Реанимация хронологии Манефона

Реанимация хронологии Манефона.

Non multa, sed multum


Эра Менофреоса. Сотический цикл. Абсолютная датировка фараонов 18 династии.(сугубо научная статья)

В хронологии потребность. Хронология у греков означает на нашем языке значит времясказание, но мы обыкли именовать летосказание; правильнее же времясчисление именовать, думается, точнее. Это есть во всех повестях столь нужное обстоятельство, что без оного никакая повесть ясна и внятна быть не может, ибо при всяком деянии нужно знать время, не только год, месяц, день, иногда и час, которое необходимо к подлинному познанию обстоятельств. Басни же или романы хронологии не требуют, из-за того и настоящая история без указания дат за басни почесться может.

В.Н. Татищев "История Российская"

Всякое повествование полагается предварить каким-то вступлением, хотя тем, кто хоть немного «в теме», наверное, и без этого ясно, о чем пойдет речь, но на всякий случай приведу небольшой отрывок из «Истории фараонов» замечательного египтолога Генриха Карла Бругша, чтобы не пересказывать того, что уже давно и хорошо сказано.
 
«Когда любознательность читателя останавливается на вопросе: можно ли считать окончательно установленными в хронологическом отношении какие-нибудь эпохи или моменты истории фараонов, и когда он обратился за разъяснением к таблицам,
составленным разными учеными, то он с удивлением остановится перед самыми различными мнениями в вычислениях фараонических годов, сделанных представителями новейшей школы. Например, немецкие ученые так определяют время восшествия на престол Мена, первого фараона:
.
Боек (Boeckh) относит это событие к 5702 году до P. X.
Унгер  ...................................................5613 -
Бругш  .................................................. 4455 -
Лауг....................................................... 4157 -
Лепсиус ................................................ 3892 -
Бунвен....................................................3623 -

Разность между крайними выводами этого ряда чисел поразительна, так как она составляет 2079 лет. Чтобы наглядно уразуметь эту разницу, предположим, что через 60 веков после нас ученые того времени будут спорить о времени царствования римского императора Августа, который, как мы знаем, вошел на престол в 30-м году до P. X. Положим, что вместо этой правильной числовой данной ученые отдаленного будущего будут высказывать различные мнения об эпохе Августа, и одни из них будут относить этого императора к 207 году до Р. Х р., а другие к 1872 году после P. X.
Но и самое заблуждение имеет свои границы.

Вычисления, представляющие спорный вопрос, опираются на часто упоминаемые выписки из сочинения египетского жреца Манефо, написавшего историю Египта. Этот ученый муж имел возможность просматривать летописи истории своего отечества, хранившиеся в храмах его времени, и потому он имел в своем распоряжении лучшие и надежнейшие источники, из которых он черпал материал своей книги о царских домах древнего Египта, написанной на греческом языке. Его погибшее для нас сочинение содержало в себе обзор царей страны, разделенных на тридцать царствовавших династий, с упоминанием имени каждого царя и числа годов, как каждого царствования отдельно, так и суммы годов владычества дома (династии).

Исторические писатели классической древности не знали почти совсем этой драгоценной книги и совершенно не пользовались ее указаниями; лишь позже из нее были сделаны выписки и выборки некоторыми отдельными писателями христианской церкви. С течением времени писцы, или вследствие ошибок, или с предвзятою целью, исказили имена и цифры Манефоновского оригинала и потому мы в настоящее время имеем лишь груду развалин на месте стройного целого. Только разбору древнеегипетских письмен принадлежит честь восстановления репутации Манефо, ибо разбор этот доказал, как правдиво было пропавшее сочинение и как достоверны были источники, которыми пользовался ученый, его написавший. До сих пор, несмотря на искажение и порчу манефоновского списка царей, этот список служит нам вожаком и путеводителем для указания настоящего места найденных на памятниках царских имен, в ряду царей известной династии, точно также как со своей стороны памятники дозволяют нам восстановить правильную форму многих царских имен, искаженных в списках Манефо. Самые основательные работы и изыскания, произведенные компетентными учеными для проверки хронологической последовательности царствований фараонов и порядка перемены целых династий, доказали вместе с тем неминуемую необходимость допустить в списке Манефо одновременные и параллельные царствования, чем значительно уменьшается сумма времени, потребные для владычества над страною тридцати династий Манефо. Несмотря, однако, на все открытия в этой области египтологии, числовые данные находятся доселе в весьма неудовлетворительном состоянии. По самой сущности дела вычисления, опирающегося на точное определение годов царствования фараонов, каждая исправленная или вновь окончательно установленная числовая данная изменяет по необходимости результат сложения всех рядов цифр. Лишь с началом 26 династии хронология начинает опираться на данные, почти не оставляющие ничего желать в отношении достоверности их».

Вот так обстояли дела в 19 веке, когда Генрих Бругш написал и опубликовал свою книгу. С тех пор мало что изменилось. Единой периодизации истории Египта до сих пор не существует. Даже  если точно установлена продолжительность правления того или иного фараона, дата его восшествия на престол остается загадкой и годы его правления повисают в воздухе, поскольку неизвестно, к какому столетию до н.э. следует их отнести. Разница между датами одного и того же фараона, порой достигает  ста и более лет. И так называемая общепринятая хронология Древнего Египта, которая помещает начало Древнего Царства в 27-й век до нашей эры, начало Среднего царства в 21-м веке до нашей эры и начало Нового царства в середину 16-го века до нашей эры, является всего лишь предметом договоренности среди ученых. В хронологические таблицы заносятся некие усредненные предполагаемые значения. А если учитывать альтернативные хронологии (Великовского, Ролла, Носовского и Фоменко), то разность между крайними выводами ряда чисел, даже увеличилась.

Продолжаю цитировать Бругша:

«Некоторые ученые думали найти возможность определить важнейшие моменты египетской истории посредством другого способа, а именно посредством некоторых астрономических данных и вычислений, основанных на этих данных. Так,
по указанию одного греческого предания, во время царствования фараона Менофреса начался Сотийский период; есть упоминание во многих царских гробницах о восхождениях звезды Сотиса (Cириyca) во время царствования нескольких, в одно время живших Рамессидов, наконец, есть разные астрономические указания на попадающихся в разных местностях памятниках, и эти-то данные подали вышеупомянутым ученым
повод к весьма запутанным, вычислениям о пользе, или бесполезности которых наука не высказала еще своего последнего слова».

Надо сказать, что наука не высказала своего последнего слова и до сего дня. Хотя идея была замечательная и здравая. Стоило ученым всего лишь отыскать правителя, воцарившегося в 1322 году до нашей эры, и они получили бы абсолютную дату*, и тот отправной пункт, от которого можно было бы выстроить египетскую хронологию и историю древнего мира в целом. Хронология Манефона, по крайней мере, династий Нового царства, была бы восстановлена в ее первозданном виде, и все фараоны и династии Египта в хронологических таблицах, встали бы на свои места.

*Абсолютная хронология точно датирует события, указывая число, месяц и год или только год, или столетие, или тысячелетие, т. е. абсолютную дату.

Несколько слов об этом «греческом  предании» упомянутом Бругшем и всем тем, что с ним связано.

