В обнимку с ветром

100 лет паруснику «Седов»

Есть в нашей истории имена, над которыми не властно время. Георгий Седов — одно из них. Попытка покорить Северный полюс морскому офицеру, полярнику и гидрографу по разным причинам не удалась. Сам инициатор экспедиции провел две зимовки на шхуне «Святой великомученик Фока», затертой льдами, и замерз в собачьей нарте на арктическом острове Рудольфа в феврале 1914 года. До последнего вздоха полярник верил, что достигнет «макушки планеты» и водрузит на ней российский флаг.

 Георгий Яковлевич был одержимым и смелым человеком, дерзновенным патриотом, умелым моряком. Его несгибаемость перед трудностями, готовность пожертвовать собой во имя престижа Родины приобрели нарицательные черты и послужили для дальнейших покорителей пространств примером. В редком городе не встретишь улицы в честь выдающегося полярника, а на картах — названий островов, проливов, архипелагов, бухт и мысов в его честь. Бороздили и бороздят просторы океанов корабли с гордым именем героя, которому посвятили стихи,  романы, фильмы лучшие  режиссеры и писатели.  Среди них - Николай Заболоцкий, Вениамин Каверин, Эдуард Асадов.
 
Но главная роль в увековечении исследователя Арктики по праву принадлежит не установленным памятникам, а самому крупному  учебному паруснику в мире — барку «Седов». Это уникальное судно словно флаг более 70 лет (советско-российского периода) несет память об исследователе северных морей. А есть еще и чисто европейская эпоха: постройка парусника в Германии в 1921 году, в городе Киле, эксплуатация как грузового и потом учебного судна под разными немецкими именами, передача нам в качестве трофея после победы СССР в Великой Отечественной войне. В итоге набежало в феврале 2021 года огромных100 лет. Целый век с парусами на четырех мачтах площадью  4192  квадратных метров, водоизмещением 6148 тонн.

Величественный красавец, заходя в любой отечественный или зарубежный порт, всегда останавливает людей и мгновенно завораживает плавными линиями несменяемого корпуса, нарядными надстройками, высоченными мачтами, изящными реями, ажурными вантами. Если ситуация позволяла, желающих приглашали на борт ознакомится с историческим судном, чтобы ощутить аромат предыдущих столетий, когда ветер был главный союзником моряков. Народу на палубах  собиралось видимо-невидимо. Иностранцам нравился не только сам корабль, но и лица курсантов, их выправка, форменная одежда, радушие с которым члены экипажа и практиканты принимали гостей. Они удивлялись, насколько реальный человек из России отличается в лучшую сторону от нарисованного политиками портрета.

Предъюбилейный 2020 год экипаж «Седова», принадлежащего Росрыболовству и приписанного к порту Калининграда, провел по-чемпионски -  весь на плаву. Как поется в песне, «по морям, по волнам, нынче здесь, а завтра там». Небывалое достижение для судна всякого калибра, а уж для парусника тем более. Такое стало возможным исключительно благодаря участию в кругосветной экспедиции в честь открытия Антарктиды российскими мореплавателями на шлюпах «Восток» и «Мирный» в 1820 году, а также  в честь 75 -летия Победы в Великой отечественной войне. Компанию ему составили не менее знаменитые корабли - «Паллада» и «Крузенштерн», первый также совершал кругосветку, а второй — трансатлантический переход. Все три учебного парусного судна (УПС) провели на юге Атлантического океана показательную гонку на 200 морских миль. Несмотря на шторм, перепад ветров, многометровые волны экипажи прошли дистанцию без происшествий, умело, на высокой скорости. Так сказать во славу отечественного флота, его героической истории.

