Несравненная Эдита Пьеха

      Ее называют – русская Эдит Пиаф.  Польская француженка с русской душой и врожденной элегантностью.  Эдиту узнают по тембру ее голоса, без которого нельзя представит нашу эстраду.  У нее безупречная репутация,  так как Пьеха не посещает светские тусовки и не замешана в скандалах.  Эдиту Станиславовну обожают зрители и на ее концертах всегда аншлаг.                Родилась  будущая звезда советской  эстрады в 1937 году в семье польских гастарбайтеров –эмигрантов, приехавших во Францию заработать кусок хлеба для себя и своей семьи.  Север Франции, а точнее промышленный департамент Па-де-Кале, был угледобывающим районом с тяжелыми условиями труда.  Семья жила в нужде и заработанных отцом денег хватало лишь на самое необходимое.  Папа умер от силикоза - профессиональной болезни шахтеров, когда  маленькой Эдите было 4 года.  Чтобы не потерять жилье маме пришлось выйти замуж, и в 7 лет у Эдиты появился отчим.  В 1946 году семья вернулась в Польшу в город Богушев, где девочка пошла учиться в местную школу.  После окончания поступила в педагогический лицей, в котором училась до 1955 года и полюбила занятия в местном хоре.  Педагогический лицей Эдита окончила с золотой медалью и как отличница, активистка, спортсменка, вошла в число счастливчиков,  допущенных до  учебы в СССР.
           Когда началось распределение , она выбрала Ленинград и в 1955 году стала студенткой отделения психологии на философском факультете Ленинградского университета.  Учеба давалась Эдите нелегко, трудности с русским языком приходилось преодолевать,  разговаривая с однокурсниками,  преподавателями,  слыша речь горожан на улице.  К концу первого курса уже разговаривала довольно прилично.  Узнав о том, что в городе есть хор польского землячества,  она отправилась на репетицию, где и произошла встреча с Александром Броневицким, пригласившим ее в свой ансамбль при консерватории.   
         Весь музыкальный багаж Эдиты, а она знала много советских песен Дунаевского,  Соловьева – Седова,  песни на польском и французском языках – весь этот музыкальный багаж пришелся как нельзя кстати.  И  присутствие Броневицкого при всем этом имело решающее значение.  Для провинциальной девочки внимание и уважение человека на шесть лет старше и с двумя факультетами консерватории было лестно,  и Эдита приняла его ухаживания.  C ним было интересно, в его друзьях ходили певцы, композиторы, артисты,  как начинающие, так и признанные мэтры.  И познакомившись поближе, влюбилась в его эрудицию, остроумие и галантные манеры.  Интуиция подсказывала Эдите,  что Броневицкий заинтересован в ней не только как солистке своего ансамбля, ведь он выражал ей особое доверие.  Вместе они ходили на концерты зарубежных гастролеров, театральные премьеры, выставки, фестивали фильмов,  вокруг него было столько удивительных людей!
         Впервые я побывал на концерте  Эдиты Пьехи и ансамбля Дружба в 1964 году.  Дом культуры имени Капранова, большой зал которого вмещал полторы тысячи мест, был заполнен до отказа, а билеты спрашивали от метро Московские ворота.  Этих артистов в Ленинграде уже хорошо знали. Они попали в кадры кинохроники,  в  фильм режиссера Ефима Учителя  “Мастера ленинградской эстрады”,  записали пластинку.  Это был уже высокопрофессиональный вокально-инструментальный ансамбль,  удостоенный золотой медали Всемирного фестиваля молодежи и студентов.  Коллектив выступал от Ленконцерта и объездил всю страну,  а в 1962 году стал обладателем первой премии Всероссийского конкурса артистов эстрады.
         В первом отделении зрители услышали и увидели замечательный коллектив одаренных молодых солистов, который тщательно собрал Броневицкий. Каждый из них имел яркую индивидуальность и обладал присущей только ему запоминающейся манерой исполнения. 