Египетский год начинался с гелиакическим восходом Сириуса (первое в году появление перед восходом Солнца). В Текстах пирамид Сириус отождествляется с годом («в имени ее “год”»),  поскольку таково расстояние между двумя гелиакическими восходами звезды. Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года египетский Новый год отставал на 1 день, и только через 1460 лет (период Сотис) он снова приходился на день восхода звезды Сириус. Это событие, называлось  апокастасис (греч. ;;;;;;;;;;;;; – возвращение в прежнее состояние, восстановление).

Последний раз такое событие, по сообщению Цензорина, имело место в 139 году. Все сомнения относительно точности указанной даты следует сразу отмести, ибо она проверяется и подтверждается текстом Канопского декрета: «Поскольку случится так, что восход Сириуса сдвинется на один день через 4 года, день проведения этого праздника не должен смещаться, но должен отмечаться в 1-й день месяца Паини (II нему 1), и праздник должен отмечаться так же, как на 9-й год…».


То есть именно в этот день, в 9-й год (238 г. до н.э.) правления Птолемея III Эвергета, попытавшегося сделать египетский год неподвижным, путем прибавления 6-го эпагомена в каждый четвертый год, произошел гелиактический восход Сириуса и «отставание года» на первый день второго месяца сезона шему составлял ровно 271 день.  Таким образом, с момента начала цикла Сотис в 1322 году до н.э. миновало 1084 (271х4) года и до начала следующего цикла – в 139 году н.э. недоставало 376 (94х4) лет.*

*Именно 1322 год до н. э., а не 1321, поскольку нулевого года не существует, и за 1 годом до н. э. следует 1 год н. э..

Кроме того, на рукописи Теона Александрийского было обнаружено вычисление, каким образом можно рассчитать день гелиакического восхода Сириуса в любой известный год, из которого следует, что отсчет периода Сотис велся от времени некоего египетского правителя, которого он назвал Менофреосом, и выглядит оно следующим образом:

Для примера о восходе Пса на 100 год Диоклетиана возьмем (годы) от Менофреоса
до конца (лет) Августа. Всего сложенных 1605 лет. К ним прибавим 100 лет от начала
(эры) Диоклетиана, (что) будет всего 1705 лет…

( ;;; ;;; ;’ ;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;; ;;; ;;; ;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;;;;;
;;;;;;;;;; ;; ;;; ;;;;;;;;; ;;; ;;; ;;;;;; ;;;;;;;;;; ;;;; ;; ;;;;;;;;;;;;; ;;;
‚;;;’; ;;; ;;;;;;;;;;;;;;; ;; ;;; ;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;; ;;; ;’, ;;;;;;;; ;;;; ;;; ‚;;;’)

1605 год «от Менофреоса», приходится на 284 г. н. э., когда Диоклетиан воцарился. Отсчет от этой даты назад 1605 лет приводит нас опять же в 1322 г. до н. э., когда начался последний в древнеегипетской истории цикл Сотис. При этом упоминание лет ;;; ;;;;;;;;;  (от Менофреоса) в одном ряду с годами «Августа» и «Диоклетиана» не оставляет сомнений, что автор этого сообщения считает Менофреоса по аналогии с Августом и Диоклетианом правителем, чье восхождение на престол произошло в год очередного апокастасиса.

Это очень важный момент, на который пока еще никто не обратил должного внимания – Менофреос, это фараон, который нам пока еще неизвестен, но зато, в отличие от всех остальных фараонов, нам точно известен  первый года его правления, который приходится на 1322 год до нашей эры. Это абсолютная дата – точная, документально подтвержденная дата. И задача состояла в том, чтобы этого точно датированного, но еще неизвестного фараона идентифицировать и отождествить с одним из известных фараонов с неизвестной датой правления.

Самое удивительное, что столь несложная задача оказалась египтологам не по плечу. Видимо в силу того, что Менофреоса стали искали по дате, в соответствии с весьма сомнительными хронологиями, существовавшими на тот момент. Предположение, что Менофреос – это имя третьего царя 19-ой династии Мернептаха – было высказано еще Шампольоном в середине 20-х годов 19 века. Очевидно, он исходил из данных списка Африкана, согласно которым начало правления 19-ой династии Египта приходилось на 1398 г. до н.э., и за вычетом 66 или 67 лет правления Рамзеса II*, год апокастасиса (1322) падал на годы правления его приемника. Его имя – Мернептах или  Мернефта, Меренфта, не сильно походило на имя Менофреос, и другие египтологи прочили на эту роль одного из его предшественников - Сети I (Менмаатра) и Рамзеса I (Менпехтира), со столь же малоподходящими именами.
*Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1898) датирует Рамзеса II (1394—28 гг. до Р. Хр.).

Имена этих фараонов начали «исправлять» пытаясь сделать из них нечто похоже на Менофреос или Менофрес, хотя В.В. Струве, принимавший в этом самое горячее участие, писал:
«Источник, к которому восходило свидетельство о том, что 1322-й год, когда год Сириуса совпал снова с гражданским годом и был годом царствования Менофреоса, был значительно более древним, чем Теон. Я думаю, что не ошибусь, если буду искать его в истории Египта Манефона, ибо этот писатель единственный, который мог бы сохранить эллинистическому обществу память о царе этой последней ;;;;;;;;;;;;;. Сведения одного лишь Манефона могли обнимать столь отдаленное время».

Предположение о том, что Теон, живший в IV веке нашей эры, черпал сведения из древних источников, абсолютно верное, и даже очевидное, тем более что этот ученый муж был смотрителем Александрийской библиотеки, и труды Манефона были ему доступны. Но Струве, увы, не был до конца последователен в своих предположениях, ибо если источником Теона был подлинный Манефон, то и само имя царя ;;;;;;;;;, взято оттуда же! То есть это имя оригинальное, данное самим Манефоном, а не искаженное небрежными и невежественными эксцептаторами и переписчиками, которые, по слову того же Струве, – прибавляли  и пропускали буквы,  слоги,  и  имена,  и  даже  целые  династии, допускали  многочисленные  описки, обнимавшие собой целый комплекс букв.

Ни Теон, один из самых образованнейших ученых своего времени, ни, тем более сам Манефон – имя Менофреос, конечно же, не искажали. И  в результате исправления  ошибок допущенных переписчиками Манефона,  должно было снова получиться имя «;;;;;;;;;», а не Аменофис (;;;;;;;; ), Аменефтэс (;;;;;;;;;;),  Аменефтис (;;;;;;;;;;), оптимально соответствующим, по мнению Струве, эпитету Сети I Мернептаху.

Как следствие,  среди фараонов 19-ой династии Менофреоса так и не нашли, к тому же в определенный момент выяснилось, что эта династия Египта недостаточно древняя, и  первые ее фараоны жили  и правили позже интересующей нас даты. Но отрицательный результат – тоже результат. И теперь, когда сектор поиска был максимально сужен, вполне логично было бы продолжить розыски Менофреоса, и начало его эры среди правителей предыдущей – 18-ой династии. Но ничего подобного не случилось. «В этих условиях многие авторы, к которым присоединяется и Ю. фон Бекерат, нашли выход в том, чтобы считать «Менофрес-дату» и саму эру Сотиса плодами ни к чему нас не обязывающих искусственных построений александрийских ученых, а не элементами аутентичной древнеегипетской хронографии».
( И.А. Ладынин, А.А. Немировский)

Великовский («Народы моря») высказывался еще более радикально:

«Сотическая схема древней истории выстроена на заблуждении; Менофр неизвестен, если он вообще существовал, список династий Манефона – это сбивающий с толку лабиринт. Однако египетская хронология выстроена на этих трех «столпах», а история всего мира воздвигнута на этой хронологии».

