Победитель получает десять лет каторги
Эта история связана с электролампами - главным дефицитом на Колыме, живущей без солнца девять месяцев в году. Заключенный Демидов по прозвищу Ученый брался восстановить перегоревшие электрические лампы и так решить проблему освещения, ставшую государственной. Свое предложение Демидов изложил в докладной записке начальнику Дальстроя. Начальник-генерал ухватился за мысль. В результате под Магаданом построили завод, специалистом главного цеха назначили Демидова, и, минуя стеклодувную технологию, а также прочие тонкости относительно другого дефицита – стекла, наладили производство. И в темном промерзлом краю стали светлее рудники, прииски, шахты, забои, лагерная больница, зона, бараки, поселок вольнонаемных… Освещенное, всё работало без простоя. Куча денег была сэкономлена государству. И главное… От скольких катастроф, несчастных случаев уберег Демидов лагерных бедолаг. Очеловечил, можно сказать, заледенелое до центра земли гиблое место, сделал его чуть теплее. Так видится это со стороны.
А как взглянули лагерники, кому наплевать, что такой инженер, как Демидов, в принципе не может без изобретений? «Фраернулся Ученый»… - световой день удлинился, значит прибавилось время каторжного труда.
Как водится, высокие награды, премии, всяческие поощрения получило начальство и вольнонаемные работники. Такое в порядке вещей и поныне, и в лагерь не надо попадать. «Победитель не получает ничего», - золотые слова, повторенные Хэмингуэем четко и навсегда. Ни Магадан, ни Москва даже не поинтересовались изобретателем. Что им до конкретного человека, путаться в мелочах! Они ведь мыслят в масштабах Вселенной.
Изобретателя всё-таки вспомнил главный начальник, и ему решил кое-что отстегнуть. Под «кое-чем» подразумевались ленд-лизовские американские вещички вроде ботинок на толстой подошве, разные пальтишки на рыбьем меху, пиджачки, которые перед лагерной рванью третьего срока сходили за роскошь. И вот при всём народе в красном уголке, где теперь ярко и чисто горели лампы, а не какие-то допотопные керосиновые фонари, на торжественном вечере в честь начальника (!) Дальстроя зачитали приказ с именами достойных, вольнонаемных, уже попавших под государственные награды. Теперь на местном уровне их одаряли американскими посылками. И подневольного Демидова в список включили. Без упоминания фамилии, разумеется. И ему подготовили коробку с ботинками. Награжденные благодарили, кланялись, про труд – дело чести, доблести и геройства лопотали. Вызвали и Демидова. Изобретатель вышел, взял протянутую коробку и положил ее на стол. Сказал, что чужие обноски ему не нужны.
Демидова арестовали и пришили новое дело. За что? За отказ от подарка? Но – нет такой статьи в юридическом кодексе наказаний. Такой нет, зато есть другая – в свете последних решений партии, в духе контрреволюционного фашистского выпада против советско-американского блока: подрыв дружбы великих держав. И быстро сообразили, как желали сообразить, как удобней сообразить… Следователь записал, что на допросе Демидов сказал: «Колыма – это Освенцим без печей». (Кстати, и Варлам Шаламов, свидетель сцены награждения, в рассказе «Доктор Ямпольский» называет мороз в 60 градусов «колымскими лагерными печами»). И Демидов загремел под суд, и вместо американских ботинок заполучил наручники. Теперь светили ему общие работы на прииске, а то и номерной лагерь для рецидивистов, которых разбирают по пять и гонят с собаками. Это только на взгляд какого-нибудь фантазера сказка помогает ориентироваться в темноте, а, по мнению гулаговских мыслителей, она помогает забыть о свете. А то, что на Колыме устроили с электричеством отдаленное подобие сказки, не сомневались даже в Кремле: орденами Ленина тогда не бросались. Еще неблагодарного русской махорочкой собирались побаловать: пусть обменяет на хлеб, если не курит. Да и ленд-лизовские ботинки, можно сказать, от себя оторвали, тоже ведь подвиг: кованые хромовые сапоги носить без смены, ноги-то не казенные.
