Глава семнадцатая

Рагэар безнадёжно заблудился! Отделённый от Клуни, он не мог думать самостоятельно. Поспешно удрав вниз по дороге в неверном направлении, он так и продолжал идти в состоянии страха. Напуганный внезапно защебетавшей птицей, он, ничего не видя, вслепую забежал в моссфлауэрский лес и стал ломиться дальше, всё больше углубляясь в эту странную новую территорию. Только когда наступил бледный рассвет, он остановился и тяжело опустился под какие-то кусты. Выдохшийся, насквозь мокрый и удручённый, он свернулся в жалкий сырой комочек и заснул.
Когда почти наступило утро, Рагэара разбудил звук шагов. Когда мимо проходил Маттиас, он лежал, замерев, молча поздравляя себя. Какая находка - маленький мышонок! Он возьмёт его в плен и живым приведёт к Клуни. Таким образом он заработает себе некоторый престиж, и, может быть, Клуни даже забудет, что он запаниковал и сбежал из аббатства...


Маттиас рискнул бросить быстрый взгляд через плечо. Его пыталась преследовать крыса - грызун, выглядящий неловким, но, тем не менее, враг. Юный мышонок пошёл вперёд; ум его работал хладнокровно и бесстрашно, - он был уверен, что сможет справиться с создавшейся ситуацией.
Ломая ногами веточки и неуклюже спотыкаясь, пока он брёл от дерева к дереву, Рагэар посмотрел на мышонка и начал фантазировать.
- Их было шестеро, шеф; они пытались окружить меня, но я дрался, как дьявол! Потом я говорю себе - Рагэар, говорю я, тебе лучше бы взять в плен этого последнего и привести его к шефу на допрос! Потом Клуни скажет мне - Рагэар, добрый старый Рагэар, я знал, что могу на тебя положиться! Почему же, ты полагаешь, я взял тебя с собой с самого начала? Манджфур, принеси еды и вина для моего старого приятеля, Рагэара Храброго! Ха! Да... потом я похлопаю шефа по спине и скажу: "Клянусь усиками Сатаны, ты, старый грызун! Ты никогда не думал о том, чтоб уйти на покой и позволить мне командовать ордой? Почему же... с таким галантным воином, как я, во гла..."
ХРЯСЬ!
Длинная, гибкая, как хлыст, ветка внезапно прыгнула вперёд. Она ударилась Рагэару в голову, пригвоздив его.
Потирая лапы, Маттиас вышел из укрытия - держать ветку в положении замаха назад было трудно. Размотав альпинистскую верёвку Шэдоу, он привязал лапу Рагэара вместе с когтями к крепкому дубу. Мышонок не мог позволить себе ждать, пока крыса придёт в себя, - ему ещё предстояло путешествие. Он поспешил вперёд, оставив своего бесчувственного врага привязанным к дереву.


