В командировку с рюкзаком

                Случилось это где-то в конце восьмидесятых. По всей стране набирала обороты перестройка. Руководство ставропольского СпецКБ, где я работал ведущим инженером, командировало меня в далёкую Тамбовскую область, только не к тамошним волкам, которые всем товарищи, а в посёлок Рассказово, где местное предприятие производило БУКи. Это – блок универсальной конструкции для размещения радиоэлектронной начинки, а вовсе не ракетный комплекс ПВО, как наверно успел подумать торопливый читатель. Почему направили инженера-разработчика, а не снабженца – другой вопрос. Начиналась последняя неделя декабря и все штатные «доставалы» были в разгоне, от обеспечения изделий необходимой комплектацией зависело выполнение годового плана! Короче, кто заложил БУКи в спецификацию, тот пусть и едет за ними!

          Для того, чтобы представить себе это изделие, достаточно поглядеть на системный блок компьютера, точно такой же ящик из алюминиевых панелей и планок с фигурным профилем. Всё стянуто меж собой кучей винтов и гаек. Привезти следовало по десять штук одинарных и двойных БУКов. Зная удельный вес «люмеля», прикинул что весь груза потянет на полцентнера. Когда-то в горной Дигории тащил на Райскую поляну заброску продуктов – 48 килограммов и решил, что два кило сверху «рояля» не сыграют и взял с собой «авоську» – 125-литровый рюкзак с мелодичным названием «Алтай».

          Может быть этот литраж не был точной оценкой объёма рюкзака, но то, что в нём помещалось 25 трёхлитровых баллонов в пяти ярусах по пять банок в каждом – неоспоримый факт! Случалось, дважды транспортировать самому. Сразу скажу, что банки были пустыми, ибо лавры Леонида Жаботинского меня не прельщали.

          За полтора суток с пересадкой в Мичуринске добрался до Тамбова. Там пересел в автобус и через час прибыл к месту назначения. Строгий усатый вахтёр на проходной, изучив мои документы, проводил до склада. Бойкая кладовщица сразу спросила: «А где ваша машина?» Я в ответ показал свой рюкзак, она ойкнула, хотела что-то сказать, но в это время ворота склада раскрылись и в наш предбанник въехал автопогрузчик, на рогах которого покоился длинный ящик из доски двухсантиметровой толщины, оббитый снаружи для вящей прочности металлической лентой. Увиденное сразу же навело на мысль, что с рюкзаком я, наверное, немножечко погорячился…

          Всё же путешествия по горам в условиях автономности многому научили. Усилием воли, подавил в себе зародившуюся растерянность, с помощью водителя погрузчика переместил ящик на пол. Затем попросил монтировку и приступил к его распаковке. Следовало переложить содержимое в свою «авоську». Это действо заняло около полутора часов, во время которых в предбанник то и дело заглядывали разные люди, дабы своими глазами увидеть чудика, вовсе не тяжелоатлетической внешности. Поднимет – не поднимет, унесёт – не унесёт? Кажется, у них образовалось нечто вроде тотализатора. Опять-таки с помощью «болельщиков» собранный рюкзак поднял на стол и «впрягся» в сбрую из лямок и поясного ремня. Не отходя от стола всё подрегулировал, подтянул амортизаторы и сделал шаг. Тут же внутренний голос сказал, вернее заорал: «Не садись с этим грузом, не встанешь!»

          Медленно и осторожно подошёл к проходной. Уже знакомый вахтёр вылез из своей комнатки и открыл мне ворота, в турникете калитки я попросту бы застрял. До трассы на Тамбов было метров сто, кое-как преодолел их, привыкая к ноше и у обочины прислонился к высокой сосне, так было легче стоять. Не отходя от дерева, стал голосовать проходящим машинам. Даже не ожидал, что буквально третья или четвёртая – тёмно-зелёный «козлик» резко затормозил, сдал назад и сидевший рядом с водителем мужчина спросил: «Что надо?» На просьбу подбросить до Тамбова сказал: «Садись!» Увидев, как я замешкался, снимая рюкзак, вылез, подхватил его снизу и чуть было не сел на обочину. «Это ещё что такое там у тебя?!» Пришлось рассказать, что, как и почему. И тут возникла ситуация, которую характеризует поговорка «На ловца и зверь бежит!» Оказывается, подобравшие меня мужики – сотрудники конторы, занимающейся сбором цветного металлолома! А пытавшийся поддержать мой «рюкзачок», полный качественного листового алюминия, её начальник!

