Миф НЛО Ж. Валле

Это статья из проекта «НЛО и другие». Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Первое сообщение о чудесах Солнца в России я увидел в сборнике группы П.В. Флоренского «Чудеса истинные и ложные», результаты которой легли в основу одного из проектов на стыке науки и религий, за которыми я наблюдаю и размышления над которыми привели меня к гипотезе продолжающегося палелоконтакта (см. «Почему растительные масла?», «Растительные масла и триглицериды», «Продолжающийся палеоконтакт: четыре проекта на стыке науки и религий»). При поиске в сети чудес Солнца я не мог пройти мимо статьи в Википедии о знаменитых явлениях Богородицы и чуде Солнца в Фатиме 1917 г. (Португалия), которые католики считают аутентичными, а православные обольщением. В ней приведено мнение известного уфолога Жака Валле, который считал эти события активностью НЛО. Позже я обнаружил, что о явлениях Богородицы в Фатиме и в других местах, а также о чудесах Солнца в уфологическом ключе высказался знаменитый в свое время Эрих фон Деникен, что сподвигло меня познакомиться с его книгой «Чудеса Богов. Жесткий взгляд на сверхъестественное» (см. «Об одной книге Эриха фон Деникена»), которую он писал 10 лет и, которой, можно думать, он расстался со своей католической юностью.


Подход Жака Валле к НЛО радикально отличается от подхода фон Деникена и его последователей: он не считает НЛО инопланетным феноменом. Впервые Валле сформулировал свой миф НЛО в книге 1969 г. «Паспорт в Магонию», развил в «Параллельном мире» (1988(англ), 1995 (русск)) и завершил в книге 2010 г. «Чудеса в небе» (совместно с C. Aubeck “Wonders in the Sky: Unexplained Aerial Objects from Antiquity to Modern Times”). В последней книге он сделал то, о чем писал ближе к концу «Параллельного мира», что это надо сделать и чего было недостаточно в «Паспорте в Магонию». Со всеми возможными методическими оговорками в ней представлено 500 случаев «необъяснимых воздушных объектов со времен античности и до современности», точнее говоря, до 1880 г., после которого началась эра воздухоплавания. В этой книге Ж. Валле полемизирует со Стивеном Хокингом, который отказывался верить в НЛО, т.к. их «видят только чудаки и люди со странностями». Валле показал, что испокон веков этим грешила и  респектабельная публика, не только необразованная чернь, но и аристократия. 


Ж. Валле не единственный, кто отстаивает древность НЛО в целом и их не-инопланетное происхождение, в частности.  Полностью признавая существование физических «следов» НЛО, он полагает, что их можно найти, как в небесных чудесах в прошлом, так и в германо-скандинавском и кельтском фольклоре (эльфы и др.) и других сказаниях древности, а также в христианской демонологии («Паспорт в Магонию», «Параллельный мир», «Чудеса в небе»).  Таким образом он выстраивает свой многокомпонентный миф НЛО, который представляет их не как контакт с инопланетянами, а как средство многовекового влияния, духовного контроля не-инопланетного происхождения, что позволяет ему высказаться не только о явлениях Богородицы в Фатиме. В связи с этим он пишет, что, обращаясь к этой теме, «мы подошли к наиболее мощному и пугающему  аспекту мифа  об  НЛО  -  духовному  компоненту,  который  одаривает  нас,  по моему определению, "морфологией чудес". Все знаменитые чудеса, занесенные в анналы человеческой истории,  от библейских огненного столба и неопалимой купины до явления Пресвятой Девы Марии в Фатиме и видения  ангела  Морони  мормонскому пророку Джозефу Смиту, согласуются с выстроенной нами мифологической схемой. Хорошо понимая, насколько мы все еще далеки от истины, я испытываю смешанное чувство трепета и смирения перед подлинными масштабами проблемы, которую мы пытаемся  описать  в  рамках  человеческого  понимания   средствами   науки, неподвластной   ни   дьявольскому   жару   преисподней,   ни   божественному благословению» («Параллельный мир»). 


1. Жак Валле: инвестор, ученый, уфолог.


