История одной подписной иконы из коллекции Староче

В 90-х годах ХХ века в состав коллекции «Искусство живописи иконы» поступила подписная икона «Нерукотворный образ Господень». Передана в дар музею жительницей станицы Старочеркасской Паевой Полиной Ивановной. Надписи, подписи и даты на иконах -ценнейший материал для исследователей разных категорий. Икона прямоугольной формы, выполнена на доске, состоящей из четырех частей твердой породы дерева, обработанных на станке, имеет в торцах по одной врезной шпонке. По доске написан текст химическим карандашом: подпись иконописца "1885 год живопис А.Балашовъ", ниже повторяется фамилия "А.Балашовъ ".
Икона написана темперой краской. Поле иконы темно-синего цвета, по краю рамка-широкая полоса розоватого цвета. Образ на иконе расположен горизонтально по центру, написан не в канонической, а в свободной манере, присущей русским мастерам живописи конца XIX –нач. ХХ века. Лик Иисуса Христа изображен на натянутом платке-убрусе. Плат серебристо- серых тонов, край украшен тонкими полосами розового цвета в три ряда. Верхние углы собраны и связаны розовой лентой, вниз полотнище спускается волнообразными складами. В верхней части по синему фону надпись "Нерукотворенныi образ ГДА нашего Iису ХрТc" старославянским шрифтом. Этот образ Иисуса - единственный, где Спаситель изображен в портретной манере. Черты лица традиционные: высокий открытый лоб, выразительные карие глаза, прямой нос, маленькие губы. Усы, борода, волосы темные, волнистые, пряди спускаются на плечи, по два локона слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Образ вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови прямые. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость. Голова окружена нимбом желтого(золотистого) цвета с вписанным крестом. Крест поделен девятью линиями с вписанными на его перекрестии тремя греческими буквами (WON), означающие «вечно сущий».  Автор произведения -Абрам Абрамович Балашов родился в 1885 году в обеспеченной старообрядческой семье. Это был сын купца, из деревни Куровской Богородского уезда Московской губернии. В течение 10 лет был регентом старообрядческой молельни при фабрики Балашов в деревне Куровская . Именно при его участи обучались церковному пению. Абрам Балашов также занимался иконописанием. Однако имя свое прославил актом вандализма, совершённым 17 января 1913 года. В этот день все российские газеты пестрели сообщениями: в Третьяковской галерее 28-летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов с криком «Довольно крови!» изрезал ножом знаменитую картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». На ней, изображен один из самых известных и трагических эпизодов российской истории: царь Иван Грозный в припадке ярости убивает своего сына. Картина была написана в 1885 году.
При приеме в музей икона имела ряд повреждение в графе сохранность написано: «С лицевой стороны глубокая трещина по горизонтали с утратами красочного слоя, края побиты, лак потемнел, потертости, жёсткий кракелюр, загрязнения».
 В 2017 году реставрацией художественного произведения занялся Василий Иванович Ефремов - мастер, который выполняет работы любой сложности. У Василия Ефремова накоплен огромный (40 лет) опыт реставрационной работы, в том числе связанный с восстановлением старинных икон. В данной иконе его заинтересовала, прежде всего, дважды поставленная Абрамом Балашовым на тыльной стороне авторская надпись. И здесь, как рассказал реставратор оказалось много любопытного: «Прежде всего, это год 1885. Последняя пятерка в этой дате написана необычно: она жирно выделена, по ней Балашов провел карандашом несколько раз, словно желая подчеркнуть важность именно этой даты.  В 1913 году, когда Абрам Балашов покусился на произведение Ильи Репина, ему было 28 лет. Путем несложных математических вычислений можно убедиться, что 1885 год - это дата рождения самого Абрама Балашова. И еще одно совпадение: в 1885 году Илья Репин завершил работу над своей картиной «Иван Грозный» и впервые показал ее публике на 13-й выставке передвижников. Случайны ли такие совпадения? - задает вопрос художник-реставратор.
Еще и еще раз Ефремов присматривался к надписям, оставленным Балашовым. Неровный прыгающий почерк свидетельствует о том, что это неуравновешенный, но творчески одаренный человек. Что им двигало в тот момент? Тщеславие? Стремление запечатлеть свою фамилию в памяти потомков? Или некие другие, более высокие цели?
Как полагает В.И. Ефремов, подчеркнутая Балашовым пятерка свидетельствует о том, что он задумался над совпадением - датой своего рождения и появления на свет гениальной картины Репина. Скорее всего, именно тогда Балашов вынашивал свой замысел - уничтожить картину». Василий Иванович размышлял над истоками поступка Абрама Балашова пришел к выводу, что все-таки им двигали благие побуждения: «Он не выносил крови, насилия. А в 1913 году в воздухе витало ощущение надвигающейся на Россию беды: это опустошительная война, а затем революция, принесшая неисчислимые беды. Скорее всего, Балашов это чувствовал. И, закончив работу над ликом Христа Спасителя, несколько раз обвел пятерку в конце даты, подчеркивая тем самым свою избранность, взял нож и отправился в Третьяковскую галерею. Такова разгадка исторического детектива».
Что касается иконографии,в православной иконописной традиции есть два основных вида изображений Святого Лика: «Спас на убрусе», или «Убрус» и «Спас на чрепии», или «Чрепие». На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы – нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Крест в нимбах изображался с девятью линиями по числу девяти ангельских чинов и тремя греческими буквы (Я есть Сущий), а по сторонам на фоне нимба помещается сокращенное именование Спасителя – IС и ХС. Убрус со складками начинает распространяться на русских иконах с ХIV в.
 На иконах типа «Спас на чрепии», или «Чрепие», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса, отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы в Византии назывались «Святым Керамидионом». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки. Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу.
 «Спас Нерукотворный» - икона, особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных стягах, помещалась над вратами крепостей. Нерукотворный Образ, или иначе Спас Нерукотворный - важнейший образец, которому следовали мастера во все времена, пока существовало древнерусское искусство. Древнейшая из сохранившихся икон «Спас Нерукотворный», создана в Новгороде в XII веке и хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее. Богослужебное празднование в Православной церкви, в честь иконы, совершается 16 (29) августа. В этот день молитвы Спасителю способны изменить судьбу и направить жизнь по иному руслу.  «Господи, Твоей милостью очищусь, и обрету благодать Твою. Боже мой, не оставь меня в горести и беде, одари своим сиянием и позволь обрести Твое благословение. Аминь».
Литература:
1.Н. А. Барская «Сюжеты и образы древнерусской живописи» М. Просвещение.1993. с.221.
2. Спас Нерукотворный в русской иконе. Авторы-составители Л. М. Евсеева, А. М. Лидов, Н. Н .Чугреева. М.: Ун-т Дм. Пожарского, 2008, с. 30, 426—429
3. Электронный ресурс https://zen.yandex.ru/media/id/5a6b633c1410c332fe05401e/ КТО ОН? (о чём рассказала реставратору старинная икона) дата обращения 22.01. 2121 г.


Рецензии