Книга Поздний Орфей

* * *

Ты – человек всей моей жизни
так же, как брат и мама.
Вот ты ушёл… Я всё время на тризне,
жизнь моя – волчья яма.

Стала б она поскорей могильной,
вместе мы снова будем.
Сделалась мрачной я, слабосильной,
и не желаю к людям…

15 февраля 2021

* * *

Твою любимую чашку,
белую, рифлёную,
с японками и иероглифами
я сделала экспонатом нашего музея –

поставила её на полку за стекло,
чтобы случайно не разбить.
Как мне она дорога!
Ведь к ней прикасались твои губы.

15 февраля 2021

БАБАДОССКОЕ АЛОЭ

Я считаю каждый месяц с твоего ухода.
Вот и сегодня – скорбная дата.
Я купила прекрасный ярко-зелёный цветок
в честь нашей вечной любви.

Пересадила его в просторный горшок,
пусть растёт выше и выше к небу,
чтобы ты его лучше видел.
Цветок нашей любви…

15 февраля 2021


* * *

Помню в Таллинне собор святого Улафа.
Я впервые в лютеранском храме.
Волшебные хроматизмы органа,
высокие белые своды.

Всего две свечи на алтаре,
хрустальные люстры, пустынные стены.
Очень тихо, несмотря на присутствие паствы.
Благородство и роскошь простоты и аскезы.

15 февраля 2021

* * *

Моё одиночество так мало
в сравнении с нашей любовью!
Как зарытое в детстве в песок стекло
вместе с моею кровью.

Шире, чем море, и выше гор
наша любовь с тобою.
Всё я дарю тебе нежный взор –
фото передо мною…

15 февраля 2021

* * *

Сегодня весь день провела в тишине
наедине с собою.
Жаль, не явился твой дух ко мне
с нежностью и любовью.

Неужто так сложно сойти с небес
и навестить родную?
Раньше ведь было так много чудес…
К Богу тебя я ревную!

15 февраля 2021


* * *

Уже бывают дни покоя,
совсем не хочется писать.
Есть сигареты под рукою,
подруга верная кровать.

И пусть одна я в целом свете,
с собой не скучно мне, одной.
Со мною дети – Боря, Бетти,
делю я с ними век земной.

15 февраля 2021

* * *

Помню лютеранское кладбище под Стокгольмом.
Строгие плиты, простые серые стелы.
Букет иммортелей на одной из плит
кажется роскошью.

Какая благородная сдержанность
в отличие от православных кладбищ!
Аляповатые крестики, веночки,
оградки (чтобы покойник не сбежал?)
Пошлятина…

15 февраля 2021

* * *

Я всего лишь слабая женщина, отчего
столько бед и несчастий в моей судьбе?
Уж истрёпано всё моё существо,
а мой ангел-хранитель ни «ме», ни «бе».

Может, нет его, сказки и я одна
без опоры, защиты и смысла жить?
За любимых бы выпить бокал вина
и себя, как свечечку, потушить…

15 февраля 2021

ИСТОРИЯ ПРИНЦА РУДОЛЬФА И МАРИИ ВЕЧЕРЫ
…После того, как дверь была взломана, перед присутствующими предстала страшная картина: на краю кровати в неестественной позе и с окровавленной головой сидел принц Рудольф. Он был мертв. Рядом с ним на постели неподвижно лежала прекрасная Мария Вечера...
Мария Вечера (полное имя Мария Александрина фон Вечера) родилась в семье австрийского дипломата Альбина Вечера и его жены Хелены Балтацци 19 марта 1871 года. Семья была богатой, но не относилась к высшим слоям общества, что весьма огорчало Хелену. Тщеславная женщина мечтала повысить свой социальной статус и стать вхожей в самые аристократические дома Вены.
Хелена не пропускала ни одного светского мероприятия и регулярно устраивала в своем доме роскошные приемы. Когда Мария и ее сестра подросли, мать принялась вывозить дочерей в свет, надеясь удачно выдать их замуж за каких-нибудь аристократов. Мария жаловалась своей подруге:
Мама не любит меня... С детства она относится ко мне, как к чему-то, из чего можно извлечь выгоду...

