Отец. Юность

 В то время, когда я учился, шла компания по ликвидации неграмотности. Меня, ученика 8-го класса отправили на два месяца в хутор Студенок учить людей. К этому времени я еще никуда надолго из дома не уезжал, поэтому мама услышав о направлении, сильно расстроилась, она за меня боялась. Дело было зимой, в базарный день и я пошел на базар искать попутчика. Взял меня на свой воз крестьянин из Студенка. Одежонка у меня была плохонькая и сжалившись надо мной крестьянин дал мне свой тулуп. Выехали мы под вечер. Сколько мы ехали, не знаю. Началась метель и мы сбились с пути. Раз мы переехали железную дорогу, то уже должны быть в хуторе, но железная дорога вновь появилась перед нами. Крестьянин забеспокоился. Вдруг в стороне мелькнул огонек, на него и поехали и оказались в хуторе. Крестьянин завез меня к уполномоченному, который и устроил меня у себя жить. На второй день собрались неграмотные ребята и девушки в школе и начались занятия. Мои ученики были старше меня, но я их учил письму, чтению и счету. Приходили они на занятия с семечками и потихоньку их лузгали. После их ухода под партами оставались горы шелухи. Как я с этим не боролся, все было бесполезно. Один из учеников был баптист-евангелист. Про него рассказывали, что до того, как он стал верующим он был первым на хуторе хулиганом, вором и лодырем. А как стал баптистам, так стал самым прилежным крестьянином. Верующим он был активным и призывал последовать его примеру. Не раз я с ним спорил об учении Христа и одерживал над ним победу, пользуясь противоречиями между Евангелиями. Как я уже говорил, мать очень беспокоилась за меня. В один из вечеров я проводил занятия и вдруг в класс заглядывает мой брат Михаил. По просьбе мамы он приехал меня проведать. В это время он работал председателем рабочкома подсобного хозяйства сахарного завода. Приехал он лихо, на тройке лошадей. Убедившись, что со мной все в порядке, он уехал. Прошло два месяца и я вернулся домой, а на мое место приехал другой ученик. Учеба в школе продолжалась.

Зимой, как только замерзала река, катались на коньках, которые делали из куска дерева с ободком из стальной проволоки. Лыжи мы делали из клепок большой бочки, а санки из досок. В основном катались с горки возле дома и иногда с Афанасьевской и Ильинской гор.

В последних классах я дружил с ребятами из более зажиточных семей чем наша. Моими друзьями были Коля Выходцев (сын математика), Юра Голубев, Саша Коган, Володя Золотарев. В параллельном классе училась Лида Успенская, она жила недалеко от нас. Я частенько видел ее проходящей мимо нашего дома, меня тянуло к ней и я стоял за забором, чтобы снова ее увидеть. Так я ни разу и не заговорил со своей первой любовью. По вечерам я не ходил туда, где собиралась молодежь, был стеснительным, да и одежды у меня не было приличной. Вечером я читал маме книги, которые нам задавали по программе. Она занималась своими делами, а я ей читал вслух и такое времяпрепровождение стало для нас обоих привычным. Как то нам дали задание познакомиться с произведением Боккаччо "Декамерон". Книгу я взял в библиотеке и принялся ее читать вслух. И вдруг вижу, что в истории "Садовник", рассказывается об интимных связях садовника с монашками монастыря, где он служил. Я замолчал. Мама спросила, почему я не читаю дальше. Я сослался на головную боль и больше уже вслух матери не читал.


Рецензии