Мои женщины Октябрь 1963 Юный техник 1

Мои женщины. Октябрь 1963. Юный техник. Часть 1.

Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация: 1957. Обложка первого январского номера журнала «Юный техник». Всю подшивку этого журнала за 1957 год я вытащил из школьного сарая-склада макулатуры, которая 2 сентября 1963 года сгорела «сизым пламенем» с огромной кучей списанных старых книг и учебников, газет и журналов школьной библиотеки Суворовской средней школы №1 и других ведомственных библиотек предприятий и учреждений, которые шествовали над нашей школой. До сих пор жалею, что не вынес из этого сарая подшивки других интересных журналов…

Сентябрь 1963 года завершился для меня полным вхождением в режим и ритм учёбы в школе по программе обучения в 4-м классе общеобразовательной средней школы. Всё было нормально. Я читал учебники «наперёд», то есть тесты текущих уроков и домашних заданий, и кроме этого, ещё немного по темам будущих уроков. Таким образом, в классе я был уже подготовлен к восприятию от учителей учебного материала и даже помогал им, отвечая на их вопросы. Такой метод принёс мне соответствующие результаты. Учителя увидели во мне прилежание, интерес, любознательность и ставили мне хорошие и отличные оценки, меньше меня спрашивали на уроках, доверяли моим выполненным домашним заданиям и я был в классе во время уроков относительно свободен.

В начале октября 1963 года я уже учился в школе, в классе и выполнял дома домашние задания почти автоматически, то есть точно по часам и минутам, по моему Распорядку режима дня подростка-школьника и у меня даже появилось больше свободного времени, которое я начал уделять новому моем страстному увлечению – разным поделкам-самоделкам. Дело в том, что раньше я читал журналы «Юный техник» и «Техника молодёжи» с целью жадного познания интересного мира открытий и изобретений, то теперь я начал изучать эти журналы с целью их практического применения в моей жизни. Я начал делать поделки и модели, описания и чертежи которых были в этих журналах.

Первый январский номер подшивки журнала «Юный техник» за 1957 год я прочитал буквально «от корки до корки», не пропуская даже служебную типографскую информацию. Не знаю, откуда во мне возник этот скрупулёзно пристальный интерес к научно-познавательному журналу для взрослых и детей, но папа, например, только возликовал от моего стремления вникнуть в то, что всю жизнь с увлечением изучал и исследовал он сам. Вероятно, это было наше наследственное увлечение, доставшееся нам от папиного отца, моего деда Ивана Егоровича Суворова – непревзойдённого мастера кожевенных дел, шорника, скорняка, сапожника, краснодеревщика, столяра, плотника, лудильщика и крестьянина из глухой и древней деревни Кошелёвка Лихвинского уезда Калужской губернии ещё царской России конца XIX – начала XX века.

На обложке первого январского номера за 1957 год была нарисована мужская рука, которая решительно включала электрический рубильник. Вот так же и я решительно и бесповоротно открыл журнал и больше от него не отрывался.

На второй странице был рисунок, изображающий, как какие-то взрослые солидные мужчины из президиума поздравляли подошедшего к ним юношу в школьной форме, вручали ему какие-то документы и пожимали ему руку. На плакате над президиумом было написано: «Привет выпускникам!», а под рисунком: «Путевки в жизнь».

На следующей странице были стихи Сергея Смирнова «Два аттестата» и рисунок – продолжение первого рисунка, на котором школьники аплодируют, глядя снизу на сцену, где люди из президиума вручали аттестат выпускнику. Стихи были такие:

Весь путь с учёбой и трудом
Преодолён, усвоен в целости.
Друзья покинут школьный дом
Не только с аттестатом зрелости.
Они покинут школьный дом,
Добротно овладев ремёслами.
В руках – свидетельства о том,
Что все питомцы стали взрослыми.
И – в путь! На поприще труда!
Решать задачи предстоящие.
Вот это – класс! Вот это – да!
Вот это зрелость настоящая.

Я с чувством прочитал эти стихи маме, папе, брату Юре. Они тоже заразились моим настроением, поддержали меня, похвалили, а наш Юра – учащийся 10 «В» класса в новой Суворовской средней школе №2 – возгордился и воодушевился этими стихами, потому что он был уже почти выпускник.

На странице с указанием содержания журнала я не задерживался, не терпелось читать и смотреть его. Я только узнал на этой странице, что журнал «Юный техник» - это популярный научно-технический журнал ЦК ВЛКСМ, что он выходит один раз в месяц и что год издания – 1957 – первый. Вот те раз! Оказалось, что я вытащил из сгоревшего школьного сарая с макулатурой самый первый, то есть антикварный, экземпляр годовой подшивки журнала «Юный техник»!

