Армавир. пролог

                АРМАВИР

                повесть

                пролог


Первая декада июля одна тысяча девятьсот восемьдесят шестого года, - на станционных круглых часах то ли девять, то ли десять часов утра
Вот мы, группа из пяти человек, впервые на перроне железнодорожной станции Армавир-Кисловодский.
От Волгограда доехали,- так мы посчитали,- быстро и незаметно, в полупустом плацкартном вагоне действительно скорого поезда,- и на двадцать минут опередили прибытие основной группы нашего студенческого учебного взвода, следующего из Казани в Майкоп для прохождения военного сбора, по итогам которого появятся основания для приказа Министра обороны СССР о присвоении звания «лейтенант запаса».

В ожидании объявления времени прибытия пассажирского состава, в одном из купейных вагонов которого командир нашего учебного взвода товарищ майор М. с военной кафедры нашего института, а в прицепном плацкартном вагоне двадцать или чуть за двадцать наших однокурсников, - студентов двух параллельных групп, обучающихся одной и той же специальности, - мы ознакомились с залами этого впечатляющего размерами и просторами здания, напоминающего гармоничную весомость уютного храма.

Чётким голосом вокзального диктора прозвучало под высокими сводами симпатичного здания сообщение о прибытии интересующего нас состава.
Улыбаясь и готовясь к встрече, будучи готовы к справедливому нагоняю за такую неожиданную самостоятельность, мы вышли на перрон.

«Отсюда»  теперь не помню : подошли ли мы, впятером, к вагону, или же остались стоять на перроне в ожидании подхода к нам основной части нашей пока что гражданской группы.

Главное --- итог :  неполные сутки  «вынужденной разлуки»  не подействовали, и  нас всё же признали своими.
Понятно, при первом общем построении нашего учебного взвода наш майор был вынужден разъяснить ситуацию и принять меры.

Товарищ майор признал ошибку дневального и назначенного старшим в дороге студента — старшины нашего потока --- в том, что прежде всего именно они виновны в случайном разделении группы после получасовой стоянки в Волгограде :
«не заметили»  в вагоне отсутствия пятерых человек, не сообщили по команде, - и сами, да и остальные студенты, не сообразили попросить проводницу обозначить  обязательный в таких случаях «красный флажок».

Затем товарищ майор выслушал наши объяснения, принял их обоснованность, учёл наши финансовые затраты, и, с учётом благополучного воссоединения вверенной ему учебной группы, принял командирское решение :
дисциплинарного взыскания никому не объявлять, считая произошедшее достаточным уроком для всех, - в том числе  и для него.


                *

Фактически этого приключения не было бы, но именно сама железная дорога в лице диспетчера Волгоградского узла виновата в произошедшем :
1. Наша группа из пяти человек прибыла на перрон, вдоль которого стоял наш состав, за одну минуту до официального времени отправления по расписанию.
2. Состав был уведён на запасной путь на четыре минуты раньше от расписания и простоял ещё полчаса до действительного отправления по своему маршруту, - то есть, знай мы об этом, пешком бы нагнали и вернулись бы в свой прицепной вагон.
3. Дежурный\дежурная по пассажирскому залу и диспетчер по Волгоградскому железнодорожному вокзалу ничем нам не помогли и ничего дельного нам не посоветовали, разве что проявили откровенную глупость : «срочно взять такси и ехать до следующей остановки этого поезда». - Пять человек, студенты …

                *

Все три года обучения на военной кафедре, - с третьего по пятый курс — я был официально заместителем командира нашего студенческого взвода, так понимаю, исключительно из-за своего возраста.
Один день в неделю, с восьми часов утра и до шестнадцати или семнадцати часов дня, мы, мужская часть студенчества, были вовлечены в учёбу по воинской специальности «инженер по ремонту и по эксплуатации самолётов», ВУС 461200. - В помощь памяти «сувенир» : военный билет офицера запаса Вооружённых Сил СССР.
И, чтобы не возвращаться к этому документу, скажу о присвоении воинского звания «лейтенант» : приказом зам. Министра обороны СССР за № 23 от 20.02.1987 года.