В 17 лет Мария расцвела и превратилась в одну из красивейших девушек Вены. У нее были выразительные темные глаза, длинные густые волосы и красивый грудной голос.
ПРИНЦ РУДОЛЬФ
Рудольф был сыном австрийского императора Франца-Иосифа и его жены Елизаветы - красивейшей женщины Европы. Он получил блестящее образование, был увлечен наукой, особенно орнитологией.
У Рудольфа были непростые отношения с отцом: наследник разделял взгляды немецких и венгерских либералов, из-за чего Франц-Иосиф отстранил его от всех важных политических дел. Императора приводил в отчаяние и характер сына: тот был очень чувствительным и эмоциональным; казался неспособным к управлению страной.
В 1881 году по воле отца Рудольф женился на бельгийской принцессе Стефании. Брак был заключен по политическим соображениям и не принес счастья молодым, несмотря на рождение дочери Елизаветы В 1888 году принц впал в тяжелую депрессию. Возможно, причиной этому была наследственность. Несколько его родственников со стороны матери страдали душевными болезнями.
Отстраненный от политических дел, он чувствовал себя никчемным и ненужным. Кроме того, значительно ухудшилось его физическое состояние. Принц мучился от бессонницы, страдал от головных и суставных болей. Их он пытался снять с помощью морфия, от которого в конце концов приобрел зависимость.
Истощенный наследник стал задумываться о самоубийстве.
РОМАН С ПРИНЦЕМ
Когда Мария увидела Рудольфа на ипподроме, он уже вовсю помышлял о самоубийстве. Девушка об этом и не догадывалась, но, возможно, почувствовала некую опасность, исходящую от принца, и устремилась к нему, как бабочка к огоньку... Она написала принцу страстное письмо, и он ответил на него; завязалась переписка.
Осенью принц попросил свою кузину Марию Лариш, которая была дружна с Вечерой, привезти девушку в его замок в Хофбурге. Первое свидание Рудольфа и Марии состоялось 5 ноября 1888 года. Вслед за ним последовало еще около двадцати тайных встреч, которые ограничивались разговорами и поцелуями. Влюбленные наслаждались душевной близостью, испытывали друг к другу сильнейшую нежность, клялись в вечной любви и словно намеренно отдаляли соитие. Физическая близость между влюбленными, согласно письму, отправленному Марией подруге, произошла 13 января 1889 года - за две недели до их смерти.
Как ни старались влюбленные хранить свой роман в тайне, о нем вскоре стало известно при дворе. Вот что пишет об этих отношениях свояченица принца Луиза Кобургская, которая встретила Рудольфа и Марию в конце января на одном из приемов:
...Мария полностью завладела Рудольфом и очень хотела, чтобы он смог на ней жениться... На вечере меня поразило сильное нервное истощение моего шурина. Я попыталась его успокоить, сказав несколько приятных слов о Марии: "Она очень красивая"... Он повернулся ко мне и пробормотал: "Я просто не могу оторваться от нее"
Рудольф и Мария любили друг друга, как Ромео и Джульетта, и так же всё было против них – принц был женат, отец его был категорически против союза сына с Марией, да и политические обстоятельства мешали их браку. Рудольф просил у принца Уэльского, своего друга, убежища в Англии для себя и Марии, но получил отказ. Венгерские заговорщики предложили принцу стать королём Венгрии, но заговор раскрыт, а венгерский мятеж жестоко подавлен отцом Рудольфа. Мир сжимается вокруг влюблённых шагреневою кожей.
ТРАГЕДИЯ В МАЙЕРЛИНГЕ
28 января Рудольф отправился в свой охотничий домик в Майерлинге. В этот же день к нему присоединилась и Мария, которой ради свидания с принцем пришлось сбежать из дома.
Рудольф и его возлюбленная провели вместе два дня. А утром 30 января их окровавленные тела были найдены на постели...
В руках принц сжимал револьвер, а Мария - кружевной платочек. Она стиснула его так сильно, что потом врач с трудом смог расцепить ее пальцы... Следствие установило, что оба погибли от огнестрельного ранения в голову, причем Мария умерла раньше принца. Выходит, сначала он застрелил ее, а потом застрелился сам.
Влюбленные оставили несколько предсмертных писем, из которых следует, что они готовились к самоубийству заранее.
Мария писала матери:
Прости мне содеянное! Я не сумела превозмочь свою любовь… мне хотелось бы лежать рядом с ним на алландском кладбище. В смерти я буду счастливее, чем была в жизни ...
Серёженька, как я просила афганца Карпенко добыть мне пистолет! Дура я, ты как офицер имел право получить оружие, а я вовремя не догадалась. Сколько роковых ошибок! Мы давно уже были бы вместе!

* * *

Кортик, что тебе я подарила,
под твоим портретом висит на стене.
А за окном только хари да рыла,
и страшно, и тяжко, и горестно мне.

О, мой морской офицер благородный,
с неба пошли за мной белый корабль!
Низкой юдоли я иноприродна.
Изнемогаю… Возьми меня в рай!

