Мой Гафт. 1
Перед Вами результат моей попытки рассказать о моей и нашей, зрительской и читательской любви к Валентину Иосифовичу.
Вышла некая, неожиданно ( хотя как иначе?) большая по объему перемешка кусочков его размышлений и творчества. Мнений и воспоминаний знаменитых и близких ему людей. А также моих собственных раздумий о влиянии на нас «Планеты по имени Гафт.»
Здесь — начало.
Имя: Валентин Гафт
Отчество: Иосифович
Место рождения: г. Москва
Рост: 187 см
Вес: 75 кг
Возраст: 85 лет
Знак Зодиака: Дева
Восточный гороскоп: Кабан
Дата рождения: 02.09.1935
Дата смерти: 12.12. 2020г.
15 декабря тело Валентина Гафта погребено на Аллее актеров Троекуровского кладбища.
Это неправда, что незаменимых нет.
К счастью, в отличие от ВЫСОЦКОГО, ДАЛЯ, ШУКШИНА и иже с ними, он долгие годы находился среди нас - его зрителей и читателей.
Всегда щедрый на отдачу, силой актерского таланта заставлял любить и понимать таких разных своих героев. Обладая поэтическим даром, вел к познанию великой тайны литературного слова. Не говоря о политике прямо, помогал понимать происходящее вокруг.
На творческие встречи с ним мы ходили семьями. Старались попасть на первые ряды, чтобы увидеть усталые мудрые глаза, чётче расслышать всегда узнаваемые вибрации голоса с легкой хрипотцой.
А на последней — он впервые вдруг забыл текст стихотворения. Начал нервно перебирать уже заметно дрожавшими пальцами листы бумаги на столе. И после короткой паузы кто-то из зала громко подсказал ему нужное слово.
О влиянии Гафта на зрителя, по-моему, точнее всех сказал Евгений Миронов:
«У него всегда химия случалась со зрителем. Химия. Причем он это делал не насильственно, не завоевывая. Он оставался таким, как есть: остроумный, ехидный, говорящий правду. Вот это действовало на зрителя моментально. И все. Он становился для них навеки близким другом».
Добавлю только: - старшим, мудрым другом. И беспрекословным авторитетом.
Зная, что тяжело болен, надеялись на лучшее.
Но он ушел. И утрата безмерно горька и, увы, невосполнима...
К счастью, его было и осталось много везде: в фильмах и спектаклях, эпиграммах и стихах, записях телепередач и интервью.
Читая это стихотворение, он называл автора - поэтессу Наталью Дроздову. Но принять это почему-то трудно. Многим, в том числе и мне, хочется считать эти строки гафтовскими:
- Спасибо всем, кто нам мешает,
Кто нам намеренно вредит,
Кто наши планы разрушает
И нас обидеть норовит!
О, если б только эти люди
Могли понять какую роль
Они играют в наших судьбах,
Нам причиняя эту боль!
Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?
Ну, как мудреть и развиваться
Без этих добрых злых людей?
Из ими созданных препятствий
Возникнут тысячи идей,
Наполненных добром и светом!
И повторю я им сто раз:
«СПАСИБО ВАМ за всё за ЭТО,
Ну, что б мы делали без ВАС???
Он всегда называл тех, кто помогал. А про мешающих однажды сказал:
- Дураки очень мешают жить! Когда появляются. А появляются, к сожалению, они всегда.
...В конце шестидесятых годов прошлого века выпускник Школы-студии МХАТ со странноватой фамилией Гафт появился в кино и на театральной сцене.
То, что он долго преодолевал робость и страх перед кинокамерой и сценой, мы услышали много позднее. Оказывается, на съемках своего первого эпизода в фильме «Убийство на улице Данте» он был так зажат, что Великий Ромм успокаивал: «Вы не волнуйтесь, будете застенчивый убийца».
Театральная карьера и вовсе началась с провала. В спектакле «Тень» начинающий актер почти упал в оркестр с балкончика, который отвалился на авансцене. От потрясения перепутал партнерш.
После таких дебютов всё могло закончиться, едва начавшись. Тем более, что страстная тяга к актерской профессии не объясняется семейными истоками. Он вспоминает:
- Мои родители – оба с Украины. Мама из многодетной семьи – 13 детей. Дед был ломовым извозчиком. Когда мы приезжали к нему, дед встречал нас на лошади, запряженной в телегу с соломой, и вез домой. Я просил, чтобы меня отнесли в хлев к корове с теленком, дед поднимал меня повыше, я гладил теленка, чтобы он лизнул мне руку.