На 3-6 страницах журнала был очерк Валерия Аграновского «Завод зовёт!» о школьниках, которые решали: «Кем быть?». Один хотел быть «капитаном Немо», другой «пятнадцатилетним капитаном», третий «капитаном Сорви Глова», а четвёртый сказал, что он будет слесарем на заводе. Далее в очерке разные люди рассказывали, что такое завод, рабочая профессия, мастерство, достижения в труде. Потом ученики-школьники рассказывали, как они проходили практику на настоящем заводе и как потом дома родители удивлялись, что их дети становились настоящими слесарями, электриками, мастерами сантехниками и т.д.

Мне эти рассказы учеников и директоров завода понравились, а мой папа, когда я за обедом сказал, что после школы хочу быть рабочим, одобрительно возликовал, поддержал меня и серьёзно сказал:

- Лучше всего, мой мальчик, получить специальность токаря. Сможешь стать токарем – станешь всем. Сверловщиком – пожалуйста, фрезеровщиком – будьте любезны, строгальщиком – запросто!
- А хочешь быть инженером или мастером, то лучше всего начинать с токаря, потому что токарь просто обязан разбираться в чертежах. Хороший токарь неизбежно становится рационализатором и изобретателем, потому что сам готовит себе оснастку и инструмент, а это уже работа инженера-конструктора и технолога. Вот так-то, сынки!

- Серёжа, - спросила нашего папу наша мама, - а ты не жалеешь, что стал токарем? Может быть надо было выйти в начальники?
- Ты же знаешь, Ниночка, - ответил наш папа нашей маме. – Я был начальником много раз и в разных местах. Был и механиком на шахте, прорабом на стройке, мастером на заводе, даже неформальным инженером-конструктором на секретном производстве, но везде я был с рабочими вместе, заодно. В кабинетах я сидел мало, потому что всё время был на производстве, на стройке, в процессе работы.
- Начальник с авторучкой и портфелем из меня не получился. Не моё это. А вот токарем, фрезеровщиком, сверловщиком, строгальщиком, сварщиком, электромехаником и мастером высшего разряда я стал. А теперь вот – по заданию партии работаю учителем труда и машиноведения в лучшей школе нашего города и района.
- Так что, я ни капельки не жалею, что не стал «начальником». Там, в кресле начальника только зад и живот растут, а сам человек в стул превращается. Это не по мне. Я жить и работать по-настоящему хочу. Согласны, дети?

Мы с Юрой горячо поддержали нашего папу, а мама в знак поддержки добавила ему в рюмку вторую порцию праздничного вина для здоровья. Наш папа радостно «крякнул» и с наслаждением «опрокинул в себя» рюмочку вина, подмигнул нам и с аппетитом радостно начал хрустеть маминым прекрасным винегретом. Все были довольны и счастливы.

Следующую статью доктора геолого-минералогических наук, директора лаборатории вулканологии Академии наук СССР Влодаеевца «О глубинном тепле» Земли я прочитал с интересом, но с трудом, так как она была наполнена специальными терминами и требовала, чтобы я где-то ещё почитал о строении Земли, о вулканологии, о вулканической энергии. Зато я понял главное – тепло и жар глубин нашей планеты можно и нужно использовать для обогрева домов, зданий, предприятий и для выработки электрической энергии. Кроме этого, выпаривая глубинные минеральные воды, можно получать растворённые в ней различные ценные химические вещества.

К статье прилагалась схема вулканической электростанции. Через 10-15 минут я уже осознанно разбирался в ней, как «специалист-вулканолог-энергетик», - вот скважина, уходящая глубоко, на 5-10 км, внутрь земли. Вот трубы, по которым глубинный пар подаётся в теплообменник, где сильно нагревает чистую воду до состояния «горячего пара», а затем уходит на химическую переработку. Вот паровая турбина, в которой чистых (без примесей) «горячий пар» вращает турбину, а та – электрогенератор, который вырабатывает электричество. Вот насос, который смешивает отработанный пар с чистой водой, а затем отправляет горячую воду в системы центрального отопления и градирни, в которых отработанная горячая вода охлаждается до нормальной температуры и подаётся в водохранилища, в которых разводится разнообразная пресноводная промысловая рыба.

Ух! Всё так сложно и всё так просто! Я с жаром рассказывал и показывал эту схему и её описание папе и маме, будто сам сделал важное открытие и сам её разработал. Мои глаза горели творческим огнём, меня распирало оттого, что я понял статью доктора-академика, что я могу всё это рассказать и показать у классной доски своим одноклассникам на уроке природоведения! Папа и мама меня похвалили, а брат Юра насмешливо заявил: «Наш Сашка-замарашка метит в академики!».