«Седов» относится к определенному виду парусников — винджаммеров (в переводе с английского - «выжиматели» ветра). Это сильные, маневренные, мощные барки от 4 до 5 мачт, способные пройти через сильный шторм поддерживая высокую скорость. Их расцвет пришелся на 20-й век, но они пережили свою эпоху. Строят «выжимателей» ветра до сей поры, порой со всякими наворотами и для разных целей. Особняком стоит наш классический столетний юбиляр, выполняющий учебные задачи, участвующий в регатах, морских праздниках, кругосветных плаваниях. Конструкция его настолько крепка, что не пришлось менять корпус, рангоут, такелаж, лебедки. К примеру, штурвал, которым управляют 4-5 человек, стоит  исконный.  За сто лет много чего произошло: некоторые равнодушные начальники не раз собирались отправить судно на металлолом, так как оно не очень подходило для коммерческих целей.  Повезло «Седову» в главном  - с капитанами и людьми, для которых отечественный флот — дело святое. Это они стучались во все высокие кабинеты, когда не находилось средств на ремонт и модернизацию, они приводили весомые аргументы нужности и крепости ветерана голубых дорог. Усилия энтузиастов и профессионалов не прошли даром, барк не только вошел в легенду, но и стал визитной карточкой России на море.

В судовом музее документально зафиксированы все этапы корабельной истории и отмечена роль каждого капитана. Возглавляет командирский строй первый рулевой на «Седове» П.С.Митрофанов.  Петр Сергеевич набрал отличную команду, «пробил» в верхах (несмотря на тяжелое послевоенное время) большой ремонт в Кронштадте, а при переходе из ведомства ВМС в Росрыболовство убедил начальство в перемене амплуа винджаммера на наиболее перспективное - учебное. Несмотря на всякие барьеры, махровую бюрократию, в стране нашлись люди, в том числе на самом верху, увидевшие большой смысл в сохранении судна для потомков первооткрывателей морей и континентов. Именно на них опирался Митрофанов, ставший на долгие годы лидером неформальной школы капитанов парусников в СССР, оберегавший и обновлявший «Седова» всю свою жизнь.
Обеспечивали безупречную безопасность корабля, укрепляли его техническое состояние, нацеливали экипажи на решение  важных задач и другие капитаны. 41 год отдал ему личной кипучей жизни В.М. Мишенев. На его долю также выпала честь спасания барка в 2000 году, но не от бурь и рифов. В порту французского города Бреста, куда экипаж прибыл для участия в международном морском шоу, судно арестовали за долги предыдущего российского правительства и... за смелость нового руководства страны на международной арене. Вместе с адвокатами при поддержке президента РФ Мишеневу пришлось продемонстрировать чудеса дипломатии, выдержки и добиться снятия ареста. В этот драматический год немцы даже предложили вернуть им за 50 миллионов долларов парусник, но их надеждам не суждено было сбыться.
 
Н.К.Зорченко, проверенному морскому волку, кавалеру ордена за морские заслуги, осуществившему не один трансокеанский переход и кругосветку, было поручено в 2012 году на «Седове» (которому исполнилось 90 лет)  обойти вокруг шарика, что он и с блеском сделал. Вся страна с интересом следила как  экипаж  в специальной колбе бережно доставлял через моря и океаны огонь  Казанской универсиады. Тогда были достигнуты хорошие показатели — пройдено более 40 тысяч морских миль, состоялись встречи в 32 иностранных портах, обогатились практикой и приобрели морскую специальность 300 курсантов. А во вторую свою кругосветку, стартовавшую в конце 2019 года, судно возглавляли по очереди два капитана Е.Н.Ромашкин и В.Ю.Николин, прошедшие, как говорится, океанские Крым и рым. Огромное расстояния покрыто без сучка и задоринки, что  является фирменным стилем седовцев.
 
По мнению Ромашкина, руководившего экипажем в пути от Калининграда до Владивостока, в барке, как ни странно звучит, есть душа.

- Она состоит из кусочков душ людей, которые живут и дышат заботами судна, - формулирует Евгений Николаевич один из выводов негласного закона морского тяготения.  Сам я за 18 лет работы на «Крузенштерне» усвоил основной принцип труда и жизни на паруснике: готовность созидать и отдавать.

В одном из интервью дальневосточной журналистке Дарье Наумец, в ходе океанского плавания Евгений Николаевич подробно рассказал о процессе «оморячивания» молодых людей, наиглавнейшей цели экипажа.

