Блок. Гроб невесты легкой тканью... Прочтение

.                Александр Блок
  .          .           том II
      « Р а з н ы е      с т и х о т в о р е н и я »


11. «Гроб невесты легкой тканью…»






         
                * * *   

                Гроб невесты легкой тканью
                Скрыт от глаз в соборной мгле.
                Пресвятая тонкой дланью
                Охраняет на земле.

                Кто у гроба в час закатный?
                Мать и солнечная сень.
                Третий с ними – благодатный
                Несмежающийся день.

                Над ее бессмертной дрёмой
                Нить Свершений потекла...
                Это – Третий – Незнакомый
                Кротко смотрит в купола.
                5 ноября 1904







     И возникает продолжение ещё одного сюжета «тома I» – Спящая. Вот его окончание из «Распутий» - герой снимает с себя миссию разбудить Тебя и вести Тебя в наш мир, в нашу реальность:

                «Вот он — ряд гробовых ступеней.
                И меж нас — никого. Мы вдвоем.
                Спи ты, нежная спутница дней,
                Залитых небывалым лучом.

                Ты покоишься в белом гробу.
                Ты с улыбкой зовешь: не буди.
                Золотистые пряди на лбу.
                Золотой образок на груди.

                Я отпраздновал светлую смерть,
                Прикоснувшись к руке восковой.
                Остальное — бездонная твердь
                Схоронила во мгле голубой.

                Спи — твой отдых никто не прервет.
                Мы — окрай неизвестных дорог.
                Всю ненастную ночь напролет
                Здесь горит осиянный чертог.
                18 июня 1904. С. Шахматово»



     «В октябре начались новые приступы отчаянья (Она уходит, передо мной – "грань богопознанья"). Я испытывал сильную ревность (без причины видимой). Знаменательна была встреча 17 октября)… К ноябрю началось явное мое колдовство…»

     Про «не видимую» причину ревности – парой строк ниже: «…Чаще, чем со мной, она встречалась с кем-то, кого не видела и о котором я знал.» Стихи о том, «о котором я знал» – Блок напишет почти через год, 27 сентября 1902 года(«Она стройна и высока»):

                «…Я каждый день издалека
                Следил за ней, на всё готовый.

                …И он встречал ее в тени,

                И я, невидимый для всех,
                Следил мужчины профиль грубый,
                Ее сребристо-черный мех
                И что-то шепчущие губы.
                27 сентября 1902»

     Теперь тот, третий, о котором он знал, занял доминирующую позицию:

                Над ее бессмертной дрёмой
                Нить Свершений потекла...
                Это – Третий – Незнакомый
                Кротко смотрит в купола.

*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
     - «Гроб невесты легкой тканью ...»  - О значении сюжета мертвой (спящей) невесты и ее грядущем воскресении в ранней лирике Блока см. т. 1, с. 626 наст. изд.

[
Из Примечаний к стихотворению "ВОТ ОН - РЯД ГРОБОВЫХ СТУПЕНЕЙ" в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока (стр 626 т.I):
«
     - «Ты покоишься в белом гробу и след. - Образ усопшей "Девы" спроецирован на сюжет "спящей красавицы" (подразумевая и грядущее пробуждение героини).
     [повторю, исходя из дальнейших строк: "Спи- твой отдых никто не прервет" - ровно наоборот.]

Другие редакции и варианты

     - «И улыбкой звала:- Разбуди» (ЧА ЗК8 [Черновые Автографы Записная Книжка №8] , ст. (12)).- Черты "спящей красавицы" в первоначальном наброске подчеркнуты резче.
     ] 

     - «Пресвятая ... // Охраняет на земле». - Ср. в письме Блока А. Белому от 18 июня 1903 г. размышления о том, что догмат "непорочного зачатия ( ... )ясно отмечает Её(Вечной женственности. - Ред.) след, но не обязывает к вере в
тождество Её и Божьей матери, то есть в полное воплощение Её в Божьей матери".

     - «Это - Третий - Незнакомый ...» и след. - Ср. в том же письме Блока А. Белому: христианский догмат о Троице, "заключающий в себе "мысль" о Св(ятом) духе, наводит на замирание души о том, Она ли - Св(ятой) дух, Утешитель?", а также слова А. Белого о "новом, третьем счастье, счастье Духа Утешителя" ("Северная симфония (l-я, героическая)". М., 1903. С. 117).
     Эпитеты "новый", "третий" сближают образ с эсхатологией "третьего завета" - Откровением Иоанна Богослова.


Рецензии