Берегите колени статья для Артистов танц. жанр

Пока разбирал свои мемуарные «черновики», чтобы описать моё «залечивание» травмированного колена после проверки               
http://proza.ru/2013/07/05/1854 в Ансамбль танца УССР  - вспомнил одного танцора из Хора Веревки. Мне он рассказал, как работая у себя в коллективе, - «смог» травмировать от резкого распрямления-сгиба коленный сустав. Подробно рассказал о причинах разрыва мениска наружный (латеральный) изначально, а чуть погодя и внутренний (медиальный) мениск.

Так же поведал мне историю послеоперационного восстановления. Я, в свою очередь, поделился своей историей от полученной травмы и до самого восстановления, но без операционного вмешательства.
Хочу вкратце описать лечебный процесс не только по сохранённым записям, но и по памяти восстановить «картинку» на момент, работы в Ансамбле танца Украины, на протяжении двух с половиной лет, залечиваясь и восстанавливаясь.
 
В 1983 году, после удачной проверки к Вирчанам, я вернулся в Москву, где временно работал в Военном Ансамбле песни и пляски МВД СССР (рук. Вершинин) Мне пришлось вплотную заняться своими ногами, а именно, - пытаться избавиться от боли в коленном суставе (я не мог полностью присесть в grand pli; глубокое  приседание).
В Ансамбле МВД были отгулы, за гастроли по Украине. У Вирчан отпуск и тоже отгулы за гастроли по Латинке. Учитывая, что мне надо было потратить время чтобы прописаться в Киевской области (такие условия мне определили после проверки к Вирскому) - был уверен, что справлюсь со своей «балячкой» до того времени, как переступлю порог в мою мечту, - танцевать в Государственном Ансамбле танца Украины им. П. Вирского.
 
… Втирание, разных составов мазючек, всевозможные спиртовые и травяные компрессы, кратковременные парафиновые ванны, обвёртывание коленного сустава капустными листьями и многими другими средствами, мне нисколечко не помогали…
Отведённое время пребывания в Москве во время отгулов и плюс отпуск, - эффективных результатов моего самостоятельного лечения не увенчались успехом. Боль во время приседания не  прекращалась…
Обратиться к специалистам не представлялась возможным, потому, как никто о моей проблеме не ведал кроме меня, а будь-бы мне об этом рассказать или обратиться к врачу, узнали бы в Москве и донеслось бы до Киева в Ансамбль Вирского, а мне этого ох, как не хотелось!..
 
Уволившись с Ансамбля МВД и по приезду в Киев, я вплотную занялся поисками прописки в районных центрах, относящихся к Киевской области (из мемуаров «Проверка в Ансамбль танца УССР» …мне сказал Б. Ф. Черноусов, что я подхожу и что буду работать, только необходимо прописаться (прописка в паспорте) а так всё хорошо и добавил, чтобы я не говорил никому о том, что услышал от него…)
В 12-ти местах мне было отказано, по причине, когда узнавали, что я женат (я на то время ещё официально не развёлся с Тамарой…) и что у меня есть ребёнок. Только в селе Гореничи, я смог прописаться в домовую книгу к жительнице села, по инициативе председателя сельсовета, заверив его, что я буду вне семьи.
Пока моя беготня по сёлам занимала большую часть времени, я изредка вспоминал о своём колени и только в тех случаях, когда оно напоминало о себе…
На залечивание моего колена времени оставалось только по ночам.

Я спешил прописаться потому, как Ансамбль танца скоро должен был выйти из отпуска плюс отгулы, которые набрались за поездку в латинскую Америку (я уже писал, что Вирчане после этой поездки лишились выездов за рубеж.)
При оформлении на работу в Ансамбль, - руководство меня поблагодарила, за то, что я прописался и сказали, что «Нам такие люди нужны» и добавили на словах, - что не могут дать ставку по моей тарификации в 175 рублей, потому, как у них Заслуженные артисты получают по двести рублей… 
Время подошло к тому, чтобы приступить к работе в Ансамбле.
У станка я мог разогреваться, не перегружая больное колено, а на середине было легче, потому, как при прыжках я не замечал острой боли.
Сохранилась запись в несколько строчек.

