Абабково - деревни, этимология
* Абабково — деревня в Вичугском районе Ивановской обл., расположена на мысу господствующей высоты 129,5 в крупном лесном массиве, у речки Ценци. Показана на карте Шуберта 1824-40 гг.; на карте Стрельбицкого 1871 г. - Обабково. На Топографической карте СССР O-37 (Г) 1:100000. Ярославская, Владимирская, Ивановская и Костромская обл. 1975-90 гг.
* Абабково — деревня в Галичском районе Костромской обл., расположена на скате господствующей высоты 175 м., у озера Галич, на краю крупного лесного массива. Показана на карте Шуберта 1826-40 гг. - Абабкова; на карте Стрельбицкого 1871 г.
* Абабково — деревня в Костромском районе Костромской обл., расположена у реки Меза в лесном массиве, на скате господствующей высоты 127,6 м. Показана на карте Шуберта 1826-40 гг., на карте Стрельбицкого 1865-71 гг.
* Абабково — деревня в Мантуровском районе Костромской обл., расположена у речки Янга, на господствующей высоте 143.4 м., очищенное от леса место в крупном лесном массиве. Показана на карте Стрельбицкого 1865-71 г. На Карте СССР послевоенных лет, 1946 г.; на O-38 карты СССР. Нижний Новгород (Горький), Йошкар-Ола, Чебоксары 1970-90 гг., местность изменилась незначительно, дороги.
* Абабково — деревня в Межевском районе Костромской обл., расположена у реки Кушка в лесном массиве, на скате господствующей высоты 185. Показана на карте Шуберта 1826-40 гг. - Обабкова; на O-38 карты СССР. Нижний Новгород (Горький), Йошкар-Ола, Чебоксары 1970-90 гг.
* Абабково — село в Павловском районе Нижегородской обл., расположено на возвышенном берегу у реки Ока. Показано на Карте Нижегородской губ. 1800 г., церковь. На карте Шуберта 1832 г., 89 дворов. На Карте Менде Нижегородской губ. 1848-50 гг., у села указан Никольский женский монастырь.
Местная топонимика: "Название села связывают по одной версии — с бабкой-знахаркой, которая здесь жила (село первоначально называлось «Бабково»), а по другой — с грибами подберёзовиками, которые на местном диалекте назывались «обабками» («абабками»)".
Абабковский во имя святого Великомученика Николая единого от воин и великомученика Георгия женский монастырь — православный женский монастырь основан в 1818 г., к началу XX века 200 сестер, ликвидирован в 1928 г., восстановлен в 1995 г.
* Абабково — деревня в Кувшиновском районе Тверской обл., расположено на господствующей высоте 244,1 м, у реки Талец в крупном лесном массиве, на очищенной от леса местности. Показана на карте Шуберта 1832 г., на Карте Менде Тверской губ. 1848-53 гг., 8 дворов. На Карте РККА Валдайской возвышенности • 2 км 1931-41 гг.
Краеведение: "А деревни Тавруево и Абабково получили свое названия по курганам, в которых, как гласит предание, похоронены татарские полководцы Таврул и Абаб…".
* Абабково - деревня (ныне урочище) Пустошинский район Псковской обл., расположена у господствующей высоты 228 м. у речки Песчанка в лесном массиве. Показана на Трехверстовке Псковской области. Военно-топографической карте 1870-15 гг. На Карте РККА O-35 (Г) • 0.5 - 1 км. Псковская область. Латвия, Эстония, Витебская область Беларуси 1916-37 г. На Двухверстке юга Псковской обл. 1915-30 гг. (хуторское поселение).
2) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1975;
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
Абабъ (Обабъ) - грубое сукно (аба), одежда из грубого сукна, 1610 г.
3) Обобщение и вывод
а) Топография
Деревни Абабково расположены в глубине лесных массивов и на их окраине, на господствующих высотах или на их скатах. Участки для ведения хозяйственной деятельности размером примерно 2х5 км вокруг поселения расчищены от леса. Отметим, что при основании это были незначительные поселения в 5-10 дворов.
б) Земледелие в России
Вплоть до XX века было развито подсечно-огневое земледелие, основанное на выжигании леса и посадке на этом месте злаковых растений. Лес рубили или подрезали кору (подсекали), чтобы деревья высохли. Через год лес сжигали и производили посев злаковых в золу (удобрение). На расчищенном участке примерно до 7 лет производились посевы, затем его еще 10 лет использовали как сенокосы или пастбище. Земледелие совершенствовалось, многие лесные земледельческие участки обустроили и превратили в постоянные хозяйственные территории.
Деревни Абабково находятся на изначально лесной местности, на возвышенностях и холмах и их скатах. Земледельческие площади старались располагать на скатах высот и понижениях рельефа, так, чтобы вода стекала и почва не заболачивались. Местность вокруг населенных пунктов Абабково очищена от леса, что возможно в результате деятельности человека или как следствия крупных лесных пожаров.
