Общность образов Пьера Безухова и князя Мышкина

             Полное название темы: "Общность образов Пьера Безухова и князя Мышкина как нравственный критерий русского общества 19 века".

                -1-
           По самому складу своей личности странный, "не от мира сего", наивный, как ребёнок, князь Мышкин действительно весьма близок к Пьеру Безухову, который "не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти". Неуклюжий, непривлекательный Пьер, с открытой детской улыбкой, умным робким и наблюдательным взглядом, как никто из литературных героев своей одухотворённостью и внутренним содержанием напоминает князя Мышкина. Фундаментальные черты их характеров: доброта, искренность, чуткость, глубина мышления, делают их как бы отражениями друг друга.

           Продолжив и дальше сравнение этих героев, мы неизбежно обнаружим и другие сходства, например в их судьбах. Оба потомки знатных родителей они содержались за границей за счёт своих опекунов: у Пьера - это был отец граф Безухов, у князя Мышкина - дядя помещик Николай Павлищев. Тот и другой возвращаются в столицу - Санкт Петербург - невинными, доверчивыми молодыми людьми, плохо знающими реальный мир, что-то в возрасте около двадцати лет. Цель их приезда, так или иначе связана с получением большого наследства. Единственное кардинальное отличие их внешний облик. Пьер - физически крепкий и могучий юноша обращающий своими габаритами внимание окружающих, князь Мышкин, напротив, болезненный и слабый молодой человек, внушающий жалость. Явно просматривается схожесть авторов со своими героями. В Пьере заметна физическая сила, большая способность к внутренней работе и философскому мышлению присущие Л.Н. Толстому, у князя Мышкина - эпилептическая болезненность и стремление к христианскому идеалу свойственные Ф.М. Достоевскому.

           Обращает на себя внимание и схожая реакция окружающих на появление молодых людей в обществе. Причём Пьер попадает в круг высшей аристократии начала 19 века, а князь Мышкин в разношерстное собрание второй половины того же 19 века, куда входили дворяне, купцы, чиновники, интеллигенция. Не у всех они завоёвывают симпатию и уважение. Из-за своей искренности и прямоты их взгляды и суждения не каждому приходятся по вкусу, (вспомним монолог князя Мышкина в светском обществе о католицизме и православии), видимо, поэтому Пьер и князь Мышкин выглядят полными аутсайдерами среди окружающей их публики. Воплотив в себе множество положительных качеств, они кажутся странными и ненормальными среди поверхностных, лицемерных, нечистоплотных, а порой, и подлых людей. Не зря Достоевский даёт двусмысленное название своему роману "Идиот", заключив в этом слове с одной стороны - диагноз князя Мышкина, с другой - его изгойство по отношению к окружающему обществу. Разница их аутсайдерства лишь в том, что Пьер занят больше глубинной, внутренней, нравственной работой и его окружают несколько хорошо понимающих людей - друг Андрей Болконский, Наташа Ростова, Мэри Болконская, масон Баздеев, Платон Каратаев. Князь Мышкин, напротив, являет собой воплощённую, состоявшуюся добродетель и мудрость, щедро даря её окружающим людям. И в отличие от Пьера не имеет ни друзей, ни единомышленников, находясь в окружении исключительно порочных людей, какой-то малой частью его понимающих, и в то же время от общения с ним духовно очищающихся и становящихся лучше.

            Впрочем, как и князь Мышкин, Пьер на протяжении всего повествования совершает поступки направленные на благо ближних или случайных ему людей, будь то дружеская поддержка добрым словом или мужественный отпор обидчику, что выказывает его как человека искреннего, сострадающего, понимающего все человеческие слабости и желающего хотя бы как-то помочь нуждающимся. Обладая б`ольшими физическими и финансовыми возможностями чем князь Мышкин, он и некоторые поступки совершает более значимые - например формирует на собственные средства полк, принимает участие в Бородинском сражении, спасает девочку из пожара, заступается за молодую женщину и т.д. Опять же Пьер способен иногда на праведный гнев, даже агрессию, ни на йоту не отступая от голоса совести, в то же время как князь Мышкин абсолютно безобиден и кроток.

            Как мы видим из вышеприведённого анализа, даже краткая характеристика главных героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского безусловно доказывает их нравственное, внутреннее родство.

