Мой Гафт. 2
В его послужном списке Театры: Моссовета, Гончарова на Спартаковской, Ленинского комсомола, Сатиры, На Малой Бронной.
Не остался даже у Анатолия Эфроса, хотя работу с ним позже считал едва ли не самой важной.
Успешными стали роли Евдокимова в пьесе «104 страницы про любовь», Маркиза д’Орсиньи в «Мольере», Василия Соленого в «Трех сестрах», Колобашкина в «Обольстителе Колобашкине.»
А в 1969-м случилось то, чего так долго желал. После блистательно сыгранного графа Альмавивы в «Женитьбе Фигаро» Олег Ефремов пригласил его в «Современник». Легендарный театр, так близкий Гафту по духу, стал родным домом на пятьдесят лет.
В золотой фонд «Современника вошли его Гусев в "Валентине и Валентине" , Глумов в "Балалайкине и К " , Адуев-старший в "Обыкновенной истории", Хиггинс в "Пигмалионе" , Лопатин в «Из записок Лопатина», Фирс в «Вишневом саде», Вершинин в «Трех сестрах», Городничий в «Ревизоре», Джордж в «Кто боится Вирджинии Вулф?», Людовик XIV в «Кабале святош», Рахлин в «Коте домашнем средней пушистости».
Почему ему удавалась каждая роль? Сам, большой любитель и знаток хоккея и футбола, говорит: - Актерский труд похож и на спорт, особенно на футбол. Сколько надо готовиться, чтобы, выйдя на поле, не растеряться, видеть партнера, в одну секунду поймать ситуацию. В театре нужно играть так, как будто не знаешь конца; футболисты ведь действительно не знают, чем закончится игра.
А вот объяснение Константина Райкина:
«Он был человеком исключительно художественного мышления. Образного мышления. Он всю жизнь, которую видел, всю перерабатывал в художественные образы. Он творил и занимался искусством ежеминутно. Он так был устроен, он был весь заточен на творчество.»
В двухтысячных Гафт начал писать пьесы и пробовать себя в режиссуре.
В 2009-м написана, на первый взгляд, неожиданная для него пьеса о Сталине.
Её лейтмотив — невозможность однозначного отношения к «Вождю народов». Заслуженная тайная ненависть одних, и сознательное, беспрекословное подчинение и верноподданическая любовь большинства переплетаются в сознании советских людей.
Сам автор объяснил позднее, что на размышления о Сталине его натолкнули результаты интернет-голосования в рамках проекта "Имя России", когда жители нашей страны выбирали величайшую личность.
Александр Невский получил 524 575 голосов, Петр Столыпин - 523 766, Иосиф Сталин - 519 071.
А в одном из из интервью добавил: - Мой отец, прошедший войну, однажды вдрызг разругался с родным братом. Тот выступал против Иосифа Виссарионовича и в пылу ссоры выбросил с четвертого этажа статуэтку Сталина. Это отца ошеломило. После этого он больше не пожелал знать брата. Как видите, лезвие непонимания этой личности даже семьи разрезало!
После смерти отца я открыл его стол. А там — пятнадцать портретов Сталина. Вырезки из газет и журналов, хорошего качества портреты...
Он никогда не обрушивался на систему, и не поддерживал ее. И тема эта дома не обсуждалась. Всё было известно, конечно, и про допросы, и про расстрелы. В этом смысле, кстати, у нас счастливая семья — никого не расстреляли. Но эти портреты… Он мне ими попал куда-то, понимаете? Саднило так, что...
Нужно, чтобы мы все осознали сталинский путь.
В 2010- м "Современник" показал по этой пьесе спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», где главные роли сыграли Гафт и Филипенко.
Что сказать? К своему жизненному финишу он пришел с огромным запасом мудрости. А смелости ему было никогда не занимать.
Зимой 2018 года вместе с Саидом Багитовым они поставил и сыграли спектакль-притчу « Пока существует пространство» Это размышления о месте человека в мире, о власти и морали.
Эпиграфом стало стихотворение живущего в восьмом веке буддийского монаха Шантидевы:
«Пока существует пространство,
Пока живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать тьму».
Репетиции шли на даче Гафта . Он уже тогда был тяжело болен, пытаясь жить вопреки. Это его слова: - Даже если нет сил, они появляются, когда появляется работа.
Однажды приехавший Багитов увидел его лежавшим на полу. Он неожиданно упал и не смог подняться.
«- Ничего, ничего. Щас поднимусь» - сказал Валентин Иосифович и лёжа начал репетировать.
Спектакль шел два сезона. А потом — инсульт и то, что несовместимо с его образом - молчание и неподвижность...
Продолжение:http://proza.ru/2021/01/20/520
Свидетельство о публикации №221012000507
Александр Скрыпник 03.11.2021 19:59 Заявить о нарушении
Конечно, истина бесспорная. А еще с недавних пор мне стало казаться, что большой талант часто развивается из способностей и многих трудов.
Людмила Лунина 04.11.2021 06:05 Заявить о нарушении
Александр Скрыпник 04.11.2021 10:17 Заявить о нарушении