Из мемуаров…
Сегодня вторник, 5 число.
Кажется, меня хотят поставить на Березнянку.
Ансамбль готовится к концерту во дворце Украина.
6 число, вторник. 
Это через две недели и концерт (?)
Сегодня отработал (на репетиции) Березнянку, - Вантух похвалил, что я танцую в манере… (ещё бы, со студии помню, с закрытыми глазами, хоть и прошло 9 лет…)
Ремарка.
Я знал, что при Вирском никто в течение года не танцевал в концертной программе, до тех пор, пока не приобретёт манеру Вирчан, (кроме трюкачей) а тут мне, через две недели предстояло станцевать Березнянку в составе Ансамбля, да ещё на такой громадной сцене.
7 число среда.
Вводят меня в танец «Мы помним» (я его также помню, практиковались в студии, на втором году учёбы в студии). Приходится ползать на коленях. Терплю и делаю вид, что ничего не болит… Эластичный бинт временно «заглушает» боль,  но при приседании боль усиливалась и чтобы как-то справляться с болью, я перегружаю колено другой ноги…
Ремарка
Вспомнил, как в студии, второй год обучения, на смену Виктора Михайловича Гаченко оказался Черноусов Борис Фёдоровича, как раз на момент постановки в студии «Мы помним» С ним были одни проблемы… - Он не всю постановку знал, да и сам танец очень давно танцевал…

В одном эпизоде (момент после, так называемого наступления) он напрочь забыл движение – удар стопой об пол правой ногой, удар стопой левой ногой, - всего один такт, а затем вращение в право, - поза «арабеска», вращение влево, - поза «арабеска» спиной три шага отход назад с фиксацией позы, затем шах вперёд и с переступанием становимся анфас в финальную позу с поднятой правой рукой, после чего, пауза (финишная поза) и всем нам предстояло идти по своим местам на постамент, приняв изначальные позы, - замереть.

Этот пред финальный момент четырёх тактовой мелодии мы репетировали 3 дня подряд по два часа постановочной работы. Борис Фёдорович напрочь забыл про этих два удара из-за такта…
Последней каплей моего и Бориса Фёдоровича терпения была моя подсказка Черноусову, чтобы он обратился к тем, кто танцевал Мы помним… После этих слов меня он выгнал с урока.
Не помню, что произошло в последующие дни, - но на смену Бориса Фёдоровича Черноусова пришла Котляр Валерия Семёновна. Она очень красиво показывала, но руководила нами при постановке не лучше предыдущего «учителя»!..

(В продолжение… Травма колена и лечение)
18 число воскресенье.
Концерт во дворце Украина.
- Я думал две недельки до концерта, а тут вдруг бац и сегодня выступления. Допишу после выступления. Еду на репетицию, а вечером разводка на сцене и концерт. Не забыться закачать колени хотя бы 200-300 жимов…
Вторник, вроде бы сегодня, число 21 - е. Вечер. Сижу на Туполева, в общаге. Настроение отличное. Концерт на ура, Березнянку станцевал без ошибок… Великоватская сцена, страшнинько было, но справился. В зал не попал. Вчера на базе Вантух шумел на некоторых, кто-то, что-то обронил на сцене и кто-то не совсем высоко приподнял свою партнёршу в пред финальной части на Березнянке. За меня ничего не говорил… Колено держит, - слава Богу! В танце нет присядок. Всё, на сегодня… Спать, завтра работа. 22. 47 мин.
*
Я всё-таки постараюсь описать о проблеме с коленом…
За два с половинкой года многое что происходило, всего не опишешь. Репетиции, прогоны, гала-концерты на стадионах и солянки во дворце Украины. Выступления в Чайковке, в КДС во время пребывания коллектива в Москве. Поездки на фестивали в Среднюю Азию, а так же гастроли по союзу…
Всё это время моя травма давала о себе знать, - приходилось нагружать здоровую ногу…

Ремарка.
Вспоминается, как на одном концерте, видя, как я перематываю эластичными бинтами оба коленка, кто-то из ветеранов (мы их звали Китами) посмотрел и, покачивая головою, сказал, что я могу остаться инвалидом на всю жизнь…
Года два спустя, с момента травмы одного колена, у меня начало болеть другое колено. Это были не лучшие дни в моей танцевальной деятельности. Закачивание моих коленок всевозможными упражнениями перед выступлениями, однодневные поездка в Москву перед сольными концертами Ансамбля, лечащий врач, из Ансамбля «Берёзка», мне делала в коленный сустав уколы Гидрокартизона с закачиванием кислорода в суставную сумку)  - меня спасали от возможной инвалидности.
Но моя, ничем неизмеримая любовь к танцам Вирского, безрассудное увлечение танцевальными шедеврами Вирского, неиссякаемое желание танцевать в Ансамбле, - стояли превыше моих травм!

С моей стороны это было самоистязанием и в большей мере безумием во всех проявлениях и однажды могло закончиться для меня очень плачевно, - мой нервный срыв во время оркестрового прогона на генеральной репетиции одного из моих любимых танцев в постановке Вирского, - «Ми з України».
… Вантух видя, как я сажусь по шестой позиции вприсядку на одно колено в глубоком плие, а другое колено возвышается над ним, - делает мне замечание, - останавливая репетицию.
 
