Разговор монаха со старцем о молитве

- Здравствуйте,  отче.

- Здравствуй, мой  дорогой  друг.  С чем пришёл?

– Хотел продолжить с  вами  разговор, если можно. 

- Можно, давай продолжим. Что  тебя  интересует?  - спросил  старец.

- Меня  интересует  почему совсем не осталось учителей молитвы и  молитвенного делания ?

Старец задумался и после  непродолжительной  паузы  ответил:

– Потому что не стало тех, кого можно было  этому учить,  а  раз нет  учеников,  то  нет и учителей, которые  вырастают из  самих учеников  и передают  знание  дальше своим  ученикам.

– А  почему не стало учеников ?

– Потому что искусство молитвы – это титанический  труд над собой,  требующий полной самоотдачи и дисциплины, отнимающий все  силы  человека на протяжении десятилетий.  Раньше были смельчаки, кто готов был пожертвовать  всем ради подвига освоения молитвенного  делания,  а  потом люди стали очень расчётливыми  и рациональными и  для  них потратить 15 – 20 лет жизни на  то, чтобы  освоить молитвенное делание стало непозволительно.  Им  захотелось  более  лёгкой и комфортной религиозности, не  требующей сверхчеловеческих  усилий  и  строжайшей  дисциплины, поэтому  они придумали упрощённую  и формальную молитву –  вычитывания и славословия и  эта  упрощённая молитва стала единой и повсеместной формой  молитвы.

Молодой монах задумался над словами  старца  и через некоторое время переспросил:

– Отче, неужели  знание  о молитвенном  делании  уже полностью утрачено  в  церкви  и в  наше время уже не осталось никого, кто бы им  владел ?

Старец улыбнулся и, почесав  голову, начал  говорить:

– Я  не думаю, что не  осталось учителей  молитвенного  делания. По учению отцов  духовные учителя  и  учителя  молитвы были, есть и  будут  до скончания  времён. Просто в  разное  время они будут по разному доступны.  Сейчас  такое время, когда  нет  настоящих учеников, а  потому,  если  учителя  и есть,  им  незачем  и некому  себя  афишировать.  Молитва обладает  самодостаточностью,   поэтому  тот, кто  владеет молитвенным  деланием,  ни  в  чём  и ни в  ком не  нуждается,  как  имеющий бесценное сокровище,  которое  нет  необходимости  показывать миру грязи, лжи  и  невежества,   поскольку  любое сокровище, явленное миру  сему, будет им  неминуемо исхищено, изгажено и  обесценено.  Поэтому  я  думаю, что  делатели  молитвы есть  и  сегодня  среди  людей,  просто   они так  умело  скрывают  себя  от мира,  что  никто не может даже подумать, что это делатель  молитвы.

– Отче, а  как же  они сами  обучаются  молитвенному  деланию, если  ты  говоришь, что  уже нет  учителей ?  Тут  какое-то противоречие.

Старец засмеялся и, успокоившись,  ответил:

– Тут нет противоречия. Смельчаки и подвижники были, есть и  будут во  все  времена,  даже  тогда, когда  церковь будет названа  сектой  и  религия окажется под  запретом.  Стремление человека к Духу неискоренимо и его невозможно запретить. Из  этих смельчаков и подвижников всегда  найдутся самые  пытливые,  трудолюбивые  и скрупулёзные, которые пробьются сквозь толщу  невежества  и лжи,  религиозных  искажений, упрощений  и  прочих наслоений к  подлинному  духовному  знанию и доберутся до  сути  молитвенного делания, пусть  и  не во всей полноте.  То  чего  они  не  найдут,  им подскажет сам Дух в  ходе практики.  Я  же  тебе  говорил, что молитва  обладает  самодостаточностью и  тот, кто её  практикует,  получает от молитвы  всё  необходимое  и  перестаёт в  чём-либо  нуждаться.

– Даже в  церковных таинствах ? – с  нескрываемым  недоумением переспросил  молодой монах.

