2. Развитие наследия апостола Павла НЗ

Даже предварительное сравнение шести девтеропаулинистских посланий показывает, что, говоря о школах апостола Павла, нельзя принимать единую теологическую концепцию. Они развивались по-разному. Помимо всё более апокалиптического продолжения проповеди Павла во 2-ом послании Фессалоникийцам, мы сталкиваемся с глубоким переосмыслением в посланиях Колоссянам и Ефесянам, а также с феноменом начальной фиксации традиции и институционального закрепления традиции в пастырских посланиях. Конечно, следует предположить, что в относительно обширном миссионерском ареале Павла традиция передавалась и интерпретировалась в разных местах при разных условиях, будь то в более еврейско-христианской или более нееврейской христианской среде. Это относится прежде всего ко 2-му посланию Фессалоникийцам, с одной стороны, и в посланиях Колоссянам и Ефесянам, с другой. Но в отношении пастырских посланий следует предположить, что быстрый рост общин и угроза лжеучений привели к возникновению опасности скорого разложения, что требовало более жесткой организации и более сознательной фиксации традиции.

Как это часто бывает с великими богословами, наследие Павла не было продолжено и расширено по прямой линии, но развивалось, в немалой степени, противоречивым образом. Это особенно видно из обсуждения "правильного" и "неправильного" предания Павла во 2-ом послании Фессалоникийцам 2,2. Лжеучители, против которых отражена борьба в послании Колоссянам, также апеллировали к Павлу. А в пастырских посланиях, как показывает 2-е послание Тимофею 2: 14-21, ясно, что лжеучители «отступили от истины», то есть они вышли из общины (ст. 18). Это было не только иное продолжение традиции Павла, но и совершенно нежелательные явления, от которых нужно было дистанцироваться.

Неудивительно, что предание Павла было записано после смерти апостола. Это типичный феномен «послеапостольской эпохи» между шестидесятыми годами I и рубежами I и II веков. Из собственно «апостольского времени» мы имеем только подлинные послания Павла в качестве литературных документов. Все остальные «апостольские предания» были записаны только в последней трети I века. Это всё больше ассоциировалось со стремлением окончательно определить унаследованное достояние против всех еретических тенденций. Для послеапостольского времени характерно следование традиции апостольского времени, а также его дальнейшее толкование.

На этом месте необходимо одно последнее замечание: необходимо принять во внимание взаимодействие между "паулинистской" и "непаулинистской" традицией в период после смерти апостола. Таким образом, традиция Павла приобрела влияние за пределами ареала миссии Павла в более узком смысле, как показывает первое послание апостола Петра. Напротив, после 70 г. н.э. еврейские христианские традиции снова оказали более сильное влияние и в определенной степени также утвердились в эллинистическом мире, как показывает усиление восприятия апокалиптического мышления во 2-м послании Фессалоникийцам. Тенденцию к более тесной организации общин можно также увидеть в других книгах Нового Завета (Евангелие от Матфея, послание Иакова, послание Петра).


Рецензии
Фарисей Савл это самозваный не признанный тринадцатый (апостол).

Радиомир Уткин   06.02.2021 21:00     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.