                -2-
             Если князь Мышкин - воплощённая добродетель, сама кротость и бесстрастие, то Пьер Безухов - человек глубоко осознающий своё несовершенство и в то же время щедро наделённый нравственными качествами. Из повествования хорошо видно, как по мере развития сюжета Пьер проходит несколько стадий духовного роста и усовершенствования.

             На первых страницах романа мы видим его как великосветского повесу и пьяницу. Первое серьёзное потрясение - измена жены (Элен), предательство друга (Долохова) и дуэль - заставляют его заняться самоанализом, осмыслением произошедшего, волей случая приведя в масонство. Получив от мудрого наставника (масона Баздеева) направление для внутреннего самосовершенствования, Пьер с головой окунается в духовную жизнь, в скором времени обретя определённую гармонию в душе и умиротворение.

             Примечателен его философский диспут с князем Андреем в Богучарово, явившимся важным промежуточным итогом нравственного роста Пьера. После этого важного для обоих разговора князь Андрей, переживающий душевный кризис и разочарование после смерти жены и тяжёлого ранения, как бы вновь обретает вкус к жизни. И краткий итог их диалога выведенный Пьером: " - Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, - говорил Пьер, - что живём не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всём (он указал на небо)".

             Но в скором времени Пьер разочаровывается в братстве вольных каменщиков. Формализм и мертвенность идеалов, превратившие духовную организацию в очередной великосветский клуб, подрезают ему крылья, откатывая в прежний разгульный образ жизни. И всё же хороший нравственный стержень позволяет ему оставаться добрым, чутким, милосердным, с большой пользой проявив эти качества в поддержке Наташи Ростовой в очень непростой для неё момент.

             События связанные с нашествием Наполеона послужили сильнейшим стрессом для Пьера, своеобразным толчком для глубокого духовного перерождения. Причём он интуитивно предчувствуя грядущие потрясения осознанно желал их, как некоего очистительного огня. Бородинское побоище, пожар Москвы, тяжкий плен, лишения, казнь пленных - внутренне словно обновили Пьера, очистили от жизненной шелухи, напитали мудростью. В итоге, приобретя дар христианской любви, он как бы поднялся на высшую ступень нравственного развития приблизившись вплотную к духовному совершенству князя Мышкина. Не случайно Толстой в самый важный момент духовного становления Пьера вводит в роман фигуру Платона Каратаева, как образец христианского смирения и доброты, послужившего для Пьера путеводной звездой.

              Надо признать, свет нравственного совершенства изливается у Пьера не так щедро как у его двойника - князя Мышкина. Круг близких, положительно настроенных к нему людей, вот арена проявления духовных талантов Пьера. И напротив, князь Мышкин находится буквально в водовороте человеческих душ притянутых его духовным теплом. В конечном счёте, без остатка раздав свой дар ближним, обескровив себя до предела и не сумев выдержать нервного потрясения, он сходит с ума, словно непорочный агнец принеся себя в жертву высоковыйному обществу.

              В романе "Война и мир" помимо Пьера, сочетающего в себе некоторые добродетели, отметим ещё два образца христианского смирения напоминающих князя Мышкина, но не раскрытых до такой степени как у Достоевского - это образы княжны Мэри Болконской и солдата Платона Каратаева. В то же время Фёдор Михайлович в "Идиоте" всегда идёт как бы дальше в своём глубинном исследовании душ и даёт видение русской сущности через кристальную призму христианства.

               Ещё одна из параллелей объединивших Пьера и князя Мышкина - схожесть чувств к возлюбленным: Наташе Ростовой у Пьера и Настасье Филипповне у князя Мышкина, в основе которых, всепрощение и милосердие к оступившимся дамам, невидимая прочная связь, платонически-возвышенные чувства.

               Интересен момент понимания и отношения к счастью главными героями. Князь Мышкин - искренний, сострадающий, желает помочь всему миру и подобно богу-Христу желает, чтобы все люди были счастливы и добры друг к другу. Он считает, что счастью научить нельзя, а его можно только показать; нет счастья в комфорте, покупается оно только страданием. Вторит ему и Пьер, осознав, что "человек создан для счастья, а счастье в нём самом", а также "счастье состоит в том, чтобы быть свободным духовно и физически". И размышляет о связи счастья со страданием: " Говорят, страдание - это беда. Но если бы меня спросили, выбрал бы я жить, как жил до плена или прошёл бы его снова, я бы сказал: "Бога ради, я готов снова пережить плен". Когда наши жизни сходят с курса, нам кажется, что всё пропало. Но это всего лишь начало чего-то нового, лучшего. Пока есть жизнь, в ней есть и счастье. И много, много счастья впереди..."

