Навальный и Гапон

День «Кровавого воскресенья» в России  не считается  памятной датой.
До недавних пор не вспоминали и о Смутном времени. В школе, конечно,  «проходили». Но в календаре не было дня памяти   о подвиге народного ополчения и о предательстве столичной элиты.
                Восстание  декабристов  вспоминают. Может, потому, что к нему имеет косвенное отношение наше всё А.С.Пушкин.
Вспоминают С.Разина и  Е.Пугачёва… Они в некотором роде олицетворяют бессмысленный и беспощадный бунт, которым у нас ещё иногда пытаются гордиться и грозить.
 А что Гапон?
Репутация у него некрасивая: провокатор…  Даже не репутация, а клеймо.

     Лидер коммунистов Зюганов недавно помянул Гапона, говоря об  А.Навальном:  «К нам притащили эту американскую игрушку, этого очередного попа Гапона…» 
Аналогия странная. Почему бы Зюганову не вспомнить К. Маркса?
Он же раньше Гапона начал призывать к борьбе… И происхождение его было явно заграничное.

В отношениях Гапона с полицией есть состав  добровольного согласия  на  сотрудничество.
Трудно сказать, что это было со стороны Гапона: мужественное согласие на  роль тайного агента ради успеха великого дела или малодушное  падение в грех тщеславия.
Важно отметить, что власть в лице полиции в то время применяла способы внедрения агентов в ряды рабочего революционного движения.
По  словам Гапона, его работа в организации  рабочих и сотрудничество с полицией имели цель добиться    улучшения  жизни мирным и законным путём и не дать увлечь рабочих «врагам нашей родины и мнимым её благожелателям».
Его отношения с полицией не были секретом для его товарищей по союзу: в легальности положения были заинтересованы обе стороны противостояния.
В ряды единомышленников Гапон приглашал  даже И. Кронштадского, уже имеющего славу чудотворца.
Но дальше нескольких встреч дело не пошло.
Хотя, в осуждении еврейских погромов они  были единодушны вплоть до схожести отдельных фраз.
                Отношение к революционерам Гапон  высказал так:  «Для них рабочий служит как пушечное мясо для их целей… А после сядут на нашу  шею и на мужика… И это будет хуже самодержавия»  (Цитаты из книги «Гапон» серии ЖЗЛ) Так кто он, провокатор или немножко пророк?
Петербургская организация РСДРП не имела такого влияния на рабочих, как  священник Г.Гапон.
За «руководство»  массами  шла настоящая политическая борьба.
 Если бы Крестный ход достиг своих целей, это было бы сокрушительным ударом по революционерам всех мастей, которые вынашивали идеи терроризма и свержения царя.
…После разгрома крестного хода Гапон находит приют на тщательно охраняемой квартире М.Горького.   
В Женеве Гапон встречается со многими из тех, кто стоял у истоков революции 17 года.
 Желательного почёта он не нашёл, хотя внимания к нему было много.
              Провал операции с доставкой оружия в Петроград поставил Гапона  под подозрение как авантюриста: после утраты покровительства  полиции союз рабочих уже не был той силой, какой его пытался изобразить Гапон. 
М.Горький писал ему:  «Вы говорили о боевой организации Вашей как о факте, а где она?»
Ничего вразумительного  Гапон  ответить не мог.
          Сначала Гапона уничтожали  морально: в газетах регулярно писали о его сделках с полицией и нравственных  пороках вроде увлечений женщинами и игрой в рулетку. Статьи  о нём сопровождают карикатуры.
А потом его повесили.
На похоронах  не было ничего, что напоминало бы о былой славе «революционера в рясе» и предводителя рабочих всего Петрограда.

И какой же урок сегодня можно извлечь из  истории «кровавого воскресенья»?
Гапону отказано даже в сравнении его с Дон Кихотом: у героя Сервантеса есть очарование романтики, а  на Гапоне не смывается клеймо провокатора. Его нельзя сравнивать  с провокатором Азефом, но в положительные герои, всё же,  не годится…
В 20 веке он был первым служителем церкви, который встал открыто на путь борьбы за интересы народа.
Возможно, со стороны департамента полиции это была попытка использовать авторитет церкви в борьбе с назревающей революцией.
А со стороны Гапона это был нравственный выбор в пользу мирной борьбы и против врагов отечества.
Позиция РПЦ выглядит странной: до 9 января она молчит и терпит деятельность Гапона.
Его сделали священником, хотя в биографии его были для этого явные препятствия.
А после расстрела Крестного хода Гапона лишили сана. РПЦ умыла руки.
    Известно, что РПЦ явила свою полную беспомощность в противостоянии революционерам.
Не могла она предотвратить и еврейские погромы.
Правда, и проповеди Гапона  против них не достигли своих целей.
В исследованиях революции 1905 года есть материалы о финансировании протестных движений  Японией.
Участие иностранных разведок в разжигании революции считается доказанным.
М.Горький уже в то время назывался «Высокопоставленным»  среди всех, кто «ковал» революции в Женеве.
К В.Ленину он обращался с просьбами, которые выглядели поручением.
Такие люди, как Гапон, своей инициативой могли испортить всё дело.
Но силы оказались слишком не равны.

