Из записок старого тренера. -2

Непопулярные методы воспитания.

На снимке мой ученик  - "К".

Обучая детей  игре в теннис  в  ДЮСШ-3  Кривого  Рога,  наиболее успешных  учеников с 9-ти летнего возраста,   я   начинал  вывозить на  соревновательные игры,   на детские теннисные турниры. Только  по турнирным   встречам,    тренер может определить  есть ли   у его  ученика,  бойцовские  качества!
 
Часто бывает  и  так:   на домашних  тренировках мальчик или девочка  побеждают своих  товарищей, и ходят на корте  этакими  чемпиономи,   а попросишь их поиграть с начинающим  малышом, - нос  воротят.
Обычно  такие «Звездочки»,  быстро гаснут на турнирных  встречах с незнакомым  противником.

Вот поэтому, каждого из учеников  я старался  проверить  на  турнирных играх.  Старался определить   характер ученика   и психологическую устойчивость в сложных игровых  ситуациях?

Лучшим местом для таких проверок,  для  нас   были выезды  в ближайший к нам город Днепродзержинск.
Там при  военном   заводе  была  построена  отличная   спортивная  база: с  бассейном,  с футбольным  стадионом  и    с  10-тью теннисными  грунтовыми  кортами. 

Зимой  турниры принимал  Дворец  Тенниса,  с 3-я кортами под крышей, с   трибунами  для  зрителей,  с  буфетом   и    просторными  душевыми.
Дворец Тенниса  позволял в любую  погоду, и  летом  и зимой, проводить   теннисные   сборы  и турниры любого уровня.

При этом комплексе  была и  гостиница  в 9 этажей,   и теннисная   школа,   где  опытными  тренерами   воспитывались  теннисисты,  с детсадовских возрастов,    (4-5 лет).
 
На этой теннисной  базе  каждый месяц спортивные общества страны проводили  свои открытые   теннисные  турниры,  а  местные  тренеры могли    своим  юным  теннисистам  показать,   как играют взрослые заслуженные теннисисты  Советского Союза,  и, даже лучших  своих  учеников,  обкатывать  в играх   с участием  мастеров спорта.               
                --***--

Любой  выезд    с детской группой   спортсменов, требует    от  тренера большой  и  кропотливой  предварительной работы:

В первую очередь, необходимо  -  заручится  разрешением родителей на поездку  ихнего чада. А еще и запомнить  могочисленнные наставления:  вплоть  до  обещания, что  ночью не забыть  сделать   побудку, чтобы чадо не стало  "ловить рыбку".

Не мение важно, - оформить необходимые документы в  администрации  ДЮСШ:   заявки, разрядные книжки, получить  деньги на проезд,  талоны    на питание, и, конечно, подписать приказ  о собственной уголовной  ответственности за жизнь вверенных тебе учеников.

Ну и путь  к месту  назначения,   с  этаким  «цыганским»  табором,  - требует  от тренера  тоже  не малых затрат энергии!
Не дай Боже, чтобы  кто- либо  отстал,  или   забыл  в поезде вещи.

Ох, уж -  эти вещи! Порой приходится   помогать     малышу   в транспортировке его пудовой сумки.  Его сердобольная мамаша натолкала  массу   ненужной  одежды   и тонну  провизии,  думая, что мы  отправляемся на  Северный Полюс!
                -*-  -*-  -*-
Наконец мы приехали в город Депродзержинск, и  прямо с поезда пешком  добирались до гостинницы.
Сидим в фойе   пока администраторы  уточняют,  не самозванцы  ли мы? Был  ли нам вызов на данный турнир?
Терпеливо ждем,  наблюдая, как  друг за другом  в гостинницу  вваливаются    такие же    беспокойные     «таборы», наши соперники, тоже  приехавшие,  на турнир. 
 
Наконец  нас   поселяют в  отдельное крыло  9-го  этажа.
Хорошо, что лифты сегодня работают!  А  в  прошлый  приед, - не работали, ремотировались.

Отдельное крыло – это тоже хорошо, все   ученики на газах.
Но теперь  их  нужно расселить  по номерам   и  мягко погасить, обязательно  возникающие   раздоры,  в претензиях занять «лучшее»  место.

Через  час все   уже   валяются  на койках, их энергия, слава  богу,   растрачена   дорогой.  Слышна негромкая  болтовня,  работа   челюстей,  шуршание  шоколадных оберток  и  прочей   снеди,  из сумок  щедро  набитых   родителями.

Вот теперь  мне  можно  оставить  «табор»  и   сходить     к   организаторам турнира. Узнать    расписание  игр  на завтра,  а  также  время,   выделенное   на кортах   для сегодняшней  тренировки.   Должны же мои  ученики адаптироваться   на   незнакомых кортах?!

