Стулья вверх ногами. рассказ

    Начнём со знакомства.  Героиню зовут Тамара. Имя как имя, хорошее имя. Хотя, исходя из характера нашей Тамары, её мягкой улыбки, добрых серых глаз, гораздо больше подошло бы Машенька или Люба. Впрочем, кто знает? Что ещё? Возраст. Назовём его средней молодости. Два года назад закончила прославленный МГИМО. Сразу поняла, что карьера дипломата ей не светит, хотя давно  знала, лезть в эти заоблачные дебри ей и самой не хотелось. А вот приличное знание трёх  иностранных языков могло однозначно вкусно кормить, поить и позволять себе определённые радости. Их, правда, случалось не слишком много, но они были доступны, и это грело душу. Но главная беда заключалась в том, что душа оставалась  холодной и одинокой. Бывшие одноклассницы и однокурсницы давно окружили себя семьями с детишками, а Тамара по-прежнему одна. Даже родители, почувствовав, что дочь вполне самостоятельная единица, переписали на неё приличную двухкомнатную квартиру и уехали в свой любимый Норильск.

      Любимый Норильск? Да, и не удивляйтесь. Там прожили большую часть жизни политзаключённые прапрадед и прапрабабушка.  И дед с бабушкой тоже. Там родились мама и папа, а Москва появилась в их судьбе как искупление за долгие годы изгнания.

     Тщательно собирались, немножко поплакали, а папа зачем-то всё время повторял: «Счастья тебе, Том третий!» Именно он приклеил к ней это «звание». Понимала его смысл, делала вид, что умеет ценить шутку, но в тайне всё время сердилась. Кто-то называл её Томочка,  кто-то - Томуля, кто-то Томик, а папа – Том третий. Невиданно, чтобы в одной семье новорождённых девочек снова и снова называли Тамарами. Тамара – прабабушка, Тамара – бабушка и внучка снова Тамара. Зачем? Почему? Ответ на этот вопрос кто-то знает. Возможно, и нам удастся узнать, но потом. Пока у Тамары куча дел: перевод японского романа ждёт издательство. Три частных урока, занятия со студентами, но главное – ремонт. Обязательно ремонт! Квартира-то уже старая. Даже обои кое-где облезли, а потолок  в очередной раз залили соседи сверху. Найти рабочих сейчас проще простого: ткни пальцем в интернет. Но сколько же там аферистов! А хочется ведь порядочного.

     Как-то побежала в магазин хлеба купить и чего-нибудь вкусненького. Набила сумки – хорошо обе на колёсах, а навстречу Варька из соседнего подъезда. Ещё со школы знакомы, только Варвара на два года старше. Глянула на Тамарины покупки. «Хорошо, - говорит, - живёшь в наше трудное время. А уборщица тебе не нужна? Я готова».

     - Может быть, потом. Пока мне бригада ремонтников необходима.
     - Отлично! У меня брат двоюродный – Андрей - золотые руки. Всё может, а я ему в помощь. Не обворуем, сама понимаешь, не чужие, в одну школу бегали. - Вот так и договорились.

     На следующее утро  ровно в девять они уже стояли в дверях в рабочих комбинезонах, с какими-то коробками и рюкзаками. Тамара ничего не рассмотрела. Она парня увидела. Ох, как хорош. Да не в том дело, что красавец и косая сажень в плечах. Выражение лица удивительное: интеллигент в десятом поколении. С таким только на бал ходить. Но она же его не на бал пригласила, ей ремонт нужен!

     Парень словно прочитал её мысли:

     - Вы не волнуйтесь. Мы, действительно, с Варей всё умеем. Жизнь научила. Расскажите что бы Вы хотели, разрешите осмотреть квартиру.

     Тамара едва смогла взять себя в руки. Всё рассказала, всё показала. Он проверил проводку, трубы, батареи. Остальное потом. Сначала надо подняться наверх к соседям. Он понял, почему  уже не в первый раз тамарину квартиру заливают. Успокоил тем, что  не хапуги. Возьмут по минимуму, тем более, что Варя подруга Тамары.

     Какая там подруга! В школьных коридорах иногда виделись да во дворе. Назначь он и неподъёмную сумму, она на всё была бы согласна. Конечно, разные кавалеры были. И замуж идти уговаривали. Но чтобы вдруг сердце в груди так ёкнуло, а потом запело!..  В первый раз в жизни с ней такое случилось.

     Но мы торопиться не будем. На несколько лет назад стоит заглянуть. Туда, где Тамара ещё девчонкой была. Понятное дело, рассказывать о том, что она в то время любила, долго и не слишком интересно. Ну, маму с папой, конечно же, ну, белоснежную лохматушку кошку Мурку с котёнком Мурзиком. Ну, кукол, которым счёт был не мерян. Конечно же, музыку, которая звучала в наушниках. А ещё… Кому сказать, засмеять могут, но факт есть факт. Любила  смотреть, как отдыхают стулья вверх ногами. Их мама на стол сажала, не всё же на них самих сидеть, пусть отдохнут. Три замечательных стула. Четвёртый, увы, давно уже развалился. Сама Томка его уронила, сама ревмя и ревела. Только, став уже взрослой, начала думать и фантазировать: сколько же таких стульев могло быть в большой семье? Десять? Пятнадцать? И все умещались за огромной столешницей? Сейчас уже в больших городах таких не встретишь. Сегодня  одна она – Тамара - бережёт своё богатство с вытертой едва ли не до дыр обивкой, пораненным деревом спинок и ножек. Неужели так и останется одна?