На своем сайте Ж. Валле (1939 г.р., Франция, jacquesvallee.net) сообщает о себе, что он инвестор «со страстью к технологическим стартапам в области космических разработок, медицинского оборудования и управления информацией. Он получил степень бакалавра математики в Сорбонне, степень магистра астрофизики в Лилльском университете и степень доктора философии в области компьютерных наук /искусственного интеллекта в Северо-Западном университете (1967, США). Базируясь в Кремниевой долине, Жак был основателем и генеральным партнером пяти венчурных фондов, в том числе NASA “Red Planet Capital”. Среди компаний, которые он возглавлял на ранней стадии финансирования, 14 достигли IPO» (их акции были размещены на биржах), другие его стартапы приобрели крупные компании. В начале своей карьеры он «работал в Парижской обсерватории и на астрономическом факультете Техасского университета в Остине, где совместно с коллегами разработал первую компьютерную карту планеты Марс. Переехав в Калифорнию после руководящих должностей в Shell и RCA», он создал первый сетевой информационный центр в Arpanet, а затем работал главным исследователем» в DARPA (управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США) и NSF (независимое агенство, фонд при правительстве США, отвечающее за развитие науки и технологий) . Валле опубликовал несколько учебников по компьютерным сетям и длительное время интересуется НЛО, «в настоящее время (2020 год) работает в экспертном комитете CNES» (французское космическое агенство), занимающемся сообщениями о НЛО. Живет между Парижем и Сан-Франциско, двое детей и трое внуков.


Из предисловия Ю. Шевченко к «Параллельному миру» узнаем, что в США Валле сблизился с профессором астрономии Северо-Западного университета Алленом Хайнеком (в этом универе он защитил PhD),  который к тому времени уже много лет  консультировал  ВВС  США  по  НЛО  в  рамках  специального исследовательского проекта "Синяя книга». В начале 60-х Валле был сторонником инопланетного происхождения НЛО, но потом изменил свою точку зрения, что привело к конфликту с сообществом уфологов и травле (Википедия). Впервые Ж. Валле увидел НЛО в своем родном городе во Франции в 1955 г, т.е. в 16 лет (там же). 
   

В предисловии к «Параллельному миру» отмечено, что в 1978 г. проблема НЛО обсуждалась в рамках официальной повестки  33-й  сессии  Генеральной Ассамблеи ООН. Ж. Валле был приглашен как докладчик на заседание Специального политического комитета и обратил внимание аудитории на реальность феномена,   проявляющуюся  на  трех  уровнях:  физическом, психофизиологическом и социальном.


2. Пять аргументов Ж. Валле против инопланетного происхождения НЛО.


Эти аргументы были опубликованы в 1990 г. с специализированном журнале (см. текст статьи на сайте Ж. Валле). Автор отметил, что «большинство научного сообщества, которое обычно не знакомо с данными наблюдений за исключением того, что сообщают СМИ, продолжает поддерживать гипотезу естественного происхождения феномена. Она утверждает, что все сообщения могут быть объяснены комбинацией ошибок наблюдения, классических атмосферных явлений и сделанного человеком, возможно с учетом малоизвестных психологических иллюзий, которые не имеют никакого отношения к физике» и поэтому изучение НЛО не имеет никакой научной ценности. Большая часть публики и уфологов, по его мнению, придерживается внеземного происхождения НЛО, полагая, что это искусственные аппараты, управляемые разумными существами с других планет, которые начали посещать Землю с исследовательскими целями после второй мировой войны. В частности, они собирают человеческие биоматериалы и проводят эксперименты скрещивания с генетическими целями, о чем свидетельствует опыт похищений.


Его аргументы таковы. Во-первых, НЛО слишком много, такого их количества не нужно для комплексного изучения нашего мира; мы это можем сделать одним спутником размером с бочонок, находящимся на высоте 1600 км. Свои оценки числа посадок Валле в конце 60-х приводил в докладе, представленном институту аэронавтики  и  астронавтики США.  Его "закон распределения во времени" «перепроверялся исследователями разных стран, и общее число предполагаемых посадок неоднократно подтверждалось» (там же). Тут стоит добавить, что члены общественного объединения «Космопоиск» в проекте «Контакт» (kosmopoisk.org) отмечают некий эксгибиционизм НЛО, поскольку даже нашими средствами наблюдения можно с орбиты разглядеть номера машин.


