К физике тукдама

Это заметка из проекта 3. Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Эту заметку я пишу для того, чтобы ее прогноз не затерялся в большом материале «Продолжающийся палеоконтакт: четыре проекта на стыке науки и религий», который я готовлю. Речь идет о Medvedev Tukdam Project, которым руководит академик РАН С.В. Медведев. Tukdam по-тибетски означает «святой ум» и обозначает посмертную медитацию, в течение которой тело адепта не разлагается. Исследования влияния регулярной практики медитаций давно уже стали предметом научных исследований, поэтому я публикую эту заметку в разделе «Естествознание». Новизна этого проекта состоит в том, что в нем исследуются практики, ведущие к тукдаму, как и он сам. Известно, что такое состояние встречается и в других религиях и в тех случаях, когда оно оценивается положительно, такой человек считается святым. Для монахов тибетского буддизма тукдам означает, что адепт достиг высшую цель своей школы буддизма.


В октябре-ноябре прошлого года на двух конференциях, в т.ч. и в ИВ РАН, академик С.В. Медведев и его коллега сообщили первые результаты своих исследований (см. savetibet.ru; ivran.ru). В том, что касается тукдама, то начиная эти исследования, С.В. Медведев в интервью СМИ в 2018 г. говорил, что они будут изучать измененные состояния сознания, которые реализуются в результате медитаций. В применении к тукдаму это означало, что они надеялись обнаружить хоть какую-то активность мозга, которая поддерживает тело практика в таком состоянии после смерти. Однако, предварительно оказалось, что эта гипотеза не оправдалась: «все показатели на изолинии», т.е. с научной точки зрения человек действительно мертв.  С.В. Медведев признал, что они не ожидали этого; вторая гипотеза, которую он сообщил, состоит в том, что они надеются найти в крови, тканях пребывающих в тукдаме некое вещество, которое на время как бы «консервирует» тело и которое перед смертью мозг практика «вбрасывает» в кровь. После доклада на конференции в ИВ РАН Т.В Черниговская спросила С.В. Медведева о том, что таких образцов, по-видимому, нужно будет много для того, чтобы надежно выявить эффект, он согласился с этим, отметив, что если эффект ярко выражен, то нужно меньше образцов для его констатации, чем если он выражен слабо (см. доклад на конференции «Тибетология и буддология на стыке науки и религии» в ноябре прошлого года в ИВ РАН).


1. Хранители чистого разума.


В «Кто мы?» я предположил, что при изучении тукдама наших ученых не будет интересовать источник знания о соответствующих практиках, размышление над которым привело меня к гипотезе продолжающегося палеоконтакта. Чуть позже выяснилось, что так оно и есть (см.  «Граница публичности?..»), причина очень проста и понятна: нейрофизиологам, специалистам по мозгу и сознанию нужен объект исследования, т.е. результат практики. Вопрос о том, откуда тибетские буддисты знают эти техники, выходит за рамки их компетенции, он – к буддологам, которые, в конце концов, разумеется, перенаправят к буддистам, к Его Святейшеству Далай Ламе XIV. Он же порекомендовал эти практики. 


Однако, как говорится, «есть нюанс» и он состоит в том, что если конкретика этого вопроса и выходит за рамки компетенции нейрофизиологов, но более общий вопрос о том, а откуда, как нам в голову приходят всякие разные замечательные идеи – вовсе даже нет.  Что называется «открытым текстом» это прояснилось в интервью Е. Кокуревой (жена С.В. Медведева, координатор его проекта по тукдаму, известная научная журналистка), которое она взяла у д.б.н., профессора биофака МГУ им. М.В. Ломоносова А.Я. Каплана, одного из ключевых людей в проекте изучения тукдама (см. «Хранители «чистого разума»» на портале «Научная Россия», 21.12.20). Вопрос на засыпку: «что может дать науке и человечеству исследование тантрических медитаций?»


А.Я. Каплан рассказал, что его интересу к этой тематике уже более 30 лет: «Можно где-то ехать или идти, или гулять, или просто сидеть, и вдруг в голову неожиданно приходит какая-то мысль. Откуда? Как это происходит? Это необычные состояния сознания, которые, в частности, приносят творческие удачи, и мне, молодому исследователю было интересно заглянуть в тайну рождения творческих состояний, чтобы научиться их генерировать. Видите, я сознательно избегаю термина «измененные состояния сознания», поскольку это состояния, в общем-то, для нас обычные, мы просто их не замечаем, как-то не «каталогизируем» для себя. Действительно, давно, больше 30-ти лет назад, я старался найти людей, которые могут погружаться в такие состояния, но, к сожалению, это было непросто». В поисках людей, которые умеют медитировать, он устроился профессором в индийский институт и там «сделанным на коленке» электроэнцефалографом начал свои исследования в этом направлении  (с одним странствующим индийским йогом, который даже на хинди не говорил).