          По пути разговорились, они ехали из Моршанска, где побывали помимо прочих дел на известной в Союзе табачной фабрике, ныне потерпевшей банкротство и закрытие. На заднем сидении лежала большая наволочка, битком набитая пачками сигарет, а водитель и пассажир – оба без перерыва дымили вовсю! Табачный голод уже давал знать себя, как и нехватка других продуктов и вещей первой необходимости. Узнав, откуда я, помянули Горбачёва очень нелестными народными словами, которые воспроизводить здесь не берусь, лишь оправдался тем, что мол, не виноват, раз мне такой земляк достался!

          Въехали в город, деньги с меня брать отказались, более того, начальник, вылезая у какого-то дома, велел водителю отвезти меня на вокзал. Большое спасибо этим людям! Водитель, проехав через какие-то ворота, доставил прямо к вагону поезда, которая должен был через несколько минут отправиться в Мичуринск. Помог занести «авоську», пожелал доброго пути и уехал, задорно бибикнув на прощание.

          Очень поздним вечером я больше часа шёл по тёмным улицам Мичуринска от одного вокзала к другому, останавливаясь возле мест, где можно было опереться рюкзаком… Однако самое тяжёлое испытание было ещё впереди. Первый вагон поезда Москва – Ставрополь, куда у меня был билет, выкатился за пределы станционной платформы, и ступенька вагонной лесенки, по которой следовало подняться, оказалась на уровне груди. Перебежать к другому вагону я не успевал, стоянка была всего минуту, да и от слова «бежать» хотелось лечь и не вставать. Ухватившись за поручень двумя руками, из последних силёнок стал подтягиваться. «Авоське», похоже, понравилось в Мичуринске, и она была не прочь остаться здесь.

          Неизвестно, чем бы закончилось наше единоборство, только вдруг тяжесть, тянувшая вниз ослабла! Помощь оказала проводница. Усилие её руки, приложенное к боковой стяжке «Алтая», оказалась той самой крупицей, склонившей чашу весов в мою пользу! Более того, проводница оказалась хозяйкой того же вагона, в котором я позавчера уехал из Ставрополя! Пристроив в закутке служебного купе свой груз, до раннего утра гонял чаи с Еленой. Она до начала пресловутой перестройки была инженером на одной из ставропольских фабрик, затем работала продавцом, а после, уже год, как устроилась на железную дорогу. И, что было самым интересным, несколько лет ходила в горы! Это стало обширной темой для разговоров и воспоминаний, изредка прерываемой кратковременными остановками на очередных станциях! Сразу стал ясным тот профессионализм, с которым она буквально вздёрнула меня в тамбур вместе с рюкзаком! Ничуть не усомнился в её способности остановить бегущего от горного козла туриста вместе с преследователем или без промедления затушить вспыхнувший примус!

          Вот и наш город! Сначала с утренним автобусом доехал к своему дому, где выложил из «авоськи» лишнее, затем – на службу! Похоже, что с проходной сообщили в отдел о моём прибытии, ибо все коллеги высыпали из помещения на улицу для торжественной встречи! С меня сняли рюкзак и втроём отнесли его сначала в лабораторию на весы. Их указатель остановился на отметке 69 кг. Таков был груз без учёта выложенных утром личных вещей!

          Как воспитывают и укрепляют организм занятия туризмом и горным в частности! Насильно хил не будешь! Спасибо за внимание всем, добравшимся до конца рассказа!


Рецензии