Дождь перестал. За считанные минуты, словно извиняясь за своё отсутствие, горячее июньское солнце брызнуло на Моссфлауэр. Облака дымящегося тумана поднимались с лесной земли, смешиваясь с золотыми лучами, наклонно спадающими сквозь деревья. Начали петь птицы. Каждый цветок и травинка были с ювелирной педантичностью украшены ожерельями из блестящих дождевых капель.
Внезапная теплота нахлынула на Маттиаса, развеселив его. Неслышно напевая про себя какую-то мелодию, он энергично шёл прогулочным шагом, почти вырвавшись из-под прикрытия деревьев прямо на ровную луговую поверхность.
Мышонок вовремя остановился, чтобы проверить себя. Прямо впереди него лежал широкий, неухоженный участок, не бывший ни пастбищем, ни лугом. Это была общая земля, которая некогда прилегала к церкви Святой Ниниан.
Маттиас припал к земле на краю леса. Ему была видна задняя часть церкви. Находясь в некотором отдалении от него, её патрулировали десять или двенадцать крыс. Прежде чем он справится с этой проблемой, ему предстояло ещё пересечь общинную землю. Куски чертополоха и небольшие холмики земли будут ему единственным прикрытием.
- Гм... это может стать небольшой проблемой, - высказал вслух свои мысли мышонок.
Ответил ему странный голос.
- Проблема... небольшая проблема? Ну, что ж, - по крайней мере, это не проблема для взрослых - в полный рост.
Маттиас громко запищал от ужаса. Крутясь вокруг себя, он искал источник загадочного голоса. Рядом не было никого. Подобравшись, он сделал плечи квадратными и храбро позвал:
- Немедленно выходи сюда и покажись!
Голос ответил. Казалось, он исходил откуда-то прямо перед ним.
- Показать себя... вот уж действительно! А сколько пар глаз ты бы хотел, парень... а? а? Прекрасное состояние дел... благослови м;ою (1) душу! Что же, что же?!
Маттиас сузил глаза и пристально вгляделся... по-прежнему ничего.
- Я тебя предупреждаю - выходи и покажись! - раздражённо закричал он. - У меня нет настроения играть в игры!
Словно по волшебству, прямо рядом с Маттиасом, как из-под земли, вырос долговязый заяц - странное, пёстрое, словно сотканное из лоскутков, создание... шубка его была пепельного цвета с серыми пятнами, внизу живота же она была светло-коричневой с белыми крапинками. Он был очень высок, с внушительными, тяжёлыми задними ногами и комичной мордочкой мешочком, увенчанной двумя огромными ушами, которые болтались вокруг него по их собственной воле. На изысканный, старомодный манер заяц грациозно поклонился, отставив ногу. В голосе его слышалась едва заметная дрожь.
- Заяц по имени Олень Базиль к Вашим услугам, сэр! Я - эксперт в скаутском движении (2), борюсь задними ногами, являюсь проводником в пустыне, также я - специалист по маскировке... гм... а ещё - освободитель нежных молодых посевов, моркови, салата-латука и других им подобных странных чудовищ. Пожалуйста, скажите мне, к кому я имею удовольствие обращаться, и, пожалуйста, укажите природу Вашей маленькой проблемы.
Маттиас решил, что странный заяц либо слегка ненормален, либо навеселе; однако его вышедшая из моды манера была, несомненно, дружелюбной. Юный мышонок тоже его насмешил, когда низко ему поклонился, держа лапу у талии.
- Добрый день, господин заяц Олень Базиль! Меня зовут Маттиас. Я - послушник Ордена мышей из Рэдволла. Моя безотлагательная проблема - как пересечь эту землю до вот той церкви, чтобы меня не обнаружили крысы, которые её охраняют.
Заяц, которого звали Олень Базиль, мягко постучал по земле одной из своих огромных ступней.
- Маттиас! - засмеялся он. - Какое, я уверен, странное имя!
- И вполовину не такое странное, как у Вас! - засмеялся мышонок в ответ. - Кто когда-нибудь слышал о зайце, которого зовут Базиль Олень?
Заяц моментально исчез и возник рядом с Маттиасом.
- А, ну... Заяц - это семейное имя, - неужели не знаете? Мои родители назвали меня Базилем, хотя моя старенькая матушка хотела назвать меня Коломбиной Агнес. Ей всегда хотелось маленькую девочку... вот так вот!
- Но почему Олень? - спросил Маттиас.
- Олени - животные благородного происхождения, - вздохнул заяц. - Я когда-нибудь говорил Вам, что хотел быть таким, как они - великолепным королевским оленем с рогами, как вешалка? Так что однажды ночью я спустился к старой весёлой речке и окрестил себя Оленем! Две жабы и тритон были моими свидетелями, знаете ли... О, да!
Маттиас был не в состоянии скрыть своё веселье. Он присел и захихикал. Базиль тоже начал посмеиваться. Потом присел рядом с Маттиасом.
- Я думаю, ты мне понравишься, м;ой мальчик! - закричал он. - А теперь - как насчёт того, чтобы я проводил тебя в ту церковь? Что ж - нет ничего проще! Но для этого будет достаточно времени позже, юноша. Как насчёт того, чтобы рассказать мне, что привело тебя сюда? Я, знаешь ли, люблю послушать хорошую, длинную историю. О, между прочим, я надеюсь, что ты любишь фенхель и овсяные пирожные. Конечно же, любишь! Ты разделишь со мной ленч (3) - естественно! - вот такой парень!
Через миг Базиль выволок откуда-то из-под кустов сумку для провизии и разложил между ними на траве еду. В следующие полчаса, то и дело глотая куски вкусного заячьего завтрака, Маттиас рассказывал свою историю. Базиль сосредоточенно слушал, прерывая его только тогда, когда просил прояснить тот или иной момент.
Маттиас закончил рассказывать и слегка отклонился назад, ожидая комментариев. Длинные уши Базиля летали вверх и вниз, как железнодорожные сигнальные огни, пока он поглощал еду и полученную от своего друга информацию.