И вот теперь, спустя 30 лет, А.Я. Каплан продолжил свои исследования в рамках проекта по тукдаму: «Ну и, конечно, главный вопрос – что происходит в голове у человека, который погружается в глубины своего сознания (буддисты сказали бы, в глубины «своего ума»)? Почему это интересно для современной науки? Вы правильно отметили, что для науки это важно. Для нас, исследователей, это не спортивный интерес – используя медитацию в качестве инструмента, мы стараемся проникнуть в тайны мозга. А надо сказать, что в последнее время исследования мозга существенно затормозились: мы уже практически все знаем про нервные клетки, знаем, как они между собой «общаются», какие электрохимические процессы при этом происходят, какие молекулы участвуют в передаче информации, и так далее. Однако мы так и не приблизились к пониманию того, где и как рождается мысль, где, собственно, возникают идеи. Мы понимаем, что существуют эти «глубинные уровни» состояния мозга, но как до них докопаться? И в этом проблема: какой бы мы техникой ни обладали, мы, исследователи, не можем изучать эти глубинные уровни, если никто из нас и наших обычных испытуемых не способен сам на них опуститься. Монахи могут.»


И далее А.Я. Каплан говорил: «На данный момент мы исследовали 13 человек, этого недостаточно, к примеру, для диссертации, но наши испытуемые, если можно так выразиться, штучные экземпляры. Каждый – это уникум среди всего населения Земли. Поэтому если мы «подсмотрим», что происходит внутри даже у одного из них, не говоря уже о тринадцати, то для науки это уже большая ценность».


В статье «К научному определению тукдама» я привел мнение Ю. Жиронкиной, одной из ключевых людей в организации проекта по тукдаму, которое у нее сложилось после знакомства со многими учениями Далай Ламы (она много лет синхронно переводит его учения на русский язык) о том, что исследование тукдама приведет к признанию реинкарнации (на новом научном уровне). Готовясь к тукдаму, в случае успешной практики монахи достигают того уровня сознания, ясного света, который существует от жизни к жизни. Если здесь вспомнить «сумасшедшую идею» В.Н. Фоменко (см. «Земля В.Н. Фоменко») о его Пришельце и на минуточку предположить, что он прав, то этот источник цивилизационного контроля должен быть где-то «рядом» с ясным светом и буддисты (тантрики тибетского буддизма)  так или иначе, в той или иной форме должны это знать. Точно также, как это показал Ж. Валле, католические теологи на своем языке уже в средние века осмысливали то, что современные уфологии называют «контактом 6-ого рода» (см. «Земля В.Н. Фоменко»).


***


Может быть, это "злой близнец просветления", о котором редко говорят (enlightenment's evil twin, W. Britton, "Dark Knight", mindandlife.org)? По ссылке о нем рассказывает американский учитель практики внимательности (mindfulness) Shinzen Young: "Это серьезно, но все еще преодолимо благодаря интенсивному ... руководству компетентного учителя. В некоторых случаях полное восстановление занимает месяцы или даже годы, но по моему опыту результаты почти всегда очень позитивные". И добавляет: "Психиатры называют это расстройством деперсонализации и дереализации, или DP/DR. Я называю это "злым близнецом Просветления".”


Когда я узнал, что буддисты отрицают существование "я", то первой реакцией было удивление тому, как в таком случае Будда Шакьямуни после просветления, просыпаясь каждое утро(или он вообще перестал спать после просветления?), помнил кто он такой, что ему надо сегодня делать и что толпа голодранцев около его палатки - это его ученики, которые искренне хотят, как и он, освободиться от всех страданий и достичь просветления. Потом оказалось, что на относительном уровне все есть...


***


На уровне сознания, переходящего от жизни в жизнь, должны «работать» и йоги А. Уоллеса (см. мои статьи о его проекте), причем тесный контакт с учеными, на мой взгляд, показывает, что этот проект ориентирован в том же направлении, о котором говорил А. Я. Каплан, но только не абстрактно, а конкретно. Йог «погружается» в шаматху с конкретным вопросом и «получает» там випашьяной ответ на него. Из общедоступных источников, которыми, правда, надо было вовремя заинтересоваться, известно, что сейчас идет подготовка исследований, о которых философ Дэвид Чалмерс, в прошлом году присоединившийся к научному совету проекта А. Уоллеса, сказал, что «такая интеграция данных, вероятно, позволит исследователям четко сформулировать связи между физическими процессами и сознанием».


2. Сознание и общие анестетики.


Имея в виду мой оправдавшийся предыдущий прогноз, с вышеописанным уточнением, я рискну здесь предположить, что ничего особенного, чрезвычайного в крови и тканях адептов, находящихся в тукдаме, наши ученые не найдут.


