Звенигород

Звенигород. Город на Москве-реке. Часто эти места называют "Русской Швейцарией", и по праву, здесь действительно красивые, дивные места. Я был в Звенигороде прежде, очень давно, по делам, и ничего не отложилось тогда в моей голове. В этот раз повезло больше. Двоюродный брат отвез меня на своей машине на экскурсию. Едем втроём - Андрей, его жена Рита и я. Ехать от Кубинки до Звенигорода  недалеко – всего-то чуть больше 20 километров. Не благоприятствовала погода, что же делать, поздняя осень и над нами серое тяжелое небо... Но, как говорил Глазков - "Времена не выбирают, в них живут и умирают". Места по дороге действительно были чудесные - почти постоянно мы ехали по коридору из елового леса, изредка, слева показывались высокие берега реки, дорога была извилиста, как в горах, подъемы сменялись спусками, действительно - Швейцария! И повсюду коттеджи, сауны, кафе, частные дома отдыха. Вскоре показался мост, начался пригород, и мы въехали в тихий провинциальный город.

Андрей рассказывает о городе - Был здесь много раз, малоэтажный старинный деревянный город ничего интересного собой не представляет. Сюда приезжают посмотреть древний Городок и Савво-Сторожевский мужской монастырь, да еще город известен тем, что здесь работал А.П. Чехов, и родилась знаменитая артистка Любовь Орлова. Природа здесь прекрасная, река чистая, хорошие места для отдыха. Первая остановка у необычной формы красивого храма. Похоже, новодел. Так и есть, храм восстановлен на месте разрушенного. Вот, что написано об этом храме на сайте города: «Великое освящение возрожденного Храма Вознесения Господня состоялось 29 июля 2007 года в старинном русском подмосковном граде Звенигороде. Первую Божественную литургию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II».

Сначала отправляемся на поиски чеховской больницы. Первые же прохожие дают нам точные координаты, и мы на месте. Белая арка ворот с барельефом писателя ведёт нас во двор больницы. Скромный двор с большой елью, под которой стоит бюст Антон Павловича, справа зеленый флигель. Спросить некого, решаем, что в этом деревянном одноэтажном здании и практиковал писатель. Едем по высокой набережной Москвы-реки к Городку.

Останавливаемся на берегу перед лестницей, ведущей куда-то вверх, на холм. Вверху видны лишь высокие ели. На середины лестницы стоит небольшая очередь - люди набирают святую воду из источника. И вот мы наверху. Вполне деревенская улица приводит нас к древнему белому храму в лесах. Напротив, стоит небольшая красивая церквушка. Читаем памятную доску на храме - Успенский собор, что на Городке (1396—1399) является наиболее древним из сохранившихся храмов Москвы и области. Заходим внутрь храма. Храм знаменит не только своей стариной, но и сохранившимися фресками самого Андрея Рублева. А за храмом нечто необычное. Видим круглое поле, окруженное могучим земляным валом. Кругом хвойный лес. Поднимаемся на вал, внизу - пропасть и там по дорожке идут маленькие фигурки людей. Из пояснений, написанных на табличке, узнаем, что мы находимся рядом с уникальным историческим и архитектурным памятником XII-XV веков республиканского значения. Сохранились валы древней крепости, культурный слой, начиная с XII века и Успенский собор XIV века.  Хочется спуститься вниз, ощутить всю грандиозность сооружения, но Андрей возражает - мало времени, а нам еще до темноты надо побывать в монастыре.

Едем в монастырь. Дорога недолгая и вот, уже впереди мощные крепостные стены. Сначала подходим к памятнику основателю монастырю Савве. Впечатляет, некоторые части памятника отполированы до блеска, видимо действует поверье, по которому прикосновение к святыне приносит счастье. Вот как на городском сайте описано открытие этого памятника: «22 августа у Северных врат Саввино-Сторожевского монастыря был открыт памятник Звенигородскому Святому Преподобному Савве Сторожевскому. В тот день более трех тысяч жителей и гостей нашего города собралось у его стен, чтобы присутствовать на торжественной церемонии открытии и освящении памятника Звенигородскому Чудотворцу. Бронзовая скульптура, весом 1,5 тонны, излучала столько тепла и энергии, что не могла оставить равнодушным никого. Всех поразила органичность, с которой памятник был вписан в архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевской обители».

Читаем информационные щиты при входе в монастырь о его истории, рассматриваем план.

Саввино-Сторожевский монастрь расположен в полутора километрах к западу от Звенигорода. Он был основан по приказу Юрия Дмитриевича в 1398 году. Место для нового монастыря князь выбрал на холме, издавна носящем название "Сторожи"; в старину здесь находился сторожевой пост. От названия местности и имени первого игумена - монаха Саввы, ученика Сергия Радонежского - произошло название монастыря.

Архитектурный ансамбль монастыря состоит из: Собор Рождества Богородицы; Комплекс трапезной со звонницей; Надвратная Троицкая церковь; "Царицыны палаты"; Братский корпус; Жилой корпус Духовных училищ; Дворец царя Алексея Михайловича; Смотровая площадка; Ограда с башнями; Кельи XIX в.

                ***

«Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря увеличилась в несколько раз.

В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Многочисленные соборы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Во время Отечественной войны 1812 года из Савво-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин. Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель» (Из Википедии).

                ***

Входим в ворота. Сразу замечаем казаков, несущих здесь службу по охране. Впереди просматривается вся территория монастыря, который в пояснениях так и назван "карманным". Таким он существовал в эпоху нашего второго русского царя из рода Романовых - Алексея Михайловича. Здесь у него был и свой дворец, и Царские палаты для его супруги. Периодически видим монахов в черных одеждах, пересекающих двор и спешащих куда-то.

Осмотр монастыря не занял много времени. Посмотрели снаружи все строения монастыря:  храмы, палаты, дворец, трапезную, келейный корпус, колокольню. Все просто здорово! Вот только это серое небо... Выходим за пределы монастыря, чтобы осмотреть его мощные стены и башни. Вид отсюда, сверху, открывается чудесный. Обходим по периметру весь монастырь, и мы опять в начале нашего маршрута.

Но это не все. В одном административном корпусе рядом с монастырем выставка работ Любви Савельевой, действительного члена РАХ. Выставка небольшая, но удивительно интересная по своему содержанию. Посетителей кроме нас троих нет. Мы видим необычно интересные работы в стекле, керамике, есть еще графика и живопись. И все это еще снабжено ее оригинальной поэзией. При выходе с выставки,   Рита неожиданно покупает,  и дарит мне сборник стихов автора.

Глаза
Заговаривают боль.
Глаза
Загораживают свет.
Глаза звучат,
Излучая
Тепло своих лет,
И в полёте впадают
В мои глаза.

А глаза,
Изгоняющие смерть,
Смотрят и смотрят
В мои глаза.

Темнеет, пора нам съездить в последний пункт нашего путешествия. Еще немного проведенного в автомобиле времени и мы у Купели. Здесь люди набирают святую воду, а самые смелые купаются в холодной святой воде под крышей Купели. В этот раз она оказалась на ремонте. Осматриваем ухоженную территорию, проходим по мостику через протекающий здесь ручей. За оградой, чуть в отдалении, в лесу виден монастырский скит - небольшие каменные домики и храм.


Рецензии