Еще была изначально бесполезная и бессмысленная  для хронологии идея связать имя Менофреоса с Мемфисом, но поскольку летоисчисление в Египте велось по годам правления фараонов, и в конечном итоге, без привязки к году правления какого-то конкретного фараона «эра Менофреса», таким образом, всего лишь переименовывалась в «эру Мемфиса».

«И в этот вопрос ясность вносит упоминавшаяся работа О.Д. Берлева («Два периода Сотиса между годом 18 царя Сену, или Тосортроса, и годом 2 фараона Антонина Пия»), продемонстрировавшего, что «Менофрес», т.е. «Мемфисец», было
стандартным египетским прозвищем Джосера, действительно введшего эру Сотис, которая заслуженно получила имя «эры Менофреса»; этот термин и это имя в свою очередь закономерно сопоставлялись с каждым очередным апокатастасисом как началом нового цикла «эры Менофреса». Таким образом, сообщение Теона действительно достоверно и имеет египетское происхождение, но не влияет на хронологию — ни ново-, ни староегипетскую(!!!), так как реальный «Менофрес» — это Джосер, а единовременность Джосера очередному апокатастасису доказывается и без того».
 (И.А. Ладынин, А.А. Немировский).


Но шутки в сторону, все же это научная статья, давайте вернемся к сути проблемы и подведем некий промежуточный итог. Что нам твердо известно о Менофреосе?

Менофреос, это не какой-то неведомый правитель, которого неизвестно где искать. Это давно и хорошо известный, по крайней мере египтологам, фараон 18-ой династии, который взошел на престол в 1322 году до нашей эры. И во время его правления, точнее – в первый год его правления произошел гелиактический восход Сириуса в первый день первого месяца сезона Ахет, когда египетский гражданский год и год Сотис в очередной раз совпали. И если эти предположения верны, то его имя – Менофреос, взятое Теоном у Манефона, возможно и даже, скорее всего, искаженное переписчиками и эксцерптаторами  мы найдем в списках Африкана, Евсевия, и прочих.

Итак,

Иосиф Флавий (Против Апиона):
 
Я ссылаюсь на египтян, как свидетелей нашей древности. Поэтому я возвращаюсь к своим цитатами из сочинений Манефона в своих ссылка на хронологию. Его рассказ выглядит следующим образом:
«После ухода племени пастухов из Египта в Иерусалим, изгнавший их из Египта царь Тетмос,  царствовал в течение 25 лет 4 месяцев до своей смерти, когда ему унаследовал его сын Хеврон, правивший 13 лет. После него Аменхотеп в течение 20 лет 7 месяцев, а затем его сестра Aмессис, в течение 21 лет и 9 месяцев, а затем Meфрес, в течение 12 лет и 9 месяцев…»

Феофил  (Послание к Автолику):

Моисей был вождем иудеев, как я выше сказал, изгнанных из Египта царем Фараоном, по имени Тетмозис, который, говорят, по изгнании народа царствовал 25 лет и 4 месяца, как показал Манефон.
2. После него Хеврон, 13 лет.
3. После него Аменофис, 20 лет и 7 месяцев.
4. После его сестра Aмесса, 21 год и 1 месяц.
5. После нее Мефрис, 12 лет и 9 месяцев.

(Из Синкелла). По Евсевию.
Восемнадцатая династия состояла из четырнадцати царей Диосполиса.
Первый из них, Aмосис, 25 лет.
2. Второй, Хеброн, 13 лет.
3. Aмменофис, 21 год.
4. Mифрес, 12 лет.


 (Из Синкелла). По Африкану.
Восемнадцатая династия состояла из 16 царей Диосполиса.
Первый из них был Амос, в царствование которого Моисей вышел из Египта,  но, в соответствии с убедительным свидетельством настоящего расчета следует, что в это царствование Моисей был еще молод.
Вторым, согласно Африкану, был Хеброс, царствовавший 13 лет.
Третий, Аменофтис,  в течение 24 (21) года.
Четвертый, Aмиенсис, 22 года.
Пятый, Мисафрис, 13 лет.
Шестой, Mисфрагмутосис, 26 лет. При нем произошло Девкалионово наводнение.

Сразу обращает на себя внимание имя пятого фараона династии - Мефрес, Мефрис, Мифрис, Мисафрис – оно, и без какой-либо правки, гораздо больше напоминает имя Менофрес (многие египтологи полагают, что именно так следует называть Менофреоса), нежели личное имя Сети I, Рамсеса I или Мернептаха.

Пятый, а так же и шестой фараон, как установил еще Эд. Мейер, это Тутмос III (соответствует Мефрес, т. е. Менхеперре или Мешпере, и Мисфрагмутосис (Менхеперре-Тутмосис), т. е. Менхеперре Mn-;pr-R; - Менхеперра - «Постоянное проявление Ра»). Это  один и тот же фараон, дважды записанный под разными именами.

Другой известный египтолог Артур Вейгалл («Великие правители Древнего Египта»),  детально объяснил,  как тронное имя Тутмоса III  превратилось в Мефрес – Манефон, якобы, сократил его до «Мефре (с)», или «Мисафри (с)»; «ме» (или «ми») — всё, что осталось от слова «мен», а «сафри» — это искажённое «хепер».  Манефон, разумеется, ничего не сокращал, и не искажал, но какой слог в тронном имени Тутмоса пропущен –  никаких сомнений не оставляет – это буква «ню» - Менфрес, или «ню» + «омикрон» – Менофрес! И такое исправление вполне обосновано и оправдано.

Но связать Ме<но>фреса, неоднократно упомянутого переписчиками Манефона, с Менофреосом Теона, ни Мейеру, ни Вейгаллу, ни всем остальным египтологам почему-то в голову не приходило. Как ученым удавалось находить соответствие там, где его не было, и не удавалось  там, где оно было – это еще одна из неразрешимых загадок египтологии. Сам Вейгал, давший столь замечательное объяснение, считал Менофресом Рамзеса I: «Имя Менофреос, возможно, относится к Рамсесу I, чье тронное имя было Мен-пех(ти) – Ра. Он взошел на престол как раз около 1317 года до н. э.».


Но, так или иначе, благодаря Вейгаллу, нами получен греческий эквивалент тронного имени Тутмоса III - Mn-;pr-R; - Мен-хепер-Ра – Ме<но>фрес. Однако в 18-й династии есть еще один Тутмос – Тутмос IV (в эпитомах обозначенный своим личным именем -  Тмосис, Тутмосис), чье тронное имя - Mn-;prw-R; - Мен-хеперу-Ра, в греческой передаче так же, и даже еще в большей степени будет соответствовать имени Менофреос.

В иероглифах имена этих двух фараонов различаются лишь тремя вертикальными черточками.