Во-вторых, пришельцы слишком гуманоидны по своему облику, слишком анатомически нам близки (две руки, две ноги, голова, туловище, речь в том же частотном диапазоне и д.р.). Наша анатомия развилась в конкретных условиях земного тяготения, условиях биосферы и если бы они были несколько иными, то и мы были другими. Аналогично с влиянием скорости вращения Земли (сутки не 24 часа, а, скажем, 100) и наклона оси вращения к эклиптике (смена сезонов). Удивительно, но они, кажется, не опасаются заразиться нашими инфекционными болезнями.


В-третьих, обычно рост числа сообщений о похищениях людей нло-автами (с возвращением), иногда сопровождающихся взятием образцов крови, различными сексуальными контактами с последующим стиранием эпизода из памяти похищенных, которая потом может быть восстановлена только под гипнозом - трактуется как дополнительный аргумент в пользу контакта с инопланетянами. Однако, даже с нашей медициной средний врач может выполнить аналогичные манипуляции, не оставляя никаких следов на теле пациента и странно, что столь технологически продвинутые пришельцы вообще могут быть замечены за такой деятельностью, да еще с такой частотой.  Кроме этого, даже нашими биохимическими средствами память человека можно начисто стереть и странно, что она может быть восстановлена гипнозом.


В-четвертых, НЛО, судя по историческим хроникам и прочим фактам, существовали на Земле испокон веков, поэтому это не феномен нашего времени. Валле ссылается на несколько авторов, сторонников психо-социальной гипотезы, полагающих, что НЛО – это проекция сознания свидетелей, которая встретила сильное сопротивление уфологов США. Интересно, что похищения играют важную роль в психо-социальной гипотезе, т.к. «в истории трудно найти культуру, в которой бы не было сказаний о маленьких человечках, летающих по небу и похищающих людей» (с. 114).


В-пятых, подлежащий объяснению феномен включает не только НЛО, но объекты и существа, которые могут «очень неожиданно появляться и исчезать, непрерывно изменять свою форму и сливаться с другими физическими объектами». Это невозможно объяснить с физических позиций, что наводит на мысль о том, что НЛО легко манипулируют пространством и временем. В наше время физики-теоретики сражаются с многомерным пространством-временем (размерность больше 4) и поэтому наблюдение за НЛО может позволить проверять многомерию.


В качестве альтернатив внеземной гипотезе происхождения НЛО Ж. Валле еще в середине 70-х предложил подход к НЛО как к системе контроля нашей цивилизации, сознательно оставив неопределенность его типа: а) в конечном счете человеческий по типу юнгианской проекции коллективного бессознательного, того, что именно сейчас нужно для преодоления кризиса; б) внеземного или даже в) естественного. Аналоги системных балансов типа (в) известны науке и могут быть обнаружены, как в экологии, так и в социальных системах.


В контексте таких идей было неожиданно и интересно видеть к книге Ж. Валле «Параллельный мир» ссылку на повесть братьев Стругацких «За миллиард до конца света»: «К такой же мысли  пришли  и  советские  писатели-фантасты  Аркадий  и  Борис Стругацкие  в  своей замечательной повести "За миллиард лет до конца света". Столкнувшись с серией таинственных совпадений  и  нелепых  посланий,  группа ученых пришла к следующему выводу:
«По-видимому, сами   того  не  подозревая,  мы  наступили  на  мозоль  некоей сверхцивилизации, и эта сверхцивилизация, по-видимому, поставила своей целью регулировать отныне наш прогресс по своему усмотрению... Но другой ученый, персонаж той же повести, высказал иную догадку: «Вечеровский вводит   понятие   Гомеостатического  Мироздания...  "Мироздание сохраняет свою структуру" - это была его основная аксиома»».


***


Когда исходя из исследований группы П.В. Флоренского «миро»точения икон, я предположил, что причину надо искать в библейских временах, то стало понятно, что речь идет о продолжающемся палеоконтакте (см. «Почему растительные масла?», «Растительные масла и триглицериды», «Продолжающийся палеоконтакт:…»).  Из этого немедленно следует, что этот контакт должен был в какой-то форме «фиксироваться» самими адептами на протяжении всей истории христианства. Думаю, что в самом общем виде он отражен в аксиоме христианских церквей: не церковь утверждается чудесами, а чудеса церковью – которая может давать разные результаты в каждом конкретном случае. Эта аксиома проистекает из признания факта неоднородности чудес: одни признаются религиозными иерархиями (например, КЦ и РПЦ) истинными, а другие ложными. Наверное, самым известным таким примером являются фатимские события 1917 г., которые КЦ признает истинными явлениями Богородицы, а РПЦ обольщением.