- В море курсанты узнают, что означит взаимодействие паруса, ветра, волны, течения. Им приходится решать: связывать ли с этим судьбу навсегда. Ты никогда не поставишь парус один, только сообща. Важно также заинтересовать парней историей отечественного флота. Русские моряки имели и имеют замечательную традицию — относиться к судну как живому человеку. Поэтому самые прозаические мероприятия, как поддержание чистоты, покраска, ремонт проводятся с особой тщательностью. Эту заповедь молодежь постигает сразу. Время в пути у нее делится на три смены — рабочую, учебную, вахтенную. В последней самой тяжелой считается вахта у штурвала, так как ее несут в любое время дня и ночи в любую погоду. По берегу скучать некогда — при переходе трех океанов авралы объявлялись более 200 раз. В свободное время курсанты занимаются спортом, посвящают его музыке. Кто-то учится играть на гитаре,  другой осваивает пианино и даже скрипку, третий пишет стихи. В последнем походе «Седову»  посвятили 2 стихотворения и сочинили 2 песни. Активно участвуют юнги и ребята постарше в викторинах, конкурсах, юморинах, посвящениях в моряки при пересечения экватора. Моя задача капитана настроить всех на творческую волну, зажечь в душах созидательный огонь.

Судя по делам других участников кругосветки  скучать им не приходится, ведь каждый день между небом и водой  приносит что-то новое. Села на мачту огромная  птица — народ высыпает на палубу и наблюдает за гостьей. Случилась пауза в авралах — желающие ловят на блесну диковинных тропических рыб. Объявил капитан учение по оставлению судна, народ начал прыгать с борта в океан, кто «ласточкой», кто «солдатиком и с удовольствием плавал около барка. Немалую часть пути два парусника, «Седов» и «Паллада», особенно от Кейптауна до Владивостока , шли друг от друга в пределах прямой видимости, что добавило адреналина обоим экипажам.

- Вперед забегали то мы, то они, - вспоминает Ромашкин.

 Появился повод помахать тельняшкой морским братьям и дать густой приветственный гудок соотечественникам.

Пиратский вопрос также украсил путешествие интригой. При входе в Малаккский пролив, зону активного пиратства, к нашим фрегату и барку присоединилось третье судно — военный буксир «Калер». Его для сохранения безопасности выделило командование Тихоокеанского военного флота РФ. На борту «Седова» прошло совещание трех капитанов о взаимодействии на случай появления современных флибустьеров. Они обсудили вопросы оперативной связи и возможных совместных действий в случае угроз. Все 600 миль пролива российская тройка прошла, что называется, борт о борт. Предполагаемые пираты лишь покосились в сторону огромных мачт и пушку на буксире и повернули бинокли в обратную сторону. Наверное искали легкую добычу в лице более доступных и богатых пароходов.

В Сингапуре из-за короновируса оба парусника в порт не попали, а на рейде бесконтактным способом заправились горючим и пополнили запасы продовольствия и воды. Для справки, ни один член экипажа «Седова» за 12 месяцев не заболел коровирусом, что можно занести в заслугу руководству и всему экипажу.

В июне 2020 года Владивосток встречал участников уникальной экспедиции  традиционным жареным поросенком с печеными яблоками, хлебом - солью. Гремела музыка, героев снимали фотографы, репортеры брали блиц-интервью. Приморцы смахивали слезы радости и держали в руках цветы для сыновей, мужей, братьев с «Паллады», около 8 месяцев  топтавших палубу фрегата. Несколько иная аура царила у седовцев — они как-то отрешенно смотрели на фейерверки, и думали о том, сколько же надо еще пройти тысяч миль, чтобы добраться до родного Калининграда. А тут вдобавок подоспела весть из министерских кабинетов о том, что возвращаться приказано не прежним южным маршрутом через Панамский канал, а северным морским путем (СМП). Так сказать, вместо тропиков и пальм, Арктика и льды. Однако!

- Надо, значить надо, - недолго думали на «Седове».