Я не помню всех высказанных слов Вантухом, но помню очень хорошо, что я, вернувшись на исходную позицию гуцульского фрагмента и повернувшись лицом к группе танцоров, сказал так, чтобы было слышно: - Сейчас я так сделаю присядку, чтобы Вантух увидел, как моё колено вылетит на пол вместе с мениском, пусть увидит, что я не притворяюсь… Когда звучал  музыкальный фрагмент в предыдущей четвёрки (две пары) я был уже настроен категорично и с первыми сопроводительными аккордами моего выхода, я, что было сил, со всеми эмоциями, в полную ногу, как того требовалось в этом «кусочке», - присел в глубокое плие, на обе ноги, одновременно прижав плотно оба колена.

Доделав свой танцевальный фрагмент, я продолжил танец и только когда прозвучал финальный аккорд я, в растерянности смотрел на свои ноги и несколько раз приседал, как и полагается -  в глубокое плие, в равной степени и на обе ноги.
С этого момента мне словно подменили коленки, - и нисколечко не ощущал боли в последующие 11 с хвостиком лет, танцуя в моём любимом Ансамбле танца Украины, им. Павла Вирского.   
*
Вернёмся к артисту танцевального жанра из Хора Верёвки, который мне поведал историю с травмой левой ноги коленного сустава в виде разрыва менисков (дважды рвал на одном и том же колене)
Постараюсь быть кратким…
В Хоре Верёвки в одном из танцев, нужно было резко сесть в колено и также резко приподняться. Мой рассказчик, сказал, что  опустившись в одно колено, поставил стопу не на полу пальцы, а на подъём, и когда нужно было резко и музыкально встать, то в этот момент услышал щелчок в левом колене и чуть было не упал на сцене. Поджав травмированную ногу он «ускакал» за кулисы.

Выяснилось, - травма колена в результате перегрузки опорной ноги во время подъёма с позы, когда стопа одной ноги - ПОДЪЁМОМ прикасается к полу! - Он пренебрёг профессиональными навыками, которыми владели танцовщики Ансамбля танца Украины…
У Вирского было заведено, - опускаясь на одно колено, и подъём с колена, (в массовом танце, очень важно без качка в корпусе и очень музыкально приподняться) в значительной мере, будет безопасен подъём с одного колена, если, в согнутом колене, - стопа опирается полу пальцами об пол, а не прикасается подъёмом к полу.
 
Ремарка.
Известный факт, когда Вирчане гастролировали за рубежом по Америке, то Вирский и Иващенко, в свободные дни от концертов или в дни коротких переездов, не хаживали за «шмотьём» по магазинам, а частенько «захаживали» на театрально-музыкальные представления, так называемые мюзиклы. На то время, выдающимися режиссёрами и в одночасье хореографами, такими как Георгий Мелитонович Баланчивадзе (Джордж Баланчин), Басби Донен, Роббинс Джером, Джин Келли, много было поставлено музыкально-танцевально-вокальных представлений и кстати, среди всего прочего искусства, - мюзиклы имели преобладающее превосходство.
Если кто смотрит те представления, то обратите внимание, какая посадка на одно колено была у танцовщиков в тех или иных спектаклях…

Второй момент, на сколько мне рассказывали ветераны из Вирского (к сожалению их почти не осталось, да и тем вряд ли известны некоторые подробности, - я расспрашивал их во время учёбы в студии в 1974-1976 года) это манера Вирчан, почти во всех постановках, держать завышено голову в танцах, - было подмечено Вирским, во время гастрольной поездки в Китай.
   
Вирский это «подсмотрел», когда Ансамбль впервые побывал в Китае. Приглашённый на Китайское музыкальное представление, Вирский заметил, что все актёры, чтобы выглядеть выше своего роста, незначительно запрокидывали головы чуть больше обычного и это привлекло его внимание, которое в дальнейшем распространилось в Ансамбле танца.
(обратите внимание, Вирчане всегда были узнаваемы, в первую очередь, своей манерою, - направление головы завышенное, а взглядом поверг голов зрителя.

Много лет, а именно со дня поступления в студию Вирского, я пропагандирую те методы танцевальных особенностей, которыми был научен танцуя в последующие годы.
С некоторыми из них я был знаком ещё в 1969-1971 годах, на курсах повышения квалификации балетмейстеров при Доме Народного Творчества в городе Краснодаре, где окончил двухгодичное обучение. Моими педагогами-пенсионерами были бывшие балетные танцовщики и танцовщицы из театров Ленинграда и Москвы.
 
