Скряга - этимология
Свой герб ; аристократ,
Свою доктрину ; либерал,
Так я храню свой клад...
И. И. Гольц-Миллер. «И невелик, и небогат...»| Мой дом (1871)
1) Существующая этимология
а) Викисловарь/Скряга
Корень: -скряг-; окончание: -а. Значение: разг. очень скупой человек. Этимология - нет.
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Скряга, наряду со скрыга (см.). Из-за расхождений в вокализме трудно объединить эти слова друг с другом.
Еще не имеет надежной этимологии. Предполагают родство с крыть (Желтов (ФЗ, 1876, вып. I, стр. 20), Вайан (RЕS 18, 77)). По мнению Соболевского (РФВ 67, 212), связано с кра, скра "груда". Младенов (586) сравнивает это слово с болг. диал. скръндза "скряга"; Ильинский (РФВ, 78, 200) считает, что это слово восходит к *sker- "резать"; Преобр. (II, 313) предполагает контаминацию скаред и коряга; Маценауэр (308) – связь с голл. schrok "обжора" или нем. karg "скупой". Ср. англ. shrink "съеживаться", др.-англ. sсrеnсаn "обманывать, злоупотреблять доверием", д.-в.-н. screnkan (Клюге-Ге;тце, 542, без русск. слова).
2) Применение термина в русском языке
а) Национальный корпус русского языка
* Я. П. Козельский. Философические предложения (1768)
Ежели кто расточает свое имение неумеренно, то сие качество называется мотовство, ежели кто столько издерживает имения, сколько законы разума, справедливости и благопристойности требуют, то такое качество называется бережливость; а ежели кто не издерживает столько имения, сколько по законам разума, справедливости и благопристойности потребно, то такое качество называется скупость, и когда она доходит до вышней степени в каком человеке, то называется он скряга.
* И. А. Крылов. Почта Духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами (1789): "Ты не поверишь, душа моя! какой это скряга! Он всякую полушку ценит дороже своей жены: сколько ни притворялась я, что его люблю, но за все мои ласки получала от него одно только увещание, что роскошь противна богу… ".
б) Словарь Академии Российской 1789 г. и Словарь церковно-славянского и русскаго языка 1847 г.
Скряга - в просторечии называется до подлости скупой человек, чрезвычайно скупяга.
Скряжество - чрезвычайная, подлая скупость.
Скряжничаю - чрезмерно скуплюся, крохоборничаю.
3) Обобщение и вывод
а) Термин "скряга" появился в русском литературном языке примерно в сер. XVIII в., первое применение и его объяснение мы находим у Я. П. Козельского (1729-1794, философ, писатель, политический деятель) в "Философических предложениях" (1768). Вероятно термин существовал ранее, однако в письменных источниках не применялся, считался "простонародным".
б) Характерная черта "скряги" - чрезмерная скупость, бережливость, стремление всячески избежать расходов. В литературе XVIII-XIX вв. "скряга" представлен в образе богатого человека, главной жизненной задачей которого стало накопление денежного богатства без определенной цели его использования. У Пушкина это барон в "Скупом рыцаре", у Гоголя в "Мертвых душах" - состоятельный помещик Плюшкин (имел 1000 крепостных). Накопленное богатство нигде не применяется, владелец его живет с минимальными расходами, и хозяйство Плюшкина приходит в упадок.
в) Этимологи XX века полагали, что русский термин "не имеет надежной этимологии", считали что слово как-то связано с термином "КРЫТЬ" (покрывать).
Слово русского языка, в других языках (в т.ч. и славянских) нет подобного термина, понятие "скряга" передается другими терминами. Язык иврит этимологи не используют для определения содержания (смысла) терминов.
Вывод
Скряга собирает, копит и хранит (сберегает) своё богатство, скрывает его от других людей, в т.ч. и от близких родственников. Следовательно, термин необходимо должен содержать понятия: СОБИРАТЬ, КОПИТЬ, КРЫТЬ, СКРЫВАТЬ, ТАИТЬ.
Целесообразно рассмотреть этот очевидно составной термин в связи с терминологией иврита и библейскими образами.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни.
СКРЯГА, прочитаем наоборот, как в иврите = АГЯРКС, и выделим корни. Обозначим гласные знаки буквой "х", иврит - язык согласных знаков.
АГЯР+КС = х.Г.х.Р. + К.С. = Г.Р.К.С. или наоборот СКРГ - слово сохранило свое содержание (смысл), его можно понять без гласных знаков.
* АГЯР = ивр. АГАР собирать, скоплять; арам. АГРА прибыль; АГОРА плата, монета.
* КС = ивр. с огласовками КАСА крыть, скрывать, таить, затаивать, сохранить.
б) Логика транслитерации (передача слова другим алфавитом)
* русск. АГЯР = ивр. АГАР собирать, скоплять, копить
русск. АГЯР = без гласных = х.Г.х.Р. (х = нет звука).
ивр. без гласных, буквы иврита: АЛЕФ (0 звука, утерян, х) + ГИМЕЛ (Г) + РЕШ (Р) = х.Г.Р.
русск. х.Г.х.Р. = ивр. х.Г.Р., понятия тождественны (один набор знаков), согласно логике одно, можно выводить из другого.
* русск. КС = ивр. корень КС, с огласовками КАСА крыть, скрывать, таить. Понятия тождественны, одно можно выводить из другого.
* Общий вид
русск. СКРЯГА = наоборот АГЯР+КС = ивр. АГАР собирать, скоплять + КАСА крыть, скрывать, таить; т.е. собирать и утаивать - характеристика "скряги", собирает и утаивает (богатство).
Источник
* См. стронг иврита 103, АГАР; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/103.html
* См. стронг иврита КАСА;
в) Библейский образ
* Притчи 6:8: "но он заготовляет летом хлеб свой, собирает (АГАР) во время жатвы пищу свою".
* Притчи 12:23: "Человек рассудительный скрывает (КАСА) знание, а сердце глупых высказывает глупость".
* Бытие 37:26: "И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем (КАСА) кровь его?".
Таким образом, при анализе русского термина СКРЯГА установлено - слово содержит два корня иврита: Г.Р.К.С. = С.К.Р.Г. = ивр. АГАР собирать + КАСА скрывать утаивать, что соответствует понятию "СКРЯГА" в русском языке; собирает и утаивает богатства от других людей.
В русском средневековом мире только Церковь имела монополию на письменность и на истолкование термина (епископы), соответственно и на цензуру литературных произведений, обладала для этой цели средствами и научным аппаратом (священники, монахи, богословы). "Перечень отреченных книг", т.е. запрещенных к чтению, зафиксирован в "Изборнике 1073 г.". Соответственно и словообразование (введение в оборот термина) находилось в ведении ученых монахов и богословов.
Но хоть в желаньях скромен я
И к малому привык,
Всё ж роскошь есть и у меня -
Есть две-три полки книг. ...
Вы все мои, везде, всегда,
Вы - тот великий клад,
С которым рок мой, ни нужда
Меня не разлучат.
Вы дали мне - чего другой
Никто не в силах дать:
Дар насмехаться над бедой
И мужество - страдать!
Иван Гольц-Миллер. «И невелик, и небогат...»| Мой дом (1871)
* Примечание
Идея этимологии термина "скряга" принадлежит читателю, пожелавшему остаться неизвестным. Обработка темы - автору статьи.
Кишинев, 20.1.2021 г.
Свидетельство о публикации №221012000587