Мой Гафт. 4

 О его личной жизни    мы долго не знали ничего или почти ничего.
Теперь, в многочисленных   интервью самого героя нашего повествования и   воспоминаниях   её очевидцев  и участников явно  чувствуется некоторое приукрашивание и недоговоренность. И это, конечно, закономерно.

Он как-то рассказал  о своей первой  тайной любви к студентке МГУ  Дине Василенок. Когда девушка смотрела из окна, как он играет в футбол на пустыре возле общежития,   у неуклюжего  и робкого  подростка многократно  прибавлялось  силы и ловкости, и деревянный забор трещал от многочисленных ударов его мяча.

   Превратившись в талантливого красавца, Гафт  начал купаться в женском обожании. Пишут о его многочисленных влюбленностях, красивых ухаживаниях и  недолгих романах.
Однако,  несмотря на  большой выбор, две  его  женитьбы  удачными не назовешь.
 
Брак с    Еленой Изергиной - известной советской манекенщицей,  распался, видимо, потому, что оба за него не очень держались. Ну не считать же серьезной причиной объяснение Гафта, что супруга постоянно несла в их комнату бездомных  кошек, больных птичек и прочую живность, и поэтому он ушел.

  Второй брак с   балериной или не балериной, дочерью лауреата Сталинской премии Инной Елисеевой состоялся после того,  как она пришла в театр и во всеуслышание заявила о своей беременности.
Причиной разрыва называют тяжелый, истеричный  характер Инны. Избалованная родителями,  властная и деспотичная,  она требовала   от мужа  беспрекословного подчинения. 
Скандалов было много. Гафт  как-то упомянул  об унизительных упреках жены по поводу его малого заработка.
Он пытался сохранить семью ради   дочки. Но  не смог и ушел.

И снова — недолгие романы, среди которых наиболее известный — с виолончелисткой Аллой, расставание с которой произошло из-за её безудержной ревности.

Из этого невеселого  перечня вывод один:  «Гафт и семья»   до встречи с Ольгой Остроумовой были понятиями несовместимыми.

  В  красавицу Оленьку мы влюбились намного  раньше Гафта, увидев её школьницей   в   «Доживем до понедельника».  Как и в сам фильм.
До сих пор в сладкой памяти юности  такие важные для нас тогда  строки Георгия Полонского:
 
«Это не вранье, не небылица:
Видели другие, видел я,
Как в ручную глупую синицу
Превратить пытались журавля...

Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли,
Грубо журавля окольцевали
И в журнал отметку занесли!

Спрятали в шкафу, связали крылья
Белой птице счастья моего,
Чтоб она дышала теплой пылью
И не замышляла ничего.

Но недаром птица в небе крепла!
Дураки остались в дураках...
Сломанная клетка — горстка пепла,
А журавлик — снова в облаках!"

 А уж после  бессмертных   «А зори здесь тихие» , «Любовь земная», «Судьба», Василий и Василиса» любовь к актрисе стала всенародной.
Потому что  Остроумова  - очень настоящая. Наша. Очень  русская. И в своем репертуаре, и в жизни. Тут лучше самого Гафта не скажешь: -  Ольга — простая женщина, в которой присутствует божественная чистота.
 
Внучка священника в третьем поколении, дочь регента церковного хора,   свою семейную жизнь она строила по родительскому примеру любви и верности. Поэтому, устав от измен мужа, расторгла двадцатилетний брак. Подняла на ноги двоих детей.

Их  с Гафтом роман случился, когда ей    было уже сорок девять, ему — за шестьдесят. 
О ней он говорил только в превосходной степени. Всегда: - Мне кажется, что она достойна гораздо лучшего, чем я. Потрясающая женщина. С ней я такой, как я есть. Это не значит, что все так просто - часто необходимо что-то преодолевать в себе. Но нет ненужных усилий, мне легко с этим человеком. Потому что когда тебя понимают, эти мгновения блаженны.
 Это под её влиянием Гафт принял православие.

