Дивный остров Кижи
Расстояние от Кондопоги до острова Кижи по воде составляет порядка ста километров. Время следования в пути на скоростном водном катере около двух часов. Онежское озеро заслуженно пользуется небывалой популярностью среди туристов. Берега озера изобилуют многочисленными живописными пейзажами, поэтому мы настроились получить массу интересных впечатлений.
С утра погода не предвещала никаких сюрпризов – был ясный летний день. Прибыв на пристань (если её можно так назвать) мы увидели на поверхности озера небольшие волны, настораживало то, что вдали от берега они были явно большего размера. У причала стояли два небольших плоскодонных катера, вернее сказать лодки, на которых нас должны доставить к месту назначения. Увидев эти неказистые плавсредства, наши попутчики зароптали – мол, стоит ли на таком транспорте плыть в такую даль. Оба капитана в один голос стали уверять нас, что катера классные и такая волна им не страшна. В конце концов, их аргументы возымели действие.
В группе нас было человек тридцать, что соответствовало общей вместимости двух катеров. Кабины катеров были очень небольших размеров, если не сказать больше. Для меня, с моими габаритами, это оказалось серьёзной проблемой – мало того что кабина была очень низкой, так ещё и расстояние между сидениями было совсем мизерным. Для того чтобы хоть как-то вместиться и не мешать другим, нам с женой пришлось сесть на последний ряд сидений, где ноги можно было выставить в проход. Когда мы ещё не отошли от берега, какое-то неприятное и тревожное предчувствие появилось у меня, но я списал его на общую необычность обстановки.
Итак, час пробил – катера отчалили от берега. Выйдя на фарватер, катера быстро набрали максимальную скорость – порядка шестидесяти километров в час. Пока волна была небольшая, мы имели возможность любоваться красивыми скалистыми берегами. Карельская красота видна, в основном, с воды: «бараньи лбы» и «курчавые» скалы врезаются в синеву озера, чуть дальше от воды растут высокие карельские сосны и всё это нетронутая человекам природа.
И, конечно же, само бескрайнее Онежское озеро. Этот водоем имеет интересную форму – на север он тянется щупальцами – заливами, его берега испещрены множеством мысков, есть здесь и острова, поросшие буйной растительностью. Максимальная его длина с севера на юг, с учетом впадающих в него устьев рек, составляет двести сорок пять километров. Самая широкая часть озера – девяносто один километр. Стоит отметить, что две части озера – северная и южная разительно друг от друга отличаются в очертании берегов и их строении.
Озеро Онего (это его древнее название) является вторым по величине пресноводным водоемом Европы, его иногда сравнивают с величавой Ладогой и называют её младшей сестрой.
На островах в старинных деревнях расположены многие археологические памятники, кое-где сохранились огромные дома XIX века, церкви и часовни. Минут через сорок мы вышли в центральную часть озера, и нашему относительно безмятежному состоянию пришёл конец. Волна увеличилась, увеличилась и болтанка, а удары волн стали совсем невыносимыми. Поскольку сиденья были жёсткими, и никаких амортизаторов у них не было, мы в полной мере ощутили все «прелести» нашего плавания на плоскодонной посудине. Каждый раз, когда лодка попадала на гребень волны, она получала такой сильный удар, что даже теряла скорость. Несколько раз капитаны были вынуждены сбрасывать обороты и плыть медленной скоростью. Но потом всё повторялось заново. В эти моменты казалось, что все наши внутренние органы давно оторвались и живыми нам до берега не добраться. Самая жуткая часть нашего путешествия была в открытой акватории озера, где берегов было почти не видно, а волны разыгрались сильнее прежнего. Было ещё одно неприятное обстоятельство, которое усугубляло и так наше беспомощное положение. Длина катера была соизмерима с длиной озёрной волны, поэтому катер, то проваливался, то взлетал на гребне волны. Поскольку скорость была большой, то к ударам волн добавилась еще и качка, причём разная, и бортовая, и килевая. Кого-то из пассажиров укачало так, что пришлось срочно искать пакеты. Все молили бога, чтобы этот кошмар поскорее закончился.