 
 

Различие почти неуловимое, этих фараонов путали не только переписчики Манефона, но и ученые до недавнего времени еще спорили о принадлежности некоторых памятников, возможно, принадлежавших Тутмосу IV, пока не выяснилось, что правильное чтение царского имени на этих монументах относится к фараону Тутмосу III ("Менхеперра"), а не к Тутмосу IV ("Менехеперура").
Еще одной ценной подсказкой является сообщение Африкана о том, что «при этом Mисфрагмутосисе произошло Девкалионово наводнение». Конечно же, никакого потопа в 1322 году до н.э. не было, а был египетский сезон половодья (Ахет) - разлив Нила, совпавший с гелиакическим восходом Сириуса, т. е. с его первым восходом на фоне утренней зари, в тесной связи с которым, с самого возникновения исчисления календарного времени в Древнем Египте, стояла богиня Сопдет (греческое - Сотис), или Изида. Изида плачет по своему убитому супругу Осирису и слезы богини попадают в Нил и, переполняя его, вызывают наводнение. «Сотис - Великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов».
Если вникнуть в этимологию имен героев этого греческого мифа, выяснится, что это есть лишь профанное переложение египетского сказания. Имя Пирры происходит от прилагательного ;;;;;; – огненно-красная – что, очевидно, и есть Сотис, восходящая в лучах утренней зари. А имя ее супруга – Девкалиона (он же Осирис – «властелин вина на прекрасном празднике Уаг»)  происходит от ;;;;;; или ;;;;;;; -, что означает "молодое сладкое вино, сусло, сладость,  и от ;;;;;; - моряк,  рыбак, ловец".  Многочисленные клоны Осириса в аналогичных мифах так же узнаваемы – Ной-виноградарь и даже Иисус (;;;;; ;;;;; ;;; ;;; ;;;;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;;;; —  идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков).
Нил разливался ежегодно, но «великое наводнение» случалось лишь раз за 1460 лет, и событие столь значительное не могло остаться незамеченным. Дело в том, что священный год Сотис не исчерпывается совпадением его с гражданским календарем,  солнцестоянием и разливом Нила, но еще и тем, что 1460 священных лет (533,265 дней) это 18058 синодических месяцев (533263,4 дня) и 19518 звёздных месяцев  (533262,8 дней).

Каждое 29-е число каждого месяца было праздником, - как сообщает Бругш, изучавший надписи Храма Амона в Мединет Абу, «так как по египетскому воззрению 29-го числа сходятся луна и солнце, и в этот день сотворен Mир». А в 1322 году до нашей эры совпало все, что только могло совпасть, и Мир возвратился в прежнее состояние, бывшее  самом его начале, когда из бескрайних, неподвижных предвечных вод Нуна, появился Атум – первый бог во вселенной!

Это, по всей видимости и есть то, что у греков называлось апокастасис, или Нехех* у египтян – Вечное повторение событий Первого времени (Зеп тепи), гарантирующее сохранение вселенского порядка (Маат) и, в свою очередь, вечную продолжительность космоса (Джет), находящегося в вечном движении с неизменным порядком, которое представляется в виде божественного круга времени, связь которого с календарем Египта, именовавшимся Nb Rnpt (Властелин лет)  более чем очевидна**.
Neheh (египетск. nHH) — вечность постоянного обновления циклов, в отличие от Djet (египетск. Dt) — вечность непрерывная и линейная.
**Оригинальное название календаря сохранилось на папирусе Caire JE 86637: «Начало (книги) начала вечного повторения - нехех и конца бесконечности - джет, сотворенной богами святилища, собранной девяткой (богов), объединенной (из разных частей) Тотом в великом доме рядом с владыкой вселенной».  Таким образом, календарь не приписывался какому-либо древнему правителю или мудрецу, что лишало необходимости указывать дату создания. По представлениям египтян, календарь был дарован людям богами.
Как по имени, по времени, так и по свершениям своим Менофреос, это однозначно Тутмос IV, который, больше всего известен тем, что он – цитирую Бругша:  «приказал очистить от песку все гигантское тело сфинкса, и вслед за сим, в первые же дни, его царствования, поставлена была плита с надписью у груди сфинкса (т.н. «Стела сна»), помеченная 19-м Атиром первого года царствования Тутмеса IV. Нельзя не удивляться, что такая гигантская плита поставлена у груди сфинкса, чтобы начертать на ней, по-видимому, такое незначительное по содержанию сказание. Сон царя и очищение от песка сфинкса, в сущности такие незначительные в истории факты, что, поневоле, рождается вопрос, для какой цели употреблены огромные усилия и работы, которые требовались для выломки и постановки на место плиты».
Недоумение Бругша объясняется тем, что он датирует Тутмоса IV «приблиз. 1533 до Р. Хр.» и, естественно, никак не связывает его действия с апокастасисом. Но если вспомнить, что «сфинкс» – это искаженное греками  «Шесеп Анх Атум» - Живой образ Атума (со времен Нового царства - Хормахет) – бога творца, демиурга, отца богов и стража мирового порядка, то все усилия и работы по расчистке песка и установке огромной гранитной плиты весом в 15 тонн, вполне оправданы и объяснимы.
Но дабы окончательно убедиться, насколько верны мои предположения, обратимся к вычислениям, ибо «Нет достоверности там, где нельзя применить одну из математических наук». (Леонардо да Винчи)

Арифметики, и имеющихся в нашем распоряжении известных сотических дат, нам будет вполне достаточно. Цитирую по А. Морэ. «Нил и египетская цивилизация» (1926 г.)
На данный момент египетские памятники открыли три двойные даты:

1. Календарь религиозных празднеств, высеченный в Элефантине при Тутмосе III, отмечает, что празднование восхода Сотиса выпадает на 28-й день месяца Эпифи вместо 1-го дня месяца Тота. Оно трактуется как гелиокальное восхождение, месяц и день названы, но год царствования Тутмоса, в который произошло это событие, не обозначен. Это придает всем расчетам приблизительный характер, если учитывать, что и о гелиокальном восхождении не говорится со всей определенностью. Согласно современным таблицам, оно прошло в течение 1474—71 г.до.н.э.

2. Папирус Эберса известный своим календарем, состоящим из двенадцати месяцев по тридцать дней в каждом, без всяких дополнительных дней в конце или в начале года. Таким образом, год составляет 360 дней. В соответствии с папирусом Эберса в девятый год правления Аменхотепа I восход Сотиса выпал на 9-й день Эпифи. Значит, это произошло в 1550—47 г.д.н. э. Следовательно, первый год правления Аменхотепа пришелся на 1558—55 г.д.н. э. и свое начало 18 династия ведет примерно с 1580 г.д.н. э. Тот факт, что календарь Эберса состоит не из 365, а из 360 дней, спутывает все расчеты, при которых разница в четверть дня за год становится основой для хронологического использования времени восхождения Сотиса.

2. Папирус из Кахуна отмечает, что в седьмой год царствования Сенусерта III (XII династия) празднество по случаю гелиакического восхода Сотиса выпало на 16-й день месяца Фармути вместо 1-го дня Тота. Эта разница могла иметь место между 1882 и 1879 годами до н. э. Следовательно, первый год правления Сенусерта пришелся на период между 1888 и 1885 годами до н. э., а XII династия началась примерно в 2000 году до н. э.

Все эти даты по сей день актуальны, они упоминаются всеми учеными и писателями, если речь заходит о хронологии, и признаются официальной наукой. К счастью, две из них приходятся на интересующую нас 18-ю, наиболее изученную, как пишут в энциклопедиях, династию. Давайте их рассмотрим.

