Мои женщины Август 1963 Режим дня подростка

Мои женщины. Август 1963. Режим дня подростка.

Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация: Август 1963 года. Город Суворов. Родительский дом. Саша Суворов 11,5 лет. Только что прочитал рассказ Аркадия Гайдара «Честное слово» и стою на посту, охраняя папину новую калитку к нашему дому и мамин палисад с красивейшими цветами и кустами акации, стручки которой издают вибрирующие трубные звуки, если их особым образом укоротить и хорошенько в них подуть. С этого времени я стал жить по Расписанию режима дня подростка-школьника и тренировать свою дисциплинированность, стойкость и мужскую выдержку характера.

Всего несколько дней усиленных домашних занятий и я каким-то образом подготовился к походу в школу и к началу нового учебного 1963-1964 года. Причём некоторые учебники для 4-го класса я успел прочитать «от корки до корки» и буквально все – просмотреть, выборочно прочитать и пролистать. У меня было готово всё: ручки, чернильница, чернила, перочистка, которую сшила мне мама, карандаши, резинка-стиралка, промокашки, тетради в клеточку и в линеечку, учебники и пособия, контурные карты и альбом для рисования. Не было только портфеля.

Вернее, портфель был, но старый и у него не работал замочек, а когда я попытался его отремонтировать, то он окончательно сломался, потому что при ремонте папиным офицерским фронтовым перочинным ножиком «усики» крепления замочка погнулись, части от замочка потерялись, я их так и не нашёл. Мой старший брат Юра сделал из жести от консервных банок недостающие детали, но замочек не хотел исправно работать, поэтому мне пришлось обвязывать его шнурком от ботинок, а это было некрасиво, позорно для примерного ученика, мальчишки. Папа дал мне свою старую фронтовую офицерскую «планшетку» и я сначала сильно возгордился, потому что ни у кого не было такой замечательной «сумки» для документов.

- Эта полевая сумка, - сказал мой папа, - была со мной во время последних боёв войны в 1945 году, под Будапештом в Румынии. Первую такую сумку, самую мою любимую, я потерял во время кавалерийского рейда по тылам фашистов в 1942 году под Москвой. Вторую такую сумку у меня отобрали в госпитале, куда я попал с ранением в голову и её кто-то «прибрал к рукам». В той сумке были мои самые ценные фотографии отца, матери, братьев и сестры Клавы, их письма мне на фронт. Третья сумка во время боёв и походов поистрепалась так, что пришла в негодность и мне её заменили на эту, хотя и эта палетка, так она правильно называется, как говорится «не первой свежести».

Это было ещё мягко сказано! Полевая офицерская сумка была «беспощадно» использована так, что от неё остался только корпус и ремешок, да и то, рваный, завязанный узлом. Это мой старший брат Юра использовал её в качестве школьного портфеля, когда пошёл учиться в 1 класс в 1954-1955 учебном году. Это раньше она была специальной полевой сумкой для командного (начальствующего) состава (офицеров, прапорщиков и сержантов) и использовалась ими для переноски, хранения и использования рабочих документов (карт, документов, книг, справочников, писем и письменных принадлежностей), а также необходимого для командного состава инструмента (офицерская линейка, компас, курвиметр, измеритель, циркуль, перочинный нож, карандаши и ручки). Эта полевая сумка называлась по-разному: командирская сумка, офицерская сумка, планшет офицерский, сержантская сумка, планшетка, планшет, палетка, полётка (здесь и далее данные из Википедии).

Полевая офицерская сумка-планшетка моего отца была настоящей, боевой, введённой приказом Революционного военного совета СССР (РВС СССР) № 1936, от 1 сентября 1923 года и с января 1932 года, в соответствии с приказом РВС СССР о единственном походном снаряжении начсостава РККА, полевая сумка такой конструкции (вместе с палеткой) поступила на снабжение командиров Красной Армии. Перед Великой Отечественной войной полевые сумки изготавливались на кожевенных заводах из тесьмяно-кирзового материала, в соответствии с приказом № 005 от 1 февраля 1941 года и они предназначалась для комсостава только строевых частей и только на военное время.