Теперь о мотивах, что так далеко увели нас, пятерых, от красивого монументального многоуровневого здания Волгоградского ж.д.вокзала.
Студент нашей группы, Паша, решил показать желающим ближние окрестности, а заодно пообщаться с городского телефона с матерью своей жены и с переговорного телефонного пункта со своей мамой, проживающей в городе Зеленодольск, что «почти что рядом»  с Казанью.

Вот мы и решили совместить познавательную прогулку с покупками продуктов подальше от привокзальной площади, где — в любые времена --- цены «чуть-чуть», но выше общегородских.
Заодно отведали вкусное волгоградское мороженое во многих его видах.

Наручные часы были у каждого, так что знали про обязательность войти в свой вагон до отправления нашего поезда.

                *

Догадались, и обратились к военному коменданту этого вокзала.
Мы его не удивили : он был в курсе об отставании от своего поезда пятерых студентов. - Комендант был извещён начальником нашего поезда по ведомственной радиосвязи, по рации.

На что мы всё-таки рассчитывали, общаясь с таким должностным лицом ? - Прежде всего на помощь в  виде прибытия нашего в Армавир ; о Майкопе мы тоже знали, но впервые в этих краях и потратили бы значительно больше времени, сил.
Да и «мелкий расчёт», что скрывать, у нас всех имелся : получить воинское требование и, без оплаты с нашей стороны, по нему получить билеты на проходящий через станцию Армавир пассажирский или скорый поезд.
Но, увы, этот вариант был прежде всего глуп : оснований, документа от военкомата и от военной кафедры — для оформления льготного проезда — у нас быть не могло.

Но помощь была нам оказана оперативно : информация о наличии мест в другом поезде, скором, и телефонный звонок в одну из воинских касс, --- и вот мы, пять человек, нашедших не по своей воле действительно приключение, в полупустом плацкартном вагоне мчащегося на приличной скорости именно скорого поезда.

Деньги на билеты мы набрали, - кто у кого брал в долг, неважно, - в советские времена паспорта не требовались для оформления проезда в поездах дальнего следования.
А стоимость билета в любом направлении и на всякое расстояние была по карману всем жителям СССР.

Кто был с паспортом, кто оставил среди своих вещей в вагоне, - не имело значения.
За сами вещи, среди которых ничего особенного : бритвенный станок или электробритва, зубная щётка, и просто минимум вещей для пребывания на сборах, --- мы не переживали.
Кому надо, соберут и вернут тем, кому ещё нужнее.

Вечер и ночь в летнем летящем вагоне, - разумеется, сон был вне постельного белья ; целый рубль !
Вот утро, вот наша остановка : Армавир-Кисловодский.


                *

Майор, командир нашего студенческого учебного взвода, сообщил о дальнейшем нашем маршруте : с этого ж.д.вокзала на другой, Армавир-Туапсинский, далее на электричке до Майкопа, а затем на автобусе до окраины этого города, где расположена воинская часть, филиал Армавирского высшего военного училища лётчиков ПВО, - противовоздушной обороны.

Временной интервал позволял не торопиться.
Узнав от местных жителей о наличии вблизи от вокзала столовой — в здании одного из техникумов, --- мы все, изображая нечто похожее на воинский строй, зашагали в указанную нам сторону, заодно отмечая про себя и красоту просторной площади и, чуть за ней, аттракционы городского парка, здание большого кинотеатра.

Столовая техникума, - кажется, станкостроительного, - понравилась : качество и объёмность разнообразных блюд, дешевизна.
После практически завтрака, перешедшего в обед, мы выползли на улицу.
Вблизи, на другой стороне этой же улицы, увидели стеклянные стены книжного магазина.
Денег было, по известным причинам, чуть меньше, чем надо бы, --- поэтому лично я просто прошёлся вдоль многочисленных книжных полок и стеллажей, если и рассчитывая что купить, то определённо только необходимое.