- Гмм... крысы... Я знал, что они в конце концов придут - разведка донесла, знаешь ли. Да и в старые уши тоже кое-что надуло. Ну, а Рэдволл... я его хорошо знаю. Отличный тип - этот аббат Мортимер. Великолепный парень. Я слышал, как Джозеф Белл прозвонил своё священное послание. Ха! Да ко мне даже приходил какой-то нахальный старый ёж, из прислуги, и сказал, чтоб я бежал туда его слушать. Я, конечно, не смог пойти... о, Боже, нет! Так не пойдёт - никогда. Парень, покидающий свой пост... немножко неважное шоу... что? что? Предпочитаю свою собственную компанию, знаешь ли. Исключая нынешнюю, конечно.
- О, конечно! - согласился Маттиас. Он уже чувствовал к зайцу чрезвычайное расположение. Базиль подпрыгнул вверх по новейшей военной моде и отсалютовал ему.
- Что ж... сначала - самое важное! Я должен переправить тебя через это поле к церкви, юноша, мой мышонок! Я говорю, эта зелёная штуковина, которую ты носишь - твоё послушническое одеяние, верно ведь? И первоклассный камуфляж (4). Ты просто попробуй лечь где-нибудь в тени. И поверь мне, тебе будет трудно найти себя самого! Превосходное укрытие!
Базиль остановился и некоторое время размышлял. Уши его легли на голову, потом встали торчком, и наконец разошлись в разные стороны. Он продолжал:
- А теперь... Когда ты вызволишь свой кусок гобелена или чего ты там хочешь, беги назад через поле, прямо сюда. Я буду ждать - так что ничего не бойся. Отлично! Ну, давай, юный хвастун! Мы не можем сидеть здесь целый день, как два жирных кролика, жующих сельдерей. Давай, вставай и нападай на них! Сейчас твоё слово - это "быстро", а твоё действие - "остро"! Давай, кусани их, парень!
Базиль исчез снова - но только для того, чтобы вновь появиться на какие-нибудь три метра подальше - на поле.
- Давай, Маттиас! Лавируй влево, а потом катись направо. Подпрыгивай, тки, ныряй и извивайся! Смотри - это просто!
Маттиас поспешил следом, держа в голове данные Базилем инструкции. К его удивлению, оказалось, что они работают идеально, и вскоре двое друзей прошли почти три четверти общинной земли. Маттиас мог даже сосчитать усики на мордах у некоторых крыс.
Он прикрыл рот лапой, подавляя смешок.
- Это действительно очень просто; правда, Базиль? Как у меня получается?
Заяц выпрыгнул рядом с ним.
- Капитально! Ха-ха! Ты как утка в воде, парень! Отпади мои уши, если ты не самый лучший ученик, который у меня когда-нибудь был! Между прочим, - есть что-нибудь, чем я могу помочь?
Маттиас остановился и серьёзно на него посмотрел.
- Да, Базиль, есть. Но мне неохота тебя просить, чтобы ты встрял в мою драку.
Заяц, которого звали Олень Базиль, хрюкнул.
- Ерунда! Твоя драка... правда что! Ты что, на самом деле думаешь, что я буду тут сидеть и жевать свою старую сумку, пока какой-то здоровый (5) уродливый грызун со своей бандой головорезов будет бегать, завоёвывая мою деревню?! Ха! пусть никогда никто не скажет, даже в самом крутом месиве драки, что заяц по имени Олень Базиль стал раздумывать, когда надо было наступать! Давай, проси, Маттиас, ты, юный грубиян!
Заяц выдохнул из своей узкой груди воздух, и теперь стоял, держа лапу на сердце; глаза его были закрыты, а уши стояли торчком. Он ждал приказаний. Юный мышонок, пряча улыбку, которая появилась у него на губах, когда он увидел аристократическую позу Базиля, восхищённо сказал:
- О, мистер заяц, Вы выглядите так героически, когда вот так вот стоИте! Спасибо Вам!
Базиль открыл один глаз, чтоб посмотреть на себя. Да, он выглядел, можно сказать, галантно - немного походЯ на хозяина долины (6) или на оленя вечером - точь-в-точь как на одноимённой картине (7). Ну... не то чтобы мышонок понимал в чём-нибудь подобном...
Маттиас выразил "Оленю" своё пожелание.
- Сможешь ли ты сотворить в некотором роде диверсию, пока я буду добывать гобелен? Сможешь их чем-нибудь занять, Базиль?
Заяц уверенно передёрнул ушами.
- Не говори больше ничего, парень. Ты сделал правильный выбор в отношении Оленя. Слушай внимательно. Срежь путь и подойди к ним с левого фланга. Они сорвали кусок обшивки с забора около покойницкой. Вот там ты и проскользнёшь. А когда достанешь то, за чем пришёл, выходи обратно тем же путём. Я буду неподалёку и послежу за тобой. Хорошо... а теперь - иди!
Маттиас быстро пошёл, памятуя о том, что ему надо подпрыгивать и заплетать, как учил его Базиль. Он легко дошёл до забора, оглядываясь назад, чтобы проверить, как там его компаньон.
Базиль разогнался и быстро побежал. Он мгновенно очистил верхушку забора от мусора и постучал по спине стоящую ближе всего к нему крысу.
- Я говорю, старик, где этот ваш начальник? Клуни, или Луни... как бишь вы его там зовёте?
Совершенно потрясённая, крыса стояла с отвисшей челюстью. Базиль оставил его и выпрыгнул рядом со следующей крысой.
- Фу! О, Боже, Боже! Парни, неужели вы никогда не принимаете ванну? Слушай сюда, ужасное ты создание! Ты понимаешь, что ты воняешь? Э-э... между прочим, твои родители когда-нибудь называли тебя Понго, или они воняли так же, как ты?
Чтобы придти в себя от удивления, крысам-часовым понадобилась минута или две. После этого они издали вопль ярости и попытались схватить нахального зайца. Однако это было всё равно, что пытаться поймать когтями дым. Базиль кругами бегал вокруг них, поддерживая этим беспрерывный поток ругательств и подогревая их раздражение. Они зло кричали:
- Хватайте этого большого тощего кролика, парни!
- Сам ты большой тощий кролик! Кошачье мясо!
- Я его чёртовы кишки на пику намотаю!
- Ну-ну, потише, потише! Тц-тц! Какой ужасный язык! Слышала бы тебя твоя матушка!
- Чёрт, он скользкий, как поросёнок в масле!
- Несколько моих лучших друзей - поросята в масле, ты, нос бутылкой! Оп! Ты опять упустил меня, старые твои масляные пальцы!


