз!
   "Я - Виктор! Победитель! А не какой-то Виталик!"- продолжал он негодовать.
   - Ну, что ты застыл, как статуя? Подойди! - настойчивее потребовал физрук.
   - Иван Петрович, я - Виктор и очень не люблю, когда меня называют Виталием. Разве вы не знаете, что это два разных имени?
   - Да, ладно, Витя, что ты так разволновался? Я, просто, забыл. Извини, пожалуйста. У меня очень интересное для тебя предложение... Ты спорт любишь?
   - Да, люблю: футбол, баскетбол, ручной мяч...
   - Ты называешь все игровые виды. Мне интересно, а, как ты относишься к царице спорта - лёгкой атлетике? Или - лыжам?
   - Лыжи мне мама не покупала, я сам сделал из остатков селёдочной бочки. Но они у меня не очень хорошо получились. И всё же, я  на них с таких гор спускался, что, если бы на "покупных", то сломал бы их с первого раза и сам сломался бы. На самоделках не каждый сумеет с горы спуститься!
   - Витя, сейчас уже, почти лето. И зачем нам лыжи? О них мы с тобой поговорим зимой, ладно?
   - Ладно! Тогда, зачем вы меня позвали?
   - А за тем, чтоб предложить тебе поучаствовать на соревнованиях по лёгкой атлетике - бег 1000 метров. Как ты относишься к бегу на такие дистанции?
   - Я не знаю. Я не бегал на стадионе, а только по полю или по грунтовой дороге.
   - Но, ты любишь бегать?
   - Я люблю просто бегать,  а на соревнованиях я ещё не бегал.
   - А ты умеешь бегать быстро?
   - Я не знаю. Мы с пацанами бегали наперегонки и, мне показалось, что я бежал быстро.
   - Ладно, в воскресенье на стадионе будет проводиться городская спартакиада и нам нужно выставить на соревнование бегуна 11-13 лет. Ты придёшь защищать честь нашей школы?
   - Конечно приду!
   - Давай, встретимся в девять утра у мавзолея Г.И.Котовского, хорошо?
   - Хорошо.


   Витя всю ночь не мог спать, переживал и очень хотел выступить за честь школы, как можно лучше. А на самом деле, он не знал, как он умеет бегать на стадионе. Если посчитать математически, ему нужно будет пробежать полтора круга футбольного поля. Это он узнал от одноклассников. Оказалось, что Иван Петрович предлагал эти соревнования, почти всем пятиклассникам, но никто не согласился, а Витя согласился. Как же так, нужно защищать честь школы! Но он никогда не бегал вокруг футбольного поля и, даже не ходил по этим беговым дорожкам. В его школе, в которой мальчик учился раньше, не было никакого стадиона, а просто поляна. И физрука не было, а была одна учительница начальных классов, которая вела все уроки с первого по четвёртый класс одновременно и в одном помещении.


   В половине девятого Витя был у мавзолея и стал ожидать Ивана Петровича. Из головы не выходила мысль, как бы выступить достойно. Он очень боялся, что прибежит к финишу последним. И это будет - позор.
   Иван Петрович пришёл на встречу без пяти девять часов.. Видно было, что он не ожидал увидеть Витю, а, увидев, не обрадовался:
   - Ну, что - пришёл? Хорошо, а, как нам победить?
   - Я этого не знаю.
   - Ладно, запомни, что нужно правильно распределить свои силы. Они все рванут со старта, а ты беги размеренно и экономь силы. И, главное, правильно дыши: сначала ртом,
а потом - носом. Или наоборот... я не знаю.
   - И я не знаю.
   - В общем - пошли. Скоро - старт. А форма у тебя есть?
   - Нет.
   - А как же?
   - Я не знаю.
   - Покажи майку.
   - Вот! - Витя расстегнул одну пуговицу на рубашке. - Она не белая, а светло-зелёная.
   - А трусы?
   - Синие.
   - Пойдёт! Разденься на трибуне, а я постерегу. А в кедах ты ходишь?
   - Да! Все пацаны так ходят.
   - Замечательно!