 Год царствования Тутмоса III, в который произошел восход Сириуса не обозначен, но и без этого нетрудно подсчитать, что дата праздника Упет-ренпет (выход Сириуса)  - III шему, день 28  приходится на 1474 год до н.э., то есть за 152 года (38х4) до наступления очередного цикла Сотис в 1322 году до н.э*. Эта дата нам мало что дает, разве что, зная продолжительность правления этого фараона, можно предположить, что он царствовал в 1474 ± 53 году до нашей эры, и упомянутое Африканом «Девкалионово наводнение», никак не могло произойти при нем. Однако отметим, что в 19 веке до н.э., ученые, хотя и с некоторой долей сомнения – «1474—71», понимали, что такое Сотический период.
Для пущей ясности: 2 дня месяца Эпифи, 30 дней месяца Месоре, 5 вставных дней (эпагоменов) и до 1дня месяц Ахет включительно. Недостает 38 дней и, соответственно, 38 четырехлетий (tetraeteris).

А вот для Аменхотепа I,  второго царя династии, на девятый год правления которого гелиакический восход Сотиса выпал на 9-й день Эпифи (3 шему, 9), мы имеем возможность установить точную дату начала его правления. До первого дня первого месяца Тота (I ахет, 1) в 1322 году до нашей эры (57х4) 228 лет. Что дает нам 1550 год до нашей эры, на который приходится 9-й год правления царя, и таким образом начало его правления 1559 год до нашей эры, причем, без каких-либо «ок.», «приблиз.» или «±3», ибо еще Бругш показал, что существовал особый знак, которым отмечался первый год в каждой четырехгодичной серии.

Это абсолютная, т.е. подтвержденная письменным источником дата, которую легко конвертировать в понятный и привычный нам  «г. до н.э.», и египтологи в ХIХ веке, как уж упоминалось, это делать умели,  но по каким-то неизвестным причинам дата указанная в папирусе Эберса для Аменхотепа I египтологами игнорируется, и они датируют его так:
 
• 1551—1524 (27 лет) — по P.A.Clayton, П. Пиччоне, Э. Ф. Венте
• 1545—1525 (20 лет) — по Д. Редфорду
• 1529—1509 (20 лет) — по Р. Паркеру
• 1529—1508/05 (21/24 года) — по A.Eggebrecht
• 1527—1506 (21 год) — по Э. Хорнунгу
• 1526—1506 (20 лет) — N.Grimal
• 1525/24—1504 (21/20 лет) — по D.Arnold, J.Malek, S.Quirke, I.Shaw, Ю. фон Бекерату
• 1525—1504 (21 год) — по K. A. Китчену
• 1524—1503 (21 год) — A.M.Dodson
• 1517— ? F.Maru;jol
• 1515—1494 (21 год) — C.Aldred, J.Kinnaer
• 1514—1493 (21 год) — по Р. Крауссу, W.J.Murnane, P.Vernus, J.Yoyotte
• 1508—1484 (24 года) — Д. Ситеку
• 1504—1483 (21 год) — по В. Хельку =

А начало правления его предшественника Яхмоса I (+25 лет и 4 месяца, по Манефону, и египтологи с этой цифрой в целом согласны), так же, как и начало правления этой династии выпадает на 1584 год до нашей эры, тогда как во всех хронологических таблицах приводится 1550 г. до н. э..

Помимо того, что ученые не в ладах с арифметикой, обе эти даты изначально прочитаны НЕВЕРНО! Аменхотеп I никак не мог править в середине ХVI века до н.э., это время правления гиксосов, которые вторглись в Египет сразу после Минойского извержения. А  извержение это произошло около 1610±14 года до н. э..  Керны, полученные при бурении гренландского ледяного щита, данные дендрохронологии, а также морозобойные кольца, сохранившиеся в вечной мерзлоте на Ямале указывают, что извержение произошло именно в эти годы.

Гиксосы владычествовали над Египтом, согласно Туринскому папирусу 108 лет, но это было уже централизованное правление, начинающееся с Салитиса или Саитеса, который был фараоном всего Египта, однако ему предшествовали еще шесть правителей с титулами хека-хасут. Но в любом случае, даже и эти 108 лет между 1628 и 1584 годом никоим образом не умещаются. И вряд ли ледяные керны дают погрешность в 120 лет, что составляют разницу между датами третьего и четвертого месяца сезона шему.

Египетские числительные от единицы до 10 изображались вертикальными чертами, так же, как римские I, II, III, и т.д. По всей видимости, ученые недосчитались одной палочки в дате обозначающей месяц, и вместо  IIII – четвертый месяц - Месоре, читали III – третий, Эпифи. И ошибка именно в месяце, который прочитан неверно (девятка в папирусе Эберса выделена и повторяется 12 раз). На обломке календаря одна черточка могла не сохраниться, а в данных папируса ее могли счесть ошибкой писца.

Впрочем, независимо от того, что было написано в папирусе или на обломке камня из храма Элефантины, ученые читали «третий» месяц, будучи убеждены, что Тутмос III и Аменхотеп I  правили именно в эти годы, а не какие-то другие. Бругш датировал Тутмоса III 1600 годом от Р.Х., и даже если на камне стояло «IIII», он скорее бы решил, что в календаре допущена ошибка, нежели поверил в возможность правления этого фараона и всей династии на 120 лет позже. Ведь на эту пору, согласно Ветхому Завету, спискам Евсевия и Африкана приходился библейский Исход и правление 19-ой династии, при которой фараон, не знавший Иосифа, изнурял построивших ему города для запасов Пифом и Раамсес евреев тяжкими работами. Из тех же соображений, очевидно, исходил и Шампольон (Менофреос – Мернептах), и все остальные отцы-основатели египтологии, которые изучали и описывали эти артефакты.

Впрочем, у меня есть и более убедительное доказательство ошибочности датировки календарной даты Тутмоса III,  которое я приведу  ниже. А пока давайте предположим, что я прав, Менофреос, это Тутмос IV, который воцарился в 1322 году до н.э., когда восход Сириуса пришелся на первый день месяца Тота, и посмотрим, насколько хороши будут исправленные  даты.

Между этим восходом Сириуса (I ахет, день 1) при Тутмосе IV и неизвестным доселе годом Тутмоса III  (IIII шему, день 28) (2+5+1)х4 – 32 года. И этот, теперь уже известный нам год будет 1354 годом до нашей эры.