– Даже в  таинствах – невозмутимо  ответил  старец,  глядя в  глаза  монаха,  – не сразу, конечно,  а  по  мере продвижения в  молитвенном  делании.  Ты  сам подумай, как  могли  практиковать церковные  таинства  отшельники, пустынники и  анахореты,  жившие в   удалении от мира,  где нет ни церквей ни монастырей в  то  время, когда  даже  самих  таинств  ещё  не  было  во  всей  полноте,  кроме  покаяния.  Даже причастие они могли делать только в  виде  молитвы.

Молодой  монах  опустил голову, всем  своим  видом  показывая  разочарование.

– Что  тебя так расстроило ? – поинтересовался старец.

– Это  же какое-то  неправильное покаяние  и  причастие  получается  без  литургии и  благословения.  Молитвенное делание  без  церковных таинств  безблагодатно  и не  имеет  смысла, – разочарованно  ответил  монах.

– Почему,  кто  тебе это сказал ? – парировал  старец. – Молитва – это  и есть сама суть  литургии  и причастия…  Если  ты  думаешь, что в  литургии  главное  форма  её  проведения в  виде  торжественного   обряда  и  ритуала,  то  ты  глубоко заблуждаешься.  Кто владеет  искусством  молитвы,  тот  может  напрямую  общаться  с  Богом  через  духовное   сердце и ему  не  нужно  никаких  внешних  литургических  обрядов  и ритуалов  для получения  этой  связи с  Богом.  Молитва  – это  и есть  самая   прямая  связь, но  только  умная  и сердечная  молитва, а  не рассеянная и  формальная.

Молитва – это самый  короткий и прямой путь  ума к  Богу, который внутри самого себя прокладывает инок, постоянно практикующий молитву.

Молитва – это  разрушение  непроходимой  стены  средостения  в  душе  человека,  которая  разделяет  ум  человека  с  его  духовным  сердцем.

Молитва – это Лествица духовная  внутри  души, которую  строит  каждый  инок  по  которой  ум  человека  может подниматься  к  Богу  и  наслаждаться  сиянием Фаворского света.

Кому удаётся проделать  эту  тяжелейшую  работу  внутри себя  по  соединению  ума с  сердцем,  тот  и  овладевает искусством молитвы, как  способом  прямого общения с Богом  и  литургия  становится его постоянным  внутренним  состоянием.

Монах был  потрясён  словами старца и, справившись с  охватившим  его  волнением,  задал  очередной  вопрос:

– А  в  чём состоит  трудность соединения ума с  сердцем,  ты   бы   мог  мне сказать? 

– Трудность в  том,  что ум сосредоточен в  голове человека  и его мозге, который подобно глазу направлен  только во  внешний материальный мир,  а  сердце духовное  находится    глубоко внутри  души  подобно секретной  двери в  Царство Божье. Поэтому практикующему молитву нужно проделать огромную работу  по  изменению  ума,  который  должен  диаметрально развернуться и  начать двигаться не  наружу, а  вовнутрь  себя.  В  этом развороте   ума от мира к  духовному сердцу и состоит  главная трудность.

– А  ты  знаешь, как  она  преодолевается ?

– Знаю, –  спокойно и  невозмутимо  ответил  старец.

В  этом и состоит  знание  о молитвенном  делании,   которое предполагает несколько ступеней.  Вначале  ум  нужно остановить,  затем  нужно собрать  его вниманием  воедино  и  научится  удерживать  от  рассеивания,  а после этого нужно научиться направить собранный  ум  вовнутрь – в  направлении  духовного сердца. Это  и есть  тот титанический внутренний  труд,  который  занимает  годы  и десятилетия. Названные этапы и есть  основные  ступени освоения молитвенной практики по учению  отцов.

– Отче, а  ты  мог  бы  рассказать  мне  об  этих  этапах  и ступенях ?

