Читаю философические письма Чаадаева

С давних времен в моей голове засела мысль – был такой Чаадаев и царь объявил его сумасшедшим. За что? Решил узнать. Прочитал его опубликованные письма «с карандашом».

Узнал его главную мысль - Лишь общество, руководимое Высшим Разумом,  идет к прогрессу, искореняя пороки человеческие.

Философические письма — философские произведения Петра Чаадаева. Всего было восемь философических писем. Языком оригинала этих писем был французский, датированы они 1828—1830 гг. и адресованы Екатерине Дмитриевне Пановой, которая именуется «Сударыней».

Письмо первое.

Речь, в котором, идет о христианской религии, имеющей распространение в основном в Европе, и имеющей там подавляющее влияние. Россия, формально считающейся христианской, стоит особняком от Европы, и христианские ценности (духовные, моральные) в ней малодейственны. Долг, справедливость, право, порядок – это не для России. Христианская религия (ее заповеди), имеющая многовековую историю, и прошедшая через ошибки и вдохновения, давно стала плотью и кровью людей западной цивилизации, но не России. Христианство – это не оковы, это разумные рамки развития всех прекрасных качеств Человека.

После опубликования первого письма царь Николай 1 объявил Чаадаева сумасшедшим.

Письмо второе.

При рождении мы имеем лишь смутный инстинкт нравственного блага. 

Мы всегда учитываем в первую очередь собственное благо, но должны думать и действовать по правилу – делай для других то, что сделал бы для себя. Мы успешно изучаем законы физического мира и применяем их в своей жизни. Законы духовного мира нам неподвластны полностью, т.к. божий промысел нам неизвестен.

Письмо третье.

«Итак, в чем состоит главный вопрос жизни? Как открыть действие верховной силы на наше существование?

Все силы ума, все его сродства познания основываются лишь на его покорности. Чем более он себя подчиняет, тем он сильнее. И перед человеческим разумом стоит один только вопрос: знать, чему он должен подчиниться

Как могло бы человечество в целом шествовать вперед в своем беспредельном прогрессе, если бы в сердце человека не было одного мирового понятия о благе, общего всем временам и всем странам и, следовательно, не человеком созданного?
 
«Так вот та высшая жизнь, к которой должен стремиться человек, жизнь совершенства, достоверности, ясности, беспредельного знания, но прежде всего – жизнь совершенной подчиненности; жизнь, которой он некогда обладал, но которая ему также обещана и в будущем. А знаете ли вы, что это за жизнь? Это Небо: и другого неба помимо этого нет»

«Чтобы размышлять, чтобы судить о вещах, необходимо иметь понятие о добре и зле. Отнимите у человека это понятие, и он не будет ни размышлять, ни судить, он не будет существом разумным. Этого понятия Бог не мог лишить нас ни на мгновение; он нас и создал с ним.».

Письмо четвертое.

У Творца нет понятий начала и конца, и вообще каких-то ограничений. Человек, чтобы ему было удобно жить в этом мире, ввел понятия числа, что ему помогло познать законы окружающего мира, описать их и применить в своей жизни. Но мир не может быть полностью понят только цифрой. В древности люди порой приписывали числу чудодейственную силу, впрочем, отголоски этого дожили и до наших времен.  Бог, не геометр и не математик, но часто над нами главенствует антропоморфизм в рассуждении о высшем порядке.

«А в каком положении, исходя из этого, окажемся мы по отношению к предметам в области духовной? Прежде всего, где предел данных, входящих в область психологии и морали? Предела нет. Затем, где совершается моральное действие? В нас самих»

«Что делаем мы, когда наблюдаем движение светил на небесном своде или движение жизненных сил в организме: когда мы изучаем силы, движущие тела или сотрясающие молекулы, из коих тела состоят; когда занимаемся химией, астрономией, физикой, физиологией? Мы делаем вывод из того, что было относительно того, что будет; связываем факты, следующие в природе непосредственно друг за другом, и выводим из этого ближайшее заключение. Вот неизбежный путь опытного метода»

«Человек постоянно побуждается силой, которой он не ощущает, это правда; но это внешнее действие имеет на него влияние через сознание, следовательно, как бы ни дошла до меня идея, которую я нахожу в своей голове, нахожу я ее там только потому, что сознаю ее. А сознавать, значит действовать. Стало быть, я действительно и постоянно действую, хотя в то же время подчиняюсь чему-то, что гораздо сильнее меня, – я сознаю.»

«Наконец, собственное действие человека исходит действительно от него лишь в том случае, когда оно соответствует закону. Всякий раз, как мы от него отступаем, действия наши определяются не нами, а тем, что нас окружает. Подчиняясь этим чуждым влияниям, выходя из пределов закона, мы себя уничтожаем. Но покоряясь божественной власти, мы никогда не имеем полного сознания этой власти; поэтому она никогда не может попирать нашей свободы. Итак, наша свобода заключается лишь в том, что мы не ощущаем нашей зависимости: этого достаточно, чтобы почесть себя совершенно свободными и солидарными со всем, что мы делаем, со всем, что мы думаем.»

Письмо пятое.

Закон духовной природы нам раз навсегда предуказан и сияет из отдаленной и неведомой нам области… 

Имеется абсолютное единство во всей совокупности существ: это именно и есть то, что мы по мере сил пытаемся доказать; скажу больше: в этом-то и заключается символ веры (credo) всякой здравой философии. Есть неверное суждение, что пройдя земную жизнь, мы обретем жизнь вечную на Небе. Вечную жизнь надо заслужить…

Но в этом письме о другом. Речь идет о коллективном разуме, об идеях, которые движут миром. Изучение физического мира не дает полного представления о жизни. Откуда берутся идеи, как они передаются, и рождается ли человек с зачатком этих идей? Да, Бог дал свободу Человеку, но и вложил в его мозг фундаментальные истины о добре и зле. Идеи, благодаря Всевышнему, приходят в головы людей, развиваются, закрепляются в сознании и передаются из века в век. Просвещение открывает молодым гражданам истину великих идей, ведя их в праведную жизнь.

Письмо шестое.

В нем говориться о том, что есть особые страны и народы, несущие всему миру истину и предназначение Человека в этом мире. О том, что история часто излагается лишь по фактам и не видит божественного предназначения и единого Закона для Человечества. Нужна новая философия Истории, пора не только перечислять исторические факты, но и осмысливать их, придавать им нравственную оценку. Истории следует искать положительные истины, идеи, которые для нас стали бы аксиомами. Народы должны осознать себя отдельными личностями, постоянно нравственно совершенствующими, что не мешает им быть частью общемирового сознания. Лишь общество, руководимое Высшим Разумом идет к прогрессу, искореняя пороки человеческие….

Далее идет длинное повествование об истории Европы, о расколе церкви и единого европейского народа, приводящая в войнам и бедам.

Письмо седьмое.

Седьмое письмо посвящено восточным цивилизациям. Чаадаев убеждён, что мусульманская религия способствовала искоренению многобожия в Европе и объединению западных государств. Разумеется, такие мысли были совершенно неприемлемы в православном обществе. Становится понятно, почему автор подвергся гонениям.

Письмо восьмое.

В завершающем послании цикла автор вновь предаётся размышлениям о целях мировой истории. Он видит такую цель в образовании единого планетарного пространства. Здесь будут царить исключительно законы нравственности и морали.


Рецензии