Потом я прочитал в первом номере журнала «Юный техник» сказку о «Стакане и Нитке». Эта сказка меня не «задела»… Однако вопросы к этой сказке меня заинтересовали: «Почему перегорает нить накала в лампе, особенно, при включении?», «Что такое ларингофон?», «Почему вы не узнаёте свой голос, записанный на магнитофоне?». «Почему высокочастотный провод вьют из отдельных тонких жилок?». Действительно, почему? Не знаю…

Потом вообще стало круто, потому что в журнале был приведён целый список химических веществ, которые были одни и те же, но назывались по-разному, например:
Бура – борнокислый натр;
Мел – карбонат кальция,
Медный купорос – сульфат меди,
Негашёная известь – окись кальция,
Нашатырь – хлористый аммоний,
Поваренная соль – хлористый натрий,
Питьевая сода – бикарбонат натрия,
Поташ – углекислый калий.

Вечером за ужином я «невозмутимо» попросил моего брата Юру: «Юрок, подай мне, пожалуйста, хлористый натрий». Юра воззрился на меня как на сумасшедшего, но тут же напрягся, потому что почувствовал подвох. Наш папа усмехнулся и промолчал.

И тут всех нас, сидящих за кухонным столом, поразила наша мама. Она сказала Юре: «Юрочек, Саша имеет ввиду поваренную соль. Она так называется по-научному». Для меня было совсем неожиданно, что наша мама знает, что поваренная соль – это хлористый натрий. Наш папа был чрезвычайно доволен всеми нами и ужин прошёл очень весело, дружно и занимательно, потому что папа и Юра, в свою очередь, вспомнили обычные и научные названия многих веществ, предметов и вещей. Впоследствии (в старший классах) я предложил учительнице по химии и биологии Хозиковой Людмиле («Людмилке») провести в классе подобную викторину и она также получилась весёлой и интересной.

Следующую статью в журнале – «Рассказы о нефтедобыче» инженера А. Морозова -  я также прочитал «по диагонали», не задела, хотя читал я ей с любопытством. Гораздо интереснее было читать статью о том, как в 1735-1739 годах в Сибири участники Великой Сибирской экспедиции А. Ласиниус и Х. Лаптев обнаружили мощные залежи вечной мерзлоты, подпочвенного ископаемого льда. Учёные Института мерзлотоведения имени В.А. Обручёва по разнице электропроводимости почвы открыли, что вечная мерзлота залегает под землёй жилами, образуя сложные «мозаики» из ледяных участков и участков безо льда, на которых можно строить жилые дома, здания, сооружения, прокладывать дороги и устраивать шахты. Так наука помогла освоить просторы и месторождения Сибири. Я очень захотел стать учёным…

Потом я «натолкнулся» на изложение Дневника ученика 8-го класса Смоленской средней школы №34 Крутикова Сергея. Он делал записи о том, что с ним случалось в жизни и в учёбе. Я тоже пытался вести свой ежедневный дневник, поэтому с громадным интересом прочитал, как это делал Крутиков Сергей.

Особенно мне было интересно видеть, как этот парень писал прямую речь, как ставил знаки препинания, как строил свои предложения, как излагал события и информацию. Правда, мне показалось, что это были не настоящие дневниковые записи восьмиклассника, а обработанные писателем, автором этой публикации в журнале, потому что уж больно складно и по-взрослому писал этот «Сергей».

Прочитав короткую заметку «Катализаторы», я немедленно показал маме «фокус». Взял на кухне кусочек сахара из сахарницы и попросил маму его поджечь огнём спички. Сахар никак не загорался. Тогда я взял кончиком столового ножа немного пепла из папиной пепельницы (тогда наш папа ещё курил папиросы и сигареты) и насыпал пепел на сахар. Мама опять поднесла зажжённую спичку к кусочку сахара и он сразу же загорелся синеваты пламенем и горел долго и ровно! Моя мама была поражена не столько «фокусом», сколько моей любознательностью…

Другой «фокус», вернее игру, я принёс в школу и предложил ребятам и девчонкам сыграть в неё. С разрешения «Серафимы» (С.И. Яковлева) в конце урока математики я переписал на классную доску со своей «шпаргалки» (заметка их журнала «Юный техник») цифры от 1 до 0, а под ними буквы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
а о в к м н б л д т.