Были, конечно, такие, кто понял случившееся как это достойно людей. Среди них – Варлам Шаламов. Одно то, что рассказ о Демидове, он, сын священника, назвал Житием, говорит о многом. Ведь житие связано с духовным подвигом, жертвенностью, воплощенными без надежды на благодарность, всегда скупую и чаще всего запоздалую даже в лучшие времена. О тех же годах, когда сама церковь в изгнании благословляла «грех убиения… вождей бесноватых легионов, упорных в своей демонической нераскаянности» (Карташов А.В. Божий меч, «Россия и славянство», 1928), незачем и говорить.
Был и другой похожий эпизод в лагерной жизни Демидова. О нем в том же рассказе «Житие инженера Кипреева» пишет Шаламов. После операции врач назначил Демидову усиленный паек. Он отказался от него потому, что кому-то лишние калории нужнее.
P. S. Читатели помнят знаменитые слова Шаламова о месте писателя в жизни: «Плутон, поднявшийся из ада, а не Орфей, спускавшийся в ад». Если говорить о «Житии инженера Кипреева», то автор-рассказчик видится всё же Орфеем, но не с кифарой, а… с куском стекла, вынесенным из ада, где правит Плутон, где струятся мертвые воды забвения Леты. Когда-то стекло было зеркалом, сделанным инженером Кипреевым. Вынесенное, оно со временем стерлось, его поверхность, похожая на мутную, грязную воду подземной реки, напоминает о чем-то важном, не отделимом от чувства долга. От желания зафиксировать. Шаламов знает: жизнь – это умение забывать, искусство забывать. Зеркальный осколок - этот отработанный кусок рентгеновского аппарата, который Кипреев покрыл серебром, не только память о нем, Колыме. Он уберегает от соблазна забвения, от неведения и слепоты ложных богов человеческого потока, ведомого к навязанной цели. В этом месте Шаламов совпадает с Марселем Прустом, кто, размышляя об уязвимости красоты перед временем, полагает, что есть вещь более уязвимая, чем красота, – это горе. Потому для Шаламова проза - «открытая сердечная рана». Нет ничего удивительного в его словах о том, что он мог бы плюнуть в красоту. Мог бы, но ведь не плюнул: «Зеркало со мной. Это не амулет. Приносит ли это зеркало счастье – не знаю. Может быть, зеркало привлекает лучи зла, отражает лучи зла, не дает мне раствориться в человеческом потоке, где никто, кроме меня, не знает Колымы, не знает инженера Кипреева». Думая о новой прозе, утверждая её, Шаламов тем самым предполагает какую-то новую красоту, которая спасет мир, - она будет другой. Зеркало как символ мистичности возвращенной жизни одновременно образ памяти (то же у Андрея Тарковского) и образ человеческой катастрофы, имеющий христианско-славянский подтекст в имени прототипа Кипреева - Георгий: с незамутненным зеркалом сравниваются в Библии доспехи святого Георгия
Свободный поступок в среде лагерного «здравомыслия» всегда тяготеет к мифу, тем же мифом и объясняется, то есть тем, что в народе, в его коренной, крепкой части, испокон века зовется честью, а в других, сильно прореженных, слоях населения – духовным аристократизмом. Тот случай, когда о человеке следует судить не по тому, чего он достиг, а по тому, от чего отказался.
Дополнительные десять лет – месть травмированных генералов Демидов встретил спокойно: ведь он знал, на что шел. Он даже заранее принял меры, чтобы обезопасить семью. Попросил сообщить, что его нет в живых. Разумеется, он хотел судьбу, для которой родился, а ему навязали выдолбленную по колодке участь отверженного, не задумываясь, что она больше подходит его благодетелям. А то, что его деяние обязывало к какой-то порядочности, - тут можно только руками развести: где ее, порядочность, взять – это и по сей день дефицит почище электрических ламп.
