Берег над обрывом

Рассказ для детей-подростков

   Не стоит спрашивать детей, какая пора года лучше, потому что все дети, без исключения, ответят однозначно — лето. И их легко понять, потому что летом самые продолжительные каникулы в году.Но, если спросить, какой из летних месяцев лучше, то многие дети могут ответить: — Какая разница? — каждый из трёх месяцев — летний.

   Просто, дети не задумываются о том, что в августе день стал короче, а ночь длиннее, что в августе солнце позже всходит и раньше заходит чем в июне — июле. А это значит, что в августе даже стадо приходит с пастбищ домой намного раньше, а для детей погулять остаётся намного меньше дневного времени чем раньше. Но дети привыкли к продолжительным вечерним сумеркам, а август нарушает их игру вторжением тёмной ночи. Ребята играют, опаздывая домой, потому что привыкли быть вместе. Они часто придумывали себе новые игры, только бы их не загнали домой.И в хуторе Весёлый мальчики и девочки подросткового возраста, собирались у сельского клуба над оврагом, который доминирует над местностью, в небольшом, но уютном посёлке,где жили,в основном, бабушки и дедушки детей из разных концов Союза. Внуки любили сюда приезжать ежегодно на каникулы, хотя здесь не было театров, музеев и кинотеатров, зато здесь жили такие верные друзья, которых нет нигде. В августе, конечно, все разъезжаются в свои города и сёла, чтоб продолжить учёбу в очередном классе. А после длительных осени и зимы, весёлой и жизнерадостной весны, снова наступала пора каникул и новая встреча друзей в Весёлом. Они снова будут общаться, придумывать новые игры и вспоминать старые; организуют бесплатные концерты для бабушек и дедушек и приедет один раз в неделю киномеханик - дядя Лёня, из соседнего села, который заведёт за ларьковым погребом бензиновый мотор, чтоб показать населению «Цветок в пыли» или «Чапаев». Несмотря на то, что это не новинка киноиндустрии, клуб будет забит полностью, благодарными зрителями  — бабушками и дедушками. А подростки, пользуясь моментом, будут уединяться, чтоб меньше их видели, в укромных местах и целоваться, переживать и ревновать. А на следующий день, после работ в огородах и ухаживанием за домашним скотом, ребята снова вспомнят о любимой игре «Ручеёк», когда каждый имеет возможность показать свою симпатию. Но август подтолкнёт ребят к новому поиску и они придумали не одну новую игру, которая понравится всем и будут в ней участники и наблюдатели, согласные поучаствовать и осторожные созерцатели. Август навёл ребят на мысль придумать игру, в которой могло быть использовано новое явление лета — темень ранней ночи.
   Игра привязана конкретно к главному в хуторе месту. Ребята привыкли собираться и играть у сельского клуба, который был расположен в длинном глинобитном одноэтажном здании, с торца которого был устроен ларёк, а продолжением был клуб и библиотека. От второго торца клуба до берега над оврагом было менее ста метров. А берег возвышался над оврагом, как мостик капитана над морем пастбищ, которые остались невспаханными только благодаря своей крутизне, особенно левый берег балки.На крутизне оканчивались тыльные части огородов бабушек и дедушек и заборами по всей длине, чтоб не заходила в огороды скотина. Правый берег балки был длиннее и менее крут и упирался в большое колхозное поле. Эта часть балки делала поворот влево и пересекалась с другими балками. Над местом поворота балки на вершине берега располагалось старое хуторское кладбище. Здесь хоронили своих дедушек и бабушек хуторяне и выходцы с хутора, которые жили во всех концах Союза.
   Как ни странно, но центром хутора был овраг, самая низкая точка населённого пункта. Конкретная точка центра — источник питьевой воды или родник, который был ограждён и служил людям, как единственный в хуторе колодязь. Он обеспечивал все пятьдесят дворов и два стада животных, а также всё поголовье птиц и молодняк, который ещё не входил в стадо, но обязательно пьющий воду. У источника происходит сбор стада утром и вечером. Здесь же встречаются люди перед началом работ и после работы, многие без дела, по привычке, чтоб пообщаться, решить жизненные проблемы и даже поторговаться своими излишками.
   Скот протоптал дорожки,видневшиеся далеко с берега над оврагом до самого кладбища, которое находится за пределами хутора, в полутора километрах к западу.
Уже многих знакомых людей, соседей и родственников хуторяне отнесли на запад, под сень белых старых акаций и других южных деревьев. Молодым ребятам и девочкам также приходилось сопровождать усопших и они ощущали, как пробегают мураши по коже, когда приближались к месту грусти и печали. Верхней восточной частью овраг упирался в подворье умершего деда Ивана и бабушки Дуни, которое перешло наследникам. Овраг был наглядным пособием, образованное от эрозии почвы от воздействия воды и плодородной почвы. По восточной стенке оврага шумела талая вода весной, несущаяся вниз на запад, образовывая дальнейшее расширение и углубление поверхности почвы. В некоторых местах рвы можно ещё перепрыгнуть, в других местах - нужно их обходить. По правому склону,напротив колодца высились остатки бывшей мельницы, которая, по всей вероятности работала от рабочего колеса, приводимого в действие водой, которой не хватило и проект утратил свою функциональность. Всё ценное растащили, а никому ненужное осталось под небом, как память былым временам. Разрушилась и дорога к мельнице, осталась только тропа, которой пользовались пастухи, выгоняя забредший туда скот или птицу...
 