Они стали появляться вместе на телеэкранах, играли в спектаклях и фильмах. 
Привыкшая нести полную  ответственность за семью и детей,  Остроумова  оградила мужа от домашних хлопот. Да, он и не умел этого делать.
У них появилась большая квартира, дача за городом.
Он вспоминал: -  Когда я вошел в первую в своей жизни квартиру, то сказал: «Это дом-музей Гафта?» Я все никак не мог поверить - слишком привык, что у меня в лучшем случае – комната.
Дети и внуки Ольги стали и его семьей.  Впервые он понял, что такое дом, куда хочется идти.

А с 20011-го  Гафт, не очень здоровый и до этого,   стал болеть сильно. Инфаркт. Болезнь Паркинсона. Инсульт. Еще инсульт,   после которого ему  становилось то лучше, то хуже, но полностью восстановиться он так и не смог.
Жена  была рядом. Она и дети не любили рассказывать журналистам о его здоровье. Всеми силами   старались и стараются не допустить, чтобы имя Гафта трепали в СМИ.
 
...Семья помогла ему   пережить самую страшную в жизни   трагедию. В  2002-м году его  дочь Ольга покончила жизнь самоубийством.
Об этом очень тяжело писать и мне.
Девушка повесилась в квартире матери Инны Елисеевой после скандала с ней. 
В сети пишут, что Оля  страдала длительным психическом расстройством и проходила лечение в психиатрической клинике.
Причинами  депрессий называют  несложившуюся  карьеру балерины, неудачи в личной жизни. В  дневнике, найденном после смерти,   Ольга  писала, как безжалостно и жестоко унижала её мать. 
Некоторые журналисты подчеркивают, что депрессии Ольги начались  после развода родителей и ухода отца.
Конечно, Гафт общался с ней, щедро обеспечивал  материально, в чем-то помогал.  Но счастливой жизни в благополучной  семье  дочь была лишена…

Обвинив Инну,  он запретил ей приходить  на похороны. А несколько месяцев спустя она скончалась от  онкологического заболевания.

...Валентин Иосифович   почти три года после трагедии не мог играть.
 Кроме семьи тогда на помощь пришло стихотворчество:

В этих строках   он выплеснул все свое горе:

- Ах, если бы она была жива,
Я все бы отдал за нее, все бросил».
Слова, слова, слова, слова, слова,
Мы все их после смерти произносим.

И пишутся в раскаяньи стихи,
Но в глубине души навеки будут с нами
Грехи, грехи, грехи, грехи, грехи,
Которые не искупить словами.

А много позже сказал:  -Я с ней и сейчас разговариваю. Это мой груз.

...В 2014-м на центральном канале мы вдруг увидели телешоу о встрече Валентина Гафта с сорока трехлетним сыном Вадимом.

Мать - художница Елена Никитина перед своим переездом в Бразилию сообщила Гафту о его  рождении, когда мальчику было уже три года.
Она рассказывает:  -Валентин Иосифович попросил фотографию Вадима и спрятал ее во внутренний карман пиджака...»
С тех пор они не общались. Но,  зная, кто его отец, сразу после гибели Ольги Вадим поехал в Москву. Тогда  Гафт с ним не встретился.
В Москве или уже в Бразилии   сына  сильно избили, и Елена попросила     денег на лечение. Он помог.
На телешоу сын и мать прилетели вместе.

Я помню  эту передачу. Растерянный Гафт.  Беспомощно эмоциональный   сын.    Было неловко и непонятно, зачем это делать принародно. Потом Гафт говорил, что его уговорили телеведущие. Но неловкость осталась.
А теперь мне кажется, что всё случилось верно. Уж такой он — человек и актер. Ему не страшно показаться нам беспомощным, грешным и кающимся. Мы поймем.

А у отца и сына после встречи началось общение.
Вадим играет в театре, любит поэзию.  Он разведен. И у него  есть сын,  Валентин, родившийся в день  рождения знаменитого деда. 

Родственники из Бразилии на похороны  не приехали. И  неуемные журналисты гадают, будет ли сын  претендовать на наследство. И если будет,  что ему достанется.
   
На снимке Валентин Иосифович с дочерью Ольгой

    Окончание http://proza.ru/2021/01/20/535


Рецензии