Старец улыбнулся и  видя  сияющие  неподдельным  интересом  глаза  молодого монаха начал  говорить:

– Из  предания  известно о пяти  ступенях  освоения  молитвенной практики,  хотя   первые  отцы-подвижники  знали  семь ступеней.  Первой ступенью является гласная или внешняя молитва, которую также  называют  рассеянной,  поскольку она  направлена  только  во  внешний  мир  или на  внешний  образ  Божества  и  совершается только умом головы,  поскольку человек  ещё не  умеет управлять своим  умом и вниманием  и  не имеет  связи  с  духовным  сердцем.

Эта молитва осуществляется  и  дома  и в церкви  в  форме  обычных церковных  служб  или чтения  вслух  акафистов,  славословий,  гимнов,  молитв  годового круга, ежедневных  молитв,  праздничных и т.д. 

Особенность рассеянной молитвы  в  том, что  она осуществляется  без подключения духовного сердца.  Важность  этой ступени молитвенного  делания,  на  которой пребывает большинство  верующих  и священства,  состоит в  том, что эта молитва помогает  уму  научиться слышать  самого себя  и  тихий  голос  собственного сердца.  Эта молитва  как  бы  разогревает  сердце.  Этап  рассеянной  гласной  молитвы  помогает практикующему  согласовать движение ума с  движением  сердца  и совести.

Без освоения первой ступени гласной  молитвы  отцы не  рекомендуют  переходить к  более  высоким  ступеням молитвенного  делания. Как  я  уже  говорил, в силу  отсутствия в  церкви  учителей молитвенного  делания, рассеянная  гласная молитва для  большинства верующих  становится  по  сути  единственной  формой молитвы,  далее  которой  они не  могут продвинуться  в силу  робости, страха,  нерешительности  или  по недопущению своих  пастырей.

– А  что следует  дальше  за ступенью гласной молитвы? – поинтересовался монах.

– Далее гласной молитвы, как сугубо  внешней,  начинается  более  сложная  и  требующая  дисциплины  внутренняя молитва,  которую отцы  именуют внимательной, поскольку  она  требует  всей  полноты внимания,  чтобы остановить ум  и собрать его воедино силой  концентрации  внимания. Эта ступень  молитвы занимает больше  всего сил  и  времени,  поскольку требует полноты овладения своим  умом и вниманием.

– А  в  чем возникают трудности ?

– Трудности в обуздании и удерживании ума  от парения  мыслей, которые подобно солнечным лучам разлетаются во  все  стороны, а  их нужно собрать поодиночке и останавливать. На  этой стадии собрания ума, требующей  большой  концентрации  и  усердия,  останавливается большинство практиков.

– И как же  решается  эта   проблема ?

– Только  практикой,  повторением  и упорством. В  один прекрасный  момент  практикующему  всё  же  удаётся  собрать  ум  и  ощутить  невыразимый  эффект собранного  и успокоенного  от парения ума.

– И  в  чём  же заключается  этот эффект ? – с  интересом  переспросил  монах.

– Эффект заключается  в том, что  ум в  этот момент  становится концентрированным,  т.е.  собранным  и  благодаря  этому повышается его  разрешающая способность  нежели в  обычном  и повседневном рассеянном состоянии. Это подобно тому, как  увеличительное стекло способно собирать  солнечные лучи в  одну  точку,  которая  обладает воспламеняющим  действием.

– А  как  это практически проявляется и в  чём  выражается ?

– Это  выражается  в  том, что  при собранности  ума  во  внимательной молитве человек как  бы  внезапно  становится более осознанным, его  ум  как  бы  воспламеняется.  Говоря  другими  словами,  в  состоянии внимательной  молитвы  ум  как бы  немного просветляется  и  сам собой  безо всяких  усилий  начинает  понимать  и  осознавать  то, что  ранее было  непонятно.

– Как  это  происходит ?