Маттиас тихо хохотнул и восхищённо покачал головой. Он смотрел, как двенадцать крыс падают друг на друга и сталкиваются головами, охотясь за его другом и пытаясь поймать его в процессе беготни вокруг островка общинной земли. Едва ли не каждую секунду Базиль останавливался и принимал позу "Благородного Оленя", позволяя крысам подобраться к нему почти вплотную. Потом он проворно выбрасывал в воздух свои длинные ноги, из-за чего грызуны разлетались вокруг и снова падали на землю, создавая кучу малу. Добавляя к их травмам ещё и оскорбления, он танцевал вокруг упавших часовых, посыпая их маргаритками, пока они, проклиная его, не вставали, чтобы продолжить охоту.


Понимая, что где-то рядом могут быть и другие крысы, Маттиас забрался вовнутрь церкви через разбитое окно с заляпанными чем-то стёклами. Он спрыгнул вниз, в женскую молельню. Там юный мышонок с отвращением наморщил нос. Прекрасная старая церковь провонялась тяжёлым крысиным запахом. Мебель была перевёрнута, статуи сломаны, стены запачканы; везде вокруг лежали страницы разорванных книг с церковными песнопениями.
Где же был кусок гобелена? И где был Клуни с остальной своей армией?
От мгновенного осознания ситуации словно свинцовая тяжесть с грохотом упала Маттиасу в желудок.
Они пошли в наступление на Рэдволл! Клуни, должно быть, держит гобелен при себе! От этой мысли Маттиасу стало плохо...
Поспешно он выбрался из окна назад во двор. На полпути к забору мышонок заметил маленький сарайчик. Кто-то колотил по его запертой двери изнутри и громко звал Маттиаса по имени.
- Маттиас, быстрее... здесь, в избе!
Сквозь маленький просвет в двери ему было видно семейство полёвок. Лапы их были крепко связаны. На какой-то грязной дерюге в углу жалко свернулся калачиком Колин Полёвка, а мистер Абрам Полёвка и его жена, избитые, потрёпанные, со связанными вместе лапами колотили в дверь.
Через трещину в двери Маттиас окликнул их.
- Перестаньте колотить! Сидите тихо! Я вытащу вас отсюда, как только смогу сломать замОк!
Маттиас обдумывал, где бы найти что-нибудь, что могло бы сломать висячий замОк и засов. Без сомнения, у какой-то из крыс был ключ, но для этого не было времени.
Ему улыбнулась удача - он нашёл заострённый железный стержень, который одна из крыс бросила в Базиля. Вставив его в кольцо замка, Маттиас отодвинулся.
- Он не двигается с места... - пробормотал мышонок.
В своём углу начал громко плакать Колин Полёвка.
- О, мы будем заперты здесь, пока не вернётся Клуни! Я не хочу снова с ним сталкиваться! Сделай что-нибудь, Маттиас! Спаси меня!
Несмотря на жалкое положение полёвок, Маттиас не смог удержаться от того, чтобы не показать Колину своё презрение.
- Перестань скулить, Колин! Это не помогает. И не кричи! Здесь ещё могут быть крысы. Перестань всё время думать только о себе! Постарайся быть мужественным, как твои мама и папа!
Расстроившись, Маттиас бросил своё импровизированное копьё в замОк. Оно отскочило, угнездившись глубоко между засовом и деревянной частью двери. Мышонок раздражённо заворчал и изо всех сил потянул его на себя, чтобы высвободить. Потеряв равновесие, он перекувыркнулся через голову. Засов сломался; он слетел с двери, а вместе с ним наружу вылетело и несколько покорёженных ржавых болтов и шурупов. Дверь широко распахнулась.
Вытащив свой кинжал, Маттиас быстро срезал с лап полёвок верёвки; работая, мышонок одновременно отдавал приказания.
- Следуйте за мной и делайте, как я говорю. Двигайтесь как можно быстрее и как можно тише!
Осторожно они проскользнули сквозь сломанный забор и начали свой путь через общинную землю. Крыс-часовых видно не было. Маттиас догадался, что они куда-то ушли и всё ещё пытаются поймать ускользающего от них зайца.