На тогдашней окраине Москвы прошло обычное детство обычного мальчишки:
- Пионером был, но хулиганом я хотел быть страшно! Я хотел походить на ребят из двора. Отчасти все, что со мной происходило, было нормальным выходом энергии, отчасти – я жил и боялся, что когда-нибудь услышу вслед «ты, жидовская морда». И вообще, я очень долго переживал из-за своей внешности. А когда поступал, мне советовали как-то замять вопрос о национальности: то, се, родился, живет..– быстренько все пробормотать. А потом на первом курсе оказалось столько евреев, что мама дорогая. И ничего!
Отец - адвокат, прошедший войну, особо не поощрял его стремлениях к актерству. Мать- домохозяйка, никогда не восторгалась успехами сына:
- Мама впервые увидела меня в театре, когда я уже стал артистом. На спектакле она была всего один раз, когда я играл с Андрюшей Мироновым «Фигаро». Я ее спросил: «Ну как, мам?» Она ответила: «Валя, какой ты худой.
И сколько потом не звонила ей Галина Волчек, ни разу не пришла на спектакль с его участием, отвечая:
- Я его и дома вижу.
Но Гафт победил. И дело не только и не столько в многогранном таланте.
За каждой его ролью - мучительный долгий труд и жесточайшая требовательность к себе. О его многократных и многочасовых репетициях и десятках кинодублей, о бурных конфликтах с не очень радивыми коллегами по этому поводу вспоминают многие.
Говорят еще, что сомнениями и рефлексиями мучил и себя, и других.
«Работу над внешним образом» начал смолоду, услышав от отца, что в отличии от Миши Козакова выглядит совсем не как актер. Стал учиться одеваться и вскоре давал фору московским модникам.
Путем долгих физических тренировок превратил себя в этакого супермена с великолепной мужской фигурой. Чтобы быть всегда в форме, не курил, почти не выпивал. Позднее удивлялся:
-Я и не знал, что меня называют секс-символом. Пребывал в счастливом неведении. Сейчас очень хорошего артиста Александра Балуева называют секс-символ. Я думаю, что он заслуживает большего, он гораздо шире, чем секс-символ... Такое неприятное название, кажется, что-то из аптечных товаров.
Успев дохнуть сладкой оттепельной свободы шестидесятых, Гафт всегда чувствовал себя свободным в выражении чувств и мнений.
Отличался нетерпимостью к недостаткам коллег, конфликтовал с режиссерами. Не страшился быть автором подчас убийственных эпиграмм на многих, известных и обласканных властью.
Шел вперед, часто в одиночку преодолевая жизненные препятствия и сопротивление окружающих
Сила его личной индивидуальности, постоянная напряженная работа мысли, обостренное чувство справедливости привлекали и покоряли, поднимая его над обыденностью и приспособленчеством и защищая от враждебных нападок. Трогать его побаивались.
«Актер второй половины жизни», - говорил о себе Валентин Гафт, получив зрительское признание только к сорока, но зато стремительно сразу и по резко возрастающей.
Сатанеев в «Чародеях», Брассет в «Здравствуйте, я ваша тетя!», Виноградов в драме «Анкор, еще анкор!», Воланд в «Мастере и Маргарите», присяжный в «12-ти» и так далее, и так далее…
Он полушутя-полусерьезно сетовал, что в советские времена его внешность никак не соответствовала образу положительного героя, поэтому приходилось играть злодеев и нарушителей закона. Правда, они у него получались непривычно благородными и зачастую одновременно зловещими.
Вспомним «Таможню», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру». Благодаря его роли главы мафии фильм «Воры в законе» стал самым кассовым фильмом в прокате 1988 года, а Гафт заслужил огромное уважение у королей советского преступного мира.
Всенародная слава обрушилась на него после съемок у Великого Рязанова .
Всё началось с «Гаража», когда убийственные и горько-смешные изречения его Сидорина цитатами разлетелись по стране. Следом - Покровский в «О бедном гусаре замолвите слово», Одиноков - в перестроечной «Забытой мелодии для флейты», «президент»-бездомный - в «Небесах обетованных», генерал в - «Старых клячах»…
Более ста ролей в кино!
Очень любил роль Воланда: - Воланд мой – не мерзавец! И попробуйте поспорить. Я играл благороднейшего человека, который был послан на землю, где люди отказались от веры. Таким и голову оторвать приятно. Отрезать трамваем.
Последним стал фильм «Млечный путь», когда ему было уже восемьдесят.
О своем киноактерстве как-то сказал: - Много в кино я сыграл того, чего играть не следовало бы. Плюнул в вечность, как говорила Раневская.
Продолжение: http://proza.ru/2021/01/20/507
Свидетельство о публикации №221012000497
Вам удалось - читалось с интересом!
Александр Скрыпник 07.03.2021 23:01 Заявить о нарушении