– Это  сложно объяснить. Ум  сам  собой начинает  внезапно  получать  ответы  на  вопросы, которые  мучали  его  ранее  и  на которые  он не  находил ответов.  В  состоянии собранности  ум  как  бы  естественным  образом  получает  прозрения  и  откровения по  многим вопросам своей  жизни и  жизни  других.

При этом человек  сам не может понять, как такое  возможно и  откуда к  нему приходит это  знание  и  откровение, а  это и есть эффект  собранного  во внимательной молитве  ума, который  как  бы  начинает сонастраиваться  на  ум  Божий.

Именно  поэтому  святые  отцы   считали   внимательную и  умную  молитву  практическим  способом  начала общения  с  Богом, как  большим умом, который  всё  знает.  Только благодаря  внимательной  и  умной  молитве  отцы  могли  напрямую  знать  то, что  другие познавали через  длительное  обучение и  образование.

– Это кажется  чем-то невероятным и  даже мистическим,  – удивлённо произнёс  молодой монах, – мне  всегда  казалось, что молитва  даёт  ощущение благодати,  т.е.  радости и  неземного  счастья.

– Радость тоже  бывает в  молитве, – заметил  старец,  – но  ощущение радости и счастья – это  реакция тела,  т.е.  чувств  и  эмоций,  которые не  так  важны, как реакция  ума,   поскольку  именно  ум  и его  изменение  является  задачей  внимательной  и  умной молитвы.

– Но  почему именно  ум,  а  не  чувство  и воля ?

– Потому  что  именно  умом  человек  подобен Богу  и  через  ум  соединяется с Богом  по  слову «Бог есть ум бесстрастный паче всякого ума и всякого бесстрастия, – свет и источник света благого, – премудрость, слово и ведение, и податель премудрости, слова и ведения». Именно  поэтому главная цель молитвенной практики  –  это изменение ума, а  не получение эмоционального  или  чувственного эффекта.  На  это изменение уходят  многие годы каждодневной практики.

Старец  замолчал.

– Отче,  а что бывает  потом, когда  человек научится собирать и концентрировать свой  ум во внимательной молитве ?

– Потом  идёт ступень  более  сложной  и требующей  ещё  больше дисциплины  и внимания  внимательно-умной молитвы, когда   человек учится  направлять  свой  собранный  ум  на  духовное сердце,  которое  только   разогрето,  но  ещё  далеко  и  недоступно  ему.

Это  особая  ступень,  она  связана с  проникновением  ума  вглубь  души  человека  и потому знаменует  собой начало глубокого внутреннего познания  человеком самого себя. Это   похоже на  процесс раздевания человеком  самого себя, как укутанного в  множество  разных  одежд, которые человек снимает с  себя поочерёдно,  обнажая своё подлинное душевное  естество, о  котором он не  имеет представления.

– Как  это происходит и  почему ? – поинтересовался монах.

– Это происходит потому, что  собранный  ум  начинает  самоуглубляться  и  познавать  самого  себя  от  более  поверхностных  уровней  мышления  к  глубинам  памяти,  интуиции, совести  и  всего  того  сокровенного, что  ранее человеком  не  осознавалось,  хотя  было в  нём  в  глубине  души.

Это происходит  потому, что  духовное  сердце – это подлинный  центр всего человеческого существа и  исток  всех  душевных сил, а  ум,  направляемый  во внимательно-умной молитве в  сердце, как бы  поднимается вверх по течению  реки  к  самому  истоку,  изучая  при  этом всё  вокруг.

Это  можно сравнить  с  тем  же  человеческим  глазом,  который  от внешнего мира обратился  сам на  себя   и впервые получил  возможность  увидеть  и исследовать  сам себя – свой  зрачёк, сетчатку  и т.д. То же  самое происходит и  умом  в процессе  умно-внимательной  молитвы.

Этап  внимательно-умной молитвы  также  весьма  длителен,  поскольку  человеку  предстоит  очень  много  о себе узнать и  переосмыслить. Это  и есть начало большого покаяния,  когда  молитва сопровождается  уже  не столько радостью озарения  и откровения,  сколько сокрушением  человека о самом  себе и слезами  покаяния.