Приступая к исследованию тукдама, академик С.В. Медведев говорил, что он, как и Его Святейшество Далай Лама XIV, не верит в чудеса и поэтому у тукдама должно быть какое-то естественнонаучное объяснение. Как мы видели, для «мироточащих» икон П.В. Флоренский с коллегами предположили, что по крайней мере в случае, когда был проведен изотопный анализ, растительное масло может появляться из вакуума (см. «Продолжающийся палеоконтакт:…»). Насколько я понимаю, это – максимум, что может предложить для этого чуда современная мейнстримная физика.


Рассуждая точно также для тукдама, обращаю внимание на квантовую модель человеческого сознания Пенроуза-Хамероффа.


Она не о химии человеческого сознания, а о его физике.


Эта модель мне особенно симпатичная тем, что в ее эмпирической основе, просто как эмпирический факт, есть оливковое масло, точнее говоря, эффект Мейера-Овертона, открытый этими двумя учеными на рубеже 20 в.  А также общие анестетики, хотя понятно, что в тукдаме уже нет боли и удовольствия в обычном понимании этих слов, поскольку «все показатели на изолинии».  Более чем через 20 лет после первых публикаций этой модели в середине 90-х С. Хамерофф сказал, что она остается самой лучшей. Квантовая механика этой модели нам не нужна, как я понимаю, по сути нужен только эффект Мейера-Овертона и его использование в модели.


Для того, чтобы понять, о чем идет речь, полезно вспомнить о работах по сознанию теперь уже лауреата Нобелевской премии по физике сэра Роджера Пенроуза, премию он получил за черные дыры, т.е. за работы 1965 г.  Для полноты картины полезно знать, что не все его творчество и не все оценивают также высоко. В статье о лауреатах Нобелевской премии по физике 2020 г., размещенной на научно-популярном портале elementy.ru, ее автор, по-моему, выразил отношение академического сообщества к работам сэра Роджера Пенроуза помимо черных дыр: «Позднее он неоднократно пробовал силы в математике, логике, астрофизике и даже философии, однако некоторые из его результатов, особенно опубликованные в последние четыре десятилетия, не вызывали восторженных отзывов специалистов. Чтобы не портить праздник, позволю себе воздержаться от уточнений, поскольку к Нобелевской премии эта его деятельность отношения не имеет.» Тем не менее Пенроуз получил множество наград и среди них титул рыцаря (науки), который ему присвоила английская королева в 1994 г., поэтому «сэр» в его случае – это не обращение, а титул.


В середине 90-х Р. Пенроуз, совместно с нейрофизиологом С. Хамероффом, опубликовали квантовую модель человеческого сознания, которая подверглась жесткой критике. В конце третьей и последней книги по проблеме «физика и сознание» «Большое, малое и человеческий разум» (1997, англ.) Р. Пенроуз приводит свою дискуссию с С. Хокингом (космолог), Э. Шимони (физик) и Н. Картрайт (философ). Хокинг сформулировал самое сильное возражение против этой модели и, наверное, любой модели такого типа: мозг слишком теплый и шумный, чтобы в нем происходили такие квантовые эффекты. Более чем 20летний итог  развития этой модели С.Хамерофф подвел в октябре прошлого года в лекции "Необходима ли квантовая физика, что понять феномен сознания?" в центре исследований сознания при МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, hardproblem.ru). По его мнению, их квантовая модель "является полноценной теорией, совместимой с методами нейронного уровня и лучше поддерживается экспериментально, чем другие теории сознания".


«Когда естественно изучать сознание?» - спрашивает сэр Роджер Пенроуз в своих книгах по проблеме «физика и сознание» («Тени разума…», «Большое, малое…») и отвечает: когда оно отключается, например, под действием общих анестетиков.


Оказывается, что общие анестетики, механизм действия которых до сих пор не ясен, единообразно влияют не только на человека и высших животных, но и на одноклеточных, обездвиживая их. Считается, что их механизм действия не химический, а физический.  На рубеже 20 в. Г.Мейер (H.H. Meyer, 1853-1939, австр. фармаколог) и Ч. Овертон (Ch. E. Overton, 1865-1933, англ. фармаколог) показали, что чем сильнее общий анестетик, вне зависимости от его химического состава, тем лучше он растворяется в оливковом масле. Это просто эмпирический факт, который используется в модели Пенроуза-Хамероффа.  Поскольку общие анестетики обездвиживают одноклеточных, то Р. Пенроуз с С. Хамероффом предположили, что их прото-сознание связано с цитоскелетом, обеспечивающим не только форму клетке, но и ее способность к движению. Оливковое масло в данном контексте – это просто смесь высших жирных кислот, строительного материала клетки, в т.ч. и нейронов нашего мозга, и уже Г.Мейер и Ч. Овертон предположили, что механизм универсального действия общих анестетиков как раз и связан с их взаимодействием с клеточными липидами. Насколько я понимаю, С. Хамерофф уточняет эту механику, предполагая, что в цитоскелете образуются гиброфобные канальцы с чем-то типа оливкового масла внутри, т.е. смеси молекул жирных кислот, которые и связывают общие анестетики, позволяя им оказывать свое влияние на сознание и память (в этом можно убедиться, посмотрев последние статьи С. Хамероффа на его стайте hameroff.org).