Новые поселения основывались на территориях в ходе государственной, церковной и владельческой (помещичьей) колонизации. Владельцы земли собирали группы крестьян для переселения, подыскивали подходящие для жизни участки (земля, вода, лес), обеспечивали на первое время переселенцев скотом, семенами и орудиями труда и давали льготы по налогообложению. В течении 3-4 лет поселение обустраивалось для ведения земледельческого хозяйства, а затем начинало приносить доход владельцу земли.
в) Местная этимология
Средствами русского языка невозможно рационально объяснить топоним Абабково в связи с религиозной и социальной действительностью средних веков.
Представлены варианты трактовки имен: по проживавшей в деревне бабки-знахарке; от грибов подберёзовиков "абабки, обабки"; от татарского полководца Абаб.
Вывод
Целесообразно рассмотреть топонимы в связи с библейскими образами и терминологией. Маловероятно, чтобы местный священник освятил поселение (дал имя, ввел в культ Бога) указанными выше именами.
4) Идея имени (образ)
Сформировался образ небольших поселений носящих имя Абабаково. Все они расположены в лесных массивах, на господствующих высотах или на их скатах. Вокруг поселений имеются расчищенные от леса участки для ведения земледельческой деятельности, которые могли появиться на лесной территории только в результате деятельности человека (подсечно-огневое земледелие) или в результате действия природных сил (лесные пожары). Лесной пожар часто возникает от удара молнии по высоким объектам, известно, что молния часто попадает в объекты возвышенные, в т.ч. высоты и в высокие деревья. В летописях есть сведения о попадании молнии в церкви, которые, как правило, располагались на возвышенных местах и являются высокими сооружениями.
Следовательно, в имени должна содержатся информация о горении, сожжении леса на данной территории. Если причиной является природное (Божественное) явление, то в имени должна быть ссылка на Бога, если причина деятельность человека, то ссылка на владельца (отца) земли.
5) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике сакрального иврита, и выделим корни очевидно составного топонима.
АБАБКОВО = АБА+Б+КОВО или АБАБ+КОВО.
Удалим гласные буквы, иврит язык согласных, и сегодня евреи пишут тексты без гласных знаков, а в устной речи их применяют.
* АБА+Б или АБАБ = Б.Б. или Б.Б., понятия тождественны, т.к. содержат один набор согласных знаков.
В иврите только один арамейский термин имеет такое сочетание знаков - АББА отец, предок, обычное имя Бога. Распространенное имя законоучителей; см. ЕЭБЕ/Абба.
Источник
См. греческий стронг АВВА (АББА); https://biblehub.com/greek/5.htm
АВВА, еврейский АВ отец, в выраженном халдейском состоянии, т.е. patir, обычное звание Бога в молитве. Всякий раз, когда это происходит в (Марка 14:36; Римлянам 8:15; Галатам 4: 6) к нему добавлено греческое толкование, что, по-видимому, объясняется тем фактом, что Халдейское АББА, часто употребляя в молитве, постепенно приобрел характер самого священного имени, к которому добавили грекоязычные евреи апеллятив от их собственного языка.
Арамейский на европейских языках; https://www.jewishvirtuallibrary.org/aramaic
Несколько арамейских слов пришли в Европу через христианство, например, АББА («отец»> «монах»), Abt по-немецки, abbot по-английски и т. д.
* КОВО = без гласных К.В. = ивр. К.В., КАВА чтобы быть обожжённым, выжженным огнем; гореть; сжечь, опалить, быть сожженным.
Источник
См. стронг иврита 3554 КАВА;
https://www.studylight.org/lexicons/eng/hebrew/3554.html
* Общий вид
АБАБКОВО = АБАБ+КОВО = ивр., арам. АББА отец, предок, обычное имя Бога + ивр. К.В., КАВА чтобы быть обожжённым, выжженным огнем; гореть; сжечь, опалить, быть сожженным.
Мы получили набор идей (смыслов): Сожжённое Богом (место, Бог сжег), удар молнии, выгоревший лес; Сожжённое предками (отцами, владельцем), подготовленный ранее участок для земледелия другими людьми, пустошь.
б) Библейский образ
* Марка 14:36: "и говорил: Авва (арам. АББА) Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты".
* Исаия 43:2: "Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься (ТИКАВЕ, форма от КАВА), и пламя не опалит тебя.
* Притчи 6:28: "Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь (ТИКАВЕИНА, форма от КАВА) ног своих?
Таким образом, используя библейский иврит, мы нашли содержание необъясненного топонима Абаб+ково, "увязали" его со средневековой религией, социальным устройством общества, с действительностью.
Топоним сообщает, что поселение было основано на участке леса ранее выжженного в результате деятельности человека или лесного пожара возникшего от удара молнии (атрибут Бога), ориентирует человека в пространстве.
Кишинев, 13.2.2021 г.
Свидетельство о публикации №221021301220