Исходя из возможности других проявлений продолжающегося палеоконтакта, можно ожидать их отражения в христианской литературе. Поиск таких «следов» достаточно сложная задача для меня, как любопытствующего дилетанта, однако, к счастью, как мы сейчас увидим, Ж. Валле с коллегами проделали очень большую работу в этом направлении.


3. Структура мифа НЛО Жака Валле.


Автор подчеркивает, что в своей книге «Параллельный мир» под мифом он понимает «не что-то воображаемое, а, наоборот, нечто  совершенно  реальное,  причем  настолько реальное,  что оно оказывает влияние  на  самые  основы  наших  мыслей». Его миф НЛО состоит из четырех компонент: эмоциональной, небесной, психической и духовной, о которой выше я уже привел большую цитату из этой книги. 


Эмоциональный компонент.


Этому компоненту посвящена  четвертая глава, к нему  «относятся  и  случаи интимных контактов,  которые обычно шокируют или возмущают,  однако являются важной  составной  частью  общей  проблемы.»  Поскольку основная идея Ж. Валле состоит в том, что структура этого мифа воспроизводится уже на протяжении многих веков, то опустим современные сообщения похищенных НЛО об интимных контактах с инопланетянами и обратимся к тем источникам в прошлом, в которых автор видит их прямой аналог. Ключевой момент здесь – это биологическая возможность скрещивания видов.


Помимо известного библейского сюжета, когда сыны божии узрели красоту дщерей человеческих и стали на них жениться, от чего пошли великаны, аналог таких контактов с нечеловеческими существами Ж. Валле находит в католической демонологической литературе, в частности, в трудах последнего демонолога Л.М. Синистрари (1622-1701), которые были частично запрещены в его время и др.  Оказывается, «демонические связи», контакты с инкубами и суккубами составляли проблему для средневековых теологов, т.к. было не ясно наказание за этот грех. Тем не менее уже тогда теологи полагали, что ни эротические фантазии «юных дев», ни эротические сны к этой категории не относятся. Демонологи прошлого различали два вида «демонических связей»: по предварительному договору и случайные, - последние, несомненно, имеют особое значение и для современности. Рассматривалась возможность появления детей от этих контактов, объяснение этого феномена Ж. Валле приравнивает по своей значимости к объяснению физики НЛО. «Как считают многие просвещенные богословы,  именно таким  образом должен родиться Антихрист... В качестве  возможных  сыновей  дьявола  в  литературе  приводится целый ряд исторических фигур от Платона и Александра до Цезаря и Мерлина и даже "тот проклятый  ересиарх,  чье имя Мартин Лютер!".  Синистрари не согласен с этим предположением.»


Сходную тематику скрещивания людей с не-людьми Ж. Валле находит в германо-скандинавском, кельтском фольклоре об эльфах и др.


Один шаг отделяет Ж. Валле от внесения в список «интимных контактов» людей с внеземными силами непорочного зачатия Девы Марии, но он его не делает.


«Небесный компонент: знамения».


Он описан в пятой главе, ее название – выше, и «включает в себя небесные знамения,  рассказы о встречах с ангелами или посланцами других планет  - иными словами,  все разнообразие внешнего вмешательства в человеческие дела», но в то же время он не тождественен духовному компоненту, который, как уже отмечалось, по мнению Ж. Валле, одаривает нас «морфологией чудес». 


В качестве самого яркого и хорошо описанного примера видения 19 в., также имеющего много общего со сказаниями об эльфах, Ж. Валле приводит явление Девы Марии Гваделупской в мексиканскому  крестьянину в 1531 г., в наше время это одна из самых почитаемых святынь католической Южной Америки. Приведя современные аналоги контакта с НЛО, он пишет, что «если бы существовала  возможность  создания  идеальных,  обладающих  массой трехмерных голограмм и их транслирования в иную эпоху, я бы предположил, что именно это и видел фермер.  С помощью такой гипотезы мы могли бы объяснить и многие другие видения.  Часто во время наблюдений НЛО, а также и религиозных чудес фигуры представляются трехмерными изображениями,  чьи ноги не касаются земли.   Но   как  же  тогда  быть  с  другими  материальными  проявлениями, физическими воздействиями»?