16 февраля 2021

* * *

Жить могу я только в Бирюлёво,
где мы были счастливы с тобой.
Здесь живёт под сенью старых клёнов
верная и пылкая любовь.

Здесь наш дом, так тщательно обжитый,
и глаза кошачьи на меня
смотрят (взгляд доверчиво открытый),
от нечистых сил меня храня.

16 февраля 2021

БЕТТИ

Ты говоришь со мной по-птичьи,
не по-кошачьи говоришь,
и это мило, необычно.
Бориска спит, и в доме тишь.

А ты вся – нежность, хрупкость, ласка,
но заиграешься – держись!
Перестаёт быть страшной сказкой
с тобой моя дурная жизнь.

16 февраля 2021


БОРИС

Боря – основательный и умный,
благородный и солидный кот.
Впрочем, в играх – озорной и шумный,
пьёшь из чашки у меня компот.

А когда усну – ты проверяешь
с ужасом меня: не умерла ль?
Сколько счастья ты мне доставляешь!
И рожденья месяц наш – февраль.

16 февраля 2021

* * *
Ты умирал. Я медленно спивалась.
С житейскими делами был аврал.
Я грешным помышленьям предавалась,
чтоб поскорее Бог тебя забрал.

Но так уж грешны были эти мысли?
Ушёл легко, не зная, что был рак.
И это счастье в некотором смысле.
Но как живу я без тебя, но как?!..

16 февраля 2021


ПЕРЕД ПОРТРЕТОМ

Ты так мне улыбаешься, любимый,
как небо улыбается земле:
рассветами и радугами всеми,
жемчужными своими облаками.

Тебе, любимый, так я улыбаюсь,
как небу улыбается земля:
горами всеми и морями всеми,
жемчужными кувшинками своими.

Я нынче ничего не буду делать,
 а только на тебя смотреть с любовью.,
я точно знаю, что в тебе я встречу
огромного сияющего Бога.

16 февраля 2021




* * *
Ох, больше не будет совместных фото,
А я так люблю их смотреть!
Не так их и много. Святая забота –
включить их все в книги успеть.

Пусть всё сохранится в надёжных архивах,
прекрасная наша чета.
Вот фото держу я в руках своих хилых,
и в горле комок, немота…

17 февраля 2021

* * *
Опустела без тебя Земля.
Я не знаю, как мне дальше жить.
Не хочу я начинать с нуля.
Лучше память снова ворошить.

Столько было ведь у нас всего!
Есть что вспомнить и в душе хранить.
Между нами нынче оттого
световая золотая нить.

17 февраля 2021

* * *
Цветок с былинкой – целый луг,
берёзка с клёном – целый лес,
а две слезы – весь океан,
два сердца в такт – пульс Бытия.

Не оставляй меня во тьме,
не покидай и на свету,
а руку мне подашь – пройдём
и через бездну без моста.

Мир не на трёх китах стоит
и не на трёх лежит слонах,
он держится на трёх словах
вот этих: я тебя люблю.

17 февраля 2021
* * *

А в День святого Валентина
вдруг ожила одна картина,
где мы с тобой в любви и в свете
и улыбаемся, как дети.

И это праздничное чудо
до дней скончанья помнить буду,
пока не встретимся мы снова
средь бытования иного.

17 февраля 2021

* * *

В горячке лежу на постели,
смотрю на старинный буфет.
У Леты цветут асфодели,
и я набрала их букет.

Не вянет цветение смерти,
и прочно одно лишь оно.
Зачем маета круговерти?
Зачем голубеет окно?..

17 февраля 2021

* * *

Орфей недолго пел без Эвридики,
и пением его был просто плач.
И мне недолго петь под ветер дикий,
а наше время – разве не палач?

Уж не в чести высокие регистры
небесного органа для него.
…Я вспоминаю костерок под Истрой.
Всё под гитару пело существо.

17 февраля 2021





ВЕСТЬ ОТ СЕРЁЖИ

(Полуночный контакт)

Элька моя, гулька, солнышко, глянь,
как хороши эти розы!
Я их тебе перенёс через грань
между мирами, серьёзно.

Жизнь наблюдаю твою день за днём.
как же страдаешь ты, детка!
Хоть и живёте вы дружно с котом.
Я навещаю нередко

дом наш, тебя обнимаю, но ты
не ощущаешь объятья.
Пусть же нездешние эти цветы
дарят о рае понятье.