К тому же я знал о том, что примерно в эти же числа, только августа,  вновь буду в Армавире :
казанский друг мой давний убедил — зимой ли, весной 1986 года --- купить туристическую путёвку на известный вело-маршрут « По дорогам Северного Кавказа », - туркомплекс « Армавирский » был в дальней от ж.д.вокзала части города, и знакомство с такими же велотуристами предстояло нам обоим по прибытии нашем именно на эту первоначальную базу.


Автобус, курсирующий только между этими двумя ж.д.вокзалами, достаточно долго вёз нас по красивому, просторному, зелёному, большому городу. --- Армавир второй, после Краснодара, и по численности населения и по развитию промышленности во всём Краснодарском крае ;
красочные щиты извещали пассажиров городских линий автобусных и троллейбусных маршрутов, горожан-пешеходов, постоянных многочисленных гостей этого интересного по архитектуре, по изобилию многочисленных видов деревьев, кустарников, клумб и цветников действительного южного города, о многом : о добрососедском проживании представителей более ста национальностей, о разнообразных производствах, о связях  предприятий Армавира с городами СССР и зарубежными странами.
Пока мы ехали с вокзала на вокзал, желающие провели для самих себя экскурсию.

Совсем маленький, по отношению к предыдущему, ж.д.вокзал.
Получены билеты на проезд, наша электричка, - и ещё более интересные виды за окнами : лесистые, постоянно растущие горы, перепады высот, ощутимый дискомфорт от набирающего силу дневного жара.

Скромненькая платформа возле электрички.
Майкоп.
Жара ! Июль !

Быстрее на остановку автобуса и в расположение воинской части, - в тень, ближе к водопою.

Ещё одно построение, проверка личного состава, и мы выдвигаемся в сторону филиала военного лётного училища.

Закрытые железные ворота, КПП : контрольно-пропускной пункт, где несут службу обычные солдаты, по призыву на два года.
Наш майор показывает документы на всю приведённую им ораву, свои, - звонок в штаб части ; далее разрешение войти на территорию, перемещение до отведённой нашему взводу казармы, оставление под присмотром наших личных вещей в этом расположении, выдача на складе б\у гимнастёрок с голубыми погонами, б\у солдатских брюк, портянок и кирзовых сапог, б\у пилоток со звёздочками.
\ б\у = были в употреблении ; не новое. /

Вот тогда, после перемен внешних, во многих  стало появляться понимание того, что все мы здесь действительно в армии.
Особенно это было видно по поведению тех, кто стал студентами сразу по окончании средней школы : от игривости и неизбежного баловства, переходящего в не обидные взаимные шутки, до серьёзности в глазах каждого при осмотре себя в зеркале, при внимательном обзоре таких же внутренне скованных именно фактом воинской формы на ещё час назад беззаботных путешественниках.

Нас, тех, кто прошёл действительную воинскую службу, было шесть или семь человек.
И ни один не служил в ВВС !
Второй раз присягу мы не принимали, но  «школьники»  прониклись этой торжественной волнующей церемонией.

О самих сборах в Майкопе далее ни в прологе, ни в одной из глав этой совершенно далёкой от армии повести, - быть может, когда-нибудь в виде отдельного рассказа.
Просто показал своё первое знакомство с прекрасным городом Армавир, — а поводом для знакомства были те самые полные впечатлений четыре недели пребывания в Майкопе, в окрестностях Майкопа, и даже поездка в Джубгу, на берег Чёрного моря, всем составом нашего студенческого учебного взвода, - на выделенном нам автобусе.

Все дальнейшие главы этой новой повести только про Армавир, только про жителей этого своеобразного города, считающих его — одни, и пыльным и чрезмерно жарким и чрезмерно большим, а другие, напротив, достаточно уютным, убедительно приятным в общении, позволяющим заниматься тем, что каждому по силам и по способностям.


                *

Сборы завершены.
Студенты поумнели, военные самолёты так же успешно летают, обучая новых пилотов.
Было два или три наших выезда на обслуживание ночных вылетов курсантов второго и третьего курсов военного училища, -  с этими курсантами часто играли в футбол, в волейбол на территории воинской части, имеющей открытый нормальных размеров бассейн с вышкой для прыжков.

