Блок. Всё бежит, мы пребываем... Прочтение

.                Александр Блок
  .          .           том II
      « Р а з н ы е      с т и х о т в о р е н и я »


10. «Всё бежит, мы пребываем...»





                * * *   

                Всё бежит, мы пребываем,
                Вервий ночи вьем концы,
                Заплетаем, расплетаем
                Белых ландышей венцы.
                Всё кружится, круторогий
                Месяц щурится вверху.
                Мы, расчислив все дороги,
                Утром верим петуху.
                Вот – из кельи Вечной Пряхи
                Нити кажут солнцу путь.
                Утром сходятся монахи,
                Прикрывая рясой грудь.
                "Всю ли ночь молились в нишах?
                Всю ли ночь текли труды?" –
                "Нет, отец, на светлых крышах
                Ждали Утренней Звезды.
                Мы молчали, колдовали,
                Ландыш пел, Она цвела,
                Мы над прялкой тосковали
                В ночь, когда Звезда пряла".
                Сентябрь 1904







     - «Всё бежит, мы пребываем...» - то есть всё изменяется, а мы остаёмся прежними.

    Это ещё одно стихотворение из сюжета о мире на разливе вод. Вот первое оттуда:

                «Мы живем в старинной келье
                У разлива вод.
                Здесь весной кипит веселье,
                И река поет.

                Но в предвестие веселий,
                В день весенних бурь
                К нам прольется в двери келий
                Светлая лазурь.
   
                И полны заветной дрожью
                Долгожданных лет
                Мы помчимся к бездорожью
                В несказанный свет.
                18 февраля 1902»

     Мир, где нет глухой тоски, отчаяния, безнадежности, где нет одиночества – «Мы живем»! Мы вместе! Вместе молимся, вместе свершаем подвиг, вместе пробиваемся к свету. Последнее перед заглавным стихотворением видение, посещение, того мира было описано в цикле, практически завершающим книгу «Распутья» – «Молитвы»:

                «Сторожим у входа в терем,
                Верные рабы.
                Страстно верим, выси мерим!
                Вечно ждем трубы

                Вечно — завтра. У решотки
                Каждый день и час
                Славословит голос четкий
                Одного из нас…
                (Март-апрель 1904)»

Сравните, сейчас:

                …на светлых крышах
                Ждали Утренней Звезды.

Тогда:

                «На рассвете один из нас
                Выступает к розовым зорям —
                Золотой приветствовать час.»

Здесь:

                Мы молчали, колдовали,
                Ландыш пел, Она цвела,
                Мы над прялкой тосковали
                В ночь, когда Звезда пряла…

Там:

                «…Ангел розовый укажет,
                Скажет: “Вот она:
                Бисер нижет, в нити вяжет —
                Вечная Весна”.»

     В той минипоэме он на них перекладывал своё предназначение, свой труд, свой подвиг:

                «…Впереди — огневая черта.
               
                Я зову тебя, смертный товарищ!
                Выходи! Расступайся, земля!
                На золе прогремевших пожарищ
                Я стою, мою жизнь утоля…»


     Что ж, они не бросили службу – служение, свою работу, своё дело. Помните, его вздох из почти старости? –

                «…Что ж, пора приниматься за дело
                За старинное дело своё…
                29 февраля 1916»

Но им-то до старости ещё вся жизнь, они:

                Заплетаем, расплетаем
                Белых ландышей венцы.
                Всё кружится, круторогий
                Месяц щурится вверху.
                Мы, расчислив все дороги,
                Утром верим петуху.

(Петуху они верят, потому что уверены – солнце взойдёт!)

*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
«»
     - «Всё бежит. мы пребываем ( ... )Все кружится ...» - Ср. в стих. Вл. Соловьева "Бедный друг, истомил тебя путь ... " (1887): "Все, кружась, исчезает во мгле, // Неподвижно лишь солнце любви".