Впрочем, ты верно представила рай –
домик в плюще с пышным садом.
Ты на гитаре почаще играй,
пой, я всегда буду рядом,

пусть и незримо, но это пока.
Я унесу тебя скоро,
зайка моя, на руках в облака,
будет и свет, и опора.

Вечна любовь наша! Смерть – переход
к лучшему, знаю теперь я.
Жду тебя страстно, весь рай тебя ждёт,
жду и желаю терпенья!

17 февраля 2021





* * *

Какой прогресс? Лишь в технике он есть,
А люди всё дурнее и тупее.
И не доступна им благая весть,
но – дьявольское пенье:

«Мои вы дети, Бог вас позабыл,
так преклоните предо мной колени».
Счастливо улыбается дебил.
Скорей бы светопреставленье!

17 февраля 2021

* * *

Осенило, как просто покончить с тобой.
Но пока этой мысли даю я отбой:
я хочу, чтоб пожили котятки мои
и в уюте, и в ласке, и в нежной любви.

Ведь они заслужили всё это – они
так добры и доверчивы! Катятся дни
пусть как грузные бочки с душистым вином,
охраняет пусть ангел наш маленький дом!

18 февраля 2021

БЕТЮШКЕ

Хвост за тобой – как шлейф от платья,
принцесса милая моя.
Иди скорей в мои объятья,
головку поцелую я,

потрогаю босые лапки
и ощучу Господень рай.
Как благодарно ты от ласки
урчишь! Ну ладно, баю-бай.

18 февраля 2021




АЛЕКСАНДРА

Сашенька, доченька, деточка,
вербы пасхальная веточка,
как же тебя я люблю!
Гений божественной нежности,
кладезь ума, безмятежности,
с Неба зелёный ловлю

взор твой, что полон участия.
Много ли нужно для счастия? –
только лишь вместе нам быть.
Догмам церковным не следую,
с кисой святой собеседую.
Лету бы мне переплыть…

18 февраля 2021

БЕТТИ

Ты мой нежный цветочек весенний,
дочка, деточка, Элизабет!
И мечтаний моих воскресенье,
что увидим божественный свет.

Да в тебе он горит стройной свечкой!
Ясно вижу сиянье его.
И твой взгляд – он совсем человечий,
дорогое моё существо.

18 февраля 2021

БОРИС СЕРГЕЕВИЧ

Благородный Борис, уступаешь
Бетти миску и место на кресле.
Так из чуткой любви поступаешь,
и надежды во мне вдруг воскресли:

будем жить мы втроём в тихом счастье,
а другой нам никто и не нужен.
Сам Господь к нам проявит участье.
Детвора, собирайтесь на ужин!

18 февраля 2021



ЮЛЬЧА

Мой тигрёнок маленький, деточка,
светлая райская весточка,
вижу тебя, словно бы наяву,
и преклоняю главу.

Нет существа благороднее,
с буддами соприроднее.
Нежность и мощь твоя –
гордость, любовь моя.

18 февраля 2021

* * *

А священны кошки, ибо кошки
хаживают в мир иной тайком.
Молоком наполнены их плошки? –
света молоком!

И глаза глядят – живые звёзды,
окна, в кои смотрит Бог.
Боря, Бетти, всё у нас серьёзно.
Я у ваших ног.

18 февраля 2021

* * *

Я – Мастер, и покой я заслужила,
так что же мне покоя не дают?
И сколько можно мучить душу живу?
И снова страх, и боль, и неуют.

Сходить с ума и плакать надоело,
и силы уже нету никакой.
Чем провинилась перед Богом Элла?
Ах, дайте мне покой!