                -3-
               Два романа - "Идиот" и "Война и мир" - два особых видения нравственного состояния общества 19 века глазами главных героев. Л.Н. Толстой препарировал, показал как бы изнутри менталитет элиты русского общества начала 19 века, Ф.М. Достоевский же духовно вывернул наизнанку сообщество людей рангом пониже - от дворян до чиновников и студентов. И что примечательно, что как в "Идиоте" так и почти во всех своих произведениях, Достоевский преподносит представителей высшего общества как людей крайне порочных, развращённых, способных принести больше зла другим благодаря своему финансовому могуществу и правовой безнаказанности. Хотя, и описываемое Достоевским разношерстное общество нравственно выглядит не намного лучше.

               Толстой не так суров к представителям своего круга, сумев показать образчики высоконравственных, прекрасных людей, в то же время без лицеприятия описав порочных личностей - Элен и Анатоля Курагина, Долохова. Следующая важная социальная прослойка общества, к которой Толстой обращает своё пристальное внимание - это простонародье. В нём мастер видит некую сакральную русскость, мудрую непосредственность, евангельскую кротость и простоту, беря эти качества за некий нравственный ориентир. Представители же промежуточных сословий описаны им как бы вскользь, без глубокого анализа. Вот как автор объясняет своё предпочтение к высшему сословию: "В сочинении моём действуют только князья, говорящие и пишущие по-французски, графы и т.п., как будто вся русская жизнь того времени сосредоточивалась в этих людях. Я согласен, что это неверно и нелиберально, и могу сказать один, но неопровержимый ответ. Жизнь чиновников, купцов, семинаристов и мужиков мне неинтересна и наполовину непонятна, жизнь аристократов того времени, благодаря памятникам того времени и другим причинам, мне понятна, интересна и мила".(13,55)

                Бытует мнение, что Достоевский написал "Идиот" в пику "Войне и миру", через 2 года после издания романа Львом Толстым, как бы стараясь изобразить нравственные проблемы русского общества со своей "колокольни", подвергнув их глубинному психоанализу.

                С самого начала романа "Идиот" мы видим нравственное совершенство князя Мышкина возведённое до степени непонимания окружающими людьми и, напротив, постепенное духовное развитие личности Пьера, от силы в силу возрастающее к окончанию романа и не смотря на негативное воздействие великосветского общества, достигшего определённых высот, вплотную приблизившись к нравственному величию князя Мышкина. Возможно, в этом и состоит преемственная схожесть двух великих романов.
                Виталий Сирин
                январь 2014г 


Рецензии
Интересное сравнение. Мне понравилось. В Князе Мышкине Достоевский довел идею бескорыстия до ее крайности. У Толстого Пьер все-таки бескорыстен в меру.
А кто был прототипом Князя Мышкина у Пушкина? Наверное, Моцарт. Отсутствие эгоизма у Моцарта подчеркивается полным подчинением своему эгоизму, честолюбию у Сальери. Непосредственность Моцарта противопоставляется расчетливости и лицемерию Сальери.

Марина Сапир   07.05.2022 01:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте далёкая Марина! Перечитал сейчас "Моцарта и Сальери" и, о, да, если бы не было Сальери, стоило его выдумать, чтобы подчеркнуть жизнерадостную непоседливость Моцарта. Гениальный выскочка не вписывающийся ни в какие рамки всегда будет раздражать маститых, именитых, но менее талантливых. Но гениальность
Моцарта это как бы надводная часть его личности. Определённо заслуживают внимания и его душевные качества, роднящие Вольфганга с князем Мышкиным: душевная чуткость, сердечность, искренность, щедрость и т.д. Почему то ещё подумалось о сходстве Чёрного Человека с Рогожиным, которого (Ч.Ч.) так хорошо расписал Э.Радзинский.
Спасибо за Ваш визит!

Виталий Сирин   07.05.2022 09:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.