Блок. Зажигались окна узких комнат - прочтение

          * * * 

                Зажигались окна узких комнат,
                Возникали скудные лучи,
                Там, где люди сиротливо берегут и помнят
                Царствия небесного ключи.

                В этот час и Ты прошла к вечерне,
                Свой задумчивый и строгий сон храня.
                На закате поднимался занавес вечерний,
                Открывалось действие огня.

                Так, как я, тонуть в небесном равнодушном взгляде
                Не умел никто, Свободная, поверь!
                Кто-то ласковый рассыпал золотые пряди,
                Луч проник в невидимую дверь.

                И, вступив на звонкий ряд ступеней,
                Я стоял преображенный на горе –
                Там, где стая тускло озаренных привидений
                Простирала руки к догорающей заре.
                Осень 1904

     Зори для символистов второй волны имели сакральное значение. Вот как об этом писал Андрей Белый:
     «…эпоху, подобную первохристианской, переживали па рубеже двух столетий; античность, ушедшая в ночь, озарилася светом сознания нового; ночи смешались со светом; и краской зари озарилися души под "северным небом".
      В 1900--1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность; теории символистов встречали отпор; и с отпором "сократиков" явно считались; над символизмом смеялись; а втайне внимали ему: он влиял непосредственно.»
     Даже Любовь Дмитриевна, ненавидевшая истово всякую “мистику”, писала в своих воспоминаниях:
     «Я жила интенсивной духовной жизнью. Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко.»
     А сам Блок в дневниках 18-ого года вспоминал про весну 901-ого:
     «…началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где  произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
     В стихах это звучало так:

                «Ты отходишь в сумрак алый,
                В бесконечные круги.
                Я прослышал отзвук малый,
                Отдаленные шаги.

                Близко ты или далече
                Затерялась в вышине?
                Ждать иль нет внезапной встречи
                В этой звучной тишине?

                В тишине звучат сильнее
                Отдаленные шаги,
                Ты ль смыкаешь, пламенея,
                Бесконечные круги?
                6 марта 1901»

     То есть солнце и Ты неразрывно слиты, солнце – которое уходит в сумрак алый – это Ты; но и Ты, чьи отдалённые шаги звучат всё сильнее – это солнце.
     И вот, после адских отсветов предыдущих стихотворений, после тех адских пейзажей – на их фоне! – с ним опять:

                На закате поднимался занавес вечерний,
                Открывалось действие огня.

     И перед ним – лестница в небо:

                И, вступив на звонкий ряд ступеней,
                Я стоял преображенный на горе –
                Там, где стая тускло озаренных привидений
                Простирала руки к догорающей заре.



Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «– Так, как я, тонуть в небесном равнодушном взгляде ... – Ср. описание мистической "тезы" как этапа истории символизма в статье Блока "О современном состоянии русского символизма" (1910): "В лазури чьего-то лучезарного взора пребывает теург" (СС-85, С. 427).»
;


Рецензии