Был полдень. В общине было спокойно и солнечно; на цветках чертополоха сидели бабочки, и кузнечики пели друг другу свои непрестанные серенады.
Абрам Полёвка настоял на том, чтобы пожать Маттиасу лапу и поздравить его.
- Маттиас, спасибо тебе от всего сердца за то, что спас мою семью! Мы думали, что обречены...
Однако юный спаситель был мрачен.
- В любом случае, мы ещё не дома, мистер Полёвка; и даже если мы доберёмся до аббатства... я боюсь даже думать, что мы там можем найти.
Миссис Полёвка энергично кивнула.
- Да, мы видели, как они вышли из церкви и маршем пошли на Рэдволл. Клуни вёл своих злодеев, а к знамени его было приколото изображение Мартина. О, Боже, Боже... никогда за всю жизнь никто не видел столько диких негодяев!
Маттиас взволнованно нахмурил брови.
- Желал бы я не сбегать из аббатства сегодня утром... Надеюсь, что у Констанс все защитники Рэдволла стоят наизготовку.
Но через несколько секунд мышонок уже желал стоять наизготовку и сам.
Крысы-часовые устали бегать за Базилем. Утомившись, они выбрались из леса и возвращались на общинную землю. Сев на траву за низким холмиком, они стали отдыхать.
Маттиас и семейство полёвок вошли прямо в середину их стаи...