«Вне службы» офицерские полевые сумки обычным гражданам носить не полагалось, потому что сразу возникал вопрос: «Где взял? Украл? Отобрал?». Однако после войны почти все школьники использовали отцовские полевые сумки в качестве школьных портфелей, так как ничего взамен пока не было. Вот и наш Юра в серой школьной форме с ремнём и фуражкой с кокардой тоже бегал в школу с папиной офицерской полевой сумкой на тонком ремешке через правое плечо.

Сама по себе полевая офицерская и сержантская сумка была замечательная и имела специальные кожаные кармашки и держатели для письменных принадлежностей (карандашей и ручек, линейки, циркуля, курвиметра). Главное, в ней был специальный кармашек для компаса. На развороте в сумке была когда-то палетка – прозрачная целлулоидная пластина-карман, за которой хранились карты, документы, схемы, рисунки. Теперь целлулоид потрескался, раскрошился и Юра его попросту выковырял.

- Иметь офицерскую портупею, ременное снаряжение и офицерскую полевую сумку с раскрывающейся двустворчатой палеткой, - говорил важно наш папа, - это было почётно, это было отличием офицера от простого солдата. Однако немцы это тоже знали и их снайперы и стрелки метко стреляли в тех, кто щеголял с офицерской амуницией,
- И что? Офицерам запретили носить их полевые сумки?
- Нет, - ответил папа. – Разрешили простым солдатам, сержантам, старшинам и курсантам тоже носить свои полевые сумки, так как без низ на войне очень неудобно было. В этой сумке носили всё, что нужно было человеку на войне, она даже для офицеров была настоящим переносным сейфом с тайными кармашками для писем, фотографий и документов. Только не потерялась бы…

Да, папина полевая офицерская сумка была удобной, потому что была не только плоской, а раздвижной; у неё была тройная гармошка из складок; в неё можно было впихнуть все учебники, тетради и письменные принадлежности на один учебный день.

- А вообще, - гордо сказал мне мой папа, - в комплект моего офицерского снаряжения входили: широкий кожаный офицерский поясной ремень, два задних и два передних плечевых ремня, кобура для револьвера, вот эта полевая сумка, пристёгивающаяся карабинами к сумке специальная палетка двустворчатая для карт, револьверный ремень, чехол и шнур для свистка и прочее.
- У меня тоже была такая же амуниция и снаряжение, - сказала наша мама, внося в общую большую комнату-зал поднос с обеденными кушаньями.
- Да, ладно! – усомнился наш папа. – Такое снаряжение давали только полевым фронтовым офицерам!
- А вот и нет, - весело ответила моя мама. – Ты был младшим лейтенантом, а я лейтенантом медицинской службы и мне полагался полный комплект офицерского снаряжения, одежды и амуниции, что и было на самом деле. У меня даже фотография есть, на которой я со всеми ремнями и кобурой с револьвером.
- У тебя и револьвер был?!
- А как же?! Был, да ещё какой! Настоящий американский «наган»!
- А у меня был именной наградной «маузер» в деревянной кобуре-прикладе! – не сдавался наш папа. – За храбрость наградили!
- Вот и хорошо, - миролюбиво ответила ему наша мама. – Молодец. Иди руки мыть, храбрец и за стол, кушать.
- Есть мыть руки и кушать! Товарищ лейтенант! – весело и охотно воскликнул наш папа, он, так же, как и я с Юрой, беспрекословно признавали командирское верховенство нашей мамы над нами всеми и в отдельности.

Увы, папина офицерская полевая сумка-планшетка не вмещала всего того, что мне нужно было нести в школу на уроки. Узкий потрёпанный ремешок, завязанный узлом, давил мне на правое плечо и натирал шею. Сумка ещё больше потрепалась, а кармашки не держали ручку и карандаши. Кроме этого некуда было всунуть мою чернильницу, поэтому папа и мама решили купить мне настоящий школьный портфель и купили – блестящий, новенький, пахучий, со всеми отделами, перегородками, с работающим замочком и крепкой «кожаной» ручкой (на самом деле портфель был не кожаный, а из искусственного кожзаменителя, пластмассы). Всё равно, я очень гордился своим новым портфелем.