– Но  почему слезами? – поинтересовался молодой монах.

– Потому, что человеку на  этапе внимательно-умной молитвы открывается вся правда  о  нём  самом, которая была  ранее сокрыта благостными иллюзиями,  а  теперь  предстала во всей полноте  голого тела, с  которого сняли  все  украшавшие  его  одежды.  От увиденного внутри самого себя  с  помощью  молитвы  человек испытывает  шок  и потрясение, которого не может  выдержать без слёз.

– А что такого  ужасного  видит человек внутри самого себя, что вызывает в  нём  столь сильное потрясение и сокрушение?

– Он видит собственную грязь, которая  была  искусно прикрыта  многими  слоями  красивых  одежд. Он  видит  себя  «окрашенным  гробом,  полным  мертвечины  и нечистот», он  видит  почти  всю  глубину собственной испорченности и повреждения эгоизмом и страстями, которые точно сорняки  заполонили его тело,  душу, дух и  даже  само  духовное сердце по  слову «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».

Это откровение повергает человека  и он не может  сдержать  слёз, а  потому оплакивает себя, как грешника, которому невозможно спасение,  омывая себя  слезами  раскаяния.  Но эти слёзы сокрушения не  служат  поводом к  унынию, поскольку человек  замечает удивительную вещь –  после этих  искренних  слез  у  него  всегда  наступает тихая  радость умиления с  проблеском  надежды.

Происходит удивительная  вещь,  осознав ту или иную грань  своей порочности  и испорченности, человек  испытывает  и  душевное  облегчение,  как  после  освобождения  от  некого груза,   который  долго носил  в  самом  себе  и не  знал.

Далее происходит  ещё  более  удивительная  вещь,  поскольку  поиск и обнаружение собственных  пороков  и несовершенств,  становится для  человека интересным  и  даже приятным  этим самым  неизъяснимым  чувством тихой  радости  с проблеском надежды, которые всегда посещают душу   после слёз сокрушения.

– Почему так происходит? – поинтересовался  монах.

– Так происходит  потому, что в процессе  самопознания  и самоочищения   ум постепенно растёт вовнутрь  и  приближается  к  духовному  сердцу,  как  внутреннему духовному  солнцу,  откуда и исходит  та самая  неизъяснимая тихая  радость и  умиление.  Как только  человек  это  осознаёт,  внимательно-умная  молитва становится   умной и  осознанной, поскольку человек понимает, что по мере осознания себя  и своих несовершенств, он  меняется  сам  и меняется  его  ум,   который  становится всё  чище, тоньше  и острее.

Если раньше  молитва  человеку  была в  тягость и он  собирал все свои силы для того, чтобы заставить себя молиться, то теперь после узнавания секрета получения  внутреннего утешения, просветления  и  радости в  душе, человек сам  стремится к  молитве  при  любом  удобном  случае и  молитва  из  понуждаемой  становится естественной и  даже самодвижной,  т.е.  движимой  внутренним  расположением, а  не силой понуждения.

– И как  далеко может продвинуться человек в  этой  умной молитве ? –  поинтересовался  монах.

Старец  в  очередной  раз  улыбнулся  и  продолжил

– Далеко может  продвинуться, до самого  духовного сердца  и  полного познания  себя  и  осознания  глубины  своей порочной,  которая  распространяется  и  на  духовное  сердце. Только  дойдя  до  глубин  духовного сердца  человек понимает, кто  им  реально  управлял в  жизни.  И  этим управленцем  оказывается эгоизм,  страсти  и  главное порождение эгоизма – рационально-прагматичный  ум  высшего  хищника.

– И  что  человек  может с  этим  сделать?