Далее, нужно сдать талоны в   столовую  и  покормить  ребят.  Во второй проловине дня надо вывести  детей  на корты и потренировать слегка, чтобы  на завтра  сохранить их силы.
 
Ближе к вечеру, -  не опоздать  покормить  ребят   ужином,- столовая   в гостинице   закрывается в  18-00.    Позже   там  уже ресторан, гремит   музыка, звенят  бокалы, и наши  талоны по 2,50,  уже не действительны.

Поужинали,  а до отбоя еще  более 3-х часов,  и я собираю всех  в  холле нашего   этажа.  Рассказываю, кто с кем  и  когда  завтра играет,  из каких городов приехали команды,  и  обязатеьно   напоминаю,  какие  наказания  предусмотрены  в правилах    тенниса  к  их нарушителям.  Далее,  разрешаю  включитть  телевизор.

В 21 час  я объявляю отбой!  Стойко   стою на своем!   Хотя вижу  умоляющие глаза   моих учеников, их робкие   просьбы:    "Дядя  Женя, еще немножко посмотрим?!"   "Ну, дядя, Женя?"  . . . .

Все, ни каких разговоров! Выключаю   телевизор   и предлагаю:  почистить зубы, и    спать! Через 15 минут проверю,  чтоб все были в кроватях!   Предупреждаю, если  кого увижу в коридоре, - накажу.

                -*- -*- -*-

Оставляю в коридоре дежурный свет и иду сам в свой номер, день - хлопотный, наконец-то  закончен,  ноги гудят. Но спать не хочется,  возбуждение  не отпускает.  Развернул газету, читаю.. . .

Но тут слышу,  в коридоре  какая-то возня.   Выхожу,   слышу   короткий смешок   и  звук притворяемой  двери.
Ладно, снова взялся за газету,  но через   минуту    слышу, что    кто-то    на цыпочках  пробежал по коридору... .

Иду по номерам, и точно,  - у девочек сидят  два самых  шустрых из моих учеников  и  рассказывают  девочкам   страшные истории. 
 
Думаю,   вот  уже  в   10 лет,  их тянет  к женскому  обществу. 
Не ругаю,вспомнилось, что и  сам был таким.

Но для порядка предупреждаю:   Еще раз поймаю... ,  и многозначительно   показываю  на свой офицерский ремень,   -  поняли?!
 
Решил заснуть, завтра игры, а  я, блезненно и внутри себя,   переживаю, набюдая   игры  свои подопечных,  а это нервы и еще раз нервы!

Но если  вижу  волевую  игру  ученика  и  победу в матче,  радуюсь  вместе с ним, - это лучшая награда  тренеру!   Посмотрим, что  нас ждет завтра?

С такими  мыслями залезаю под одеяло,  в номере прохладно   на улице ветер,      9-й  этаж,   а  окна закрываются  плохо, думаю, – как бы ребят не продуло.
 
Вдруг слышу в коридоре беготня, - хочешь не хочешь, придется   вставать!   Слова  тренера,   не должны расходиться  с делом!

Беру ремень    и,   первого попавшегося   мальчишку  звонко  шлепаю   ремнем  по мягкому   месту,  а  уж  потом  смотрю, кто попался.
Попался «К», именно тот,  кого   выдворял из   девчачей  комнаты!

Спрашиваю: –   Надо  еще?!  Понял?!   Хорошо- ли,  понял?!
Тогда спать!  Говорю в последний  раз!
 
Вот только после  такого непопулярного воздействия   наступила  тишина,  и ночь  прошла спокойно.
                --***--
Не буду рассказывать   о результатах  игр, как всегда, кто-то  кому-то уступил,  кто-то  выиграл.  Общим резуьтатом я был  доволен.
Если  кто и   проиграл из моих учеников более   сильному  противнику,  но  упорно бился  за каждое очко,  то такой    проигрыш  для меня был   всегда более ценен, чем легкая  победа  над слабым противником!

В заключение скажу,  ученик - «К»,   был именно из  таких  учеников!

В школьные годы  -"К",  сумел трижлы стать  чемпионом  Всесоюзного Юошеского теннисного турнира  на прирзы Героев Сооветского Союза  летчиков братьев Глинки, ежегодно проводимого в Кривом Роге  до 1990 года.

На этот преститжный тогда  турнир, с жеанием приезжали команды таких городов как: Мсква, Леинград Киев, Львов, Одесса Кишинев, Такент и, конечно, Днепродзержинск и другие теннисные города Украины.

Теперь  не буду делать тайны.
Мой ученик -"К"  это Валерий Юрьевич Каминский,  он  вырос,  стал  опытным  игроком  и сейчас работает в Киеве теннисным  тренером.


Рецензии