Блок. Зажигались окна узких комнат... Прочтение
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
8. «Зажигались окна узких комнат...»
* * *
Зажигались окна узких комнат,
Возникали скудные лучи,
Там, где люди сиротливо берегут и помнят
Царствия небесного ключи.
В этот час и Ты прошла к вечерне,
Свой задумчивый и строгий сон храня.
На закате поднимался занавес вечерний,
Открывалось действие огня.
Так, как я, тонуть в небесном равнодушном взгляде
Не умел никто, Свободная, поверь!
Кто-то ласковый рассыпал золотые пряди,
Луч проник в невидимую дверь.
И, вступив на звонкий ряд ступеней,
Я стоял преображенный на горе –
Там, где стая тускло озаренных привидений
Простирала руки к догорающей заре.
Осень 1904
Зори для символистов второй волны имели сакральное значение. Вот как об этом писал Андрей Белый:
«…эпоху, подобную первохристианской, переживали па рубеже двух столетий; античность, ушедшая в ночь, озарилася светом сознания нового; ночи смешались со светом; и краской зари озарилися души под "северным небом".
В 1900--1901 годах "символисты" встречали зарю; их логические объяснения факта зари были только гипотезами оформления данности; гипотезы – теории символизма; переменялись гипотезы; факт – оставался: заря восходили и ослепляла глаза; в ликовании видящих побеждала уверенность; теории символистов встречали отпор; и с отпором "сократиков" явно считались; над символизмом смеялись; а втайне внимали ему: он влиял непосредственно».
Даже Любовь Дмитриевна, ненавидевшая истово всякую “мистику”, писала в своих воспоминаниях:
«Я жила интенсивной духовной жизнью. Закаты того года, столь известные и по стихам Блока, и по Андрею Белому, я переживала ярко».
А сам Блок в дневниках 18-ого года вспоминал про весну 901-ого:
«…началось хождение около островов и в поле за Старой Деревней, где произошло то, что я определял, как Видения (закаты)».
В стихах это звучало так:
«Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я прослышал отзвук малый,
Отдаленные шаги.
Близко ты или далече
Затерялась в вышине?
Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?
В тишине звучат сильнее
Отдаленные шаги,
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?
6 марта 1901»
То есть солнце и Ты неразрывно слиты, солнце – которое уходит в сумрак алый – это Ты; но и Ты, чьи отдалённые шаги звучат всё сильнее – это солнце.
И вот, после адских отсветов предыдущих стихотворений, после тех адских пейзажей – на их фоне! – с ним опять:
На закате поднимался занавес вечерний,
Открывалось действие огня.
И перед ним – лестница в небо:
И, вступив на звонкий ряд ступеней,
Я стоял преображенный на горе –
Там, где стая тускло озаренных привидений
Простирала руки к догорающей заре.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
- «Свой задумчивый и строгий сон храня». - О мотиве "сна" лирической героини см. т. 1, с. 455, 456.
[Здесь, как и во многих других случаях, отсылка в никуда. Вот единственное упоминания «"сна" лирической героини» на двух страницах текста:
«...героиня ассоциируется и с Дамой, и с невестой русского свадебного обряда, и с Богоматерью, и с Беатриче, и с Офелией, и со "спящей красавицей", и с "Царь-девицей" из стихотворения Я.П. Полонского...»
Со своей стороны про "мотив сна" напомню, что сюжет "тома I" - это принятие "лирическим героем" на себя миссии пробудить "лирическую героиню" и провал этой миссии, отказ его от нее. См последнее стихотворение тома:
«Вот он — ряд гробовых ступеней.
И меж нас — никого. Мы вдвоем.
Спи ты, нежная спутница дней,
Залитых небывалым лучом.
Ты покоишься в белом гробу.
Ты с улыбкой зовешь: не буди.
Золотистые пряди на лбу.
Золотой образок на груди.
Я отпраздновал светлую смерть,
Прикоснувшись к руке восковой.
Остальное — бездонная твердь
Схоронила во мгле голубой.
Спи — твой отдых никто не прервет.
Мы — окрай неизвестных дорог.
Всю ненастную ночь напролет
Здесь горит осиянный чертог.
18 июня 1904. С. Шахматово»
]
- «Так, как я, тонуть в небесном равнодушном взгляде ...» – Ср. описание мистической "тезы" как этапа истории символизма в статье Блока "О современном состоянии русского символизма" (1910): "В лазури чьего-то лучезарного взора пребывает теург" (СС-8(5), С. 427).
- «Простирала руки к догорающей заре».- О сближении в образе "Ты" вечерней зари и Богородицы см. т. 1, с. 455, 456 наст. изд.
[
см. цитату выше, а также:
«...Такие повторяющиеся образы становятся не только символами, но и символическими заместителями тех персонажей или ситуаций, при описании которых они используются (например, "Ты" поэтически отождествляется с "зарей", открывание окна - с Встречей и т.д.).
...В то же время один и тот же лирический персонаж, ситуация, событие получают в цикле множество разных "имен" (Ты - и "Закатная, Таинственная Дева", "Заря, Купина", и "Мария", и апокалиптическая "Жена, облеченная в солнце", и "розовая девушка", и "Прекрасная Дама", и "Смерть")».
С моей т.з. здесь перечислены РАЗНЫЕ персонажи книги. Более того - это персонажи разных миров Блока.
"Заря Купина..." - Лучезарная;
"Мария" в первом томе - она и из реальности весны 902-ого года - периода его восторженных блужданий по тропе миров:
"Кто плачет здесь? На мирные ступени
Всходите все — в открытые врата.
Там — в глубине — Мария ждет молений,
Обновлена рождением Христа".
...и из сосем другой реальности - лета того же года, периода расплаты за весну, когда ему показывали реальности с извращенной Лучезарной, где Богоматерь рождает Антихриста.
"Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый —
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.
19 апреля — 28 сентября 1902"
Ср. из черновиков:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
«
…В невозмутимой тишине
Воскрес повешенный Иуда.
…Сквозь детский плач и женский крик
Среди толпы возник Иуда,
Христа предавший ученик.
»
То есть Иуда уже предал, уже повесился. То есть Христос уже приходил. Тогда кто родился на этот раз? Чей «голос тонкий и протяжный, // Как долгий визг веретена»?
Чьему Пришествию теперь радовался воскресший - как Христос, воскресший! - Иуда?
"Жена, облеченная в солнце" - такого термина, такого именования у Блока вообще нет. Он только высчитывается...
(Из Примечаний к стихотворению ""НЕ ЖАЛЬ МНЕ ДНЕЙ НИ РАДОСТНЫХ, НИ ЗНОЙНЫХ" в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
- "Мне жаль, что день великий скоро минет, // Умрет едва рожденное дитя.- Великий день - библеизм в значении: конец света, отсылка к эпизоду из Апокалипсиса: "Жена, облеченная в солнце" (Откр. XII, 1; образ, сближаемый "младшими" символистами с "Вечной Женственностью" Вл. Соловьева) "родила( ... ) младенца мужеского пола ( ... ) и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его" (Там же. XII, 5).
"
...но станет одним из сквозных персонажей в дальнейшем.
"Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), Глава 12":
«
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
... Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
»
И в дальнейших книгах своей лирики Блок к каждой новой женщине присматривается: а не прячущаяся это от Змия Жена?
Завершение данного сюжета - поэма "12", где "Катьку" - убивают.
]
»
Свидетельство о публикации №221012501055