Сосновый Бор

Город - в котором живут сестры моей жены. Город - на долгие годы ставший для нашей семьи местом прекрасного отдыха. Город - связанный с детством наших детей. Город - пугало для Ленинграда, здесь расположена ЛАЭС. Город - праздник для жителей и приезжих. Пропуска для поездки в Сосновый Бор мы заказывали в милиции за месяц до поездки.

Мы ездили с детьми еще в те годы, когда город был закрыт и полон всякого заманчивого дефицита. Но не в нем конечно дело. Представьте: Сосновый лес на песке в центре города, всегда чисто и сухо. Необычная архитектура домов и устройство микрорайонов, где было все необходимое для их жильцов. Аккуратные дорожки из плиток, проложенные там, где удобно жителям. Красивые камни и группы камней на углах улиц. Повсюду детские площадки и просторные сады. Даже место для сушки белья во дворе выполнены с выдумкой. Близкое море с теплым белым песком. И с погодой нам, как правило, везло.

Жили мы у старшей сестры Шуры, Зины, реже - у Тани. Часто в это время хозяева квартиры отдыхали где-нибудь и квартира была в нашем полном распоряжении. Ели дефицитный в Туле (и стране) зеленый горошек, томатный соус, рыбные консервы. Отводили душу.

Главными нашими развлечениями были походы на залив. Шли долго. Шли через лес, собирая на песке маленькие аккуратные моховички, переходили по шатким неустойчивым бревнам речку, собирали чернику. А главным, конечно, было купание в заливе. Глубина воды увеличивалась медленно и можно было безбоязненно отпускать детей одних в море. На мелководье была теплая, порой горячая вода, в глубине было холодно. Любили купаться недалеко от ЛАЭС, там была необыкновенно теплая вода, от сбросов электростанции. Долго возились в воде, играли, ныряли, кувыркались, таскали друг друга по воде. Детей из воды почти невозможно было вытащить. А потом было хорошо лежать за песчаными дюнами. Они защищали нас от ветра, здесь было тихо, безлюдно и жарко. Возвращались домой обычно другой дорогой, вдоль речки, впадающей в залив. Иногда, для разнообразия купались в ее холодных чистых водах. Дома жарили собранные нами грибы и готовили разную другую вкуснотищу.

В городе тоже было интересно. Я конечно регулярно посещал книжные магазины, в ту пору богатые интересной художественной литературой. В Дворце Строителей, главном культурном центре города, можно было сходить на концерт заезжей знаменитости, в кинотеатре - посмотреть кино. Еще мы посещали универмаги "Таллин", "Сосновый Бор", где покупали всей нашей семье одежду и обувь на целый год. Нас удивляла распространенная здесь система продовольственных заказов, и мы ее тоже стали пользоваться, как и здешние жители.

С детьми мы иногда ходили в Андерсоноград, чудесный городок для детей с каменными башнями, дорожками, фонтаном и небольшим водоемом. Здесь можно было долго ходить, рассматривая башенки, часы, старинные пушки, поднятые со дна залива. Можно было зайти в кафе и покушать мороженное. В небольшом уютном театре можно было посмотреть представление. Можно было взять машинку или велосипед напрокат и проехаться по асфальтовым дорожкам городка.

Жители города к ЛАЭС и к радиации вообще, относились всегда спокойно. И для этого были причины. О всех неполадках на станции становилось тут же известно всем жителям. На заливе, в окрестностях станции, постоянно, несколько раз в день, брали пробы воды для замера радиации. На почтамте, на большом табло, всегда можно было узнать о радиационном фоне в городе. К тому же благодаря станции так хорошо жили сосновоборцы.

Нельзя не сказать о наших родственниках, дающих нам кров в этом городе. Королевы всегда проявляли к нам самые теплые чувства. У них мы чувствовали себя как дома и даже лучше. Всегда добродушные, веселые, несмотря на свои заботы, они устраивали нам максимально интересный отдых. Не один раз мы с помощью Королевых побывали на турбазе их института "Голубое", что в нескольких километрах от города.

Представьте себе сосновый лес кругом и вдруг перед вами озеро в виде восьмерки шириной километра два и длиной километров шесть с чистейшей водой, которую без всякой подготовки можно пить. В озере водится всякая рыба (в "горле" восьмерки расположено форелевое хозяйство), вокруг озера в лесу - грибы и ягоды (малина, черника, клюква). И вот мы неделю живем в этом раю. Готовим себе пищу на кухне, в стороне от домиков, купаемся, загораем, ловим рыбу, катаемся на лодке, собираем грибы. И живем на базе неделю-две. А Володя Королев навещает нас, заезжая после работы на машине, привозит нам продукты, балует нас арбузами, ходит с нами за грибами.

Конечно, неплохо было побывать в гостях и у Жуковых, где нас всегда вкусно покормят, где мы можем поговорить с обстоятельным и большим Володей Жуковым, погладить их милую собачку. У Жуковых мы неоднократно были на их огороде. Живописна дорога через лес на их огород, по которой приятно пройтись пешком, а можно и проехаться на велосипедах. Очень впечатляет маленькая (ручеек), но сильная и полноводная речка за огородами, из которой поливают огороды. Был я с Володей Жуковым за грибами. Мы долго шли по лесу к его заповедным местам и потом нам стали попадаться подберезовики - маленькие, крепенькие, с черными шляпками. Потом мы собирали светлые подберезовики, уже в другом лесу и белые, много и интересно говорили по дороге.

Неоднократно мы были и на даче Королевых, куда можно добраться только на машине или автобусе. Дача, в которую вложено столько много труда, в первую очередь Володи. И все он делал как-бы играючи, не уставая и не напрягаясь. Прекрасный деревенский дом с печкой сложен так же Володей. Порой на даче мы жили несколько дней. И было нескучно. Можно было поработать на участке, можно было сходить в лес за грибами или съездить на велосипедах на озеро и там покупаться.

90-е годы


Рецензии