День, когда я стала взрослой

ПОДСТАВА ОТ ДЕДА МОРОЗА ИЛИ ДЕНЬ, КОГДА Я СТАЛА ВЗРОСЛОЙ

Когда ребенок начинает ощущать себя взрослым? В каком возрасте? После каких событий? Когда маленький человек понимает, что он уже и не такой маленький, что есть вокруг те, кто младше его, а им мало того, что надо помогать, им еще надо уступать своё место. Похвалу и любовь. И внимание настоящих взрослых. А это больно. Сегодня я расскажу вам, как я ощутила себя большой. Нет, даже старой.

Стихи я запоминала молниеносно, на слух, так как читать еще не умела. Читать я вообще выучилась преступно поздно – в шесть лет, зато сразу бегло, никаких по сло-гам. А до этого удивляла взрослых имитацией чтения – могла взять любую свою книжку и декламировать, глядя на строчки, и переворачивать страницы в нужное время. Так я читала и стихи Агнии Барто, и басни Крылова и даже несколько стихов Пушкина. Сейчас бы это назвали сверхспособностью.
- Ах, какая прелесть! Три года и так читает! - всплескивали руками взрослые.
Я торжествующе улыбалась – ловко я их, да? Или в самом деле верила, что читать – это именно то, что я делаю.
Но обман однажды раскрылся – мне подсунули незнакомую книжку.
Было обидно... Хотя, эта обида породила цель: научиться читать по-настоящему, по-взрослому.
Не знала я, что скоро испытаю другое титаническое поражение, исправить которое будет уже нельзя.
Подбирались на мягких снежных лапах новогодние праздники. Елка в огнях, мандарины, долгие прогулки по белому искрящемуся зимнему царству, где пространство расширяется и дышится легко, не то, что летом. Но главное – не это. Главное, что зимой я – артистка. Я всегда выступала и буду выступать на Ёлке, перед настоящим Дедом Морозом. Я уже знала, что тот, что ходит по квартирам и приходит в садик – ненастоящий, а вот на ёлке во Дворце Культуры – точно настоящий. Он в валенках, с густой бородой, добрыми глазами и низким голосом. И ёлка там настоящая, живая, пахнущая хвоей, почти как мамин шампунь, только лучше. И на ёлке висят раскрашенные лампочки, сразу сто штук или больше. А как дивно украшен круглый зал – гирлянды, огни, серпантин. И я скоро буду стоять в центре этого великолепия, и все будут смотреть и слушать, как я – в платье с белой оторочкой и в короне из снежинок и бусинок - выступаю.

Стихотворение я выучила замечательное – вот оно:

Что ты щиплешься, зима? –
Или ты сошла с ума?!
- Не сходила я с ума –
Побелила я дома.
У меня немало дела:
Все деревья приодела;
Все заснежила кусты;
Все поля – белы-чисты.
Я тебя щипнула в шутку, -
Ты постой со мной минутку:
Погляди – снега легли…
Ну-ка, зиму похвали!*


В успехе я была уверена полностью – мое исполнение уже срывало аплодисменты и в садике и на семейном прослушивании и даже было увековечено на магнитофонную пленку.

- Давай же поскорее, там же все началось, - нервничала я, разматывая шарф. – Ну, мам!
Мне казалось, что мама специально всё так медленно делает. Будто замороженная – медленно достает из сумки мои туфельки и корону, не спешит отдавать пальто в гардероб.
- Вдруг начнут без меня? - я готова был топнуть ногой.
И еще дурацкие колготки – они морщатся на коленках. И туфли жмут и скользят. Дома на ковре не скользили, а тут на плитках – скользят.
Поднимаемся по лестнице. Все гудит от голосов и музыки. Искрится и мельтешит.
- Мам, а ты точно меня записала выступать? А я точно красивая?
А еще трепетал во мне вопрос – что подарят за исполнение? Хорошо бы большую пушистую игрушечную белку, какую я видела в Москве в Детском мире. Я даже просить её не стала – знала точно, что подарят. Я даже имя ей придумала – Рыжулия. Звучит очень загадочно, как имя киноартистки. Если я её получу в подарок, то обязательно посажу посередине дивана и буду любоваться.

Ах, вот она – ёлка, которую я ждала весь год! Я уже чувствую её запах. А сколько детей вокруг собралось. Теперь, главное, не испугаться и не забыть стихи. «Что ты щиплешься, зима, или ты сошла с ума…». Ну, я это с ума точно не сошла… если только совсем чуть-чуть от волнения. Главное, чтобы меня позвали выступать. А то вон его позовут – меня чуть не сшиб с ног толстый белобрысый мальчишка в костюме зайчика. Мальчик-зайчик с щеками как у медвежонка с открытки. Вот если его позовут выступать? А он лучше прочтет? Или споет даже. Я петь не люблю – точнее не петь, а петь ТАК, как заставляют взрослые. Музыкальная воспитательница в детском саду заставляет при пении браться руками за подол платья и еще головой качать из стороны в сторону. И глупо улыбаться. Очень смешно. А мне нравится руки поднимать, заламывать кисти и делать печальное лицо. Не головой мотать, как игрушечный медведь, а раскачиваться из стороны в сторону и руки разводить, будто вот-вот взлетишь. Как певица Пугачёва.
Я пела про старинные часы и про айсберг. Вставала перед зеркалом, брала в руки скакалку и раскачивалась. А ты такой холодны-ы-ы-ый!
- Ну, что ты воешь! – прибегала с кухни бабушка. – Прям как Пугачева.
- А я и есть Пугачева. И эта.. Толкунова тоже.. хочешь спою? Видишь луна в ночи зажглась, шепчутся мишки в сказку-у-у-у!
Может, и правда, спеть? Лишь бы скакалку дали. А лучше настоящий микрофон.