   — Ребята, а давайте сыграем игру на смелость. Только, чур, участвуют только мальчики! А девочки будут наблюдать с берега над оврагом.
   — Что за дискриминация, ребята? Я не согласна, — возразила Лариса из г.Бельцы.
   — Лара, ты сначала послушай, — отпарировал Славик из Котовска. — Мы тут посоветовались с ребятами и подумали, что девочкам эта игра будет страшноватой.
   — Ну, что вы там придумали, — покраснела Мария из соседнего Даренчукова.
   — Хорошо, ребята, не тяните, я уже хочу знать, — с нетерпением в голосе вставила Наташа из Красных Окон.
   — Лёня, расскажи, пожалуйста, ты — это твоя инициатива, предложил местный Витя.
   — Хорошо, но ты подсказывай, если я что-то забуду, — согласился Лёня из Чёрны.
   — Лёня, я уже горю от любопытства, — пыталась ускорить процесс раскрытия новых планов Люда из Бельц.
   — Я тоже хочу участвовать в новой игре, — разожгла интригу местная Галя.
   — Внимание на меня, ребята, — начал Лёня. — Наверное вы заметили, что только солнце оказалось на западе, за кладбищем, наступают сумерки и, как-будто, кто-то нажал на клавишу выключателя и, даже не выключателя, а словно реостатом понижает напряжение электричества на солнце и наступает ночь. Вы заметили такое?
   — Я заметил, — признался Славик.
   — И я, — поддержал Витя.
   — А вы думаете, что девочки не увидели, — разгорячилась Маруська. — Очень даже чётко заметили.
   — Так вот, я продолжаю, — поднял голос Лёня. — Это идеальное условие для нашей игры на смелость. Назовём её — «Смелый мальчик».
   — Что нужно делать, Лёня, — пыталась ускорить рассказ Люда.
   — Я тоже хочу с вами играть, — попросился цыган Вася Буламез.
   — Ладно,ладно! — выразил кто-то своё мнение.
   — Давайте по очереди будем выставлять кандидата на звание "Смелый мальчик", а остальные будут следить за ним с берега над оврагом,- предложил Лёня.
   — Да, отсюда будет хорошо видно, при условии, что кандидат посветит спичками или фонариком.
   — Хорошо, давайте закрепим это условие, если никто не против. — Подвела черту по Правилам игры Лара.
   — Наверное, все согласны, — заключила Галя.
   — И я хочу играть, — подтвердила нетерпеливо Наташа.
   — А кто будет первый? — внезапно возник вопрос.
   — Я, — спокойно ответил Лёня.
   — Я, — менее уверенно заявил Витя.
   — Ребята, а может, нужно по-двое? — предложила Наташа.
   — Я бы с тобой,Наташа,сходил, — Пошли?
   — И я бы с тобой сходила.
   — Нет, это сразу снижает кайф игры для не очень смелых мальчиков.
   — Пускай ребята проявляют себя!
   — Ребята, я предлагаю, — выступила Люда, — проводить одну игру за вечер. Представляете, насколько растянется игра?
   — Пусть будет так, — согласился Лёня.
   — Я не против, — как-то с сожалением, высказал Витя и грустно глянул на Наташу, которая, кажется поняла выражение несостоявшегося партнёра игры.
   А многие ребята просто промолчали.
   — Начнём завтра? — спросил Лёня.
   — А почему завтра? — поинтересовалась Маруська.
   — У нас ни фонарика нет, ни спичек, — заявил первый кандидат.
   — Хорошо, собираемся у клуба после возвращения коров с пастбища.
   — До завтра!
   — До встречи!
   — До свидания!
   — Пока, Наташа!
   — Нет!
   — Что нет?
   — Не до свидания, а проводи, я боюсь после тех страхов, которые я сегодня наслушалась.
   — Хорошо, я тебя догоню.
   Девочки и мальчики расходились по домам, предвкушая завтрашнее новое развлечение. Первым кандидатом будет Лёня, а вторым Витя. Что будет дальше, пока не известно.Но остальные молчат. Почему Славик молчит? Или есть неуверенность в своих силах? Может просто затаились, чтоб узнать, как пройдёт испытание у первых кандидатов. Всё просто — всем нужно набраться терпения и дождаться завтрашнего
дня и вечера.
   — Наташа, ты где? — негромко позвал Витя.
   Но ответа не было и Витя ускорил шаг.
   — Наташка! — позвал юноша.
   — Я здесь! — услышалось впереди.
   — Подожди!
   — Зачем?
   — Ты не хочешь, чтоб я тебя проводил?
   — Не скажу!
   — Почему?
   — Если ты долго не идёшь, то не хочешь меня провожать. Меня уже давно волки съели бы!
   — Я сам злой и страшный волк, — Витя поднял руки над головой и пошёл вперёд, пугая девочку.
   — Я тебя не боюсь.
   — Что, совсем не страшно?
   — Нет, потому что ты хороший. Я давно это знаю.
   — Наташа, если машина поедет навстречу, спрячемся? Сойдём с дороги, чтоб нас не увидели, хорошо?
   — А почему?
   — Чтоб тебе не навредить. А то твой дед Иван потом мне уши надерёт.
   — Хорошо, спрячемся.Побережём твои уши.
   — Ты меня не бойся, я человек мирный и тебя обижать не собираюсь.
   — Я тебе верю.
   — Спасибо.
   — Витя, машина едет!
   — Давай руку и бегом с дороги!
     Они обнялись и замерли в вишняке в пятнадцати метрах от дороги. Машина осветила всю местность, а молодые люди застыли в длинном поцелуе, который, кажется, был для Наташи первым.
   — Витя, как жаль, что мы с тобой не поиграем в "Смелого мальчика".
   — У нас может быть наша с тобой игра — «Смелые мальчик и девочка».
   — Поиграем несколько дней и я уеду домой, скоро — в школу.
   — Давай ещё целоваться, а то ты скоро уедешь.
   — Целуй, мне приятно.
   В тот вечер они столько раз поцеловались, что такого не могли бы вспомнить за всю свою молодую жизнь.
--------------
   Наступил день первого испытания. Витя ходил к Лёне. Они обсудили, как лучше провести испытание.
   - Лёня, давай, я схожу с тобой на кладбище, чтоб тебе не было страшно.
   - Нет, зачем? А вдруг они заинтересуются, куда ты делся?
   - Может мне вечером не приходить к клубу, а дождаться темноты и тебя в назначенном месте? Сходим вместе на кладбище и посветим им спичками?
   - Как сделать, чтоб не вызвать подозрение о нашем сговоре?
   - Может я завтра схожу к маме на работу,а ты вечером оповестишь всех, почему меня нет и я дождусь тебя возле старой мельницы. Там есть тропинка, по которой ходят Лебеди до своего дома.
   - Витя, я нашёл у своего деда Савы фонарик, так что сможем светить всю дорогу до кладбища. Но, как я тебе завтра помогу, не соображу никак.
   - Не стоит переживать. Мне поможет Вася Буламез. Он не из болтливых, не сдаст.
   - Я тебе завтра фонарик дам, хорошо?
   - Спасибо.
   - Лёня, скажи честно, тебе страшно?
   - Немного неприятно, а,если честно, мне страшновато оказаться на кладбище один и ночью.Но это наша игра и пусть наши друзья поразвлекаются на Берегу, а мы их поразвлекаем, поиграем для них.
   - Я принимаю твою версию. Хорошо, что девочек исключили из списка кандидатов.
   - Они не смогут даже вдвоём или всей кучей посветить нам спичками.Они испугаются...я уверен.
   - Хорошую игру ты, Лёня, придумал.
   - Такая мысль пришла, наверное, чтоб подольше задержать наших девочек...
   - Тебе кто-то нравится?
   - Да! Мне очень нравится Наташа!
   - Из Красных Окон?
   - Нет, из Бельц.
   - Из Бельц Лариса и Люда. Кто из них?
   - Чёрненькая!
   - Это Людмила! Я чуть-чуть сознание не потерял.
   - Почему?
   - Потому что ты назвал имя Наташи, а мы с ней вчера провожались.
   - Да? Молодец!
   - Лёня,красивая девочка. А Люда знает, что она тебе нравится?
   - Нет. И ты не проболтайся, хорошо?
   - Пожалуйста, дружище! Но я считаю, что ей нужно об этом сказать. И это должен сделать только ты, лично.
   - Нет, Витя, я не могу ей сказать.
   - Делай, как знаешь.
   - Ну что, до вечера? Встречаемся у старой мельницы, когда стемнеет?
   - До встречи у мельницы!

