Митрополит Питирим

Борис Родоман

МИТРОПОЛИТ ПИТИРИМ

        Владыка Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский,  был видным общественным деятелем, а в руководстве РПЦ(мп) –  министром иностранных дел. С его высокопреосвященством я пересекался один раз, в субботу, 18 декабря 1993 г., на третий день  конференции, посвящённой Западному Подмосковью. (Предыдущие дни и ночи мы провели в Красновидове, около Можайска).
        В Волоколамске мы заседали в здании администрации, в  обширной комнате, похожей на школьный класс. Там стояли столы, как парты, каждая на двоих. Слева были большие окна, выходившие на главную площадь города. Питирим сидел в левом ряду столов, у окна, на первой «парте», и что-то записывал в своём блокноте. Похоже, что он  конспектировал наши доклады.
        Жизнь меня не баловала контактами с высоким начальством, и никогда до того и после я не видел перед собой человека в ранге выше полковника, да ещё на таком коротком расстоянии – около полутора метров.
        Доклад мой назывался «Предложения по выделению системы особо охраняемых [природных] территорий Западного Подмосковья».  За несколько минут до начала моего выступления наш митрополит, не меняя сидячей позы, крепко уснул. Он полностью проспал два доклада (мой и следующий), а в начале третьего проснулся и, как ни в чём не бывало, продолжил конспектирование.
        После обеда в знаменитой деревне Кашино, где в 1920 г. Ленин и Крупская зажгли «лампочку Ильича»,  владыка Питирим привёз нас в свой Иосифо-Волоколамский монастырь и провёл экскурсию – показывал и рассказывал о разных начинаниях и достижениях. Вокруг толпился местный народ и прочие посетители; среди них – немало детей. Мы видели скит в монастырской роще, походили по стенам, поднимались на башню, служившую колокольней.
        В монастыре этом, возвращённом церкви в 1989 г., я бывал неоднократно, а один раз – в гостях у архитекторов-реставраторов. Восстановление построек шло своим ходом, но оставалась проблема со старой колокольней. Её, десятиярусную и восьмигранную, осенью 1941 г., во время войны, взорвала Красная армия.
        – Да не заморачивайтесь вы с этой колокольней! Приобретите у военных какую-нибудь стальную вышку и облицуйте её лёгкими пластиковыми щитами, изображающими кирпичные стены.
        (Насколько мне известно теперь из Интернета, большая колокольня так и не была восстановлена).

        После экскурсии митрополит Питирим пригласил нас в огромную трапезную. По ней тянулся широкий стол на сотню едоков, покрытый жёлто-розовой клеёнкой. Мы, пассажиры сорокаместного автобуса, все сгрудились на одном конце стола. Там каждому выдали пирожок с луком и кружку чая, слишком быстро остывавшего в холодном зале…

        Написано для «Проза.ру» 12 – 13 февраля 2021 г.               

       
 


Рецензии