Этих двух фараонов разделяет правление Аменхотепа II. У египтологов согласия по временам и срокам правления его нет, и они определяют длительность его правления в 34- 23 года. Тогда как списки эксцерптаторов Манефона дружно дают ему 31 год правления, а если еще точнее – 30 лет и 10 месяцев. Эти последние цифры подтверждаются вычислениями – и установленный нами 1354 год есть  предпоследний год правления Тутмоса III.
Следующий, 1353 год – соответственно – последний, и он же есть первый год правления Аменхотепа II. Длительность правления Тутмоса III, благодаря памятникам, нам известна с абсолютной точностью  – 53 года, 11 месяцев и 4 дня (это вместе с годами царствования Хатшепсут, которые он причислил себе), поэтому не составит никакого труда установить первый год его правления – 1406 год до н.э.
Перейдем к другой опорной дате – 9-му году Аменхотепа I - IIII шему, день 9. Эта дата внесет окончательную ясность. Отставание календаря от I ахет, день 1 составляет 27 дней, или 108 лет, что дает нам 1430 год  до н.э. – это девятый год правления этого фараона, а первый и последний, соответственно – 1439 и 1418 год до нашей эры. Длительность его правления – 21 год (20 лет и 7 месяцев).  Египтологи в большинстве своем с этой цифрой согласны.
12 лет между 1418-1406  годами, таким образом, приходятся на  долю его приемника – Тутмоса I (Хеврона или Хеброна), а на самостоятельное правление Тутмоса II – не остается ничего.
Годы правления этих фараонов все еще белое пятно в истории. Вот небольшая выдержка из Египтопедии:
«Манефон называет Тутмоса II именем «Хеврон» (которое так или иначе соответствует его тронному имени "Акхеперенра") и приписывает ему 13-летнее правление, однако в настоящее эта цифра горячо оспаривается учеными. Некоторые египтологи, такие как Юрген фон Бекерат, предпочитают сокращать период его правления с десяти до трёх лет, так как самые поздние упоминания о Тутмосе II датируются 1-м годом 2-м месяцем сезона Ахет и 8-м днем. Поэтому точная продолжительность царствования этого фараона является спорной.
Манефоновские данные о продолжительности правления Тутмоса II уже долгое время являются обсуждаемой темой среди египтологов; к небольшому консенсусу их приводят немногие сохранившиеся с того времени документы, свидетельствующие о его правлении. О 13-летнем периоде правления, как правило, заявляли учёные предыдущих поколений, тогда как более современные исследователи приписывают этому царю более короткий период правления — всего 3-4 года. В данном случае они указывают на минимальное количество скарабеев и памятников, свидетельствующих о Тутмосе II. Более точно можно выяснить время восхождения на трон Тутмоса II. Этому способствует прошедший период со времени гелиакального восхождения звезды Сириус (Сотис) при Аменхотепе I. Несмотря на неопределенность в отношении того, в каком месте воспринимать наблюдение этого восхождение, Тутмосу II может быть приписано правление в период 1493-1479 гг. до н.э. или в 1513-1499 гг. до н.э. Присутствующая неопределённость по поводу того, как долго правил его предшественник Тутмос I, также могла бы сместить годы царствования Тутмоса II ещё на несколько лет назад. Тем не менее, в целом, учёные отводят ему правление с 1493 (или 1492) по 1479 гг. до н.э.»
Наше исследование вполне проясняет ситуацию и может положить конец этим спорам. Хеврон, это Тутмос I, а Тутмоса II в эпитомах нет вообще, там вместо него указана Амесса (Хатшепсут), и 13 лет Хеврона (столько дают этому фараону переписчики Манефона), вероятно, складываются из 12 лет его собственного правления и одного года совместного правления Тутмоса II и Хатшепсут. Женщина-фараон стирала на памятниках имя мужа и заменяла его именем своего отца, и таким образом добавила ему год правления. Видимо именно столько (год с небольшим) Тутмос II  жил и правил после своего воцарения, хотя он успел родить сына – Тутмоса III, который на 14-ом году Хатшепсут достиг совершеннолетия – 13-ти лет (а не 16-ти – по Вейгаллу), и стал ее соправителем. В пользу этого предположения говорит и то, что Тутмос II присвоил  себе все годы Хатшепсут, ничего не выделив своему отцу. И прошедший период со времени гелиакального восхождения звезды Сириус (Сотис) при Аменхотепе I (независимо оттого, где оно наблюдалось, ибо календарь был единым для всего Египта), это так же подтверждает.
Мне остается лишь добавить 25 лет и 4 месяца к первому году правления Тутмоса I, и установить год начала правления 18-ой династии и годы правления ее основателя
Яхмоса I – 1464-1439 гг.  (Гиксосы умещаются). Сроки правления Тутмоса IV (Тутмозис, 9 лет и 8 месяцев) и Аменхотепа III (Орус, 36 лет и 5 месяцев) так же сомнений не вызывают – у египтологов цифры те же, так что есть  возможность составить хронологическую таблицу для 9 первых фараонов 18-ой династии.*

Яхмос I  правил  1464-1439 год до н.э.
Аменхотеп I        1439-1418
Тутмос I               1418-1406
Тутмос III (вместе с Тутмос II и Хатшепсут)
     1406-1353
Аменхотеп II      1353-1322
Тутмос IV       1322-1313
Аменхотеп III     1313-1276**

И вот перед вами  истинная схема древней истории, основанная на Сотическом периоде, Менофреос известен, список Манефона отчасти подтвержден. И египетская хронология, выстроенная на этих «трех столпах» вполне устойчива, пазлы сложились идеально. Синхронизация – полная. Загадка, которую не могли разгадать ученые на протяжении без малого двух веков – решена.

*Я округляю сроки, чтобы не связываться с месяцами, так же, как это делает Африкан, его данные для 18 династии замечательно хороши и нареканий не вызывают. 13 лет Хеброна объяснимы. А лишние 6 лет Тутмоса (Амесса 22 года,  Мисафрис, 13 лет и Мисфрагмутосис 26 лет) возможно, просто описка и даже не его собственная, а Синкелла. Но при желании, благо информации достаточно, есть возможность воссоздать подробный календарь, по крайней мере, для фараонов верхней части хронологической таблицы – от Тутмоса IV и выше и с точностью до дня датировать любое известное нам событие, соотнести его с сезонами и т.д. Но у меня для этого нет ни сил, ни времени, ни желания, и я предоставляю возможность сделать это кому-то другому.

**Амарнский период требует отдельного исследования. Там будет применяться иное летоисчисление, не связанно с  периодом Сотис, которому я посвящу отдельную статью.

Но вернемся еще ненадолго к «Истории фараонов» Бругша:
 
«…в надписях есть указание о том, что некоторые числа месяца, по одному счислению, падали на другие числа месяца, по другому счислению, так напр. 21-й Пахонс 23-го года царствования пришелся в новомесячье. Есть еще указание, что в 24 году (царств.) 30-е Мехира, пришлось в 10-й день другого месяца. Этого рода ДВОЙНЫЕ счисления, которые нередко можно подметить в памятниках, указывают на знание постоянного года в 365 ; дней, который употреблялся для счисления рядом с священным подвижным (передвигающимся) годом в 365 дней, и из которых первый употреблялся для поверки исчисления и точного определения времени какого-нибудь выдающегося события».

Разумеется, египтяне не были идиотами, как полагали и полагают некоторые ученые, особенно эволюционисты-материалисты, предпочитающие все объяснять глупостью и невежеством древних, дескать, именно поэтому они за три тысячелетия так и не заметили, что их подвижный год короче неподвижного, и в силу этого так и не ввели год неподвижный. Бругш тут, таким образом, заступается за египтян перед некоторыми своими коллегами, хотя египтяне в этом нисколько не нуждаются, ибо подвижный год, кажущийся нам «неудобным», «неправильным», ничем не хуже нашего.

Так называемые «ДВОЙНЫЕ счисления», суть тот же период Сотиса. Отставание календаря всегда одно и то же – насколько отстоит выход Сотис – упет-ренпет в гражданском календаре от 1-го Тота, настолько же отстают и первые числа всех остальных месяцев, равно как и праздники, которые празднуются «не в свой день».