И далее: «Или же  мы  имеем  дело с параллельной вселенной,  с другим измерением,  где живут  похожие  на  нас  люди  и  куда  мы  можем  отправиться,  лишив  себя возможности   вернуться   в  настоящее?  Являются  ли  эти  существа  только полулюдьми,  которым для поддержания контакта  с  нами  требуются  смешанные браки   с  земными  мужчинами  и  женщинами?  … Не из этой ли таинственной вселенной сверхсущества посылают  к  нам  объекты,  способные  в  любой  момент  исчезнуть  и  вновь материализоваться?  Может быть,  НЛО скорее  некие  "окна",  чем  "объекты"? Сегодня мы не располагаем какими-либо доказательствами,  подтверждающими эти предположения,  но все же с точки зрения исторического постоянства  феномена трудно найти им альтернативу, если не отвергать реальности всех этих фактов, что, конечно, было бы предпочтительнее для спокойствия нашего рассудка».


Итак, с одной стороны миф НЛО, который воспроизводится на протяжении веков, а с другой - некий параллельный мир, другое измерение.


Психический компонент.


«Это тот аспект феномена,  который все официальные и большинство частных исследований постарались обойти  стороной, но он существует, и мы не можем больше закрывать на него глаза и стараться о нем не думать» - ему посвящена шестая глава книги «Параллельный мир». К этому компоненту автор относит паранормальные явления, сопровождающие НЛО. Жизнь свидетелей часто претерпевала глубокие изменения, развивались необычные таланты, с которыми иногда бывало трудно совладать. «Другие категории психических эффектов касаются, согласно  сообщениям очевидцев, искажения времени и пространства  и  кажущегося  нарушения  законов  физики, выражающегося во внезапном появлении и исчезновении материальных летательных аппаратов.  И как мы уже видели в предыдущих главах,  при близких  контактах очевидцы  нередко  сообщают  о  чем-то похожем на путешествие в другой мир с параллельным течением времени.  Все вместе эти наблюдения составляют,  как я его называю, "психический компонент" феномена НЛО».


Таким образом, то, что обычно считается физикой НЛО, Валле относит к психическому компоненту. При этом он полностью признает наличие физических следов НЛО.


«Духовный компонент: морфология чудес».


Ж. Валле отмечает, что, изучая НЛО, исследователи пытаются разделить их физику (технический аспект) и духовное влияние, в то время как современные свидетели говорят о переживании контакта с НЛО, как о некоем религиозном событии. Это было одной из причин введения этого компонента, который прослеживается и в прошлом.


В небесном компоненте было подробно описано явление Девы Марии Гваделупской, в центре внимания этого компонента – явление Девы Марии в Фатиме (Португалия) в октябре 1917 г. Существенная разница этих двух считающихся подлинными в католичестве явлений Богородицы в том, что последним событием в Фатиме были чудеса Солнца, которые заранее были предсказаны видением как то, что должно убедить свидетелей в реальности происходящего. По разным оценкам на чудеса Солнца в Фатиме собралось посмотреть 30 000 – 100 000 человек.


«Фатимские события включали светящиеся шары, свет  необычных  оттенков, ощущение "горячих волн" - то есть все хорошо известные  характеристики  НЛО. Здесь же наблюдалось  движение  "тарелки"  "падающим  листом",  то  есть зигзагообразное снижение  ее  по  воздуху, а также пророчества и потеря сознания - обычная   реакция некоторых очевидцев, которую я называю "психическим компонентом наблюдений" НЛО». Явления также сопровождались характерными для НЛО звуками – жужжанием, гудением и др.  Здесь движением «тарелки» или далее - диска Ж. Валле описывает то, что другие исследователи описывают, как движения как бы самого Солнца. 


Обсуждая морфологию чудесных явлений Богородицы в Фатиме, Ж. Валле также использует и данные о явлении Девы Марии в Лурде (Франция) в середине 19 в. Совершенно очевидно, что все эти явления, считающиеся в КЦ подлинными, как и другие аналогичные, оказали и продолжают оказывать огромное влияние на католический мир, что имеет важнейшее значение для идеи Ж. Валле о мифе НЛО как средстве-механизме контроля.