Заступивший на капитанский мостик В.Ю.Николин, который еще в первую кругосветку  исполнял обязанности старпома, сразу же взялся  за подготовку к труднейшему испытанию севером. Были проверены механизмы, узлы, паруса, выполнены нужные ремонты, приобретена теплая одежда для экипажа и курсантов, среди которых прошла очередная смена состава. За 6 последних лет детально изучалась ледовая обстановка, климатические условия. И уже в августе барк отреагировал мощным тифоном (на морском языке гудком) в бухте Золотой Рог и отбыл в Петропавловск-Камчатский по внутреннему Охотскому морю. В порту столицы вулканов удалось пополнить запасы воды и продовольствия, также прошло торжественное мероприятие встречи и прощания.
Сразу после выхода из Авачинской бухты в свои объятия дедушку всех судов приняло одно из самых крупных и глубоководных морей,  Берингово. Стихия продемонстрировала уважение к летам ветерана, и до чукотского поселка Эгвекинот, что удобно расположился на берегу красивейшего Залива Креста, барк  добрался легко и без проблем. Прямо у пирса быстро закрутилась карусель общения, состоящая из выступления фольклорного ансамбля, приветственных речей, обмена подарками. Даже местные лемминги (евражки) повылезали из своих норок и без боязни подходили к морякам и курсантам и брали из рук печенье. Много теплых слов было произнесено в адрес «седовцев», которые (если смотреть глобус) скатились по шарику с северной Балтики до южного Индийского океана, а потом снова начали подъем на север. Марафон из марафонов, и он продолжал бить все рекорды.
 
Около недели понадобилось  экипажу, чтобы через Берингов пролив войти в небольшое Чукотское море.  На лицах всех участников эпопеи можно было прочитать изумление. Ждали холодов и льдов, получили чистую воду, плюсовую температуру и  вдобавок благоприятный ветер. Практически все Чукотское море и часть Восточно-Сибирского «Седов» шел под парусами не включая двигателей. Даже в проливе Лонга (между материком и островом Врангеля), самом трудном участке СМП, льдов встретить не пришлось. Что это, глобальное потепление климата или просто удачный сезон, пусть разбираются специалисты, а моряки просто потирали руки от удовольствия. Ледоколы, как говориться, отдыхают.

18 сентября легендарный барк встречал самый северный город в стране Певек. В порту его состоялся торжественный митинг, два фольклорных ансамбля «Эйнеткун» и «Ыыннэтэт» в танце выразили огромную радость встречи с моряками и практикантами. Хозяева угостили их чукотскими лепешками и свежим гольцом, одной из лучших здешних рыб. Даже организовали фейерверк. Капитан Николин поблагодарил северян за радушие, а курсант Руслан Абакаров из Дагестана в ответ сплясал зажигательную лезгинку. Радость с обоих сторон можно было понять: почти 150 лет преодолеть  СМП  не отважился ни один большой парусник, а «Седов» на старости лет и в честь  юбилея решился на такое. Он бороздил воды почти всех морей и океанов и единственным «белым пятном»  остался СМП.
 
- Мечтаю работать на Севере, желательно на ледоколе,  моряки на нем мне представляются крепкими, бородатыми полярниками, готовыми преодолеть любой шторм или ледовый затор, - поделиться планами курсант Егор Ванюкевич.
 
И он не одинок в выборе. Более 100  молодых парней только одного УПС  по итогам похода получат удостоверения рабочей морской профессии, окончат учебные заведения и станут штурманами, судоводителями, механиками, а в итоге — капитанами.
А пока они, словно матросы парусников прежних веков, поднимаются по вантам на реи, скатывают или расправляют тяжеленные паруса, драят палубу, дежурят на камбузе, учатся вязать узлы, участвуют во всех авралах.  В свободное время любуются закатами и рассветами, сравнивают воды и норов всяких морей. Очень довольны, что увидели строгую природу Арктики, северное сияние.

- А где же белые медведи, друзья просят скинуть на телефон фото мишек, а мы до сих пор не встретили ни одного? - недоумевает юнга Матвей Черкесов.
 