Наверное, бог услышал наши молитвы, а может просто мы прошли самый опасный участок пути и вошли в протоку, где было немного спокойнее. Волна стала меньше, катер пошёл ровнее и быстрее. Навстречу нам шли большие трёх и четырёх палубные теплоходы, возвращавшиеся с острова Кижи. На судах громко звучала музыка, народ на палубе действительно отдыхал и любовался прекрасными пейзажами. Как же мы им тогда завидовали…
Справа и слева появились острова. Берега у этих островов отличались от северных. Большей частью они были равнинными и песчаными. На островах много лугов и лесов, кое-где виднелись небольшие деревни, полуразрушенные церкви, мельницы и другие постройки. Прямо по курсу вдали показались очертания Преображенской церкви. Все с облегчением вздохнули. Через некоторое время мы причалили к пристани Кижи. Пристань оказалась довольно большой, у причала пришвартовались несколько многопалубных теплоходов и «Комет». Как только мы ступили на твёрдую землю, жена категорически заявила мне, что она ни при каких обстоятельствах на эту посудину больше не сядет. Я мудро промолчал, потому, что ещё не знал, как найду выход из этой ситуации. На пристани было много народу, одни уже осмотрели стопримечательности и готовились к отплытию, другие, как и мы, только собирались это сделать. Быстро сориентировавшись, мы купили входные билеты, и пошли в сторону музея. По дороге к главному храму, на обочине тропинки, увидели в траве несколько небольших змей, которых моя супруга боится панически. После увиденного всё её внимание переключилось на прилегающую к тропинке территорию, шедевры деревянного зодчества её уже не интересовали…
Музей-заповедник «Кижи» — один из крупнейших в России музеев под открытым небом. Основу музейного собрания составляет архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из множества деревянных строений: церквей, часовен, домов и хозяйственных построек. Кижский погост, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является самым выдающимся памятником древнего деревянного зодчества русского Севера и является особо ценным объектом культурного наследия народов России. Некоторые из строений музея были построены на месте, другие привезены сюда из других мест. В музее собраны деревянные строения со всего Заонежья. Начиная с 1966 года, когда остров получил официальный статус «музей-заповедник», на острове Кижи находятся более семидесяти памятников архитектуры северного края, более сотни икон, народные костюмы, утварь.
Главный памятник — Преображенский храм был построен в 1714 году на месте сгоревшей, от удара молнии, церкви. По преданию, царь Петр I был тем архитектором, который начертал план храма. Проплывая мимо острова, он увидел горы сваленного леса. Узнав о начатом строительстве, повелел: «Быть по сему». Вторая легенда рассказывает о мастере Несторе, который срубив храм, выбросил свой топор в воду со словами: «Не бывать более такому же». По традиции русского плотничества храм построен без единого гвоздя, хотя говорят, что при возведении куполов и верхних ярусов гвозди все-же использовались. Церковь строилась без отопления и использовалась для богослужений в летнее время, когда верующие съезжались на службу из отдаленных концов прихода. Преображенская церковь — исключительный по своему архитектурно-планировочному и конструктивному решению памятник, не имеющий аналогов в русской и мировой деревянной архитектуре. Крестообразный план церкви образован центральным восьми стенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками — прирубами, обращенными по сторонам света. С двух сторон к нему примыкает трапезная, к которой с запада пристроено крыльцо с двумя лестничными входами. Центральный объем церкви, образован тремя восьмигранными срубами, завершается он крышами в форме «бочек, увенчанных двадцатью двумя луковичными куполами. Внутри храма, под сводом так называемого «неба» — потолка в форме усечённой пирамиды — расположен позолоченный четырёх ярусный деревянный иконостас со ста двумя иконами 17–18 веков.
Зимняя церковь Покрова Богородицы имеет более простую конструкцию и относится к церквям «корабельного типа». Построена она в 1764 году по типу «восьмерик на четверике». Центральную главу (купол) окружает корона из восьми главок, расположенная на высоте двадцати семи метров. Это придает центральному прямоугольному пространству церкви более статичный вид. Тридцати метровая колокольня построена по традиционной схеме — «восьмерик на четверике». Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатер, увенчанный лемеховым куполом с крестом. Памятники тесно связаны с окружающим ландшафтом и являются прекрасным примером гармонии между природой и архитектурой.
Во время нашего посещения музея, Преображенская церковь находилась на реставрации, поэтому вход внутрь храма был закрыт. Это никак не помешало любоваться всей прелестью куполов храма. Игра солнечного света подчеркивает всю красоту куполов. Обвязка куполов выстругана из осиновых чешуек — лемехов. Кстати, здесь же можно попробовать самому выстрогать с помощью топора из осиновой заготовки такую чешуйку. Со временем цвет чешуек меняется с золотистого на серебристый. Когда смотришь на купола издалека, то, кажется, что купола покрыты серебром. Здесь можно познакомиться ближе с такими ремеслами как: национальная карельская вышивка, изготовление украшений из бисера, плетение из бересты, изготовление лодок, плетение национальных карельских поясов, бондарское дело, посмотреть, как делаются купола из дерева. Оказывается, древесина, которую используют для куполов, должна вылежаться в определенных условиях и запахнуть арбузом.