Потом я предложил ребятам, используя этот «шифр», прочитать слова, которые я написал на доске только цифрами: «1 6 2 9 (анод)» и «2 4 6 2 (окно)», а потом предложил самим составить «зашифрованные» цифрами слова. Некоторые одноклассники только фыркнули на эту мою инициативу, но неожиданно Валя Архипова меня поддержала, тоже вышла к доске и написала цифрами несколько слов, причём у неё это получилось очень быстро. Она написала: «3 2 9 1 (вода)», «4 8 1 9 (клад)», «9 1 3 4 1 (давка)». После этого ребята и девчонки подключились к игре, стали придумывать зашифрованные цифрами слова, а впоследствии вообще разработали простой цифро-буквенный шифр, чтобы писать друг другу тайные записочки, которые никто прочитать не смог бы без «ключа» к шифру. «Изобретение» этого способа делать записки тайными приписали Вале Архиповой…

Учительнице по математике С.И. Яковлевой («Серафиме») очень понравилось второе моё предложение-фокус» «Используя ровно пять двоек и какие угодно математические действия с ними, изобразить число 26». С этим заданием, конечно, никто не справился, а сообщать правильный ответ «Серафима» мне запретила, оставив это задание всему 4-му «А» классу на дом, за что мои одноклассники чуть ли устроили мне «тёмную».

Особенно неприязненно ребята выразились по поводу «заумности Суворова», когда я им предложил ответить на вопросы викторины: «Правда ли, что реактивный самолёт быстрее летит по ветру?», «Правда ли, что Земля падает на подброшенный вверх камень?», «Правда ли, что стекло не является твёрдым телом?», «Правда ли, что всякое колеблющееся тело звучит?», «Правда ли, что уголь в топках электростанции сжигают в пылевидном состоянии, чтобы не образовывался шлак и зола?».

- Суворов, тебе что, больше всех надо!? – открыто и зло спрашивали мои одноклассники. – Хочешь показать, что ты умнее всех? Да?
- Нет! – честно ответил я. – Просто я хотел вам рассказать и показать на примерах, какой интересный журнал «Юный техник».
- Показал. Знаем. Интересный. А теперь заткнись, сядь на место и не отсвечивай!

Я совершенно не ожидал такой реакции некоторых сильных ребят-одноклассников, поэтому молча сел и «заткнулся». После этого я «зарёкся» что-либо рассказывать и показывать моим одноклассникам без их желания. «Серафима» погасила недовольство ребят, навела порядок в классе и отпустила всех на перемену, а меня задержала, чтобы «пацаны не надавали мне по шеям».

Дома я продолжил внимательное чтение январского первого номера журнала «Юный техник» за 1957 год. В рубрике «Вести» со всего мира я узнал об открытиях и новинках в мире науки и техники  за рубежом. Например, в ФРГ мастера-часовщики сделали часы из хлеба. Они шли и правильно показывали время. В Польше для малых рек и речек сделали «карманную землечерпалку», самую маленькую в мире. В Швейцарии, чтобы спасти миллионы ласточек от ранних зимних морозов, их заманивали внутрь самолётов, перевозили в африканскую страну Марокко и выпускали на волю. В ГДР создали специальную электрическую лампочку, которая испускает инфракрасные (тепловые) лучи и использовали эти лампы при выпечке хлеба. Хлеб оказался гораздо вкуснее, потому что эти инфракрасные лампочки не дают дыма, гари, сажи, отработанных газов. В Дании учёные создали ботанический сад в огромном холодильнике, чтобы изучать растения Арктики, Канады, Норвегии. В КНР изобрели лак, который становится фиолетовым, когда покрашенная им поверхность нагревается свыше 65°С. В Аргентине создали двухэтажный железнодорожный вагон поезда «Эль Капитан» города Санта-Фе. В ГДР возникло пионерское движение «Каждой школе свой сад!» и в Мелленхгаугене школьники высадили рощу из 1000 тополей. В Румынии на пионерских значках есть надпись: «Тот инаните» (Всегда вперёд!) и на проводятся «пионерские выплавки стали» из собранного пионерами металлолома. В Чехословакии создали специальный детский фотоаппарат «Пионер», который по качеству фотосъёмки не уступает «взрослому» аппарату.

Последняя новость меня немедленно подвигла на требование к моему папе, чтобы мне разрешили фотографировать нашим первым семейным фотоаппаратом «Смена-2» и папа торжественно, в ознаменование моих успехов в школе и учёбе, за ужином, подарил мне свой первый фотоаппарат в кожаном чехле и с длинным ремешком. Я очень был рад этому и теперь начал «копить» денежки на покупку «моей и только моей» фотоплёнки. Увлечение фотографией осталось у меня на всю жизнь.

Возможно, у некоторых читателей возникнет недоумение по поводу отнесения этой новеллы к книге «Мои женщины» и эротической прозе. Напоминаю, - эта книга предназначена мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям и повествует о половом воспитании настоящих мужчин. Настоящий мужчина, в понимании автора, - это многоплановая личность, которая гармонично развита во многих областях знаний и жизненного опыта, которые, несомненно, обогащают практику интимных, половых и семейных отношений. Мы в этом убедимся в последующих новеллах книги.


Рецензии