Правда, в данном конкретном случае Бругш явно что-то путает. Отставание календаря в   23-й и 24-й (1382) год правления Тутмоса III, это год  восхода Сотис IIII шему, день 21. Таким образом,  30-е  Мехира (6 мес.) не могло приходиться на 10-е Фаменота (7 мес). Хотя отставание календаря  именно такое – 10 дней +5 эпагоменов и 30-е Мехира в этом году должен праздноваться 15-го Мехира. А 10-го Фаменота должен был праздноваться какой-то праздник - 25-е Фаменота.

Здесь же содержится обещанное мною доказательство того, что правильная дата в календаре Тутмоса III – «IIII шему, день 28», а не «III шему, день 28», в противном случае, отставание календаря в 24-ом году Тутмоса было бы не 10+5, а 40+5 дней, праздник праздновался бы еще 3 месяцами ранее. И промежуток между 24-ым и 53-им годом Тутмоса, составлял бы не 29 лет,  а все 92 года.

Однако идея Бругша абсолютно рабочая, и у нас есть возможность вычислить и определить во времени еще одного события, используя этот метод «двойного счисления». Речь пойдет о т.н. «Стеле изгнания» - памятнике 21-ойдинастии Египта. Бругш, изучавший эту стелу, повествует следующее:

«В 25-й год его царствования (Смендес)  произошли в Фиваиде смуты в пользу изгнанных Рамессидов. Пинотем I, ожидавший во главе войска нашествия ассирийского великого царя Нимрота, остался в Танисе. Но сын его Мен-хепер-ра был послан в Фивы с полномочиями, чтобы потушить восстание. Когда это ему удалось, он был назначен на должность верховного жреца Аммона, взамен своего отца-царя. Первым его действием было призвание назад из изгнания живших в оазисе Египтян, т. е. другими словами возвращение в Египет изгнанных Рамессидов с их приверженцами. Этому возврату дан вид, что он происходит по желанию бога Аммона, оракул которого с удовольствием принят и исполнен жрецом и принцем Мен-хепер-ра.
 
Этот факт дошел до нас в форме надписи, которая, несмотря на пробелы, однако с полною ясностью, дает нам понятие об этом событии. Мы здесь даем перевод этого важного документа, в первый раз после того, что я имел случай снова осмотреть и проверить надпись на памятном камне, находящемся в Фивах.

«1) В год 25-й, месяц Епифи, день 29-й, одновременно с праздником бога Аммона-Ра, царя богов, в его (прекрасный) месячный праздник Апе (юга)...............
 « 2 )............... Нес-хир-хор в толпе их. Величество этого великого бога Аммон................
 «3) Фивы. Он дал дорогу писцам, землемерам и людям  ...............
«4) В год 25-й, в первый месяц года................. Аммон-Ра, господин Фив...............
« 5 )................верховный жрец Аммона-Ра, царя богов, верховный военачальник войска
Мен-хепер-ра , сын царя Mиамуна - Пинотема
 « 6 ) ............... к его ногам. Сердце их было наполнено
радостью, вследствие его намерения...»

Упоминание Херихора (Нес-хир-хор), которого некоторые ученые считают последним фараоном предыдущей 19-й династии, тогда как надпись подтверждает, что он был все еще жив на 25-ом году правления Смендеса – первого фараона 21-ой династии, заслуживает нескольких строк, но нам, конечно же,  важна исключительно дата:

«месяц Епифи, день 29-й, одновременно с праздником бога Аммона-Ра, царя богов, в его (прекрасный) месячный праздник Апе (юга)».

Праздник Опет (Апе у Бругша) начинался  в 15-й день Паофи – второй месяца сезона ахет (II ахет 15), а праздновался он на 25-ом году Смендеса 29-го Эпифи – 11-го месяца сезона шему (III шему, 29).

Праздник в этом году Смендеса отстает о своей даты на  81день. Это говорит о том, что с момента апокастасиса 1322 года миновало 324 года, и таким образом 25-й год этого фараона есть 998 год до нашей эры, а начало его правления – оно же и начало правления 21-ой династии – 1023 год до н.э.(египтологи датируют начало этой династии на полстолетия раньше – «примерно 1070 г. до н.э.»).

Но и это еще не все. Если последовательно сложить сроки правления всех династий в списке Африкана, начиная с 31-ой по 21-ю включительно, и прибавить к этому числу 322 – год завоевания Египта Александром Македонским, мы получим в сумме 1054 год до н.э.

Разница в 31 год образовалась, очевидно, за счет чьей-то описки в 22-й династии:

XXII Династия.
Фр. 60. (Из Синкелла). По Африкану.
Двадцать вторая династия состояла из девяти царей Бубастиса.
1. Шешонк, 21 год.
2. Oсортон,  15 лет.
3, 4, 5. Три других царя, 25 лет.
6. Такелот, 13 лет.
7, 8, 9. Три других царя, в течение 42 лет.
Всего 120 лет. 

Строка «3, 4, 5. Три других царя, 25 лет» стоит не по месту, и здесь она явно лишняя. Вероятно, должно было быть так:
1. Шешонк, 21 год.
2. Oсортон,  15 лет.
3. Такелот, 13 лет.
А затем уже –
      4, 5, 6 <еще> три других царя, , в течение 46 лет

Верная сумма лет, за вычетом 25 лет – 95 лет.

Еще одна ошибка – чисто арифметическая есть в 21-ой династии:

XXI Династия.
Фр. 58. (Из Синкелла). По Африкану.
Двадцать первая  династия состояла из семи царей Танис.
1. Смендес,  26 лет.
2. Псусеннес, [I]  46 лет.
3. Неферхеп, 4 года.
4. Аменофтис, 9 лет.
5. Oсохор, 6 лет.
6. Псинахес, 9 лет.
7. Псусеннес, [II] 14 лет.
Всего 130 лет. 

Фактический итог 114 лет. (Тем самым, находятся те самые искомые лишние 6 лет).
И список Африкана, таким образом, для последних одиннадцати династий оказывается предельно точен, и требует лишь незначительного уточнения при помощи тех же двойных счислений праздников, упомянутых Бругшем. К сожалению, в литературе и даже в научных статьях, мне не удалось ничего найти, кроме того что я на данный момент обнаружил. Но эти даты, безусловно, есть, просто ученые не придают им никакой ценности, и поэтому их не приводят.

Но даже и без того, эти подсчеты помогут развеять еще одно устоявшееся заблуждение египтологов, о том, что какие-то династии правили параллельно и одновременно. Власть, как следует из расчетов, передавалась от фараона к фараону и от династии к династии, как эстафетная палочка, и никакого одновременного правлений династий, которое всякую хронологию превращает в бессмыслицу, в Египте не было.

На этом пока все, но продолжение следует.

P.S. Если кто-то решит вручить мне Нобелевскую премию, возражать не буду.


Рецензии
Спасибо!
Очень интересная публикация.
Нобелевскую премию, к сожалению, историки получают за литературу, а не з идеи и расследования. Посему не обессудьте - все мы не безгрешны.
С глубочайшим уважением к Вам и к труду Вашему

Виктор Еремин   07.02.2021 05:24     Заявить о нарушении
Чрезвычайно признателен Вам за столь высокую оценку.
И буду дважды признателен, если Вы меня за что-нибудь выругаете - очень хотелось бы знать в чем конкретно я грешен. Насколько доступен и понятен текст, нет ли каких огрехов итд. Сам я этого не понимаю, у меня "глаз замылился".
Еще раз, спасибо.