– Ничего, кроме  одного – перестать  следовать закону эгоизма, как  хищного ума  и стать  на  другой  закон – Божий,  как  закон  чистого  духовного сердца  и совести.  Иными  словами,  познание себя и глубины  своей порочности  позволяет  человеку  изменить своё  отношение  ко  всему – к  себе, к миру  и  окружающим.

– Что  при  этом  происходит ?

– Ничего.  Всё в мире остаётся на  своих  местах, но  внутри себя  человек раз и  навсегда  меняет  ко  всему отношение и  прежний  мир  эгоизма  просто меркнет для него, как мир хищников  и  грязных  эгоистических  игр,  а  движение в  сторону  духовного сердца и света  становится  высшей  целью и  смыслом жизни.

– Почему движение в  сторону духовного сердца становится целью и  смыслом жизни человека?

– Потому что в  своей  умной  молитве человек точно  знает  – чувствует  собственным    сердцем,  что именно оттуда – из  глубины  духовного сердца струится неизъяснимый свет мудрости,  знания,  тихой  радости и  безусловной любви,  который  и есть Свет Божий.

Этот свет настолько чист, силён и притягателен, что нет ничего, чтобы   могло  с  ним  сравниться.  Вот  почему поиск этого неземного света  и становится  для человека  смыслом  жизни,   поскольку  это  поиск вечного и  нетленного – Божественного,   с  чем  не может  сравниться ничто  земное.

– А  что  бывает дальше и после  того как  человек находит этот свет?

– Ух,  какой  ты  любопытный,  –  с   иронией  среагировал  старец.  – дальше молитва становится  умно-сердечной  и  этот свет, который  есть  свет  божественного знания, начинает  учить  человека  высшему знанию и  открывать многие  духовные тайны по  слову «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину».

Это  и есть ответ на  вопрос о  том, почему  молитва сама  может  учить  молитве  и  без наставника. В  это  время  ум  человека  претерпевает  самые  большие  изменения,   поскольку  ему  открываются  многие  недоступные  ранее  божественные  тайны  духовного  способа  бытия  и  из  душевного  ум  начинает  становиться  духовным.

– Ум  сам  собой  становится  духовным? – поинтересовался монах.

– Нет, одухотворению  ума,  как правило, способствует одно знаменательное событие,   когда   человек  через  свет,  именуемый  Фаворским,  в первый  раз  входит  в  собственное  духовное  сердце  и оказывается  в  сокровенной  малой  клети  души, как  внутреннем  храме.

Это  первое  вхождение  ума  во внутреннюю клеть  души  бывает для человека  самым сильным потрясением в  жизни,  поскольку в  этот момент привычный  материальный  мир  как бы  полностью  растворяется  и  исчезает, а  человек впервые созерцает  во всей  полноте духовным  зрение  мир  иной –  духовный, как мир  Божественных энергий, именуемый большой клетью небесной.

Об  этом  очень хорошо сказал  один  святой: «Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную; потому что та и другая – одно и то же, и, входя в одну, видишь обе.  Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей.»

– И  что это означает для человека ?

– Это  означает  то, что  человек  наконец  выстроил  внутри себя  Лествицу  духовную и,  соединив свой  ум  с  сердцем,  нашёл  выход  в  большую клеть небесную  миров Царства Божьего.  Это  и есть момент  одухотворения  душевного ума, который  открыл  дверь  Духа и стал  причастником  духовного мира,  его  обитателей  и  специфических  законов движения Божественных энергий.

С  этого момента молитва становится  сердечной  и  как  бы  духовно зрячей,  произносимой  из  внутреннего храма  души  и самого  духовного сердца с  которым  напрямую  общается  Бог  по слову «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

– На  этом молитва заканчивается ? – недоуменно спросил  молодой монах.

Старец  громко засмеялся  и от смеха  едва не  закашлялся. Немного успокоившись, он  продолжил:

– Нет,  ну  что  ты,  молитва никогда не  заканчивается,  поскольку она  не  имеет  конца, как  и  вечность,  как  Сам Господь.  Просто с  момента  вхождения в  духовное  сердце  она  становится чистой  и  непрестанной,  т.е. текучей естественно, как само дыхание.