   До встречи стада время ещё не подошло, но первыми встречающими всегда были хуторские мужчины. Они поодиночке начинали собираться у хуторского ларька, а потом гурьбой спускались с берега по крутой тропинке в овраг к колодцу...
... А пока, сообщив дома, что выйдут раньше, чтоб купить курево, собирались у ларька-клуба с большим оцинкованным ведром, навесив тонкой дужкой на правую руку. Каждый из подходивших к ларьку, мысленно мечтал и загадывал:<<Вот был бы у ларька, хоть один из мужиков...>>, чтоб вместе покурить и поджидать остальных односельчан. Мужики, купив папиросы "Север"- самые популярные и недорогие для сельских курильщиков, с наслаждением затягивались ароматным дымком и вспоминали самые свежие анекдоты или местные байки. Когда компания увеличивалась, то на прилавок дед Чулков выставлял откупоренную бутылочку "Московской" и по конфетке на брата. Тут же по кругу пошла гранённая стопка из толстого стекла. Разговоры становились веселее, солёность анекдотов откровеннее, но время встречать кормилицу, выталкивало мужиков из ларька в овраг. В это время начинали собираться подростки - внуки хуторских дедушек бабушек. Старшие городские девочки покупали конфеты и раздавали их местным небогатым любителям сладкого. Лариса на сдачу попросила несколько коробков спичек.Дед Чулков удивился, но выдал девочке товар:
   "Девочки, вы,часом, не собираетесь курить"?
   "Нет, но мы можем разжечь на пустыре костёр. Не волнуйтесь, дедушка, как видите, мы уже достаточно большие".
   "Хорошо, я не против, но спросить обязан"!
   Лёня тоже появился засветло и было заметно, что он сильно взволнован.
   "Пашин курить не будет,- подумал Чулков,- там воспитание вполне правильное.- А вот городские девушки могут и покурить и выпить,-сам себе рассуждал дед".
   - А где наши мальчики?- спросила громко Лариса,-что-то я многих не увидела".
   - Может пойдём на берег оврага? - отвлёк от темы Лёня.- А вот ещё мальчик,- показывая пальцем на цыганчука Буламеза, добавил Лёня.
   - Кстати, Витю мама забрала на ферму и он придёт, когда вернутся с работы".
   - А зачем ему нужно было идти на ферму? - не унималась Лора.
   - Мама позвала с собой, а как можно ослушаться?
   - Нельзя?
   - Нельзя. Мама не просто так позвала на ферму. Ей что-то нужно было помочь.
   - Я знаю тётю Валю хорошо, заявила Люда,-она просто так бы его не позвала с собой.
   - Когда вернутся с мамой, то он появится,- заверил всех Лёня.
   - Хорошо! Увидимся позже. А ты, Лёня готов?
   - Всегда готов! Ты лучше, Лора, задай вопрос другим ребятам, когда они собираются сходить на кладбище.
   - Сегодня спросим!

