Туфли

С туфлями было что-то не так.

Просто на первый взгляд.
На второй, трети и четвертый, вроде бы, было всё просто отлично, более чем.

В то время я работала в одной супер-серьезной канторе по распределению от института, и видимо это был 1989 или 1990 год.

Я была просто переполнена множественными знаниями по проектированию и существованию специализированной микропроцессорной техники, её разработке, стыковке с окружающим миром, программированию и вообще, поддержанию. И желанием … что-то сотворить. Нужное, практичное.

Стол был завален эскизами схем, графиков, временных диаграмм, системных схем моих и возможных стыковочных с другими системами, кусков программ на ассемблере, которые я приспособилась писать на склеенных в ленту листах из тетрадей (иначе с ними было невозможно просто работать), а в голове это всё непрерывно
ПРОИСХОДИЛО.
Конечно же, с учетом моего личного чтотонетака, а куда без него.

Я была счастлива в этом. Потому что даже не предполагала, что всё то пространство знаний, которое во мне накопилось за время учебы - а это было супернепросто и как-то восторженно, много и разнообразно - может пригодиться на практике. Стать практичным. Что я и проверяла, погрузившись с головой.

Но это же был конец 80х.
Кроме прочего - время карточек, распределения и лотерей на самые неожиданные и простые бытовые вещи.
О которых я не задумывалась. То есть, я бы и об этом задумывалась. Но со мной, как мы помним, было что-то не так.

Немногочисленные женщины в нашем отделе уже просекли, что, не смотря на мой очень серьезный и даже суровый вид и взгляд с ленинским прищуром (я же уже давно плохо видела) в этой всей суровости было что-то не так. Т.е. не было никакой суровости, и прищур был вынужденным.
А меня нужно временами за шкирку вытаскивать оттуда.
Вот они и вытащили, потому что была лотерея.
Разыгрывалась одна пара туфель на весь отдел.
Участвовали все, потому что у мужчин тоже есть те, кому нужны туфли, которые тогда было «попробуй добудь».

Так у меня перед носом оказалась пара туфель.
С которыми на мой первый системный взгляд было ... что-то не так.
А вот на второй, третий и последующие …

Совершенно исключительного чистого и какого-то исходного красного цвета (это было моё слабое место на тот момент), кожаные и на низком каблуке (более чем практично), лодочки (идеальная форма) и мой размер (36,5, а это еще надо было умудриться).
Импортные фирменные туфли «Марко Поло». Просто одна пара туфель.
На весь наш навороченный отдел.
Не то, чтобы дешево, но и не так чтобы я не смогла их натужно купить.

Я поняла, что хочу их.
Но промолчала. Ну и я ведь сурова и полна систем …
Так, молча, поучаствовала в лотерее. Без надежды, но с желанием.
Женщины были довольны. Ровно до того момента, когда мне досталась бумажка с нужным знаком. Но я купила эти туфли,  я была рада и благодарна. И всё рассеялось.
Даже в этот момент я на краю сознания помнила, что с туфлями что-то не так. Но отмахнулась.

За меня даже порадовались. Это правда.

Я ходила в них всю осень. В туфлях было ... что-то неудобное, они никак не хотели подстроиться под ногу. Так делает обычно кожаная обувь, купленная по размеру: она подстраивается под ногу хозяина. Не сразу – но очень хорошо. А туфли ... оставляли ощущение, что с ними что-то не так.
Оно изменилось, но осталось.
Как будто в этих туфлях не нужно было ходить. Они для этого не предназначены.

Вот случился первый по-настоящему осенний дождь. Не то чтобы ливень, нет. Но туфли намокли, и ... полностью остались без подошвы.
Подошвенная часть распалась, и стало видно, как всё там устроено.

Исследование показало, что подошвы толком и не было. Я уже знала, что нижняя часть обуви – это сложная инженерная конструкция.
А в моих туфлях такого не было.
Те, кто её создавал, не рассчитывали, что в обуви будут ходить.

Дополнительный поиск информации показал, что фирма «Марко Поло» на тот момент выпустила линию обуви и одежды по запросу магазинов ритуальных услуг.
Одежда и обувь для тех, кого нужно красиво похоронить.
Ходить в них никто не должен был, потому их и выполнили по упрощенной технологии, основательно удешевив.

И что-то в том импортном бизнесе не срослось.
Таким образом эта продукция оказалась у меня под носом (видимо, бесплатно, а может еще и чуть доплатили чтобы реализовать невостребованный товар), и пошла в «лотерейную сеть» для обычных людей – и за стоимость обычной обуви.

Жаль мне этих денег было?
Даже тогда нет, не было жалко... Хотя с неба деньги для меня никогда не падали.
Какое-то время было приятно опустить глаза вниз, увидеть свои ноги, радостно топающие красными шагами.
Сквозь прекрасную, как всегда и каждый раз чуть иначе, осень.

Хотя когда туфли распались – я плакала. Не из-за потраченных денег, конечно. А, может, и из-за них тоже.

Совсем потом, когда собранная информация срослась и была осознана, - было больно и обидно за многих обманутых обычных людей, которым не хватало не то что туфель.
Не хватало самого необходимого. А получалось вот так.

Если бы это были просто одни красные туфли, не попавшие в магазин ритуальных услуг, но попавшие ко мне …
Я была бы рада.

Годы те остались далеко позади, но это ощущение "что-то не так" не оставляет меня уже несколько лет. Вот так же, фоном.
Просто от  происходящего вокруг.
Со всем этим что-то не так.


Рецензии
Интересный рассказ с анекдотической "изюминкой".
И ... да. В этой перестройке было "что-то не так". Хотели вырваться из лагерной системы и быстро приплыть к цивилизованному миру, ан нет! Дай мол свободу владения любой собственностью и в условиях конкуренции всё быстро устаканиться. Но вериги "социалистической" фальши, отсутствие привычки к добросовестности, к нормальной правовой системе откатили постсоветский мир во мрак некоего подобия давно ушедшего на западе дикого капитализма. Обувь, как и все прочие изделия при социализме, оказались неудобными для нормальной жизни.
:)

Виталий Симоновский   19.02.2022 13:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.