Я встаю в хоровод, иду направо, налево, руки поднимаем, опускаем, кружимся. А сама всё думаю – я недавно поняла, что умею думать. Поначалу даже испугалась – как это, внутри меня – слова. И мои и не мои. И целые картинки. Это и называется – думать?
- Ну, дети, кто порадует старика, прочтет ему стихи или станцует? – густой бас обрывает мои мысли. Я на ёлке.
 - Я! Я! Я! – наперебой закричали и запрыгали дети. И я вместе с ними. Даже руку тянула, как в школе. Я в школу еще не скоро пойду, но уже многое знаю.
 А Дед Мороз ходит вдоль хоровода, рассматривает детей. Эх, совсем на другую сторону ушел. Басит что-то. Вернулся. Задержался возле мальчика-зайчика. А потом подошел ко мне, близко-близко. Сердце заколотилось, ладошки вспотели, в горле ком и как назло слова песни в голове: «Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтраш…»

Но тут с другой стороны появляется Снегурочка и ведет за руку крохотную девчушку в скромном платьице обшитом жиденькой мишурой. Девочка вдвое ниже меня ростом, таких маленьких в садике даже на горку и на качели не пускают. А Снегурка ведет ее в центр круга, прямо под ёлку. Может, девчушка потерялась просто?
- А вот и наша первая участница! – басит Дед Мороз и хлопает. Хлопают и дети. Все, кроме меня.
Дед Мороз наклоняется и подносит к лицу девочки настоящий микрофон. На длинном черном шнуре.
- Что ты нам расскажешь, Анечка?
Девочка отворачивается, шмыгает.
- Ну, не стесняйся, смотри, сколько ребят пришло тебя послушать.
Нет, точно не потерялась… Она заняла мое место!
Девочка снова шмыгает и начинает что-то булькать в микрофон. Слов не разобрать. Буль-буль-шмыг-буль… Ля-ля-ля… ома… е-а-о-е-ла-фты-фты…
И тут я понимаю, что наглая кроха читает МОЁ стихотворение! Не читает, а булькает. И на «фты – чисты» замолкает.
- Какая молодец! – восклицает Снегурочка и… Тут Дед Мороз развязывает свой большой красный мешок и достает из него… Большую рыжую пушистую, с огромным хвостом и задорной большеглазой мордой – Мою Белку! Мою Рыжулию!

Дальше я мало помню. Помню, что сорвала с головы корону и бежала, что споткнулась на лестнице, а потом долго плакала, сидя на холодной скамейке возле гардеробной, навзрыд, наразвыв, трагически как Пугачева.
А мама даже не успокоила меня. Она сказала, что я большая, а девочка маленькая. И потому ее и вызвали. Что маленьким надо уступать. Так поступают взрослые.
 Прошел мимо мальчик-зайчик с хлопушкой в руках, девочка-снежинка с маской-носатыми-усатыми очками. Другим детям подарили простые дурацкие подарки. Хотя я уверена, что ВСЕ они выступали лучше, чем эта булькающая малявка.
- Ты взрослая, большая, - твердила мне мама. – Да, она прочитала хуже, чем ты… но она маленькая…
- Но в прошлом году все хлопали мне! Я бы точно лучше нее прочитала! И получила бы мою белку…
- А в прошлом ты была маленькая. Всегда есть кто-то моложе...
Моложе.. Значит, я старая.

Я тогда еще не знала про кота Шредингера, но я точно ощутила себя им. Вот я. Такая вся живая и настоящая. И я одновременно не знаю, кто я – взрослая или маленькая. Или и то и другое одновременно. А отчего и как я становлюсь взрослой? Кто этим управляет? А как понять – какая я в данный момент?
Вот так в один праздничный новогодний день я и ощутила себя взрослой. И одновременно беззащитной и ничего не значащей. А кто в этом виноват? Неужели Дед Мороз? Или просто жизнь?

__________
*Автор стихотворения А. Кондратьев


Рецензии
Внутренний мир ребёнка... Как часто повзрослев люди забывают (за ненадобностью) детское восприятие своё. И даже больше - они думают, что все вокруг ощущают мир одинаково, т.е. как они, а от того и судят легко и думают за других и сочиняют жизнь по своему образу и подобию.
Вот бы наверное удивились взглянув на реальность из другого Человека. Из другого слоя общества или другой культуры.
Наши воспоминания помогли бы этого избежать, но вот не все как вы позволяют себе вспомнить и тем более описать.
Было интересно, и не только тут.

Александр Занев   28.02.2021 02:23     Заявить о нарушении
Спасибо! Я часто думаю, а кто они, эти другие? Может их и нет, а весь мир плод моего воображения? Или симуляция?а я для них иллюзия.
Главное вовремя понять, что никто не даст тебе правильного совета,как поступить

Наташа Уварова   28.02.2021 09:26   Заявить о нарушении
Могут совет дать, но только те, кто понимает суть причины, и не имеет к тебе никакой корысти. Только доброжелательность.

Александр Занев   28.02.2021 10:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.