1. Здесь, как и в некоторых предыдущих главах, читатель снова сталкивается со странной манерой зверя, в данном случае зайца, разговаривать. В ранее переведённых главах автор наделяет таким же необычным произношением других животных, как-то: ежа, крота и др.

2. Скауты - Скаутское движе;ние (скаутство, скауты) (англ. Scouting) — всемирное добровольное неполитическое образовательное молодёжное движение. Членство в скаутских организациях открыто для всех без различия пола, происхождения, расы или вероисповедания в соответствии с целью, принципами и методом основателя движения Роберта Баден-Пауэлла. Целью скаутского движения является содействие развитию молодых людей в достижении их полного физического, интеллектуального, эмоционального, социального и духовного потенциала как личности, ответственного гражданина и члена местного, национального и международного сообщества.
В движении используется скаутский метод: программа неформального образования с акцентом на практические занятия на свежем воздухе, в том числе приобретение навыков выживания в лесу, пеший туризм, водный туризм, спорт и т.д. Характерным отличием является униформа, в т. ч. обязательное ношение специальных скаутских галстуков. Эмблемой движения являются геральдическая лилия и трилистник. (Википедия)

3. Ленч, также, в качестве допустимого произношения этого слова и в русском варианте, ланч(в данном случае передано точное произношение этого слова в английском языке) - второй завтрак.

4. Камуфляж (фр. camouflage — «маскировка») — маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта изделия или предмета (см. Маскировочное окрашивание (военное дело)). (Википедия)

5. Здоровый - здесь: большой.

6. "Хозяин долины", или "Монарх из Глена" (англ. Monarch of the Glen) - одна из самых известных британских картин XIX века; для многих людей она олицетворяет собой величие и величественность шотландских нагорий и дикой природы.

7. "Олень вечером" (англ. The Stag At Eve (сокращённый вариант слова evening (вечер))) - одноимённая картина некоего неизвестного автора и неизвестного года написания.


Рецензии
Маттиас, конечно, молодец большой:-)))Всех крыс - одолел - обманул, с таким зайцем интересным познакомился и полёвок спас:-))с уважением:-))удачи в творчестве:-))

Александр Михельман   10.02.2021 18:12     Заявить о нарушении
Ну, ещё не всех. Главный враг ещё всё-таки остался... И всё пакости обдумывает. Ну, и много чего ещё впереди. А заяц, по-моему, на самом деле, слегка странноватый. Ну, посмотрим, что там дальше будет. Спасибо большое, Саша!:)))

Елена Агата   11.02.2021 18:28   Заявить о нарушении
Вас со всеми уже, увы, прошедшими праздниками, ну, и с годом Быка, который начинается сегодня вечером! Пусть Бычок принесёт Вам на рожках только Удачу, Добро, радость и счастье! С наступающим Новым Годом Быка!:))) Всего Вам самого лучшего!:)))

Елена Агата   11.02.2021 18:33   Заявить о нарушении
И вас со всеми прошедшими поздравляю от души и желаю всего самого чудесного:-))с уважением:-))

Александр Михельман   11.02.2021 18:37   Заявить о нарушении