Вадим Михайлов   07.02.2021 09:51   Заявить о нарушении
Извините.

Вадим ! Это серъёзная работа. Кропотливая даже для того только, чтобы читая, вникнуть. . Впечатляет.

Хотелось бы, (несколько не о теме текста пишу) восстанавления имён историков, которые ранее пытались навести порядок "в истории".

Мне авторитетен Н.А.Морозов (но более по его работам о физике, и логике, с физикой связаной)
Но и его "Откровение в грозе и буре..." немного (чуть) знакомо.
Да, там есть и формулы расчётов, но он пишет просто. Это важно.

В других его книгах встречал у него замечание :
Он встретил книгу "с востока", а с ней был знаком в европейском языке. - и получается, что давно попала книга на европейском языке в перевод на "иероглифический" язык. А далее - с иероглифического позже и другие люди , не зная, сделали перевод на европейский язык - и книга стала "неузнаваемой" и очень "мудрой". -
кстати :
Это Очень хорошый метод лаконизирования текстов.

Георгий Сотула   16.09.2021 15:13   Заявить о нарушении
Морозов (я прочел его целиком) был марксистом и эволюционистом, он полагал, что древние люди - египтяне и прочие - дикари, не могли ничего знать, строить итд, а все древние храмы построены гораздо позже, чем это считают ученые, уже более развитыми людьми (т.е. уже в христианскую эру). Таким образом, он является предтечей Носовского и Фоменко. Будучи убежден в правильности своих предположений, он, при своих астрономических вычислениях, путал Венеру с Сириусом и получал даты 15-16 веков на египетских саркофагах.

"Лаконизировать" текст не представляется возможным, я просто вынужден оперировать некоторыми специальными понятиями, которые, конечно же, представляют определенную трудность для неподготовленного читателя.


Вадим Михайлов   16.09.2021 15:44   Заявить о нарушении
Вадим !
*Морозов ... прочёл целиком -
Скажыте, Вадим, : прочитали Морозова и о физике ?
(И какие у вас интесы в этом направлении, ) - спрашываю, т.к. там есть темы, которые бы нужно поднять, да пока ... не хватает сил.
К "о Фоменко" - я не оцениваю негативно подход. Т.к. вижу многие факты в истории как "повторение ноты" позже :
Пример :
Писал в полемиках о : иудеи времени Христа - не нацыональность. А сословие служащих империи. (Торговля, информацыя, налоги) сословие, организованое договорами с властями империи и закреплённое на долго именно религиозными правилами. - не заниматься сельским хозяйством - в т.ч. - чтобы не ассимилировались в разных частях империи. - упраленцы нужны любой империи.

Иудеи в то время и отделились от родовых евреев. Но поглотили нацыональное еврейское (приватизировали нацыональное и посейчас).

Сословие "на потоках управленческой информацыии" рано или поздно берёт власть вообще. Именно иудеи развалили римскую империю, расшырив её. Сделали себе новый центр - моё "Оружие гибридных войн". Вопросы о "почему потерпели поражение все христианские ордена раннего христианства с мощными экономическими структурами - остаются к сожалению без ответов. А ведь вот она - сила - сокрушывшая всех этих тамплиеров и прочих : банковское иудейство.

В СССР - аналогично. - "нота" повторилась.
Берёт власть - тогда, конечно, когда имеет нравственную доминанту (м.б. и религиозная) кастовости, инаковости.

Сам принцып капитализма - способствует воспроизведению "кастовости" управления. Иудейству - способствует в первую очередь.
Вывод : в псевдо "нацыональном" отношении давно оформилась связь пары "иудейство - капитализм банковский".
А такая же пара на противоположном полюсе - почти невозможна.
Это сложная тема. Уводящая не столько в историю, сколько в религию, в будущее.
У Г.М. Шиманова была в интернете работа по почти этой теме о еврействе дохристианском, с очень многими ссылками на литературу, но удалили.

Почему важно и о религиозном : у русских веками выращен стереотип - торговля, банкир - это плохое занятие. Заметьте : это именно религиозное разделение : у иудеев - наоборот : хлеборобство - это плохо.
- а эта тема - в моём "Школа второго коридора" где ссылка и на Шиманова.

Георгий Сотула   17.09.2021 09:03   Заявить о нарушении
О физике не читал. Меня интересует исключительно история - древнего мира, религий, хронология, мифология итд. Читал у Морозова все только об этом.

Иудеи - это национальность. Иудея - земля Джаху, Яху, Яхве - это топоним - долина реки Оронт. Иудеи - это шасу яхве - гиксосы, или амалекитяне, один из народов, бежавших из Малой Азии от Минойского извержения (вулкан о. Санторин), и вторгнувшийся в Египет. Изгнанный из Египта фараоном Яхмосом, этот народ осел в долине Оронта. Они поклонялись богу Яве, Яхве, Иевусу - это тот же самый Зевс греков, или Иевус Патер - Юпитер римлян. Об этом пишет Морозов, и тут он не ошибается.
А евреи - аперу - нечистые, это не народ, это каста неприкасаемых - изгои Египта.
До определенного времени они обитали в синайской пустыне, на земле, якобы дарованной их богом Аврааму - от Реки Великой (восточного рукава Нила)до Потока Египетского (пересыхающего ручья, ныне называемого вади Эль-Ариш).

При Тутахамоне, их вышибли за этот Поток Египетский, вот там они жили в пустыне - в шатрах - Эль-Ариш, по-арабски — `шатры. При греках этот город назывался Остракена. Там они ловили перепелов на озере Сербонида.

"Иудеями" это отребье стало при фараонах XXVI-й Династии, когда Иудея, и Эль-Ариш, в том числе, стали провинцией Египта.
`

Вадим Михайлов   17.09.2021 12:12   Заявить о нарушении
Вадим !
Вот то-то и оно, что вы стоите на другой точке видения : той, которая закономерна при получении дохода народом от территории - скот, зерно. Проявляете (тоже закономерно) старую (природную) точку зрения на понятие народ.

Вот контр пример : 1980-е годы : в начале их (годов) на Курском вокзале в Москве только появились казанские татары как носильщики клади. К концу 1980-х они жёстко "приватизировали" всю эту "отрасль".
Но
далее то : должно появиться (оно и появилось) в уровне управления наверху этого вокзала - казанский начальник носильщиков как их "финансист". Который далее - может нанимать из любых иных нацыональностей.
Вопрос :
Как "по-нацыональности" назвать сферу носильщиков курского вокзала ?
Казанская ?
Да. - и это и верно, не верно. Если не переходить к уровню о доходах. - а здесь только - выход к политическому. И далее - к религиозному.

А переходить - нужно. Иначе - нестыковки всякие ...

Георгий Сотула   17.09.2021 13:34   Заявить о нарушении
Виктору Еремину :
Вас, Как хорошего писателя о истории :
Прошу обратить внимание на две книги С.Г. КАРА-МУРЗЫ в ЖЖ от 2020 года, пока мало замеченые.

Георгий Сотула   17.09.2021 13:38   Заявить о нарушении