Блок. Зажигались окна узких комнат... Прочтение

.                Александр Блок
  .          .           том II
      « Р а з н ы е      с т и х о т в о р е н и я »

8. «Зажигались окна узких комнат...»







          * * * 

                Зажигались окна узких комнат,
                Возникали скудные лучи,
                Там, где люди сиротливо берегут и помнят
                Царствия небесного ключи.

                В этот час и Ты прошла к вечерне,
                Свой задумчивый и строгий сон храня.
                На закате поднимался занавес вечерний,
                Открывалось действие огня.

                Так, как я, тонуть в небесном равнодушном взгляде
                Не умел никто, Свободная, поверь!
                Кто-то ласковый рассыпал золотые пряди,
                Луч проник в невидимую дверь.

                И, вступив на звонкий ряд ступеней,
                Я стоял преображенный на горе –
                Там, где стая тускло озаренных привидений
                Простирала руки к догорающей заре.
                Осень 1904






     Зори для символистов второй волны имели сакральное значение. Вот как об этом писал Андрей Белый:
     «…эпоху, подобную первохристианской, переживали па рубеже двух столетий; античность, ушедшая в ночь, озарилася светом сознания нового; ночи смешались со светом; и краской зари озарилися души под "северным небом".
      В 1900--1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность; теории символистов встречали отпор; и с отпором "сократиков" явно считались; над символизмом смеялись; а втайне внимали ему: он влиял непосредственно».
     Даже Любовь Дмитриевна, ненавидевшая истово всякую “мистику”, писала в своих воспоминаниях:
     «Я жила интенсивной духовной жизнью. Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко».
     А сам Блок в дневниках 18-ого года вспоминал про весну 901-ого:
     «…началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где  произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».

     В стихах это звучало так:

                «Ты отходишь в сумрак алый,
                В бесконечные круги.
                Я прослышал отзвук малый,
                Отдаленные шаги.

                Близко ты или далече
                Затерялась в вышине?
                Ждать иль нет внезапной встречи
                В этой звучной тишине?

                В тишине звучат сильнее
                Отдаленные шаги,
                Ты ль смыкаешь, пламенея,
                Бесконечные круги?
                6 марта 1901»

     То есть солнце и Ты неразрывно слиты, солнце – которое уходит в сумрак алый – это Ты; но и Ты, чьи отдалённые шаги звучат всё сильнее – это солнце.
     И вот, после адских отсветов предыдущих стихотворений, после тех адских пейзажей – на их фоне! – с ним опять:

                На закате поднимался занавес вечерний,
                Открывалось действие огня.

     И перед ним – лестница в небо:

                И, вступив на звонкий ряд ступеней,
                Я стоял преображенный на горе –
                Там, где стая тускло озаренных привидений
                Простирала руки к догорающей заре.



Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

     «

     - «Свой задумчивый и строгий сон храня». - О мотиве "сна" лирической героини см. т. 1, с. 455, 456.
    [Здесь, как и во многих других случаях, отсылка в никуда. Вот единственное упоминания «"сна" лирической героини» на двух страницах текста:
«...героиня ассоциируется и с Дамой, и с невестой русского свадебного обряда, и с Богоматерью, и с Беатриче, и с Офелией, и со "спящей красавицей", и с "Царь-девицей" из стихотворения Я.П. Полонского...»
   Со своей стороны про "мотив сна" напомню, что сюжет "тома I" - это принятие "лирическим героем" на себя миссии пробудить "лирическую героиню" и провал этой миссии, отказ его от нее. См последнее стихотворение тома:

                «Вот он — ряд гробовых ступеней.
                И меж нас — никого. Мы вдвоем.
                Спи ты, нежная спутница дней,
                Залитых небывалым лучом.

                Ты покоишься в белом гробу.
                Ты с улыбкой зовешь: не буди.
                Золотистые пряди на лбу.
                Золотой образок на груди.

                Я отпраздновал светлую смерть,
                Прикоснувшись к руке восковой.
                Остальное — бездонная твердь
                Схоронила во мгле голубой.

