M-сущности и B-сущности

Взято отсюда:
https://systemity.wordpress.com/2021/01/21/184/

Гарантирую, что желающий уразуметь то, что скрывается под термином "сущность", останется с носом. Философская интепретация сущности с многочисленными ссылками на греческих мыслителей, начиная с Аристотеля, и европейца Спинозы с плавным переходом на Канта, Шопенгауэра, Гегеля, Сартра представляет собой чисто словесную эквилибристику со множеством терминов таких, как "бытие", "существование", "субстанция" и даже "сущность всего сущего". Доказательством полной импотенции философии в раскрытии понятия "сущность" является тот хорошо известный факт, что в современной философии термин "сущность" практически уже не встречается. В логике сущность (как существенный признак essentialia constitutiva) - представляется тем неотъемлемым качеством, без которого предмет невозможно осмыслить.

Всем нам хорошо известно, что философия - это особый способ изучение всеобщих законов развития мира и общества, поиск закономерностей процесса познания и мышления, вырабатывающий систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности. Для улучшения оценки восприятия жизненных явлений, в качестве помощи в улучшении углублённого понимания того, с чем мы постоянно сталкиваемся в совершенно конкретном виде, философия практически совершенно неприменима. Термины "идеализм", появившийся в XVIII, и "материализм" в чистом виде являются всего лишь крайними противоположностями философского мироописания, предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой, которые по большому счёту в реальности служили лишь в качестве питательных клизм для многочисленных гениев философии, выступавшей как науки для избранных, но были практически неприменимы для использования в конкретной жизни конкретного человека.

Не мудрствуя лукаво, могу сказать, сущностью является то, благодаря чему нечто конкретное, что мы ощущаем, изучаем, извлекаем из памяти, и даже частично то, о чём мы мечтаем, всё перечисленное, есть то, что оно есть. Это магическое по своей краткости и содержательности определение - "... есть то, что оно есть" - автоматически отрезает философию от излюбленного ею показного философствования. В определении "то, что оно есть" нет ни малейшего основания для демонстрации таланта строить пышные, наукоподобные словесные пирамиды. Это - одновременно начало и конец анализа. Именно по этой причине в современной философии термин "сущность" практически уже не встречается.

В этой статье я хотел бы представить два вида оценок сущности, которые по уровню обобщения являются философскими, предельно-обобщающими понятиями, применимыми для всех предметов и явлений без исключения, но в отличии от разнообразных философских интерпретаций могут быть предельно конкретными и легко практически применимыми. Здесь речь пойдёт о сущностях "выраженных" (В-сущности) и размазанных (Р-сущности). Для этих синонимов существуют и другие, более строгие по смыслу термины, но я предпочитаю их называть так, как я привых их называть. Поскольку все мы в наших научных рассуждениях привыкли вместо ныне ставших старомодными древне-греческих и латинских терминов придумывать и пользоваться английскими, то вместо "выраженная" сущность можно использовать английское наименование "manifested essence" (M-essence), а вместо "размазанная" сущность - "blurred essence" (В-essence). M-сущности и B-сущности в описании всевозможных предметов и явлений могут демонстрировать познавательный антагонизм, могут сосуществовать, а могут не иметь антагонистов в интерпретации.

Начну с математики, которая  создаёт объекты исследования путём идеализации свойств реальных или математических объектов-сущностей и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Это - некая общая наука, объясняющая всё относящееся к порядку и мере, не входя в исследование никаких частных предметов. Математика - фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам, тем самым выявляя их структурную взаимосвязь и способствуя нахождению самых общих законов природы. Итак, виртуальные и реальные объекты, которые изучает математика, могут быть выраженными и размазанными. В дальнейшем эти две характеристики я буду обозначать английскими буквами M и B.

Так, свойством любого реального куба является равенство всех двенадцати сторон и шести плоскостей (M-сущность), а вот малейшее отклонение от свойств этой сущности делает её размазанной сущностью (B). M-сущностью является теорема Пифагора, а вот, к примеру, теория струн, являющееся направлением в теоретической матфизике, изучающая динамику взаимодействия объектов не как точечных частиц, а как одномерных протяжённых объектов, так называемых квантовых струн, является выраженной B-сущностью. Например, раздел математики под названием "топология" не рассматривает метрические свойства объектов (например, расстояние между парой точек). С точки зрения топологии кружка и бублик идентичны, и та, и другой являются полноториями. Здесь мы имеем дело с ярко выраженной B-сущностью.

- Жизнь человека в онтогенезе роста и развития представляет собой нелинейные переходы от B к M и обратно.
- Космос в наше время - это В, Земля - М, планеты солнечной системы - ВМ.
- Рассвет, закат - В, день, ночь - М.
- Слово - М, язык - В.
- Сон - М, сновидения - В.
- Атомный уровень - М, внутриатомный уровень - В.
- Жизнь - В, смерть - М.
- Психическая норма - В, психопатология - М.
- Уверенность - М, вера - В.
- Атеизм - М, религия - В.
- Независимость - М, зависимость - В.
- Интраверт - М, экстраверт - В.
- Здоровье - В, болезнь - М.
- Лотерея - В.
- 21 января - В, 21 января 2021 года - В.
- Надежда - МВ.
- Ключ к замку - М.
- Мелодия - М, какафония - В.
- Трамп - М, Пенс - В.

Приведённое мною небольшое число примеров сущностного анализа показывает, что предложенные мною М- и В- оценочные критерии имеют тотальное применение, адекватное способу изучения всеобщих законов развития мира и общества, присущему до сих пор только философии. Не исключено, что в небольшом числе случаев оценки, произведённые отдельными людьми, могут отличаться. Например, голосование - это В, голосование отдельного человека - М. С тем, что религия - это В, безусловно будут несогласны верующие, но несложно доказать, что религия - это своеобразная психопатология, основанная на вере в то, существование чего доказать невозможно.


Рецензии