   Вечер широким шагом близился к своему апогею движения и, почему-то казалось, что движение идёт к берегу над оврагом с запада, а точнее с кладбища. Именно там ежедневно окунался, как в мужские штаны, красный огненный шар Светила, которое устало за день нам светить и уходит отдыхать в свою спальню под лохматые дымки западных тучек. О приближении вечера извещал всех сельчан поспешный топот стада коров, движущегося по своим тропам, проложенным своими раздвоёнными копытами за многие столетия истории хутора. Никто не знает точно, когда эта общность здесь образовалась, но каждый день солнце садилось за кладбищем. и всходило с противоположной стороны, которую дети не часто видят, проспав этот торжественный момент.
   Коровы издалека оповещают о себе громким рёвом, типа:"Люди, встречайте, мы идём домой"!
   Овраг моментально наполнился людьми, крупным рогатым скотом, птичьими стайками, гуськом направляющихся домой и разнообразными звуками: стуками вёдер, льющейся водой и криками недовольных людей. Все сначала в активном действии, а утолившие жажду коровы выстраиваются на недалёкий, знакомый и привычный курс: с оврага - домой. За скотом потянулись люди, набрав полные вёдра ключевой воды, и, попыхивая папироской. а запоздалые стайки домашней птицы, уступившие пространство для крупных животных, не спеша, и в развалочку, покидают овраг, в который сразу же, опустились серые сумерки. Они густели больше и больше после каждого движения глазных век. Они из серых темнели с каждой секундой и в одно мгновение помрачнели, став тёмной шторой южной ночи.
   