      Анатолий Королев,  Тойво Соостер,  Михаил Бакеркин, Леонид Алахвердов, Виль Окунь – эти ребята запомнились мне больше других, особенно Анатолий Королев с его  “Утро, утро начинается с рассвета, здравствуй необъятная страна…”.   Хорош был  Тойво Соостер, исполнивший  “ Эту лодку строил я не как-нибудь…”  -  песню, знакомую в исполнении легендарного Георга Отса.  Уникальный голос продемонстрировал Михаил Бакеркин, в репертуаре которого были русские народные и итальянские произведения.  Замечательно пели Юрий Чванов и Вилли Токарев.  Каждый из солистов являл собою одаренную и неповторимую музыкальную личность, отшлифованную талантливым Александром  Броневицким.
        Но какими же бурными аплодисментами взорвался зал, когда в начале второго отделения концерта на сцене появилась Эдита Пьеха и солисты ансамбля,  исполнившие  “Автобус червонный” – песню, увековеченную  кадрами ленинградской кинохроники!  Этот польский шлягер  давно превратился в визитную карточку солистки. Они сразу зажгли зал и создали непередаваемую атмосферу праздника.  Потом прозвучали  “Венок Дуная”  и  “Только ты”  - русский кавер Platters,  вошедший в списки мировых хитов.   На польском и французском языках были исполнены песни “ Лоли-Пап”  и   “Каролинка”.    Очень тепло приняли зрители проникновенное исполнение Эдитой песни о маме.   Чудесные строчки – “ Мама родная,  я знаю, я знаю,  что ты далеко, что ты ждешь…”  никого в зале не могли оставить равнодушным.  Удивительное сочетание голоса солистки и ансамбля создавало неповторимую гармонию  каждой песни.   Запомнилось, как в дуэте с Леонидом Алахвердовым была исполнена “Двадцать пальцев крошек…” ,  где Леонид продемонстрировал актерские качества,  заставив улыбаться зрителей.  Зал был в восторге!   Это выступление осталось в памяти еще и потому, что мы увидели красивую певицу с безукоризненным художественным вкусом, умеющую себя подать.  В глазах многих зрителей она олицетворяла западную артистку с превосходным французским и польским языками,  завораживающим тембром голоса.   А как украшал ее пение неповторимый акцент!    Эдита первая среди исполнительниц нашей страны сняла со стойки микрофон и в перерывах между песнями обращалась непосредственно к зрителям,  установив  контакт с залом. 
          А какая концовка ожидала зрителей этого концерта!  Удивительный  танец твист, еще не совсем разрешенный в нашей стране, вызвал шквал восторга,  а зрители не могли сдерживать эмоций.   Песня  “Валя-твист”  стала  апофеозом выступления.  Не забуду, как в припеве  с акцентом пела Эдита:  -  Ваа,,лентЫна ! Ваа..лентЫна,  солисты  вторили:  Валентина! Валентина! – а зрительный зал неистовствовал.   Возбужденные зрители   вскакивали с мест, танцевали в проходах, подпевали.   Тут уже появилась  работа у дружинников,  которые стали выводить из зала увлекшихся танцем молодых людей.  Аплодисменты не смолкали и песню к восторгу зрителей бисировали несколько раз.   
          Пройдет четыре года, в течение которых я буду отлучен от родного Ленинграда.  Отработаю  год  по распределению после техникума, отслужу срочную службу в армии и вернусь на работу в ДК Капранова.  Только в 1969 году смогу вновь стать зрителем этой замечательной музыкальной команды, созданной талантливым Александром Броневицким с несравненной солисткой Эдитой Станиславовной Пьеха.  В последующие годы они не раз выступят  в ДК обувщиков с неизменным успехом,  будут изменения в составе ансамбля,  расширится музыкальный репертуар, в который войдут мелодии  лучших композиторов страны. 
            Работа в ДК дала мне возможность бывать на концертах  и работать на многих из них.  Смотреть на артистов находясь за кулисами не менее интересно, чем из зрительного зала.  Видел, как тщательно регулируется звук и свет,  слаженно работает персонал, готовятся артисты.  Наблюдать, как  создается   высокопрофессиональное, качественное  музыкальное  шоу. 
            Они замечательно дополняли на сцене друг друга – Эдита Пьеха и ансамбль.   Песня  “Огромное  небо”  прозвучала как скорбная баллада о погибших летчиках,  своеобразный мини – спектакль.   В  нем были речитатив в самом начале,   вокализ  ансамбля и крик,  взрыв,   всполохи яркого света!  Драматическая пауза,  тишина в зрительном зале  и …, бурные аплодисменты  потрясенных зрителей.                Песни гражданского репертуара – “Никогда не бывать смертям”,   “Следующий”  рассказывали о ужасах войны  и это был  вклад  талантливой  певицы в борьбу за мир.