Посещая Кижи, видя всю эту прелесть, общаясь с людьми, которые сохраняют это великолепие, ощущаешь спокойствие и какое-то умиротворение души, понимаешь всю гениальность русских зодчих. Мы часто восхищаемся архитектурными шедеврами в других странах, а своих не замечаем, или просто не знаем, и зря. Наблюдая эти великолепные рукотворные чудеса, ощущаешь гордость за свой народ, а гордиться действительно есть чем…
Осмотрев все объекты музейного комплекса, настала пора собираться в обратный путь. Было время обеда, и мы зашли в кафе на пристани. Неплохо пообедав, я пошёл решать непростую задачу — искать иной вариант возвращения с острова на большую землю. Оказалось, что сделать это не так-то просто. Дело в том, что все прибывающие на остров прибывают в составе экскурсионных групп и проезд до Петрозаводска входит в стоимость экскурсии. Все группы размещаются на теплоходах по спискам, которые проверяются экскурсоводом при посадке. Обратившись к двум экскурсоводам и получив от них отказ, пришлось искать помощи у капитана «Кометы». Объяснив ситуацию, я нашёл понимание (моряк моряка всегда поймёт) и наконец-то получил «добро» на посадку на борт скоростного теплохода, чему был несказанно рад. Обрадовалась и жена такому счастливому для неё исходу. Предупредив нашего экскурсовода о том, что мы будем возвращаться в гостиницу самостоятельно, мы довольные вошли на борт теплохода.
Погода на Онеге меняется очень быстро и это мы ощутили на себе, не успев отчалить от пристани. Волнение на озере усилилось, пошёл моросящий дождь, усилился ветер, сразу стало прохладно. Обратный путь до Петрозаводска занял у нас полтора часа. Конечно, условия на «Комете», не шли ни в какое сравнение с теми, которые мы испытали утром. На середине озера волна была довольно большой, даже «Комете» приходилось сбрасывать скорость, чтобы погасить удары волн в борт. В конце концов, мы добрались до пристани в Петрозаводске. Уставшие, мы всё-таки были довольны тем, что водная часть нашего путешествия закончилась благополучно. В Петрозаводске шёл холодный моросящий дождь, так что изучение достопримечательностей Петрозаводска мы решили отложить до лучших времен. Немного побродив по Петровской площади, сфотографировавшись у памятника Петру I, взяли такси и уехали в Кондопогу.
Наше удовлетворение от поездки на Кижи усилилось ещё больше, когда мы встретились с нашей группой, прибывшей обратно на катерах. Прибыли они на много позже нас, все мокрые, голодные и злые. Дело в том, что в программе экскурсии было запланировано ещё и посещение Культурно-исторического комплекса Пегрема. Комплекс открыт археологом А.П. Журавлёвым в 1985 году. Расположен он на западном берегу Уницкой губы Онежского озера в полутора километрах к северу от деревни Пегрема на расстоянии около семидесяти километров от острова Кижи, совсем не по пути возвращения в город Кондопогу. Это обстоятельство имело драматические последствия для наших бывших попутчиков. Но всё по порядку. Во время ужина наши соседи по столу рассказали о своих злоключениях во время возвращения с острова в гостиницу. Добирались они до этого комплекса в ещё более жестких условиях, чем на остров Кижи, поскольку погода резко ухудшилась, усилился встречный ветер, возросло волнение на озере. В общем, попали они в настоящий шторм. Добравшись до места, оказалось, что там нет никакого причала, даже самого примитивного, так что им, чтобы сойти на берег, пришлось прыгать с катера прямо в воду. В дополнение ко всему ещё моросил холодный дождь, естественно, все они промокли до нитки с ног до головы. С их слов, в этом комплексе нет ничего, заслуживающего внимания. Сам Журавлёв показался им каким-то чудаком с эротическими фантазиями, которые к науке никакого отношения не имеют. В полном разочаровании они отправились в обратный путь.
На этом их приключения не закончились. На обратном пути им предстояло преодолеть ещё семьдесят километров взбесившегося водного пространства. Не дойдя до пристани порядка трёх километров, у одного из катеров закончилось горючее, запаса, как всегда, не оказалось. Нашим путешественникам предстояло пройти ещё одно испытание — дрейф в неуправляемой плоскодонке. Можно только предположить, что испытали люди, и какими словами они выражали свои впечатления от всего происходящего.
В конце концов, второй катер, доставив на берег первую группу, разыскал необходимое количество горючего, привёз его терпящим бедствие путешественникам, тем самым спасши их, если не от гибели, то уж от водных процедур в холодной онежской воде, точно.
Выслушав рассказ, мы искренне посочувствовали нашим спутникам и ещё раз порадовались за самих себя, таких умных и предусмотрительных…
Если не считать приключений в пути на остров и обратно, то можно констатировать — экскурсия удалась. Впечатления о поездке на остров Кижи трудно передать словами — это надо прочувствовать. На острове попадаешь в другой мир — мир, где все размеренно, неторопливо, естественно. Очень хорошая энергетика! Все сделано так, будто это не музей, а настоящий мир, с жизнью и бытом людей прошлого века. Здесь всё интересно. Поражает атмосфера, царящая на острове. Это своего рода релаксация для души и тела.
Рекомендую…
Свидетельство о публикации №221012901145
Петр Кондратьев 05.04.2022 20:44 Заявить о нарушении
Александр Василега 09.04.2022 08:26 Заявить о нарушении