   Ребята, наблюдавшие с берега над оврагом, засекали, как исчезают дальние очертания горизонта , как смазались очертания кладбища, ближние подступы к нему, потом тропы пастбищ и эрозийные рвы от талых снегов и дождевых вод. Исчезли очертания мельницы, колодезного "журавля" и крутых троп ближнего склона. Ребята переглянулись:
   - Лёня, время пришло, ты готов?
   Лёня стоял, криво улыбаясь, и, помигивая дедовым фонариком:
   - Я пошёл, если не вернусь, то считайте меня...
   - Давай! Мы наблюдаем и ждём твой "зайчик" на кладбище.
   - Ждите! А я пошёл!
   С этими словами и, подсвечивая себе фонариком, Лёня пошёл по самой пологой тропе, которую выбрал себе загодя.
   Девочки обсуждали всё, что видели:
   - Он идёт по дороге вниз и перешёл на другой склон оврага.
   - Фонарик погас, девочки,-забеспокоился кто-то в темноте.
   - Сейчас включит!
   - О-о-о-о! Включил, заорали хором девочки...
   - Где это он?
   - Кажется, подошёл к старой мельнице.
   - Он пошёл справа от мельницы по дороге к песчаному карьеру. Там люди добывают
песок для стройки. Хороший песок, крупный и оранжевый.
   Лёнин "зайчик" запрыгал по карьеру и выпрыгнул на тропинке у дома деда Ивана Лебедя. Там была крутая тропа над обрывом карьера, а через метров сто, "зайчик" прыгнул на ворота деда Ивана, а ещё через пять минут дорожка вывела Лёню на грунтовую дорогу, ведущую к кладбищу и в Евменьевку.
   - Без фонарика было бы плохо. Он здорово нам помог, правда Витя?
   - Правда, Лёша! - ответил лучший друг, который не мог оставить Лёню в такой сложной обстановки и сопровождает его от старой мельницы.
   - Как ты думаешь, они нас не раскусили?-волновался Лёня.
   - Думаю, что нет!
   - Нам пройти осталось чуть-чуть. Свети на колею, будем выбирать дорогу.
   - А вот и кладбище!
   - Правда, жутковато?
   - Нет, мне с тобой намного лучше!
   - И мне, друг, с тобой хорошо.
   - Я завтра с тобой пойду.
   - Нет, Лёша, не надо, а то нас раскусят. И не засчитается ни твой день, ни мой.
   - А, как же быть?
   - Я завтра буду не один и всё будет хорошо.
   - Зайдём или отсюда посветим?
   - Зайдём! Пройдём туда, где старые акации. С берега они увидят хорошо нашего "зайчика".
   - Ты боишься?
   - А ты?
   - Я бы один не пошёл, наверное.
   - Пошёл бы! Неудобно отказываться, когда всех заверил.
   - Пройдём между могилок. Смотри, здесь никого нет. Поведи светом по могилам.
Всё хорошо и нам некого бояться. Правда же?
   - Да, конечно.
   - Слушай, а там справа, какое-то движение...
   - Посветим?
   - Да!
   - Там как-будто руками размахивают.
   - Это ленты от венков на ветру размахивают. Ещё десяток шагов и мы будем у цели.
   - Пришли! Давай посветим ребятам на берегу и смываемся отсюда.
   - Да, конечно.
   Луч фонаря запрыгал на кладбищенских растениях: то на белой акации,а то на клёне или вишне, между которыми торчали загадочными очертаниями чёрные или белые каменные православные кресты. Фонарик осветил всё, что достал своим лучом, потом несколько раз выключился, дразня темноту ночи и кладбищенские страхи у людей, наблюдавших с крутого берега над оврагом.

   Лёнин фонарь повёл друзей в обратную сторону, а мураши, которые подняли дыбом их чубы, внезапно спрыгнули с макушки головы и исчезли, оставшись на месте грусти и печали...
 