   По стадиону прозвучало радио объявление о забеге на 1000 метров . Возрастная группа 11-13 лет. Приглашаются легкоатлеты от всех школ города.
   На беговой дорожке уже стояли три спортсмена в красивых спортивных формах: белые майки с надписью номера спортивной школы, цветные трусы с полосками по бокам. Все были обуты в беговые "шипы".
   Витя только глянул на них и сразу проиграл дистанцию бега. Он сильно пожалел, что согласился участвовать на соревнованиях. Он прекрасно понимал, что у него нет не только формы для соревнования,но и элементарной подготовки.
   Когда физрук признался ему, что забыл, как он должен дышать на дистанции: носом или ртом, Витя решил эту проблему сам "Как получится, так и буду дышать...". Мальчик сложил свою одежду на скамеечке и побежал на беговую дорожку. Подошедший судья спросил:
   - Какая школа?
   - Первая.
   - Вот, ваш номер - тринадцать!
   - Стоявшие пацаны, в красивых формах, криво заулыбались и покровительственно помогли завязать тесёмки номера за спиной. А Вите было всё равно, какой у него номер и, как он пробежит, главное бы - не последним.
   Их выстроили в линию и все наклонились на низкий старт. В голове Вити прыгали слова Ивана Петровича про дыхание и про фальстарт. И когда резко треснул стартовый пистолет, Витя сам себя спросил: "А, где фальстарт?" А когда понял, что старт состоялся, то кинулся догонять беглецов. Он думал, что всё равно догонит, но расстояние не укорачивалось с основной группой, а только с четвёртым, который рванул за спортсменами, но силы не рассчитал и начал отставать, что прибавило Вите азарта и он обогнал горемыку под дружное одобрение стадиона.
   - Давай, давай, пацан!
   - Осталось только - три!
   - Жми! Скоро третьим будешь!
   По поводу дыхания, Витя сразу задышал ртом, но кислорода не хватало и он понял, что с техникой дыхания он всё же ошибся, но было уже поздно и он сумел победить двух человек: обошёл "четвёртого" и пришёл не последним. Он успел заметить сочувствующие и уважающие взгляды зрителей, а взгляда Ивана Петровича он не увидел. Не увидел и самого физрука. Он понял, что Иван Петрович недоволен результатом забега и своим выдвиженцем. А сенсации у физрука не получилось. Он явно стремился открыть новое имя в этом "колхозном" мальчике, но не получилось. Когда Витя вернулся за своей одеждой, её стерегла какая-то незнакомая женщина.
   - А, где Иван Петрович?
   - Мужчина попросил меня приглядеть за одеждой, а сам пошёл поздравить победителей. Там выступал его сын.
   После этих не совсем удачных соревнований, Витя возненавидел бег, лёгкую атлетику и всех физруков.
  г.Тула, июль 2020г.


Рецензии
Доброй ночи, Виктор.
Хороший мальчик Витя.
Очень ответственный и единственный, кто из ребят захотел защитить честь своей школы.
Справился на отлично, хотя это было первое его выступление на соревнованиях.
Не опозорился, не прибежал последним.
Да и физрук подкачал, вещи мальчика до конца не подкараулил, хорошо хоть женщина незнакомая сторожила их.
Да, и побежал, в первую очередь к своему сынуле, а Витю даже не приободрил.
Не педагогично поступил и не по-мужски, доказав свою несостоятельность как учитель физкультуры.
Я бы на месте Витюши, тоже бы так поступила, и возненавидела и бег и лёгкую атлетику и всех физруков.
Отличный рассказ, но, только очень грустный.
С теплом,

Варвара Сотникова   11.01.2024 23:14     Заявить о нарушении
Доброй ночи, Верочка! Спасибо Вам за добрые слова и понимание. Ваши слова, как бальзам. Огромнейшее спасибо Вам. Хочется ещё творить и созидать. Желаю и Вам только успеха и только вдохновения! Будьте здоровы!
С ув. и теплом Виктор.

Виктор Антохи   11.01.2024 23:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.