- А  где  же  тут  место Иисусовой молитве ? - неожиданно переспросил  монах.

- Иисусова молитва - это и есть  то,  что  осталось от всей  древней  практики молитвенного делания,  о которой я  тебе  рассказал.  Когда эта практика стала  приходить в  упадок,  то  для  недопущения  забвения  о  духовном  сердце и важности  его достижения, подвижниками была разработана самая простая практика  достижения умом  духовного сердца, которая  и  была  названа  Иисусовой молитвой, дошедшей до наших дней.

- Иисусова  молитва - это до предела сжатая практика всех перечисленных пяти ступеней, как способ уму  напрямую пробиться к  духовному сердцу  силой  устремления. У  этой практики  есть  и свои  пллюсы  и свои минусы,  но  результат её  тот  же, поскольку  в  результате соединения  ума с  сердцем  человек  становится  небожителем ещё  при  жизни в  теле  и  повседневный  мир   для  него  превращается   в  иллюзию  и  дурной  сон.  

- Почему  это происходит ?

Это происходит  потому, что  перед  человеком открывается новый  мир и  фронт духовного делания, связанный с  изучением и постижением  духовного мира, как  того места, куда и уйдёт  душа  после  разлучения  с  плотью. Это момент полноценного  рождения нового  духовного человека, который  и был   целью  всех  усилий  подвижника  на  пути  молитвенного делания. 

Возникла  пауза после  которой  старец  спросил  у  монаха:

– Теперь  ты понимаешь почему для  любого монаха как  воздух  важна  практика молитвы?

Молодой  монах  молчал, а  старец продолжил:

– Эти  пять  ступеней,  о которых  я  тебе  рассказал,  и есть основа молитвенной практики, дошедшая из  глубины  веков  до наших дней. У древних  отцов  были  ещё  две  ступени  наиболее  таинственной  молитвы – зрительная  и  восхищенная,  но  они не  дошли  до  наших дней как самая  таинственная практика умного делания.
 
Зрительная молитва позволяла иноку духовным  зрением  видеть всё,   что  он  пожелает, как  обычными  глазами, а  восхищенная  молитва  позволяла  иметь  духовного двойника  и  переносить  физическое  тело  в  любое  место пространства. Вот  каков потенциал молитвы.

Благодаря этим  удивительным  возможностям молитвы она  заменяла древним  отцам  все  прочие  таинства  и  делания.  К  большому сожалению сегодня знание  о молитве утрачено в  церкви  практически  полностью и очень  редкие иноки  доходят  даже  до ступени внимательной молитвы,  не  говоря  об  умной  и  сердечной.

Для  большинства обычное вычитывание славословий  и выпрашивание у Бога  лучшей  доли  и есть  молитва,  хотя к  подлинной молитве это  практически не имеет отношения.

Вдалеке послышался звон  колокола и  молодой монах  быстро встал:

– Спасибо,  отче, за  глубокое  наставление,  мне  нужно идти к  братии на вечернюю  службу, благословите.

– Бог  благословит,  иди с Богом  и помни о  силе и  глубине молитвы, которая  есть всё и  в  которой  есть  всё…

Из  книги “Согласное  учение святых отцов Восточной Церкви  о  душе, святоотеческая православная психология”,  Учение святых отцов  о молитве