                Спи — твой отдых никто не прервет.
                Мы — окрай неизвестных дорог.
                Всю ненастную ночь напролет
                Здесь горит осиянный чертог.
                18 июня 1904. С. Шахматово»

]


     - «Так, как я, тонуть в небесном равнодушном взгляде ...» –  Ср. описание мистической "тезы" как этапа истории символизма в статье Блока "О современном состоянии русского символизма" (1910): "В лазури чьего-то лучезарного взора пребывает теург" (СС-8(5), С. 427).

     - «Простирала руки к догорающей заре».- О сближении в образе "Ты" вечерней зари и Богородицы см. т. 1, с. 455, 456 наст. изд.
      [
см. цитату выше, а также:
    «...Такие повторяющиеся образы становятся не только символами, но и символическими заместителями тех персонажей или ситуаций, при описании которых они используются (например, "Ты" поэтически отождествляется с "зарей", открывание окна  - с Встречей и т.д.).
   ...В то же время один и тот же лирический персонаж, ситуация, событие получают в цикле множество разных "имен" (Ты - и "Закатная, Таинственная Дева", "Заря, Купина", и "Мария", и апокалиптическая "Жена, облеченная в солнце", и "розовая девушка", и "Прекрасная Дама", и "Смерть")».

   С моей т.з. здесь перечислены РАЗНЫЕ персонажи книги. Более того - это персонажи разных миров Блока.
    "Заря Купина..." - Лучезарная;
    "Мария" в первом томе - она и из реальности весны 902-ого года - периода его восторженных блужданий по тропе миров:

                "Кто плачет здесь? На мирные ступени
                Всходите все — в открытые врата.
                Там — в глубине — Мария ждет молений,
                Обновлена рождением Христа".
   
     ...и из сосем другой реальности - лета того же года, периода расплаты за весну, когда ему показывали реальности с извращенной Лучезарной, где Богоматерь рождает Антихриста.

                "Был вечер поздний и багровый,
                Звезда-предвестница взошла.
                Над бездной плакал голос новый —
                Младенца Дева родила.

                На голос тонкий и протяжный,
                Как долгий визг веретена,
                Пошли в смятеньи старец важный,
                И царь, и отрок, и жена.

                И было знаменье и чудо:
                В невозмутимой тишине
                Среди толпы возник Иуда
                В холодной маске, на коне.

                Владыки, полные заботы,
                Послали весть во все концы,
                И на губах Искариота
                Улыбку видели гонцы.
                19 апреля — 28 сентября 1902"

Ср. из черновиков:

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
     «

                …В невозмутимой тишине
                Воскрес повешенный Иуда.

                …Сквозь детский плач и женский крик
                Среди толпы возник Иуда,
                Христа предавший ученик.
     »

     То есть Иуда уже предал, уже повесился. То есть Христос уже приходил. Тогда кто родился на этот раз? Чей «голос тонкий и протяжный, // Как долгий визг веретена»?
    Чьему Пришествию теперь радовался воскресший - как Христос, воскресший! - Иуда?
 
     "Жена, облеченная в солнце" - такого термина, такого именования у Блока вообще нет. Он только высчитывается...

(Из Примечаний к стихотворению ""НЕ ЖАЛЬ МНЕ ДНЕЙ НИ РАДОСТНЫХ, НИ ЗНОЙНЫХ" в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     - "Мне жаль, что день великий скоро минет, // Умрет едва рожденное дитя.- Великий день - библеизм в значении: конец света, отсылка к эпизоду из Апокалипсиса: "Жена, облеченная в солнце" (Откр. XII, 1; образ, сближаемый "младшими" символистами с "Вечной Женственностью" Вл. Соловьева) "родила( ... ) младенца мужеского пола ( ... ) и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его" (Там же. XII, 5).
"
  ...но станет одним из сквозных персонажей в дальнейшем.

    "Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), Глава 12":
     «
     И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
     Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
     И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
     Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
     И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
     А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
     И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
     И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
     ... Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
     »

     И в дальнейших книгах своей лирики Блок к каждой новой женщине присматривается: а не прячущаяся это от Змия Жена?
     Завершение данного сюжета - поэма "12", где "Катьку" -  убивают.
     ]
     »


Рецензии