     - «Заплетаем, расплетаем // Белых ландышей венцы». - Плетение венков -один из троицких обрядов. В европейском фольклоре ландыш - цветок Девы Марии. Ср.
также пантеистический подтекст образа в письме Белого Блоку от 8 апреля 1904 г.: «Я хочу забыть, я хочу быть не человеком, а "существом", вот что спасет людей ( ... ) Цветов, цветов- ландышей!» (Блок и Белый. С. 81).
     Блоком ландыши воспринимались и как шахматовская реалия; ср. в его письме Белому от 9 апреля 1904 г.: "Я, как и ты, думаю о ландышах. Мы с Любой уедем нарочно рано в деревню, именно для ландышей.

     - «Утром верим петуху». - Архаическая символика петуха определена его связью с Солнцем. В гностической традиции (важной для Вл. Соловьева и младших
символистов) петух - знак вечного возрождения, воскресения из мертвых, а также
предвидения, духовного бодрствования. О представлениях и обрядах, связанных с
петухом, писал А.Н. Афанасьев (см.: Афанасьев, 1. С. 518-527).
     Образ связан также с евангельской легендой об отречении апостола Павла (Мф. XXVI. 31-75) [опечатка? - отречение апостола Петра].
     Ближайший источник образа - программное стихотворение Д.С. Мережковского "Дети ночи"(1894; впервые опубл.: РМ. 1894 . . 9. С. 204, под загл. "Пред зарею"): "Погребенных воскресенье ( ... )//Петуха ночное пенье, //Холод утра - это мы".
     Ср. также в письме Белого Блоку от б января 1903 г.: «Углубляясь, нам звучат удаленные призывы, чуть-чуть трубы, чуть-чуть петушье пенье. "Тогда -прокричал петух"» (Блок и Белый.с. 10).

     - «Вот - из кельи Вечной Пряхи ...» и след. - Нить, пряжа - мифопоэтические символы жизни, судьбы. "Вечные Пряхи" - Парки (римск. мифол.) - часто упоминаются в символистской поэзии (ср. "Парки" Д. Мережковского, 1892 и др.).
     Образ Вечной Пряхи соотносится с образами платоновской космогонии: космос - результат действий веретена, приводимого в движение богиней судьбы Ананке (греч. мифол.), матерью Мойр, прядущих нити человеческих судеб.

     - «- Всю ли ночь молились в нишах? ( ... ) Нет, отец ...» и след. - Андрей Белый почувствовал отраженное в этом диалоге противопоставление двух путей приобщения к Абсолюту и резко отверг второй из них ("шаманизм"). 13 октября 1905 г. он писал Блоку: «Как совместится твой призыв к "Прекрасной Даме" с этими новыми для тебя темами, как совместится "долг" рыцаря с "просто" бытием хотя бы сил даймонических, как совместится долг творчества жизни (теургизм) с параличом долга жизни (шаманизмом) - я не знаю. Между тем это важно - важнее всего» (Блок и Белый.  С. 155. Шаманизм- здесь: "колдовское" проникновение в мир "низших сил" природы).

     - «Ждали Утренней Звезды».- Утренняя Звезда - многозначный и противоречивый
символ, могущий означать: 1) планету Венера; 2) одно из наименований Христа(Откр.
XXII. 16); 3) Денницу-Люцифера (ср.: Исайя. XIV. 12)...
     [
     Исайя. XIV. 12-15:
     «
     Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.
     А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол   мой и сяду на горе; в сонме богов, на краю севера;
     взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».
     Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
     »
     ]
...Все значения образа, распространенного в творчестве русских символистов, были безусловно известны Блоку.

     - «Ландыш пел. Она цвела ...» - Об объединении в образе "Ты" символики цветов и звезды см. коммент. к стих. "Тебя скрывали туманы ... ", 1902 (т. 1 наст. изд.).
       [
       "символикой"  Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора - контекст, в котором обычно в книгах Блока появляется то или иное слово. Что с "символизмом", кроме общего созвучия слов, никакой связи не имеет ( «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие» (А. А. Блок «О современном состоянии русского символизма»)).
    
     Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     -  «... Белый речной цветок ... » - Этот образ, как и ряд других ("корона", "трон" и др.), позволяет рассматривать стихотворение как отзвук воспоминаний о постановке сцен из "Гамлета" летом 1898 г.
     ]
     Ср. в письме Блока Белому от 19 февраля 1903 г.: "( ... ) собирая цветы для Возлюбленной Царицы, Подруги, неожиданно перенесшей себя на звездные пути".
     »


Рецензии