Один день в Питере

И вот я на Невском, воскресенье. Погода прохладная, но ясная. На улицах совсем мало народу и машин. Выходной и все магазины, кроме продуктовых, закрыты, может это и к лучшему. Хочу просто погулять по Великому городу. Обращаю внимание - на улице почти нет нищих, да и нищие здесь совсем другие, чем у нас и совсем не видно смуглых с жаркого Востока: вот аккуратная старушка, а вот фронтовик во всех своих орденах, прячет взгляд, никто ничего не просит, лишь впереди положена шляпа с мятыми сотками.

Дохожу до Гостиного двора и перехожу проспект. Здесь магазины работают несмотря на выходной, но в магазины не тянет. Иду на Садовую. С удивлением обнаруживаю и здесь длиннющие торговые ряды. Захожу в некоторые магазинчики. Смотрю здесь компакт-диски, дешевые китайские фотоаппараты. За Гостиным двором всюду стоят мужчины в малиновых куртках с буквой Р на спине. Парковщики автомашин? Ухожу на канал Грибоедова ничего не купив. И вновь иду по Невскому. У арки Генерального штаба какой-то трубач наигрывает красивую мелодию. Выхожу на Дворцовую площадь. Похоже - весь народ здесь и только одни приезжие.

Привлекает внимание необычное зрелище - в нескольких метрах от Александрийского столпа расположились кришнаиты. Представь себе тележку величиной с грузовик всю украшенную гирляндами цветов, воздушными разноцветными шарами, впереди портрет гуру, также украшенный цветами, а в середине высокая белая полотняная палатка в виде цветка, поставленного на лепестки. К тележке приделаны толстые белые капроновые веревки. Тележку украшают наши российские девушки, но одетые и раскрашенные как индианки. Вокруг также ходят наши российские парни одетые под индусов - полуюбки-полуштаны, волосы на голове выбриты, лишь на макушке оставлена маленькая косичка. Вполне миролюбивая милиция прохаживается рядом, иногда разговаривая с организаторами, одетыми в цивильную одежду с представительскими карточками на лацканах пиджаков. Кришнаиты не торопятся, действо раскручивается постепенно. А пока члены общества раздают в собравшейся толпе любопытных листовки, потом появляются музыканты с колокольчиками, медными тарелками, барабанами и начинают свою бесконечную песню. Подходит молодой человек в цивильном костюме и как-то стремительно и ловко бросается на колени перед портретом Гуру и касается лбом брусчатки и так же стремительно и ловко выпрямляется и уже вскоре подпевает с кришнаитами и пританцовывает. Подъезжает машина "Связь" с динамиками и подхватывает, усиливает песню. Из разговоров узнаю, что с песнями, подхватив тележку за веревку, кришнаиты двинутся по набережной Невы. Но уже нет терпения дожидаться начала шествия и я ухожу с площади. Иду по направлению к Эрмитажу.

Вот и Нева. Зрелище полноводной реки, окаймленной гранитными берегами с прекрасными зданиями никогда не может меня оставить равнодушным. Всей грудью вздыхаю свежий речной воздух. Ухожу по набережной от центра. Вот новость - на набережной стоит на низком постаменте неизвестный мне памятник Петру I. Подарен Нидерландами и поставлен в прошлом году. Царь представлен в виде работника с топором в руках мастерящего корабль. Иду дальше. Площадь Декабристов. Приятно порадовал глаз обновленный Медный всадник. Никакой зеленой медной плесени и следов голубей. Очень здорово! Сзади привычный Исаакий, но непривычна местность вокруг него - кругом разрытая земля.

