Блок. Поет, краснея, медь - прочтение
* * *
Поет, краснея, медь. Над горном
Стою – и карлик служит мне;
Согбенный карлик в платье черном,
Какой являлся мне во сне.
Сбылось немного – слишком много,
И в гроб переплавляю медь.
Я сам открыл себе дорогу,
Не в силах зной преодолеть.
Последним шествием украшен,
Склонюсь под красный балдахин.
И прогремят останки башен
С моих довременных вершин.
И вольно – смуглая гадалка,
Спеша с потехи площадной,
Швырнет под сени катафалка
Свой воскрешающий запой.
Тогда – огромен бледным телом –
Я красной медью зазвучу.
И предо мною люди в белом
Поставят бледную свечу.
4 июля 1904
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
"«Поет, краснея, медь. Над горном ...» – Вероятный источник образа – сцена ковки меча в "Кольце Нибелунга" Р. Вагнера. В древности существовали медные литые мечи. Кованые мечи изготовляли из стали, однако рукоять меча часто украшали медными накладками.
«…и карлик служит мне...» – В первом действии оперы Вагнера "Зигфрид" коварный карлик Миме притворяется, что хочет сковать меч герою, однако Зигфрид сам выковывает себе меч (Ваzнер Р. Зигфрид. М., 1901. С. 3-19). Образы карликов воссозданы также в книге Белого "Золото в лазури" (М., 1904) и во 2-ой Симфонии (Белый А. Симфония (2-я, драматическая). М., 1902"
Но слово «меч» в космогонии Блока имеет своё значение. Из статьи «О современном состоянии русского символизма»:
«Миры, предстающие взору в свете лучезарного меча, становятся все более зовущими; уже из глубины их несутся щемящие музыкальные звуки, призывы, шепоты, почти слова. Вместе с тем, они начинают окрашиваться (здесь возникает первое глубокое знание о цветах); наконец, преобладающим является тот цвет, который мне всего легче назвать пурпурно-лиловым (хотя это название, может быть, не вполне точно).
Золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно - и пронзает сердце теурга. Уже начинает сквозить лицо среди небесных роз; различается голос…»
Но ковался меч, меч являлся юному теургу в период Тезы символизма, в его первом томе, а теперь «Том второй» и – антитеза:
«Как бы ревнуя одинокого теурга к Заревой ясности, некто внезапно пересекает золотую нить зацветающих чудес; лезвие лучезарного меча меркнет и перестает чувствоваться в сердце.»:
Сбылось немного – слишком много,
И в гроб переплавляю медь…
«Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками"), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, - он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности - все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз. Все это бросает господин их в горнило своего художественного творчества…»
Вот здесь мы и видим ещё один «аметист». Только ещё раз уточню: эти «многие демоны» иначе называются двойниками. Это «часть души» самого поэта. Это он сам…
Это он сам перенесся в кузню Зигфрида, это ему пытался навязать помощь карлик Миме. И если у Вагнера – безуспешно, то здесь… Здесь герой перековывает «медь» на гроб, и вырвавшись из кузницы видит кругом лишь развалины:
И прогремят останки башен
С моих довременных вершин.
А ещё один постоянный персонаж первого тома Блока – гадалка, правит этим обрядом:
И вольно – смуглая гадалка,
Спеша с потехи площадной,
Швырнет под сени катафалка
Свой воскрешающий запой.
«запой» – запев) и подчиняясь этому «запою», безвольный, почти умерший герой:
Тогда – огромен бледным телом –
Я красной медью зазвучу.
И довольные, вечные спутники гадалки – безликие завершат действо:
И предо мною люди в белом
Поставят бледную свечу.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«– Последним шествием украшен, // Склонюсь под красный балдахин. – Ср. в стих. Белого "Старинный друг" (1903)… " (Белый А. Золото в лазури. М., 1904. С. 141-142). Это стихотворение Белый послал Блоку в феврале-марте 1903 г. (Блок и Белый. С. 22-23).»
В стихотворении А. Белого горная кузня изображена более подробно:
«1.
Старинный друг, к тебе я возвращался,
весь поседев от вековых скитаний.
Ты шел ко мне в твоей простертой длани
пунцовый свет испуганно качался.
Ты говорил: «А если гном могильный
из мрака лет нас разлучить вернется?»
А я в ответ «Суровый и бессильный,
уснул на веки. Больше не проснется»…
2.
Янтарный луч озолотил пещеры…
Я узнаю тебя, мой друг старинный!
Пусть между нами ряд столетий длинный,
в моей душе так много детской веры.
Из тьмы идешь, смеясь «Опять свобода,
опять весна, и та же радость снится»
Суровый гном, весь в огненном, у входа
в бессильной злобе на тебя косится.
Вот мы стоим, друг другу улыбаясь…
3.
Над гробом стоя, тосковал бездонно.
Пещера той же пастью мне зияла.
К провальной бездне мчащийся исконно,
поток столетий Вечность прогоняла.
Могильный гном, согнувшийся у входа,
оцепенев, дремал в смертельной скуке.
«О где ты, где, старинная свобода!»
…Я зарыдал, крича, ломая руки…
Текла лазурь Поток столетий шаткий
в провалах темных Вечность прогоняла.
Дремавший гном уткнулся в покрывало.
Рвались по ветру огненные складки.
И я молчал, так радостно задетый
крылами черных, шелковых касаток.
Горели славой меркнущие светы.
Горел щита червонного остаток…
4.
Старела Вечность. Исполнялись сроки.
И тихо русла смерти иссякали.
Лазурные, бессмертные потоки
железные гробницы омывали.
Воздушность мчалась тканью вечно-пьяной…»
Свидетельство о публикации №221012100589