     В семье Тамары редко говорили об истории их рода. Практически никогда. Что же касается стульев – они уникальны. Об этом знали все. Им больше ста лет – это уже кем-то доказано. Их автор –талантливый художник- резчик по дереву, один из продолжателей рода. От старости они, конечно, успели потерять свой блеск.  Но брат Варвары Андрей прежде всего, придя в квартиру, обратил внимание именно на стулья. Ахнул даже, увидев их. А Варька с присущей ей непосредственностью сообщила: «Посмотрите на их бёдра (бёдра у ножек стула?) как в кружевных панталончиках, на их щиколотки посмотрите. Тонкие, изящные А какие очаровательные ботиночки! Это чтобы поломойки не замочили стульям ножки.

     Тамара помнит, что мама несколько раз приглашала реставраторов, но они честно признавались, что гарантии не дают, а стоимость работы будет слишком высока.

     С подачи мамы Тамара любила смотреть на стулья не меньше, чем  слушать хорошую музыку. Мама, убирая квартиру, ставила стулья сидениями на стол, а Тома любовалась их ножками.

                *******************

     Каждое утро Тамара спешит на работу.  Никогда не была лентяйкой. Знала, что дома Андрей с Варварой справятся и без неё, а вечер подарит ей очередное чудо. Вот и сегодня… Комната стала, как показалось, в два раза выше. Белоснежный потолок с великолепной лепниной. У неё никогда такого не было. Это не её дом, это зал дворца Снежной королевы. Варвара, от трудов праведных слегка сгорбившаяся, остервенело трёт старинный дубовый паркет.
 
     - Остановись, отдохни, давай попьём чаю. Я вкусный Баварский пирог принесла. А где Андрей?
      - Дома. Где же ещё ему быть? Супружница Валентина уже истерики закатывать стала. Сама  вечерами по каким-то делам уходит, а
Митюшку одного оставлять нельзя. Маленький ещё.

     - Андрей женат?
     - Естественно. Парню уже вот-вот тридцатник стукнет.
     - И какова жена?

     - Честно сказать, характер странноватый, но второй такой красавицы я не видела. Роскошная у него жена.

      Поток авторских слов неистощим. Пора остановить. Варвара что-то ещё бормочет, но подслушивать тоже не люблю. Смотрю на Тамару. Что с ней? Что с её лицом? Почему заледенели добрые  её глаза? Они ненавидят? Они говорят? Их послушаем.

     - За что так? Господи, за что? Дура Варвара трёт пол с таким остервенением, словно хочет протереть дырку на нижний этаж. Чтобы видеть и слышать, как живут соседи? Впрочем , задачу свою объясняет иначе: «Я, мол, мужику своему мочалкой так спину тру». Хорошо хоть не шваброй. Могла бы честно сказать: «Мой пьянчуга по своей воле в ванну не полезет. Палкой туда загонять приходится. Грязи с него смываю столько же, сколько с твоего грязного пола».  Хорошо ещё, что Варька своего пьянчужку пока до дырки не замыла.

     Я злая? Я жестокая? Ведь Варя добрая, хоть и несчастная. Да и алкоголик её, когда не пьян, вполне нормальный человек. Просто я влюбилась в Андрея, как сумасшедшая? Не может быть! Господи, что со мной? Разве это грех? Я на стулья гляжу. Те, что вверх ногами на столе сидят. Их Варвара, как моя мама в своё время так сажала. Чтобы они не промокли. Я ведь и их так же люблю, как мама учила. Но я ведь люблю Андрея?! Что толку? Он женат!

                *****************

     Ремонт подходил к концу. Как-то Андрей привёл с собой приятеля. Представил: Сергей – химик, заодно и реставратор. Придумал хитрый состав, который восстанавливает твердость и цельность дерева. Посмотрит состояние стульев. Если удастся вернуть им прочность,, я возьмусь за то, чтобы восстановить их первоначальную красоту.


                *****************

     Стульями хоть в футбол играй: ни трещинки не появилось ни, ни щепочки не откололось Только приятель Сергей неожиданно в отношениях с Тамарой «химичить» стал. То букет цветов принесёт, то билеты в театр достанет. Что ж, развлечься иногда тоже полезно.  Но почему-то Тому к этому не тянет. Хотя две подружки уверенно заявили: «Товар» качественный. Дают - бери.  Не век же в одиночестве куковать». Может, и правда?

     Андрей,  уже стульями вплотную занялся. Как красиво. Как мастерски! Но однажды вдруг попросил разрешения приводить не друга уже, а сынишку.  Обстоятельства сложились так, что малыша одного дома оставить невозможно. Уверял, что тот не капризуля, вполне послушный для своих трех лет. Трогать ничего не будет, ничего не сломает и не разобьёт.

     - Господи, в чём проблема? - На следующий день пришли вдвоём.

     - Здравствуй, меня Митя зовут. А почему тебя зовут Том третий? А где ещё два?
      - Дмитрий, мы уже давно с тобой договорились, что всем взрослым надо говорить «Вы».
     - Не надо, Андрей. Мы с Митей будем друзьями. А друзья говорят друг другу «Ты».

     ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


 


Рецензии
Алла! Интригующее начало рассказа!

Ольга Сангалова   28.02.2021 19:27     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.