Нету льдов, нет и мишек, -смеется боцман.....

Очень любит наблюдать за происходящим за бортом судовой хлебопек Алексей Сафронов.
 
- Работается здесь комфортно, зараз выпекаем 40 буханок хлеба, 250 сладких булочек, - говорит он.- Аппетит у ребят отменный, да и вкус тоже, что поднимает мое настроение. Раз в 10 дней выдаем всем по шоколадке, а именинникам печем торты. Часто получаем благодарности, что очень помогает при работе с тестом. Недавно заглядывал курсант Данила Лебедев и очень хвалил  именной торт. Приятно. Условия труда, конечно, необычные, но быстро приспособился к качкам, вибрациям и штормовым условиям.

...Довольно споро шел «Седов» до Мурманска через острова, архипелаги, проливы, море Лаптевых, Карское, Баренцево, причем без серьезных проблем. В двух последних судно неожиданно и яростно атаковали чайки. Народ на палубе гадал: что же не понравилось птицам. Версий высказывалось много. Излагаю свою. Между Карским и Баренцевым морями находится Новая Земля, через которую проходил  маршрут экспедиции Г.Я.Седова. Отсюда он отправился в сторону  Северного полюса  и вскоре погиб. Может быть магнетизм данного мистического района сказался на поведении чаек? Поверить в сей факт трудно, но было бы символично и своевременно  вспомнить трагическую историю Георгия Яковлевича, чье имя носит барк?  Ведь после прохода Карских ворот  рукой подать до Архангельска,  откуда и стартовала его экспедиция к полюсу.
 
У ветерана барка   старшего боцмана В.А.Рядных, стаж которого перевалил за 40 лет, сердце все-таки екнуло. Трудно ему забыть 1984 год, когда парусник «Седов» под командованием А.Б.Перевозчикова поучаствовал в плавании в честь 400-летия со дня основания Архангельска. Рейс начался на Балтике и проходил вокруг Скандинавии, а завершился  на том самом причале, с которого начал поход к Северному полюсу  экипаж шхуны «Святой великомученик Фока» в начале прошлого века.
         
...Очень часто попадались на трассе СМП киты, причем, самых разных видов. Из встречных судов запомнился своими приветственными гудками «Сомов». Форштевень без устали резал волну, пузырились от ветра паруса, ежедневно шли разные вахты, у штурвала они не останавливались ни на минуту. Курсанты после первых уроков бывалых членов экипажа постепенно осваивали премудрости морского дела. Позади остались страхи подъема наверх на реи, балансирования на канатах, зажили мозоли на руках.

- У «Седова» определенно есть магия притягательности, это дружелюбный и располагающий к себе корабль,- говорит как о живом существе другой старожил винджаммера парусных дел мастер И.Г.Евдокимов.- Люди задерживаются на нашей гостеприимной палубе на долгие годы, а если уходят, то со слезами на глазах.

С коллегами солидарны боцман фока Н.М.Лущеко, боцман первого грота П.А.Новак, боцман второго грота Е.Н.Ященков, так сказать основная ось коллектива, его стержень. В их памяти сохранилось много разных историй про опасные крены, порванные паруса, братскую помощь  и благорасположение моряков всех стран и флотов. Значительно реже встречались примеры другого рода. Красавца барка, российского полпреда на море, чемпиона многих престижных регат и участника сверхдальних переходов некоторые завистники пытаются уязвить хотя бы отказом захода в порт. В 2012 году экипажу под надуманным предлогом пригрозили арестом в Сан-Франциско, в 2014 году забыли о морской солидарности шведы, в 2019 году в угоду политикам запретили вход в свои порты поляки и эстонцы. Причина? На судне проходят практику курсанты училища из Керчи, якобы  аннексированной территории Крыма.  Однако   люди  не устают рукоплескать кораблю-легенде  в Аргентине, Чили, Уругвае, Кейптауне, Китае, Японии и даже в Германии.


 


 
         


Рецензии