Я тоже тщательно экипировал свой новый школьный портфель всеми необходимыми школьными принадлежностями. У меня были приготовлены: ручка с пером «пионер» - для чистописания и  ручка с пером «уточка» (с закруглённым концом) – для скорописи; заправленная наполовину фиолетовыми чернилами пластмассовая круглая чернильница «непроливайка»; коробочка с тремя заточенными простыми карандашами и одним двухцветным (сине-красным); резинка-стёрка, деревянная линейка, тетрадки и учебники для соответствующего расписанию календарного дня занятий в школе. Кроме этого отдельно вы портфеле находился мой школьный дневник и моё расписание режима дня подростка, которое я должен был составить сам и показать завучу.

К подготовке расписания режима дня подростка (школьника) я отнёсся со всей серьёзностью и тщательностью, так как это был мой первый в жизни самостоятельный творческий, как сейчас бы сказали, «локальный нормативно-правовой акт», регламентирующий по часам и минутам мой распорядок или режим дня. Завуч в школе сказала моим родителям, что «ребёнок должен сам составить для себя удобный режим дня, вы только помогите ему разобраться и подскажите, если будут заминки или трудности». Поэтому мои папа и мама дали мне полную свободу творчества, а брата Юру я сам решительно «отшил», заявив своё знаменитое ещё с моего детства: «Я сам!».

Я тупо смотрел на пустые линейки бланка режима дня школьника, выданного мне в школе, и не знал, что писать. Спрашивать у родителей и Юры я не хотел, потому что взялся за это дело сам, поэтому я решил подойти к моему папе с вопросом: «Зачем нужен режим дня?».

- Всё очень просто, - почти, не отрываясь от чтения газеты «Правда, ответил мне рассеянным тоном папа. – Режим дня полезен любому человеку, потому что он упорядочивает жизнь. Например, я и мама каждый рабочий день с утра ходим на работу, чтобы заработать нам всем деньги, на которые мы живём – хлеб жуём.
-Так ведь я не работаю!
- Ч чего ты взял? – воскликнул папа. – Та, Сашок, работаешь и ещё как! Ты учишься, а это самая трудная работа, потому что каждый день ты с трудом познаешь что-то новое, которое нужно запомнить, уложить в своей памяти, применить, использовать. Это, мой мальчик, труд и очень трудный труд. Да ты и сам это знаешь…
- Да, но я за это деньги не получаю, - сказал я с оттенком обиды и горечи.
- Зато ты получаешь знания и оценки, - сказал опять растерянным тоном занятого человека мой папа. – Иди, не мешай.

- Мам, а зачем вообще нужен этот режим дня? Можно и без него обойтись, - сказал я маме, которая в это время жарила на сковороде рыбу.
- Нет, сынок, - сказала мама. – Режим дня нужен и важен. Режим дня позволяет распределить время работы и отдыха так, что на всё хватает: и на работу, и на уроки, и на отдых, и на сон. Режим дня – это гарантия здорового образа жизни. Спроси Юру, он подтвердит.

- Юр, а Юр, - отвлёк я своего старшего брата Юру от чтения книги Александра Дюма «Три мушкетёра», - а зачем вообще надо составлять этот режим дня подростка-школьника?
- Приучает к дисциплине, - резко и коротко ответил мой брат. - Если бы не режим дня, я бы, например, весь день бы болтался бы на улице с ребятами, а так, хошь не хошь, а по режиму надо заниматься. Я сначала тоже бунтовал, вопросы задавал, упрямился, а потом понял – дисциплина, самодисциплина – это гарантия успеха в любом деле. Учись, браток, дисциплине, великое дело!
- А теперь, вали отсюда, не мешай! – сердито сказал мой брат Юра. – Я сейчас миледи буду целовать…

Я представил себе юркины поцелуи и поспешил к себе в комнату к расписанию режима дня подростка-школьника. Следом за мной пришла моя мама, принесла кружку горячего ароматного чая и блюдце с маленькими бараночками.