Сейчас известно с десяток общих анестетиков, но по распространенности составляющих элементов первенствует, конечно, закись азота (N2O, «веселящий газ»), т.к. наша атмосфера на 78% состоит из азота. N2O - это мощный парниковый газ (даже вошел в Киотский протокол), образующийся в первую очередь гниющей органикой. Абиотически окись азота образуется при разрядах молний и, возможно, в пустынях, как результат сильного нагрева песка и воздуха. Оксидов азота известно несколько и все они физиологически активны, за изучения действия одного из них на сердечную мышцу в 1998 г. дали нобелевскую премию по физиологии и медицине; известно, что влияние также оказывается и на память.


Если бы Яхве заповедал Моисею состав миро для помазания скинии изнутри и снаружи и всего в ней, в котором преобладало бы оливковое масло, а не травы, то можно было бы пофантазировать на предмет защиты сознания Яхве от закиси азота пустынь (и гниющей органики, которая всегда есть на местах стоянки людей и скота, древние евреи были кочевниками-скотоводами). Закись азота, имеющаяся в воздухе, растворялась бы в оливковом масле, защищая от «веселящего газа» внутреннюю атмосферу скинии, в которой над ковчегом завета в облаке Яхве являлся Моисею. Оливковое масло охраняло бы Яхве, чтобы он не забыл, кто он такой и что он тут делает. Это было бы идеально и тогда был бы получен ответ на вопрос, почему Яхве выбрал именно оливковое масло: чтобы в скинии в жару он память, сознание не потерял (мы все сделаны по одному образу и подобию). Сам Яхве объяснял помазание скинии и всего в ней миро тем, что таким образом все освящается. Становится святым святого, местом пребывания для него. Но библейское миро – это не оливковое масло с небольшими травяными добавками, а, наоборот, много трав и гораздо меньше оливкового масла, т.е. получается что-то, похожее на мазь, возможно психотропного назначения (из-за трав).


Общие анестетики действуют на мозг человека, но если их физика может иметь какое-то отношение к тукдаму, то можно вспомнить  одного ныне покойного индуистского гуру международного уровня, который говорил, что чистое сознание «соединяется» с телом человека в некоторых особых точках. Предполагаю, что то же самое может быть верно и для тукдама. Если «капнуть» общим анестетиком на эти точки, то может быть это повлияет на тукдам...


А если физика общих анестетиков не имеет отношение к тукдаму?



3. Течение времени.


Согласно тибетскому буддизму, тукдам  - это пребывание в теле ума, сознания практика на уровне ясного света, который в принципе доступен каждому умирающему, но неведение мешает нам распознать и оценить этот уровень сознания в процессе смерти. С другой стороны,  ясный свет смерти в тибетском буддизме – это аналог Творца, т.к. все сущее есть его игра (Далай Лама XIV. «Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики»). Исходя из этого, как любопытствующий дилетант, я предполагаю, что тукдам - это разновидность вечности обожения (см. статью «Растительные масла и триглицериды»). Е.В. Кокурина сообщила, что они изучали случаи 14-15 дневного тукдама (см. статью «К научному определению тукдама»); известно, что иногда после 18 дней тукдама происходит реализация радужного тела. В случае глав Киево-Печерской Лавры непосредственным проявлением вечности обожения было источаемое ими «миро», о котором известно только то, что в основном это высшие триглицериды.


Имея в виду традиционную (позитивную) трактовку появления «миро», как на объектах почитания, так и на главах Киево-Печерской Лавры, как проявления божественного или другими словами, проявления другого масштаба времени (см. статьи «Почему растительные масла?» и «Растительные масла и триглицериды», также ср. изменение течения времени, о котором писал Ж. Валле «Миф НЛО Ж. Валле»), можно, например, предположить, что в тукдаме время течет иначе. Скажем, в 100 раз медленнее, чем обычно, и тогда 18 дней тукдама эквивалентны 4.32 часам. Я не знаю, что обычно происходит за 4 часа с обычным трупом, но если он уже заметно разлагается, то можно 100 заменить на 1000 и поучить почти 26 минут. За 26 минут с обычным трупом ничего не произойдет, об этом и я догадываюсь…


Статья из сборника проекта 3.


Рецензии