Возвращаюсь назад к Дворцовому мосту и перехожу по нему на Стрелку Васильевского острова. С моста еще раз любуюсь на Неву. Башня Кунсткамеры в лесах. Иду к ростральным колоннам. Никогда ранее не рассматривал их вблизи. У подножия первой - громадная скульптура женщины, часть носа утрачена - нос провалился, одна рука поломана и части ее лежат не на месте, со второй не лучше, красная краска на колонне кое-где облупилась. Ко второй колонне и вовсе не подойти, она огорожена. Спускаюсь к воде. Здесь две брачующихся пары со своими друзьями. Сначала первые пьют шампанское из фужеров, а затем бросают их и бутылки об стенку за собой, а потом и другие. Рядом этот момент зорко сторожат трое музыкантов на духовых инструментах и как только раздается звон разбитых бокалов, они играют туш и далее преграждают дорогу уходящим. Жениху и невесте ничего не остается, как дать им деньги. Осматриваюсь внимательно - рядом с сидящими музыкантами батарея бутылок, а вдоль всей каменной стенки многочисленные осколки стекла, значит это уже традиция. Здесь же еще крутится и мужчина с медвежонком, вдруг кому-то захочется сфотографироваться.

Ухожу от Невы. Мост через Малую Невку, еще мост, уже деревянный и я на Заячьем острове у Петропавловской крепости. Но что это за жуткий грохот. Подхожу. Перед крепостью вертолет, готовый взлететь. Вертолет улетает. Читаю объявление, из которого узнаю, что можно покататься на вертолете 15 минут над центром города за 100 тыс.рублей. Предложение заманчивое, но жалко денег. Идут три иностранца с "Никонами" и ... все в черных каракулевых шапках с эмблемами советской армии. Горды, что приобрели сувениры. А сувенирами торгуют на каждом шагу. Хотел купить на память акварельку с видом С-Петербурга, но так ни на чем и не остановился. Есть замечательные альбомы и интересные книги о городе. Решаю купить билет и походить по крепости, ведь я ничего здесь не помню. Билет стоит 5 тыс, подъемно. Иду в великокняжескую усыпальницу. Вижу захоронения Петра I, Павла, Екатерины, Елизаветы, Николая I и еще многих мне малознакомых царей и князей. Все захоронения оформлены одинаковы, за малым исключением. Был я еще в комендантском доме, где развернута выставка о истории Петербурга, но обилие экспонатов меня только утомило. По настоящему тронул душу зал на втором этаже, где точно воспроизведена обстановка суда над декабристами. Указано даже место, где они стояли. Я оказался в зале один и встав на место декабристов почувствовал некоторый душевный трепет.

Далее я посетил ГДЛ (Газодинамическую лабораторию). Я с удивлением узнал, что здесь в крепости много лет создавались основы нашей космонавтики - ракетные двигатели и сами ракеты, на стендах проверялась работа двигателей. Музей представляет из себя небольшой музей космонавтики.

Обратил на себя внимание необычный скульптурный портрет Петра I, работы И.Шемякина. Сначала скульптура вызывает явный протест - представьте себе Петра, сидящего в кресле с длиннющими ногами, руками, туловищем и маленькой лысой головой. Потом приглядываешься, читаешь, что лицо создано по посмертной маске, ... и нехотя соглашаешься. Скульптура популярна, все время с ней кто-то фотографируется. Часто подходят новобрачные. Колени и палец Петра отлакированы до медного блеска - есть поверье, что тот, кто подержит царя за палец, будет счастлив.

Побродив по крепости я увидел живых Петра и его слугу, с которым можно было сфотографироваться за деньги, в двух армейских палатках разместилась выставка всевозможных чудес - восковые фигуры, 20 минут за 10 тыс.рублей, но я удержался. Из крепости я попал на пляж. Было прохладно, но все же можно было увидеть несколько купающихся, молодежь каталась на байдарках. По мосту вышел с острова и через несколько минут был уже у метро "Горьковская". По дороге глаз зацепился за нарядную верхушку мусульманской мечети и отметил привычный памятник "Стерегущему". У метро долго не мог отойти от киосков с компакт-дисками. Сколько их! Но так ничего и не выбрал.

17-08-97


Рецензии