И вот сегодня лидер КПРФ поминает Гапона как провокатора.
А разве не выглядит фракция КПРФ провокаторской, если она на протяжении 30 лет выглядит прикормленной оппозицией? Живут, правда, не в Женеве и не в Лондоне.
       В истории Гапона есть ещё один очень острый сюжет: главный куратор его из полиции, А.А.Лопухин,  за  провокаторские методы работы был уволен и осуждён.  От него  стали известны документы, из которых следует, что листовки с призывами к еврейским погромам сочинялись …в департаменте полиции.
 И распространялись под её руководством.
          В провокации, как в инструмент политики, и сегодня-то трудно верить. А тогда и в голову не могло прийти…
            Так, кого бы  Зюганов тогда и сегодня назвал провокатором: государство в лице полиции или Гапона, который  осуждал погромы?
 В какой-то части своих выступлений Зюганов тоже критикует власть.  Даже призывал не голосовать за неё.
Он мало чем отличается от поэта Н.Некрасова, который, печалясь о судьбе народа, вёл вполне барский образ жизни, не навлекая на себя царский гнев.
Возможно, Зюганов и прочие в  думской оппозиции не дают перехватить знамя протеста врагам России.
Но и Гапон того же хотел. И рисковал больше их.
                И в наши дни есть люди, которые без страха и упрёка критикуют власть, не очень заботясь о том, как отзовётся их слово.
Их тоже иногда называют провокаторами за  высказывания, бросающие тень на представителей власти.
Наши оппозиционеры как-то дружно, будто по команде, осудили  А.Навального.
При этом нет никакой правовой оценки материалов ФБК: не читали, но осуждаем…
Тем более что Навальный  учился сколько-то времени на каких-то курсах в США.
- Но дети наших чиновников учатся и живут за границей годами!
Если из США не может исходить ничего хорошего, что же наша власть столько лет домогается её инвестиций?

Не смущает Зюганова и такой вопиющий факт: колыбель русской революции находилась в Европе.
Г. Гапон в Петрограде под приглядом полиции организовал целую сеть рабочих союзов.  А предтечи  Зюганова, Ленин, Горький, Плеханов и другие в  комфортных условиях заграницы только вынашивали свои планы.
Чем они разродились, сегодня, известно.

Извращение истории может заключаться и в том, чтобы игнорировать некоторые её страницы.
Сегодня Гапону организовать крестный ход в Кремль или в резиденцию Завидово было бы труднее, чем в прошлом веке.
А без разрешения властей даже с не украденными хоругвями он был бы преступным.
Казалось бы, с учётом опасности  стихийных протестов  и спроса на правду, с народом следует больше говорить на злобу дня.
А ему предлагают  раз в год постановочный  открытый  эфир и ежедневно телевизионные  шоу с штатными участниками. 
Времени не остаётся не только на изучение истории. Не говорят даже о том, что происходит в отдельных взятых городах страны. Тут уж не до Кровавого воскресенья…
Подумаешь, около сотни человек погибли…
В Кемеровской «Зимней вишне» почти столько же погибло. - И ничего.
Зачистили место. Сделали скверик с каруселями и фонтаном по проекту гражданина США.
        Сегодня  улицы городов России носят имена террористов-революционеров.
А  человека, который  заставил царя услышать голос народа и ответить ему, вспоминают только как провокатора.   
Царя, слуги которого расстреливали  Крестный ход, объявили мучеником.
А священника Гапона,  который взывал к разуму и милосердию этого царя, клеймят позором.

 Лидеры думских фракций публично назвали  А.Навального предателем без всяких законных на это оснований.
Это напоминает эпоху, когда приговорам суда предшествовало общественное осуждение.
Не потому ли думская оппозиция так единодушна в осуждении Навального, что он своими «компроматами» обличает её в лицемерии? 

      


Рецензии
И, конечно, исключительно за абсолютную честность и бескорыстие с таким почётом в Германии встречали Навального для реанимации от отравления боевым отравляющим веществом не совсем хорошего качества! Впрочем, как и всего остального российского, точнее, "рашки-бензоколонки"... А почему бы Лёшку (Отрепьева) не сравнить с генералом Власовым, героем несостоявшегося романа Быкова-Зильбертруда?

Ион Жани   14.03.2022 23:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.