Нынешние ученые мужи – историки, утверждая, что террор превратился в «инструмент решения народнохозяйственных задач», не упускают случая заметить: «оправдания и объяснения этому, конечно, нет». Странный вывод. Даже не вывод, а инфантильная отговорка. Почему же нет объяснения? Да еще «конечно»? Если в этом мире и есть что-то непостижимое, так это святость и доброта. Проявленные же в экстремальных условиях, на грани физического и духовного истощения, под автоматом, за колючей проволокой, эти качества вообще за пределами объяснений. За пределами слов и самого понимания. Это явление иррациональной духовной природы, а не человеческого разума, для которого зло – «предмет размышлений более увлекательный, чем добро» (И.Бродский). Оперировать абстрактными категориями, может быть, и приятное занятие, но оно чревато тем, что в самых примитивных, грубых и бандитских вещах переразвитый интеллект усматривает что-то необыкновенное, мистическое, грандиозное. Что-то данное в отместку за непонятные грехи как наказание, то есть логически и этически обоснованное кучей причин, облагороженное цитированием, например Шекспира: «На свете, друг Гораций, есть много непонятного…» Эффектно, правда! Экстремальные же обстоятельства тем и хороши, что упраздняют слова, особенно выражающие абстрактные категории. Слова просто перестают что-то значить, самоуничтожаются перед одним реальным единственно верным поступком добра. И он, этот безмолвный поступок, не то что гипнотизирует наше сознание и нашу способность оперировать абстрактными категориями, как это, по-Бродскому, делает зло, такой поступок просто их отменяет. Было бы намного удивительней, если бы при политической системе, которая сложилась, и том состоянии мира, к которому медленно и верно двигалась вся история человечества, террор не возник – вот это действительно объяснить невозможно. Да он подготовлен самой этикой цивилизации и только ждал удобного случая, чтобы завладеть умами. Если Вольтер пишет о сожжении иезуитов как о приятном известии, то чего ждать от других?.. Пошлая фраза из какой-то немецкой пьески: «Когда я слышу слово «культура»…- далее по тексту что-то про курок, приписываемая известному фашистскому подонку, прямо-таки вошла в поговорку, повторяется как что-то оригинальное. Нет! у Демидова не было завороженности злом. В отличие от нынешних историков он мог дать ему объяснение. Тень Мефистофеля присутствует в нескольких его рассказах, бледнея перед реальными негодяями, которым доверены судьбы тысяч людей. Душевную историю своих персонажей писатель читает как открытую книгу. Трусость, корысть, властолюбие, психические извращения, карьеризм, идеологический фанатизм и всё это вместе взятое, банальное до отвращения, - вот понятия, которыми он оперирует, исследуя причины карательного воплощенного зла. При этом отдавая себе отчет, что многие генералы, начальники, судьи, охранники, конвоиры как пошлые грабители и убийцы ничего, кроме каторги, не заслуживают. Про них в народе перефразирована поговорка: «Не так страшен черт, как его малютки».
Свидетельство о публикации №221020801541
Холя глазом литую челюсть, изумляясь размаху рта,
Растекалась по людям нелюдь, не понявшая ни черта.
Неустанно ваялось сущее на державных ступенях трона -
Тамерлана прекраснодушие с добродетельностью Нерона.
Кровью сердца вампира нежили и багровая пухла тень…
Что случилось бы, стало ежели б не пришёл тот весенний день?
Лили слёзы оторопелые на святой людоедской тризне,
Суматошные, оробелые… в послесмертии, как при жизни.
Не загладит собаку битую запоздалая доброта.
Не избыть ей непозабытую глаз покорность и дрожь хвоста.
С Климом, Сёмою ли, Калинычем можно, выспорив, уцелеть.
Спор с Верховным решался иначе: тут не риск, тут прямая смерть.
Душ привязанность. Как постичь её? Из-за дали десятков лет
Обретает опять величие отвратительный людоед.
Бред болезненный, жуткий выродок, вурдалак… а поди же ты -
На могильную память Ирода обыватель несёт цветы.
Александр Рюсс 2 17.02.2021 09:54 Заявить о нарушении