   Обратно почему-то дошли быстрее, но чувство страха было реальным и в этом не грех было признаться. Лёня был откровенно благодарен другу и смотрел на него, кажется совсем по-другому.
   Витя, оставив друга на скамье у деда Ивана, ускоренным шагом, почти бегом, промчался мимо мельницы к друзьям на берег. Он незаметно присоединился к ним и вслушивался в разговоры и настроения. Когда компания отреагировала на прибытии Вити, Лёня медленно встал и направился к друзьям.Он уже понял, что друг на месте и их никто не разоблачит, а дружба будет только крепче.
   "Зайчик" фонарика снова запрыгал по карьеру, по крыше мельницы и по склонам - правому, затем - левому. Он приближался к Берегу и к компании, которая его ждала. Когда герой дня, а вернее, ночи, поднялся по пологой тропинке наверх, юноша пустил фонарь под подбородок:
"Ур-р-рра!- закричали друзья. А Лёня чувствовал себя именинником. Он ловил на себе восхищённые взгляды друзей, но особенно ему понравилось, какими глазами на него смотрела та, ради которой, он рискнул на эту авантюру.
   Когда восторженные здравницы в честь героя попритихли и компания поубавила свои эмоции, внезапно и не смело прозвучал одинокий голосок:
   - Ребята, а кто пойдёт следующим?
   Тишина звенела неопределённо, а взгляды искали местного Витю.
   - Я, конечно, пойду, не сомневайтесь!
   Новое <<УРРа-а>>!- всколыхнуло тёмную воздушную среду на берегу над обрывом и унесло в тёмную ночь августа. Кто-то прижался плечом к плечу Вити и обвил его кисть своей ладошкой там, внизу, на уровне длины их рук. Юноша повернул голову и не увидел, а угадал два голубых глаза Наташи.
   <<Вот с ней бы я сходил! - подумал юноша, - А я с тобой схожу, пойдём завтра?>>
   - Ты что-то сказала?
   - Тебе показалось... Проводишь?
   - С удовольствием!
   - Ну что, мужчины у нас закончились?
   - Почему?
   - Потому, что ты молчишь. Ты завтра на очереди. Ну что, пойдёшь!
   - Конечно, пойду! Моя очередь.
   - А почему молчишь?
   - Я же сказал, что пойду.
   « Или не сказал? - подумал Витя,- а с Наташкой мы поговорили глазами? Ничего себе!»
   - Завтра идёт Витя,- давила на мужское самолюбие Лариса,- А кто будет следующий?
   - Я!- ответил Буламез.- Но это никому не было интересно.
   - Ну что, ребята, по домам? До завтра!
   - До завтра!
   - Спокойной ночи!
   - Интересно, что сегодня приснится? Пока!
   - Пока!

   На следующее утро мама Витю, на самом деле позвала с собой на ферму пасти телят. Ей надо было оставить сына с телятами, а самой навести порядок в их ограждении, убраться, продезинфицировать и подготовить. Витя прихватил с собой книжку про войну и целый день был готов поработать в обществе коровьих детёнышей.
Мама вывела с сыном телят, нашла подходящую полянку и вернулась на ферму. Телята спокойно щипали свежую травку, которая появилась после дождей и не мешали мальчику окунуться в военные будни советских партизан. Он видел себя рядом с героями войны и не сомневался, что был бы там, если бы не родился через девять летт после окончания Великой Отечественной войны. О предстоящем уроке мужества сегодня вечером Витя старался не думать, потому что второй раз сходить уже легче. Вчера сходил с другом, а сегодня может и сам сходить.
   Время за книгой с колхозными телятами проходит быстро. Витя старался не забыть о своих подопечных и не позволял им разбредаться, ибо потерять животное можно элементарно. Оно может спрятаться за кустом шиповника или залезть в какое-нибудь углубление, которое не сразу заметишь и - всё, недосчитаешься по головам!
   
