От позора до победы

- Ну, кто выступит с докладом? - преподавательница философии окинула любопытным взором студентов нашей группы, расположившихся на креслах актового зала.
Перешептывания разом прекратились, и тридцать пар ясных глаз посмотрели на неё с тем же невозмутимым интересом.
-Ого, так ты явно подготовилась к выступлению, - вполголоса произнёс мой одногруппник, заметив в моих руках бумагу со статьёй.
- О, нет! - ответила я. - Мы вчера только распечатали эти длинные материалы с интернета. Я даже не успела изучить текст.
Ища поддержки своих слов, я повернулась в сторону другого однокурсника, днём ранее уговорившего меня прийти на сегодняшнее занятие с докладом.
- Да, да, иди прочти про своего философа, - кивнул он мне, - уверен, в этом ничего трудного нет.
- А ты? - вопросила я, глядя на его распечатку.
- Я уже передумал, - ответил он.
Наше шушукание привлекло внимание преподавательницы, и её вопросительный взгляд остановился на нашей троице, так неудачно примостившейся на первом ряду.
Мой "единомышленник" мгновенно спрятал свою бумажку за спину, и юноши, сидящие по обе стороны от меня непроизвольно отодвинулись назад, устроившись поудобнее в своих креслах.
- Иди, Эльза, иди, - подбадривали они.
Мне пришлось выйти и занять место перед аудиторией.
- Как фамилия? - спросила преподавательница, наклонившись над журналом.
-Валишина.
- О каком философе будете рассказывать?
Я, прищурившись, прочла имя и фамилию на правом верхнем углу бумаги.

В аудитории послышалось сдавленное хихикание.
- Это, я полагаю, имя автора статьи, - преподавательница метнула в мою сторону укоризненный взгляд.
Мои щеки вспыхнули от чувства стыда. Но я продолжила читать, и, с неровным, сбивчивым ритмом произнося фразы совершенно неясной для меня абракадабры, осилила весь текст, растянувшийся мелким шрифтом на всю страницу.
Обескураженная преподавательница всё же поставила мне плюсик в своём журнале.
Мне было не столь важно, какое впечатление я оставила о себе перед всеми слушателями, но не смогла смириться со столь одиозной сценой позора с собственным участием.
На следующее занятие я пришла более подготовленной, дабы в ином амплуа переиграть сюжет выступления. Рассуждения древнего мыслителя о бытие были для меня понятны так же, как и китайские иероглифы. Посему моя речь получилась далеко не потрясающей.
Мои одногруппники взирали на меня со снисходительной улыбкой - большинство из них отличались восхитительным умом в свои 16-17 лет, их высокий интеллектуальный уровень развития не позволял им опускаться до насмешек.

К третьему занятию я вызубрила весь текст доклада. Добиться уверенного и безупречного выступления стало для меня делом принципа. Ведь никаких бонусов студентам за подготовленные доклады не предлагалось. Поэтому все мои однокурсники предпочитали вступать в философские полемики, оставаясь на своих местах.

А я, гонимая желанием сгладить свой провал, в третий раз произнесла речь безо всякой запинки и долгой паузы о замысловатых рассуждениях о жизни очередного великого мыслителя.

Зачёт, поставленный мне автоматом по философии, явился полнейшим сюрпризом. Меня ещё больше изумило то, с какими неимоверными усилиями пришлось его сдавать моим однокурсникам. Некоторым это не удалось с первого раза.

А мой позор спас меня от этой участи. Он толкнул меня на подвиги, которые привели к безусловной победе. И благодаря ему появилось возможность использовать драгоценные часы времени для подготовки к остальным зачётам. Понимание самой философии возникло спустя годы, когда мой мозг полностью созрел для этого.

С тех пор я воспринимаю неудачи, как шаги к успеху.
Не страшно падать, быть смешной, совершать глупости и ошибки... Главное, уметь подниматься и идти дальше, извлекая уроки из любых нелицеприятных событий.
(УГАТУ, 2008г.)


Рецензии