Многими особенностями в построении (именно в построении…) танцевальных произведений я  смог овладеть, и мне, тогда шестнадцатилетнему юноше было не всё понятно и разъяснено, - закономерности при выполнении тех или иных требований, при сочинительстве движений (в первую очередь…) при схематичном строении рисунков, а также при построении всего танцевального произведения.
 
Мне помнятся до этого времени некоторые особенности, без которых нельзя выстроить танцевальное произведение, будь то оно одночастное, (танец, миниатюра, сольный номер) двухчастное (лирический хоровод плюс быстрая часть танца) или более сложное, состоящее из трёх частей (пример - бытовому бессюжетному молдавском фольклору; хора +  бэтута + молдовеняска). Во всех этих случаях, в построении танца обязана присутствовать композиционность, а именно, - экспозиция, завязка и развитие танца, кульминационный момент, развязка, пред финальная часть и финал.
 
Но существует и «промежуточные» (я их так называю…) движения которые обязаны присутствовать при сочинительстве в любой постановке. Позиция рук, ног и корпуса. Это для того чтобы в групповом танце, участники (танцоры) не могли нанести (случайно) травму с рядом стоящими такими же танцорами.
*
Ремарка.
Однажды в танце «Моряки» Вирского, во время исполнения движений по большому кругу, из-за неправильного действия рук, для которой было введено строгое правило, - от рядом двигающегося танцора, я получил травму глаза, - и на две недели ослеп на правый глаз (у всех танцоров, двигаясь по кругу, коротким взмахом правой руки, кротчайшим путём и без широкого замаха, кисть должна была ладонью оказаться на собственном затылке, как бы придерживая головной убор (тип капитанской фуражки) но этот момент не был исполнен согласно жёсткому правилу…)
Некоторые моменты должны неукоснительно выполняться…
*
К примеру; в плотной шеренге (линии), зачастую так бывает на малых сценических площадках, -  стоя в линию раскрываются руки, если через третью позицию, то правая рука опускается (если того требуется) за спину партнёра/ши стоящего/ей справа, а левая рука  с третьей позиции, (если требуется) открывается впереди слева стоящего партнёра/ши. Таким образом, никто никого не зацепит и случайно головной убор не собьют. Хаотичное открытие рук (кто первый, тот успел), - никогда не будет в рамках ансамблёвости…

Если руки раскрываются из подготовительного положения через первую позицию во вторую позицию, то правая рука заводится под левую руку справа стоящего партнёра/ши., левая соответственно открывается поверх правой руки рядом стоящего слева партнёра/ши.
И как бы то ни было, в ногах такое же сочетание, правая нога по заду левой ноги справа стоящего партнёра/ши. Левая, по переду правой ноги слева стоящего партнёра/ши.
*
Может выглядеть гораздо эстетичнее…
*
Третья позиция ног;
*
Третья позиция ног (без особой выворотности) пятка правой ступни, прикасается к середине внутренней части лево ступни, находящейся сзади. (Может быть изменена наоборот, но поскольку движение у танцоров всегда начинается с правой ноги, то правая нога в большинстве случаев имеет преимущество) 
Ремарка.
Когда такое случается, да будь-то хоть в четвёртой линии, - кто по первой выворотной, кто по шестой, слегка с разведёнными носками, а кто вовсе по короткой второй выворотной позиции ног и, глядя из зрительного зала на сцену, стоящих в разно-позах на сцене, - выглядит не гармонично и не ансамблёво!..
*
Ещё момент;
Танцор (партнёр) становится ногами во вторую позицию и зачастую нога от ноги на очень большом расстоянии. Существует балетная мера, - расстояние между стопами во второй позиции в пределах чуть больше одной длины стопы с небольшим плюсом, при которой, визуально, рост танцовщика не уменьшается и более благородно смотрится, нежели расстояние между стопами, так называемой второй позиции, превышает в две стопы, а то и более!..
Такое постоянно случается в момент какой-то финальной позы - после выполненного трюка (ужасно смотрится из зала), я называю это, - встал в раскорячку.
*
В правах и обязанностях профессиональных балетмейстеров, репетиторов, при постановочных работах этому и многому другому нужно уделять должное внимание, а иначе вся танцевальность выглядит неуклюжей самоделкой!
Ну, а в заключение несколько слов о том, что танцуя или руководя, в самодеятельном или профессиональном коллективе, требуйте исполнение с обеих ног, то есть, - давайте нагрузку как с левой ноги так и с правой (вращение так же в обе стороны) - Даже выполнение трюков иногда просите исполнить на две стороны.
Что касаемо всего экзерсиса, то тут однозначно, учимся всему, как говорят балетные, - с двух ног.
 
Что переписал, а что вспомнилось, всё в одной записи.
В. Онищенко


Рецензии