   Между эпизодами партизанских операций вклинивалась жизнь реальная и тут же начинался пересчёт по количеству голов - 35 или 37, уже не вспомнить конкретное число, сколько голов маме доверили. Но никогда у нас потерь не было. А внезапное мамино появление повторяло пересчёт и означало, что коровьим детям пора возвращать за убранную оградку и пора приготовиться к опаиванию второсортным молоком - обратом.А после этой процедуры - возвращение мамы с сыном на хутор - прогулка в четыре или пять километров по неровностям Подольской возвышенности. А в хуторе его ожидают друзья и новая игра -"Смелый мальчик". Поужинав, и, оказав маме помощь по хозяйству, Витя ушёл на берег, где все уже давно были готовы, но не было Вити - главного участника игры и ночь ещё не вернулась на землю. Но мы ознакомились с картиной возвращения августовской ночи на наш овраг, поэтому все знают, как это происходит. А ночь вновь возвратилась и друзья поглядывали на Витю, но он ожидал чернильной темноты. Лёня держал фонарик "На товсь!",- как говаривали в военных романах русские моряки. Дружеская поддержка компании начала Витю подбадривать, сначала наперебой, а затем всё стройнее и громче:
   «Ви-тя, Ви-тя... Ви-тя!»
   Лёня, передавая другу фонарик, шепнул: «Я с тобой?»
   «Нет, я не один! Спасибо!»
   «Кто?»
   «Скажу потом...»
   - Витя, пора! - командовала процессом самая старшая девочка Лара.
   - Ребята, просветов этой ночи не видно? Тогда я пошёл! Ждите меня на берегу и я скоро вернусь.
   - Только ты хорошо нам посвети!
   - Может кто-то хочет показать, как?
   - Я не хочу!
   - И я не хочу! Бр-р-р-р! Мне страшно...
   - Всё, пока! Как Лёня вчера сказал. Считайте меня...
   Витя развернулся покрутил зигзагами над головой фонариком и пошёл по следам своего друга. Не дойдя до перехода на сторону мельницы, он услыхал шепот:
   - Витя, я с тобой!
   - Лёша ты?
   - Хорошо, пойдём до мельницы, но потом ты вернёшься.
   - Добре! Пошли!
   - Только тихо!
   Витя всё время держал луч фонаря на правом склоне, чтоб не осветить случайно то, что нельзя было показывать посторонним.
   У мельницы, впереди, что-то белело:
   - Хлопцы, это вы?
   - Кто там,- забеспокоился Лёшик.
   - Всё нормально! Это Наташа!
   - Да?.. Почему она здесь одна?
   - Она захотела пойти со мной. Ей надо сходить. А ты тихонько вернись, пока тебя не кинулись на берегу. Наташу там никто не заподозрит.
   - Хорошо, друг!
   - Лёня, ты нас не выдашь?
   - Нет, я свой!Всё, идите, а я возвращаюсь. Наташа, ты не боишься?
   - С Витей нет!
   - Я с ним тоже - нет!
   - До встречи!
   - Пока!

