Блок. Всё бежит, мы пребываем... Прочтение
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
10. «Всё бежит, мы пребываем...»
* * *
Всё бежит, мы пребываем,
Вервий ночи вьем концы,
Заплетаем, расплетаем
Белых ландышей венцы.
Всё кружится, круторогий
Месяц щурится вверху.
Мы, расчислив все дороги,
Утром верим петуху.
Вот – из кельи Вечной Пряхи
Нити кажут солнцу путь.
Утром сходятся монахи,
Прикрывая рясой грудь.
"Всю ли ночь молились в нишах?
Всю ли ночь текли труды?" –
"Нет, отец, на светлых крышах
Ждали Утренней Звезды.
Мы молчали, колдовали,
Ландыш пел, Она цвела,
Мы над прялкой тосковали
В ночь, когда Звезда пряла".
Сентябрь 1904
- «Всё бежит, мы пребываем...» - то есть всё изменяется, а мы остаёмся прежними.
Это ещё одно стихотворение из сюжета о мире на разливе вод. Вот первое оттуда:
«Мы живем в старинной келье
У разлива вод.
Здесь весной кипит веселье,
И река поет.
Но в предвестие веселий,
В день весенних бурь
К нам прольется в двери келий
Светлая лазурь.
И полны заветной дрожью
Долгожданных лет
Мы помчимся к бездорожью
В несказанный свет.
18 февраля 1902»
Мир, где нет глухой тоски, отчаяния, безнадежности, где нет одиночества – «Мы живем»! Мы вместе! Вместе молимся, вместе свершаем подвиг, вместе пробиваемся к свету. Последнее перед заглавным стихотворением видение, посещение, того мира было описано в цикле, практически завершающим книгу «Распутья» – «Молитвы»:
«Сторожим у входа в терем,
Верные рабы.
Страстно верим, выси мерим!
Вечно ждем трубы
Вечно — завтра. У решотки
Каждый день и час
Славословит голос четкий
Одного из нас…
(Март-апрель 1904)»
Сравните, сейчас:
…на светлых крышах
Ждали Утренней Звезды.
Тогда:
«На рассвете один из нас
Выступает к розовым зорям —
Золотой приветствовать час.»
Здесь:
Мы молчали, колдовали,
Ландыш пел, Она цвела,
Мы над прялкой тосковали
В ночь, когда Звезда пряла…
Там:
«…Ангел розовый укажет,
Скажет: “Вот она:
Бисер нижет, в нити вяжет —
Вечная Весна”.»
В той минипоэме он на них перекладывал своё предназначение, свой труд, свой подвиг:
«…Впереди — огневая черта.
Я зову тебя, смертный товарищ!
Выходи! Расступайся, земля!
На золе прогремевших пожарищ
Я стою, мою жизнь утоля…»
Что ж, они не бросили службу – служение, свою работу, своё дело. Помните, его вздох из почти старости? –
«…Что ж, пора приниматься за дело
За старинное дело своё…
29 февраля 1916»
Но им-то до старости ещё вся жизнь, они:
Заплетаем, расплетаем
Белых ландышей венцы.
Всё кружится, круторогий
Месяц щурится вверху.
Мы, расчислив все дороги,
Утром верим петуху.
(Петуху они верят, потому что уверены – солнце взойдёт!)
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
«»
- «Всё бежит. мы пребываем ( ... )Все кружится ...» - Ср. в стих. Вл. Соловьева "Бедный друг, истомил тебя путь ... " (1887): "Все, кружась, исчезает во мгле, // Неподвижно лишь солнце любви".
- «Заплетаем, расплетаем // Белых ландышей венцы». - Плетение венков -один из троицких обрядов. В европейском фольклоре ландыш - цветок Девы Марии. Ср.
также пантеистический подтекст образа в письме Белого Блоку от 8 апреля 1904 г.: «Я хочу забыть, я хочу быть не человеком, а "существом", вот что спасет людей ( ... ) Цветов, цветов- ландышей!» (Блок и Белый. С. 81).
