Блок. Зажигались окна узких комнат - прочтение
Зажигались окна узких комнат,
Возникали скудные лучи,
Там, где люди сиротливо берегут и помнят
Царствия небесного ключи.
В этот час и Ты прошла к вечерне,
Свой задумчивый и строгий сон храня.
На закате поднимался занавес вечерний,
Открывалось действие огня.
Так, как я, тонуть в небесном равнодушном взгляде
Не умел никто, Свободная, поверь!
Кто-то ласковый рассыпал золотые пряди,
Луч проник в невидимую дверь.
И, вступив на звонкий ряд ступеней,
Я стоял преображенный на горе –
Там, где стая тускло озаренных привидений
Простирала руки к догорающей заре.
Осень 1904
Зори для символистов второй волны имели сакральное значение. Вот как об этом писал Андрей Белый:
«…эпоху, подобную первохристианской, переживали па рубеже двух столетий; античность, ушедшая в ночь, озарилася светом сознания нового; ночи смешались со светом; и краской зари озарилися души под "северным небом".
В 1900--1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность; теории символистов встречали отпор; и с отпором "сократиков" явно считались; над символизмом смеялись; а втайне внимали ему: он влиял непосредственно.»
Даже Любовь Дмитриевна, ненавидевшая истово всякую “мистику”, писала в своих воспоминаниях:
«Я жила интенсивной духовной жизнью. Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко.»
А сам Блок в дневниках 18-ого года вспоминал про весну 901-ого:
«…началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
В стихах это звучало так:
«Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я прослышал отзвук малый,
Отдаленные шаги.
Близко ты или далече
Затерялась в вышине?
Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?
В тишине звучат сильнее
Отдаленные шаги,
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?
6 марта 1901»
То есть солнце и Ты неразрывно слиты, солнце – которое уходит в сумрак алый – это Ты; но и Ты, чьи отдалённые шаги звучат всё сильнее – это солнце.
И вот, после адских отсветов предыдущих стихотворений, после тех адских пейзажей – на их фоне! – с ним опять:
На закате поднимался занавес вечерний,
Открывалось действие огня.
И перед ним – лестница в небо:
И, вступив на звонкий ряд ступеней,
Я стоял преображенный на горе –
Там, где стая тускло озаренных привидений
Простирала руки к догорающей заре.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«– Так, как я, тонуть в небесном равнодушном взгляде ... – Ср. описание мистической "тезы" как этапа истории символизма в статье Блока "О современном состоянии русского символизма" (1910): "В лазури чьего-то лучезарного взора пребывает теург" (СС-85, С. 427).»
;
Свидетельство о публикации №221012501055