66. В дорогу!

Предыдущая глава 65. "Пополнение":
http://proza.ru/2021/02/12/181

       Как-то постепенно в нашей небольшой семье начала вызревать мысль: а не отправиться ли нам с Верой на летние каникулы к любимому папе на Кавказ?! Завязалась переписка с отцом, он не возражал. Заодно, я набралась смелости и попросила у него на день рождения 30 рублей на спортивный костюм.

            В Советском Союзе были в моде спортивные костюмы василькового цвета с белыми полосками. Костюмы попроще и погрубее, светло-василькового цвета, сшиты были из шерстяного колючего трикотажа и стоили около 35 рублей. А спортивные костюмы тёмно-василькового цвета были сшиты из более тонкого и гладкого шерстяного трикотажа и стоили уже 66 рублей.

            Спортсмены, мастера спорта, офицеры, космонавты красовались в таких тёмно-васильковых костюмах, но то - офицеры да космонавты, у них были свои спецраспределители и другие доходы, а я была бы счастлива  принарядиться в костюмчик и попроще.

            В те годы спортивная одежда выпускалась без всяких наворотов, без особой символики и не была так распространена повсеместно, как сейчас: и в пир, и в мир. Она была уместна на тренировках, в домашней обстановке и на даче, в путешествиях и не более того. На тебя могли косо посмотреть, если бы ты отправился в общественное место в таком наряде. Но тогда косо смотрели на всех, кто как-то выбивался из общей однотипной массы.

            Меня это возмущало и раздражало: я всегда была убеждена, что человек должен сам определять, что приемлемо для него, а что нет, если, конечно, это не наносит прямой вред окружающим.

           Помню, у меня вызвало изумление мамино смятение: она примеряла в магазине какую-то красивую вещь, которая ей нравилась и которая была ей очень даже к лицу. "Цвет слишком яркий, прямо бьёт по глазам. Не в моем возрасте уже носить такое!" - сказала моя 36-летняя мама, с сожалением повесив назад понравившуюся одёжку.

           Когда общество определяет и даже диктует какую причёску носить человеку, какой длины юбка допустима для девушки, какой ширины возможен клёш на брюках или, наоборот, какой ужины они должны быть, какой цвет одежды возмутителен и недопустим для женщины в годах, какие песни надо петь, какие книги читать и какое мнение иметь, то я твёрдо знаю - я не хочу жить в таком закоснелом обществе.

            На удивление, в мае отец прислал мне на день рождения тридцать рублей, за что я ему была безмерно благодарна. Но мало получить деньги, костюм ещё надо было ДОСТАТЬ! Я надеялась на мамины связи в торговой сети, а пока деньги ушли в семейный бюджет. Впрочем, потом о костюме было благополучно забыто.

            Мама начала продумывать план, как нас отправить на Кавказ, каким поездом, в какое время. У тети Али в середине июня начиналась летняя сессия, она нас должна была  довезти до Уфы и посадить на поезд, а там, уже в Тихорецке, отец собирался встретить нас. На время тётиной сесии мама оставалась с Жеником.

            Впервые в жизни мы отправлялись самостоятельно в такое дальнее путешествие: сердце сладко замирало и таяло от внутреннего волнения и предвкушения удовольствия.
С мамой договорились держать связь через почту "до востребования". Мы брали с собой свидетельства о рождении, это был наш документ удостоверения личности. Хотя тогда, в советское время, только на самолётах проверяли твои документы, а на поездах это не было принято.

              Меня восхищало, что  ты можешь прокатиться через всю огромнейшую страну, и никто ни разу не спросит у тебя документ! Впрочем, всякий криминальный элемент, наверно, тоже был в восторге от такой возможности, им это было особенно на руку.

              Вещичек у нас набралось с собой немного, по несколько платьев да плюс мама сшила нам по новому ситцевому платью, с оборкой внизу, купила каждой по закрытому эластичному купальнику василькового цвета и по новым шлёпкам. К сожалению, платья были сшиты из одинакового розового материала с бело-голубыми кружочками - единственное, что слегка огорчало нас, а так - новое платье всегда в радость! В целом, своей экипировкой мы остались довольны и, как солдаты, были готовы в пять минут,  только ждали заветного часа, чтобы отправиться в эту диковинную для нас  поездку на юг.

            Простившись с мамой ещё в Салавате, мы благополучно добрались до Уфы и разместились в душном  переполненном зале ожидания. Тёте Але удалось купить нам билеты на поезд Новосибирск - Симферополь до Тихорецка, но он, как всегда, опаздывал, поэтому надо было бегать к справочному бюро, спрашивать, когда придет поезд или слушать гулкий голос диктора, обьявляющий о прибытии и отправлении поездов.

             Ждать пришлось долго, причем, стоя и подпирая спиной вокзальную стену или сидя на своих вещах - все скамейки были заняты ожидающими людьми. Чтобы как-то скоротать время, я придумала себе интересную игру: уставившись пристальным взором на кого-нибудь, я начинала посылать глазами ему напряжённые, острые импульсы, как будто колоть его невидимыми иголочками. Некоторые толстокожие
совсем не реагировали на моё воздействие взглядом, другие начинали беспокойно ёрзать, чувствуя какое-то неудобство, натыкались на мой пристальный взгляд  и начинали пялиться в ответ. Тогда я как бы равнодушно отводила глаза в сторону и выбирала себе новую жертву.

             В один из таких моментов, когда я в очередной раз сверлила взглядом какого-то мужичонку, тётя Аля подозрительно спросила меня: "Ты чего на него уставилась?" "Да так, игра такая..." - ответила я. "Смотри, - предостерегла она, - такая игра до плохого может довести!" Я задумалась, внутренне согласилась с нею и прекратила проверять силу своего взгляда.

              Из-за шума в зале и из-за незразборчивости речи диктора мы прослушали объявление о прибытии поезда, а услышали только об отправлении. Тут мы все встрепенулись, засуетились, побежали с нашими вещами на нужный перрон, но увидели только удаляющиеся огоньки нашего поезда.

            Сильно не расстроившись, тётя Аля поспешила опять в кассу и переоформила билеты на другой поезд Новокузнецк - Симферополь, который шел следом за нашим ушедшим поездом. И даже доплачивать не пришлось ничего! Теперь уж все мы были - "ушки на макушке", в напряжении, очень внимательно вслушивались в то, что там булькает диктор - нельзя было упустить поезд ещё раз.

            И вот, помахав тёте Але на прощание, мы уже удаляемся от уфимского вокзала в сторону юга на тёмно-зелёном долгожданном поезде, а наша тётя спешит на телеграф, чтобы  отправить отцу телеграмму - сообщить какой поезд у нас и какой номер вагона.

Продолжение - глава 67. "Так вот она какая, отцовская семья":
http://proza.ru/2021/02/15/113


Рецензии