   Лёня вернулся, а молодая пара осталась вдвоём и никого вокруг: только два красивых тела в полной тиши ночного мрака и два гулко бьющихся сердечка. Даже глаз не видно, но они ощущаются и смотрят друг на друга с восхищённой радостью.
   - Мы пойдём или вернёмся? - прошептал он.
   - Мы пойдём! - ответила она.
   - Тебе совсем не страшно?
   - Трошки, - ответила девушка.
   - Смотри, я посвечу, а ты запоминай, как будем идти.
   - Я запомню на метров двадцать.
   - А может сначала это...
   - Что это?
   - Поцелуемся?
   - Если очень хочешь, то почему спрашиваешь?..
   - Жаль, что не было ни одного свидетеля, чтоб увидел, как сладко с тобой целоваться.
   - Тебе нужен свидетель?
   - Нет!
   - И мне, нет! Запомнила на двадцать метров?
   - Пошли, я запомнила. Мы что экономим свет?
   - Нет, но лучше, перестраховаться, чтоб фонарик не погас посреди кладбища.
   - И что тогда будет?
   - Трудно будет выбираться из-за могил.
   - Но мы же выберемся!
   - А ты что сомневаешься?
   - Нет. Я уверена, что всё будет хорошо.
   - Такой оптимизм мне по душе. Пошли!
   - Ты мне руку дашь?
   - Хоть обе.
   - Витя, а ты меня там не изнасилуешь?
   - Откуда у тебя такие мысли? Ты что меня боишься?
   - Нет, не боюсь, но я должна быть осторожной.
   - Если ты так боишься и у тебя такие мысли, может, тебе нужно вернуться на берег?
   - Нет! Пошли!
   - Пошли.
   Влюблённые взявшись за руки прошли мимо мельницы, через карьер и приблизились к лавке деда Лебедя.
   - Отдохнём?
   - Да!
   Они обнялись, поцеловались и посмотрели на звёздное небо.
   - Когда-нибудь мы будем вспоминать, как мы встречались на хуторе, целовались и среди ночи ходили зачем-то на кладбище.
   Наташа, весело рассмеялась и, не могла остановиться, чтоб что-то внятно сказать:
   - Понимаешь? Чтоб наши родные знали бы, где мы сейчас, что делаем и о чём говорим?
   - Я только подумаю, что твой дед Иван со мной сделал бы, если бы ему кто сказал про нас!
   - И про изнасилование?
   - Про это не думай. Ты ещё очень маленькая, да и я на год всего старше. Может мы пойдём дальше?
   - Пошли!
   - Или ты боишься?
   - Нет, Витя, с тобой не боюсь.
   Ребята вышли на грунтовую полевую дорогу и пошли в сторону Евменьевки. Справа светлела стерня колхозного поля. Здесь недавно комбайн убрал ячмень. Антон провёл лучом по полю и показал Наташе соломенные кучи, сброшенные комбайном.
   - Далеко ещё?
   - Нет, метров триста.
   - Я хочу уже дойти, чтоб вернуться назад.
   - Тогда идём за руку, не будем останавливаться и обниматься, пока не дойдём до царства мёртвых.
   - Хорошо, пошли.
   - Витя, а кто тебе из наших девочек больше всех нравится?
   - Как кто? - Ты!
   - А Галя?
   - Мы с ней одноклассники и никогда не встречались.
   - А ты с ней не целовался?
   - Нет!
   - А с Людой из Бельц?
   - Тоже нет.
   - А с Маруськой?
   - С ней целовались, но потом поругались.
   - А почему?
   - Просто, так получилось. Она обиделась и мы больше не дружим.
   - Она так на тебя смотрит!
   - Тебе показалось.
   - Ничего не показалось. Я же вижу. Скажи, почему вы поругались?
   - Тебе это надо?
   - Да! Скажи!
   - Как я скажу?
   - А что случилось?
   - Ничего не случилось. Просто мы пришли на кладбище.
   - Пришли туда, где ты меня будешь насиловать?
   - Да, раздевайся! Я хочу тебя изнасиловать и до сих пор не было лучшего места.
   - Я боюсь, Витя.
   - Давай так, ты постой здесь, а я пойду вон туда, - Витя показал направление на акации, под которыми они с Лёней вчера светили в сторону берега.- Потом пойдём к ребятам.
   - Нет! Я боюсь здесь оставаться!
   - Чего бояться. Ты остаёшься на дороге, а я пойду на кладбище. Это мне нужно бояться.
   - Я с тобой!
   - Так ты же сказала, что я насильник...
   - Ну и что? Я с тобой.
   - Хорошо. Пошли.
   - Давай руку!
   - Держись!
   Витя провёл девушку между могилами ко вчерашнему месту и посветил ребятам на берегу, вырисовывая разные геометрические фигуры, и, несколько раз погасив, а потом, вновь включив, фонарик деда Савы. Наташа всё время держала Витю за руку, боясь пошевелиться. Она невольно косила глаза то в одну сторону, то в другую.
   Когда световое представление закончилось ребята выбрались на дорогу и пошли назад:
   - Стой! - резко остановил Витя девушку.
   - Что случилось?
   - Я забыл тебя изнасиловать.
   - Да? А почему?
   - Из-за фонарика - был занят сигналами.
   - Витя, может потом?
   - Хорошо, давай оставим это на потом и лучше бы, по обоюдному согласию.
   - Я согласна с таким предложением: потом и по-согласию.
   - Вот и хорошо! Пошли на берег?
   - Пошли!
   Обратный путь был быстрее, тем более, что над головами засветилась, неизвестно откуда взявшаяся, круглая полная луна. Фонарик был почти не нужен. И целовались значительно меньше, потому наступило насыщение обеих душ этой сладостью.
   - Ты пойдёшь со мной или будешь таиться от глаз компании?
   - Я с тобой.
   - Хорошо, пошли.
   Парочка поднялась на берег, а компания застыла в онемении.
   - Вы что ходили вместе? - начала допрос Лариса?
   - Да, вместе! - ответила Наташа за двоих,- и я теперь ничего не боюсь!
   Лёня подошёл и долго тряс Витину руку.
   - Я тоже хочу сходить, - заявила Лариса.
   - И я хочу! - ответила Людмила.
   - И я! - заявила Галя.
   - И я! - заторопился Славик из Котовска.
   - Может хватит, туда ходить? Зачем тревожить предков? Пусть отдыхают в покое.
   А мы себе доказали, что человек может преодолеть всё, если, конечно поставит себе цель.

г.Тула декабрь 2020года.


                Конец.


Рецензии
Да. Большая работа.
И с моралью.

С уважением,

Виктор Левашов   05.12.2021 05:30     Заявить о нарушении
Спасибо Виктор Николаевич за отклик. С ув. Виктор.

Виктор Антохи   05.12.2021 23:41   Заявить о нарушении