- Режим дня, - продолжила мама, - помогает контролировать и дозировать учебные нагрузки со временем отдыха, влияет на сон и его качество – беспокойный ли сон или благотворительный.
- Главная особенность режима дня – это обеспечение регулярности питания, - сказала мама, - потому что питаться лучше всего в определённое время дня, чтобы лучше усваивалась пища, не застаивалась в кишечнике и не вызывала бы боли от газовых колик.
- При этом в любой упорядоченной расписанием жизни должно быть место и время для свободного использования своих сил и возможностей так, как тебе этого хочется. Давай я тебе помогу распределить время по часам и минутам в течение одного рабочего дня, вот и будет у тебя расписание режима дня. Согласен?

- Вот смотри, - сказала мама. – Тебе сейчас 11 с половиной лет. Так?
- Так, - ответил я. – 11 лет и восемь месяцев.
- Точно. Твой организм сейчас подростковый, отроческий, поэтому в нём происходят процессы активного роста и развития. У тебя сейчас в силу возрастного развития меняются физические, психические, социальные и гормональные потребности.
- Ты начинаешь учиться в 4-м классе общеобразовательной средней школы, а это значит, меняются учебные нагрузки, интересы, цели и желания. Если раньше учёба бала больше ознакомительная, то теперь она становится познавательной. Поэтому ежедневный режим твоей работы в школе тоже должен меняться, подстраиваться под новые требования жизни.

- Теперь от тебя требуется самостоятельно рано утром к нужному времени вставать, самостоятельно умываться, совершать гигиенические процедуры, самому вовремя приходить к определённому времени на завтрак, обед и ужин, то есть контролировать своё время. Почему?
- Потому что ты становишься старше, взрослее и не только теперь сам хочешь самостоятельности, но и от тебя требуется эта ответственная самостоятельность. Мы с папой работаем, папа работает на второй работе, поэтому мы сильно заняты, чтобы обеспечить всем необходимым нашу семью, вот мы с папой и рассчитываем на вас с Юрой, что вы не будете требовать от нас повышенной заботы и внимания, а многое будете делать для себя самостоятельно. Согласен?

- Теперь вот что, - сказала строгим голосом мама, когда я усиленно поддержал её слова. – Если дети в возрасте 8-10 лет нуждаются в 10 часах сна, то подросткам в возрасте 11-16 лет достаточно уже 8-9 часов сна. При этом, если нарушить эти параметры сна, то при хроническом недосыпании из-за позднего засыпания и из-за раннего пробуждения неизбежно будет переутомление, снижение работоспособности, ухудшение памяти и внимания. Тебе это надо?
- Нет, мама, не надо, - поспешил я согласиться с мамой, потому что чувствовал, - сейчас она перейдёт к главному.

- В твоём школьном расписании уроков уже не 4 урока в день, а 5 или даже 6, - сказала мама. – По нормам на выполнение домашних заданий подростку-школьнику даётся 1 час или 1,5 часа. У Юры в 10-м классе - 5-6 уроков ежедневно, а для выполнения домашних заданий ему уже требуется не менее 2 часов или 2,5 часов.
- Кроме этого, - продолжала моя мама, - с ростом и развитием твоего организма, которое сейчас происходит с тобой стремительно, быстро и ежедневно, у тебя возрастает потребность в физических, поэтому тебе нужно время для подвижных игр, спорта или танцев. Да-да, танцев!
- Что и рок-н-ролл танцевать можно?
- Если красиво танцевать, то нужно! – неожиданно воскликнула моя мама. – Будь я моложе, я бы тоже «твист о гей» не хуже Юры танцевала бы!