            С  огромным удовольствием принимали зрители песни  “Это здорово!”,   “Монжерок “,   “Хорошо! “, “ Наш сосед “.   Видно было,  с каким удовольствием поет  их  Эдита  Станиславовна.   Они полны упоения жизнью и утверждения,  что все в ней прекрасно.
           Теперь, по  прошествии многих лет, мы знаем о непростых отношениях  двух  талантливых  личностей,  а  тогда,  в конце  1976 года, я с удивлением узнал о том,   что  Пьеха и Броневицкий  вместе не выступают.  Произошел разрыв личностных отношений и стали невозможными отношения творческие.  Хотя, по воспоминаниям Евгения Броневицкого,  Эдита предлагала  бывшему мужу продолжить совместную работу.  Однако он категорически отказался.  “Я с тобой работать не буду. И  ты без меня пропадешь”.  Ансамбль Дружба остался с Броневицким,  появилась новая солистка, но сделать из нее вторую Пьеху не получилось.   Часть солистов  ушла с Эдитой  Станиславовной,  появились  новые музыканты,  восстановлен репертуар,  а руководителем  был приглашен Григорий Клеймиц.  Пришли композиторы с новыми песнями.
          Один из первых концертов новой команды прошел в ДК Капранова.  На афише теперь значилось:  “Эдита Пьеха и ее ансамбль”.   Этот концерт произвел на меня двоякое впечатление.  Вроде Пьеха такая же обаятельная и яркая,  зрителей полный зал,  поет прежние песни,  но  что – то  непонятное тревожное. Нет той атмосферы праздника,  творческой раскованности  певицы,  ощущалось  чувство какого – то неудовлетворения.   Видимо, последствия разрыва с Броневицким  выбили Эдиту из колеи.   Как вспоминала это время  артистка:  “Во мне  что-то умерло, а новое еще не родилось.  Оно должно было созреть”. 
          Через какое-то время  в  ДК состоялся концерт новой Дружбы.  Было видно, что  Александр  Александрович постарался и много поработал с составом.  Появилась даже солистка,  однако до Пьехи ей было далеко.  Это почувствовали и зрители,  которые желали видеть Эдиту Станиславовну.   Да и зрителей было чуть больше половины зала.
         Печально, но мы, зрители, стали свидетелями  семейной трагедии,  в которой  два талантливых, упрямых человека не смогли найти компромиссное решение.  И  если спустя некоторое время  Пьеха сумела  “вспорхнуть”  на прежнюю  высоту,   стать народной  артисткой  СССР,  то  Дружба   потерялась,  сдала позиции,  и в 1988 году после ухода из жизни Броневицкого прекратила свое существование.
           В своей книге  “От чистого сердца”  Эдита Пьеха  с благодарностью вспоминает Александра Броневицкого,  который  много для нее сделал:
         - Не было бы его – не было бы и той Пьехи,  которую  знают сегодня.  Он создал меня  как певицу, артистку.  Мне повезло, он был новатором в творчестве,  и сегодня,  исполняя его песни, убеждаюсь,  что они  по-прежнему живы и любимы!


На фото:  Эдита Пьеха и Леонид Алахвердов  “Двадцать пальцев крошек”
                Фото автора 1974 год

         
          
      
       
            
               


               
               
               
               

         
          
          
         
            
               
            
          
      
            
       
      
 
            
            
             
       
            
               


               
               
               
               
       
         
            
               
            
          
      
            
       
      
 
            
            
             
       
            
               


               
               
               
               


Рецензии
Замечательный очерк. К сожалению, не была на концерте Эдиты Пьехи. Но побывала моя сестра. Помню её восторг красотой и скромной элегантностью.
Здоровья любимой певице.
Спасибо, Виктор!

Светлана Лобова   18.04.2022 09:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.