Блоком ландыши воспринимались и как шахматовская реалия; ср. в его письме Белому от 9 апреля 1904 г.: "Я, как и ты, думаю о ландышах. Мы с Любой уедем нарочно рано в деревню, именно для ландышей.
- «Утром верим петуху». - Архаическая символика петуха определена его связью с Солнцем. В гностической традиции (важной для Вл. Соловьева и младших
символистов) петух - знак вечного возрождения, воскресения из мертвых, а также
предвидения, духовного бодрствования. О представлениях и обрядах, связанных с
петухом, писал А.Н. Афанасьев (см.: Афанасьев, 1. С. 518-527).
Образ связан также с евангельской легендой об отречении апостола Павла (Мф. XXVI. 31-75) [опечатка? - отречение апостола Петра].
Ближайший источник образа - программное стихотворение Д.С. Мережковского "Дети ночи"(1894; впервые опубл.: РМ. 1894 . . 9. С. 204, под загл. "Пред зарею"): "Погребенных воскресенье ( ... )//Петуха ночное пенье, //Холод утра - это мы".
Ср. также в письме Белого Блоку от б января 1903 г.: «Углубляясь, нам звучат удаленные призывы, чуть-чуть трубы, чуть-чуть петушье пенье. "Тогда -прокричал петух"» (Блок и Белый.с. 10).
- «Вот - из кельи Вечной Пряхи ...» и след. - Нить, пряжа - мифопоэтические символы жизни, судьбы. "Вечные Пряхи" - Парки (римск. мифол.) - часто упоминаются в символистской поэзии (ср. "Парки" Д. Мережковского, 1892 и др.).
Образ Вечной Пряхи соотносится с образами платоновской космогонии: космос - результат действий веретена, приводимого в движение богиней судьбы Ананке (греч. мифол.), матерью Мойр, прядущих нити человеческих судеб.
- «- Всю ли ночь молились в нишах? ( ... ) Нет, отец ...» и след. - Андрей Белый почувствовал отраженное в этом диалоге противопоставление двух путей приобщения к Абсолюту и резко отверг второй из них ("шаманизм"). 13 октября 1905 г. он писал Блоку: «Как совместится твой призыв к "Прекрасной Даме" с этими новыми для тебя темами, как совместится "долг" рыцаря с "просто" бытием хотя бы сил даймонических, как совместится долг творчества жизни (теургизм) с параличом долга жизни (шаманизмом) - я не знаю. Между тем это важно - важнее всего» (Блок и Белый. С. 155. Шаманизм- здесь: "колдовское" проникновение в мир "низших сил" природы).
- «Ждали Утренней Звезды».- Утренняя Звезда - многозначный и противоречивый
символ, могущий означать: 1) планету Венера; 2) одно из наименований Христа(Откр.
XXII. 16); 3) Денницу-Люцифера (ср.: Исайя. XIV. 12)...
[
Исайя. XIV. 12-15:
«
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе; в сонме богов, на краю севера;
взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
»
]
...Все значения образа, распространенного в творчестве русских символистов, были безусловно известны Блоку.
- «Ландыш пел. Она цвела ...» - Об объединении в образе "Ты" символики цветов и звезды см. коммент. к стих. "Тебя скрывали туманы ... ", 1902 (т. 1 наст. изд.).
[
"символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет ( «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» (А. А. Блок «О современном состоянии русского символизма»)).
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
- «... Белый речной цветок ... » - Этот образ, как и ряд других ("корона", "трон" и др.), позволяет рассматривать стихотворение как отзвук воспоминаний о постановке сцен из "Гамлета" летом 1898 г.
]
Ср. в письме Блока Белому от 19 февраля 1903 г.: "( ... ) собирая цветы для Возлюбленной Царицы, Подруги, неожиданно перенесшей себя на звездные пути".
»
Свидетельство о публикации №221020200730