- Кстати, - сказала мама после того, как мы с ней весело обменялись мнениями по поводу юркиного увлечения современными ритмичными танцами, - ты заметил, что ты перешёл с детского режима питания 4-5 раз в день на «взрослый» режим 3-разового питания?
- Нет, не заметил, - честно признался я.
- Но ты же вместе со всеми нами завтракаешь, обедаешь и ужинаешь?
- Да, - сказал я. – Точно! Так и есть!
- Ну, вот. Ты взрослеешь и уже можешь набираться сил и жизненной энергии как взрослые люди, а для закрепления этого режима как раз нужно расписание и режим дня подростка-школьника. Вот и определи для себя, сколько тебе нужно времени, часов и минут, на всё про всё, - на уроки, на домашние задания, на телевизор, на чтение, на игры, на прогулки на улице, на общение с нами и друзьями, на своё творчество, например, рисование и так далее.
- Напиши сначала черновик режима дня, максимально подробный, а потом сократи его, укрупнив задания до кратких формулировок. Например, вместо: «проснуться и встать с постели, убрать постель, одеться и пойти в ванную, чтобы умыться» напиши просто «утренний подъём в 7:00 и всё тут ясно и понятно. Так?

Я так и сделал. Сначала расписал подробно все мои домашние, уличные и школьные дела, дела утренние, дневные и вечерние, даже секретно написал мои ночные «дела». Потом я стал «сокращать» свои записи до параметров и размеров строчек на бланке расписания режима дня подростка-школьника 4 класса «а» Суворовской средней школы №1 Суворова Александра. Вот что у меня получилось…

Утренний подъём – 06.00-07.00;
Гимнастика, утренний туалет, гигиенические процедуры – 07.00-07.15;
Завтрак – 07.15-07.30;
Занятия в школе – 08.00-13.00;
Гуляние на улице, общение с ребятами или отдых дома – 13.00-14.00;
Обед – 14.00-15.00;
Помощь родителям по дому, поход в библиотеку, участие в школьном кружке, игры на улице  – 15.00-17.00;
Выполнение школьных домашних заданий – 17.00-19.00
Ужин – 19.00-19.30;
Свободное время для творчества, увлечений, посещение кинофильмов или просмотр телепрограмм, чтение книг, помощь родителям по дому, свои домашние дела – 19.30-21.30;
Повторение уроков, школьных домашних заданий, подготовка к занятиям в школе – 21.30-22.00;
Подготовка ко сну, разговор с моими внутренними голосами, гигиенические процедуры, сон - 22.00-07.00.

- Какие ещё «внутренние голоса»?! – воскликнул мой папа, когда прочитал мой окончательный вариант расписания режима дня. – У тебя что? Есть «внутренние голоса» и ты с ними разговариваешь? Нина, Ниночка, иди сокрее сюда!

Прибежала мама, а за ней и встревоженный не на шутку мой старший брат Юра и я вынужден был рассказать им о моём воображаемом друге – деде «Календаре» из деревни Дальнее Русаново, с которым я мысленно общаюсь, слушаю его мнения и советы. Про мою Фею красоты и страсти я, конечно же, умолчал и не проговорился. Родители немного успокоились, а мой брат Юрка очень сожалел, что я не псих…

Общим мнением из моего Расписания режима дня исключили слова «разговор с моими внутренними голосами», разрешив при этом «воображать, сколько тебе захочется» и благословили меня «на подвиг трудной ученической жизни школяра». На следующий день 1 сентября 1963 года я самостоятельно, впереди моего брата Юры, который шел в отдалении за мной и «контролировал всё и всех», с букетом красивых цветов из маминого палисадника, шёл в школу под накрапывавшим мелким и редким дождиком.

В моём блестящем новом портфеле было всё, что нужно было для первых уроков и занятий, но 1 сентября 1963 года было воскресенье и в школе не было уроков. Зато была торжественная линейка, встреча школьников друг с другом, с учителями, разбивка учеников по классам, построение, торжественные речи директора школы, завуча и начальников от РОНО, первый звонок на урок, шумный поток учеников, бравших штурмом двери школы, лестницы и классы и первый урок-знакомство с учебным 1963-1964 годом. Новая жизнь началась и жизнь продолжалась!


Рецензии