Было знакомство и была беседа с новым начальником штаба этой части, - тот самый подполковник, который уверенно сбил провокационный, набитый специальной аппаратурой, манекенами и чемоданами южнокорейский « Боинг » в сентябре 1984 года.

Той же дорогой, в обратную сторону : автобус, электричка из Майкопа в Армавир, та же столовая перед посадкой в поезд, следующий с курортов Кавказских Минеральных вод через станцию Казань далее в Сибирь, - на этот раз напрямую : без прицепного вагона.
И станция Сызрань-город теперь в памяти только из-за долгого там ожидания.

Вот и привокзальная площадь возле красно-кирпичного старинного вокзала.
Летняя уютная Казань. Первые дни августа 1986 года.
Последнее построение в виде взвода, пусть и в гражданской одежде.
Прощание с товарищем майором. --- Всё ! Воинская « сессия » пройдена.

Чуть в отдалении множество рюкзаков, сумок, ящиков, предательски вызывающих внимание своим ароматом : адыгейские яблоки, но в основном груши !!!

                *


Через два-три дня, мы --- друг и я --- прилетели на самолёте из Казани в Краснодар, а далее, по незнанию иной возможности, автобусом аж четыре часа — через город Кропоткин --- в Армавир.

Имея на руках специальную туристическую карту города Армавир и вторую, Краснодарского края, мы быстро сориентировались и на одном из пригородных автобусов, отчаливающих из центра города, приехали к остановке « Туркомплекс Армавирский », что практически на одной из окраин.

Недалеко от территории три проточных пруда, а чуть далее мощная река Кубань, правым высоким берегом которой предгорное плато, а левый относительно пологий берег не вызывает желания опрометчиво броситься в стремительные полноводные холодные потоки.

Но об этом мы сами узнали чуть погодя размещения в одной из двухместных комнат деревянного в общем-то барака, одного из семи или восьми таких же, вся прелесть которых в отдалённости от основной многоэтажной кирпичной гостиницы и в том, что никто нас и таких же вольных постояльцев не ограничивает в распорядке.

Мы сознательно выбрали этот вариант размещения : много дешевле, нежели стандартные номера в круглогодичном корпусе.
Для лета вполне достаточно спартанских условий.

Вероятно, мы приехали одними из первых, в самый день начала очередного заезда.




                04.02.2021

                *









 


Рецензии
Добрый вечер, а я родилась и выросла в Армавире. Когда исполнилось семнадцать, дядя подарил мне путёвку в Волгоград. Это единственный раз, когда была в вашем чудесном городе. А пишу, чтобы не потерять повесть. Вернусь почитать, а сейчас поздний вечер.
Всего доброго!

Наталья Караева   29.03.2021 20:44     Заявить о нарушении
Благодарю, Наталья !

действительно рад тому факту, что Вы родились в Армавире. = замечательные люди, хороший город !
((( ещё бы чуть убавить летний зной и намного уменьшить пыльные ветра. )))

в отношении Волгограда Вы чуть ошиблись : наша студенческая группа была в этом интересном городе проездом, на пути из Казани в Майкоп, через Армавир.

если это не тайна, то где Вы сейчас обитаете ?
если по-прежнему в славном Армавире, то можете помочь : сообщить имена определённых улиц и название ДК \ кинотеатра \ вблизи ж.д. вокзала Армавир-1.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   29.03.2021 21:49   Заявить о нарушении
Добрый день, нет, давно живу в другом месте. Армавир - это что-то из воспоминаний.
Всего доброго!

Наталья Караева   03.04.2021 08:46   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья !

в этом случае, при постоянном пребывании Вашем вне Армавира, тщу себя надеждой на узнавание Вами тех мест, что показаны фрагментами очень даже интересного города.

сам не был в Армавире с осени 1996 года, но так хочется встретиться и с городом и со знакомыми людьми.
появится возможность, обязательно приеду в Армавир : благодарная память.

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   04.04.2021 00:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.