Много внимания в этом компоненте уделено зарождению церкви мормонов. При этом Ж. Валле делает очень важное замечание, т.к. оно указывает на возможный аналог в тибетском буддизме: «Являясь переводчиком   тибетской  "Книги  Мертвых",  Эванс-Венц  лучше,  чем кто-либо другой,  смог обнаружить сходство между  ролью  Смита,  написавшего "Книгу  Мормона",  и  ролью  Тертонов,  "получателей" тайных письмен Тибета». Книга мормонов – это в тибетской терминологии терма (сокровище, клад)  земли, местоположение которого Смиту указал ангел в видении.


Итоговый вывод духовного компонента мифа НЛО таков: «Все религии,  о  которых  мы говорили,  в качестве отправной точки имели встречу одного человека с чудом.  Но сегодня по всему миру разбросаны тысячи  людей, для   которых  контакт  с  неведомым  миром  является  глубоким  убеждением, основанным на личном опыте встречи с НЛО и их обитателями. В данном  случае феномен и его эффекты действуют так же, как в Фатиме, Лурде и других местах, - как система духовного контроля.» В то же время Ж. Валле подчеркивает, что говоря о духовном контроле, он не имеет в виду некую сверхцивилизацию, удерживающую нас в духовной тюрьме под зорким наблюдением ангелов или демонов. Мифы задают долговременные сюжеты (миф НЛО воспроизводится на протяжении веков), которые не так просто изучать...


***


Через 5 лет после «Чудес в небе» соавтор Ж. Валле и Ч. Шоу сделали следующий шаг в развитии исторического подхода к НЛО: из 500 случаев, упомянутых в «Чудесах в небе» они отобрали 21 и тщательнейшим образом их проанализировали. Название книги перекликается с названием книги Ж. Валле (он написал предисловие), опубликованной в 1969 г. «Паспорт в Магонию», - «Возвращение в Магонию» («Return to Magonia: Investigating UFOs in History» by Chris Aubeck and Martin Shough, Foreword by Jacques Vallee. San Antonio, TX, and Charlottesville, VA: Anomalist Books, 2015. 367 pp.).  Как пишет рецензент, авторы не раскрыли тайну НЛО, такая задача и не стояла, более того, из самой постановки видно, что авторы не заботятся о том, чтобы «сделать красиво», т.е. «интеллектуальную конфету».  Они тщательно анализируют каждый случай, пытаясь найти объяснение, в т.ч. и природное. Chris Aubeck – соавтор Ж. Валле по «Чудесам в небе» - специалист по фольклору, т.е. история, легенды, фольклор – это его профессия. Martin Shough – инженер, научный сотрудник некоммерческой организации Национальный центр авиационной отчетности США по Аномальным явлениям (NARCAP), который создан в 1999 г. для сбора информации о воздушных АЯ и информировании пилотов (narcap.org; он также - художник, поэт, сценарист, фотограф: martinshough.com). Прекрасно понимая все методические трудности своего материала, авторы тем не менее с ним работают, решая сразу несколько исследовательских задач. Рецензент пишет, что «"Возвращение в Магонию" завершается кратким и содержательным заключением, в котором подчеркивается, что старые и новые сообщения схожи, исторические случаи действительно поддаются плодотворному анализу, а старые и новые НЛО представляют собой серьезный предмет для изучения».


Критики книги "Wonders in the Sky" приводят такую статистику ошибок в ней: неправильная дата наблюдения - 32 сообщения; неверное место наблюдения - 36 сообщений; прочие ошибки (неправильная ссылка и т. п.) - 248 сообщений. Знатоки экзотических языков, вероятно, найдут в книге еще больше промахов. Отсюда резко негативная оценка: книга больше похожа на пособие, как не надо писать об историческом аспекте НЛО. Я бы к этому добавил, что даже если просто сложить все ошибки, предполагая, что они их разных сообщений, то получится 310 сообщений, а их там более 500. Кроме этого, разгромная критика этой и других аналогичных книг об историческом аспекте НЛО, воспроизводящаяся самими уфологами, не мешает им внимательно всматриваться в прошлое и находить там аналоги современных НЛО (см. по этому поводу ufo-com.net). Сама идея и ее исполнение – это две разные вещи, идея влиятельна и продуктивна.


Итак, как говорится, продолжение следует. Исторический подход к НЛО развивается.


Статья из сборника "НЛО и другие".


Рецензии