Рецензии
Хотелось бы насладиться чтением об умном делании, но в статье есть неприемлемые слова. Автор утверждает, что монах, достигший высоких степеней молитвы, не нуждается в церковных таинствах. Между тем, например, преп. Никодим Святогорец писал, что духовное причащение, которое он высоко ставил, тем не менее высоко стоит после причащения Тела и Крови Христовых. Я думаю, что и другие св. отцы так же утверждали. Есть описания, с каким благоговением подвижники участвовали в Литургии и принимали св. Тайны. Если например в житии св. Антония не упоминается, что он, посещая обтель, или перед кончиной, причащался, то скорее всего это подразумевалось само собой, п.ч. не могло быть иначе.
Если бы кто-то принял всерьёз слова автора о ненужности причащения для кого-либо, то должен был бы вслед за автором признать, что Таинства Тела и Крови Христовой вообще не существует, что это фикция. Простой обряд, как утверждают сообщества, отпавшие от Церкви. Уверен, что это какая-то ошибка, п.ч. любой святой скажет, что не может быть человека в теле, который бы не нуждался в Причастии Тела и Крови. Мысль о ненужности Причащения кого-либо разрушает церковь и душу.
И ещё возникает вопрос, что это за утраченная практика, которой занимались (или просто знали) иудейские первосвященники и которая перешла к первым христианам? Какие имеются о ней сведения? Тайное знание?

Борис Силуанов   12.02.2021 15:40     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к странице.
Ваши замечания и вопросы убедительно говорят о том, что вы пребываете на ступени телесно-душевного нравственного-религиозного разума, а материал рассчитан на более высокий уровень ума и осознанности, который не привязан так сильно к формально-обрядовой стороне религиозности, поэтому от пояснений воздержимся, поскольку вы их не сможете принять, как канонично верующий.
Нам неизвестна никакая тайная практика иудейских первосвященников, которая перешла к первым христианам. Вы скорее всего не поняли из текста, что речь идёт о древнейшем и дорелигиозном духовно-аскетическом знании, составлявшем основу культуры древнего человечества, к которому имел отношение Иоанн Креститель. Пояснять нет смысла, поскольку этим знанием, как и знанием древней духовной истории человечества вы вряд ли владеете, судя по характеру вопроса.
Но в любом случае спасибо за внимание.
С ув.

Яков   12.02.2021 22:13   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ.
Но вы же написали в статье о двух православиях, что первосвященники владели полнотой духовного знания. Вот цитата: "Любителям истории будет интересно узнать, что изначальное разделение христианства на две части – профанную (культо-обрядовую) и сакральную (посвящённую в знание) произошло гораздо раньше во времена древней церкви Иудеи, где первосвященство изначально владело практически всей полнотой духовного знания, тогда как простым верующим давались лишь фрагменты этого знания и вся религиозность превращалась в систему каббалы или точне религиозного закабаления через манипулирование духовным знанием".

Что касается "канонично верующего", то вы должны знать, что священные каноны св. отцы называли костями богословия и церкви, т. е. самыми несущими частями церковного тела. Вы же часто ссылаетесь на святых отцов.

Борис Силуанов   12.02.2021 22:46   Заявить о нарушении
Придерживайтесь логики и смысла названной статьи - «Разговор монаха со старцем о молитве» и не нужно выдёргивать фразы из других произведений в рамках своего контекста.
В статье о «Двух православиях» говорится не о древней дорелигиозной системе духовного знания единой для всего человечества, а только об иудаизме и о том, что евреи взяли для себя из этого глобального знания, когда создавали иудаизм, а взяли они не много - меньше половины и ту разделили на части для разных каст - первосвященства, духовенства, верующих, мирян и всех прочих.
Так что вы сопоставляете разные смыслы из разных произведений и с разным контекстом.
Каноны - это не догматы, а общие принципы управления церковным институтом и его внутренней организацией, которые давались не Богом, а были разработаны и приняты на Вселенских Соборах обычным голосованием людей. Многие из канонов уже не работают, поскоольку отражают отношения и принципы древней церкви, которых давно уже нет в церкви современной, как схоластической и полностью подчинённой высшей государственной власти и идеологии.
С ув.

Яков   13.02.2021 16:51   Заявить о нарушении
Да конечно, я подразумевал догматы. Ошибся.
Спасибо за обстоятельные ответы, вопросов больше не осталось.
Всего вам доброго.

Борис Силуанов   13.02.2021 19:15   Заявить о нарушении