18 февраля 2021


ИСТОРИЯ ИНЕШ И ПЕДРУ

Короля Педро I и его возлюбленную Инеш де Каштру часто называют португальскими Ромео и Джульеттой. Вот только король зашел гораздо дальше: смерть невесты не стала причиной отказываться от свадьбы с ней… Героями этого сюжета стали исторические персонажи, но со временем он оброс таким количеством мифов, что сейчас довольно сложно отделить правду от вымысла.
Это произошло в Португалии в XIV в. В 1339 г. наследник престола, сын короля Афонсу IV, по настоянию отца женился на принцессе Констанце Кастильской. Брак был продиктован политическими мотивами и династическими целями, инфант не испытывал к супруге нежных чувств. Вместе с ней в Лиссабон прибыла многочисленная свита, и в числе фрейлин была знатная кастильская дама Инеш де Каштру. Будущий король Португалии влюбился в нее с первого взгляда, и девушка ответила ему взаимностью.
Через 7 лет после свадьбы супруга Педро скончалась при родах. С тех пор он уже не считал нужным скрывать свои отношения с Инеш. Педро перевез ее во дворец и объявил о решении жениться на ней. Король Афонсу не мог этого допустить – Инеш происходила из кастильского знатного рода, члены которого были сторонниками возвращения Португалии под власть Кастилии. Братья Инеш участвовали в политических интригах кастильского двора, и португальская знать опасалась их влияния на Педро. Это могло привести к очередной войне с соседним государством. Инеш старались устранить любыми способами – то дарили дорогие подарки, то отсылали от двора, то угрожали, но чувства влюбленных друг к другу со временем становились только крепче.
Инеш родила инфанту четверых детей, и советники короля боялись, что рано или поздно они станут претендовать на престол, из-за чего в стране может начаться гражданская война. Советникам удалось убедить короля в том, что единственный выход – убить Инеш. Он отослал сына в военный поход и отправил к женщине наемных убийц.
Относительно казни Инеш существует несколько версий. Согласно одной из них, узнав о своей участи, Инеш вместе с детьми кинулась в ноги королю, и он был настолько растроган этой сценой, что не решился привести приговор в исполнение. К сожалению, это всего лишь легенда, а реальность была куда более суровой. Но именно эта версия легла в основу сюжета картины Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро». Многим посетителям Русского музея в Санкт-Петербурге хорошо знакома эта картина, хотя не все знают о том, какой исторический сюжет вдохновил художника.
На самом деле в 1355 г. Инеш де Каштру все-таки убили, вот только обстоятельства ее смерти точно не известны – то ли она была заколота тремя наемными убийцами, то ли обезглавлена по обвинению в государственной измене. Узнав о смерти своей возлюбленной, Педро поклялся отомстить за нее. Он поднял мятеж против своего отца, и гражданская война в стране все-таки началась. Вскоре Афонсу умер, и его сын в 1357 г. стал королем Португалии.
Педро I первым делом нашел убийц и собственноручно расправился с ними, вырвав им сердца. А вскоре он объявил о своем решении жениться на… Инеш! 25 июня 1361 г. тело усопшей извлекли из склепа (через 6 лет после смерти!), одели в свадебное платье и усадили на трон. Педро возложил корону на голову Инеш, короновав ее посмертно. А затем король заставил всех придворных склоняться над мертвым телом Инеш и целовать ее руку – таким образом они присягали на верность королеве. После этого тело поместили в саркофаг в монастыре города Алькобаса. Есть версия, что эта жуткая церемония понадобилась Педро лишь для того, чтобы у него было законное основание похоронить Инеш в королевской усыпальнице.
В 1367 г. Педро I скончался и, согласно его воле, был похоронен рядом с саркофагом своей, теперь уже законной, супруги Инеш. Их гробницы поставили одну напротив другой, чтобы в день Страшного суда они смогли подняться навстречу друг другу. Надпись на саркофаге гласит: «Аte o fim do mundo...», что в переводе означает «до конца света…».
И смерть не разлучила…


ПОРТУГАЛИЯ. XIV

Инеш, истлевшей королеве,
придворные, вы поклонитесь,
в поклоне преданном согнитесь,
лилейный оживив овал.
Ваш Педру в радости, не в гневе:
чрез столько лет после убийства
он всё же своего добился -
Инеш он царство даровал.

Она была земной подругой,
тайновенчанною супругой,
но это был небесный брак.
Посторонись, могильный мрак!

Лицом к лицу два саркофага,
любовь не опускает флага:
воскреснут в Царствии ином
Инеш и Педру, весь их дом,
что звался Домом слёз доселе.
Пусть в нём поселится веселье!

А за рассказанную быль
нам золотой дадите вы ль?

18 февраля 2021

ПОЗДНИЙ ОРФЕЙ

Над пустотою летейских зыбей
ветр вьётся дикий.
Вновь из Аида выходит Орфей
без Эвридики.

Чёрные скрипки скрипят, как врата
царства Гадеса.
Но окружает певца немота
мёртвого леса.

Криком кричи – не услышит никто
стон ли, молитву.
Полуседой и в дырявом пальто,
пропивший лиру,

дремлет Орфей под парижским мостом,
дремлет и видит,
что из Аида сейчас ни потом
так и не выйдет.

Может быть, лучше вернуться к тому
брегу сырому,
чем в этом мире скулить одному,
полуживому.

Может, за милою тенью вослед
снова спуститься
в царство теней и, сошедши на нет,
в тень превратиться.

Что не сложилось здесь, в жизни – как знать,
что там, в конверте,
если покамест не вскрыта печать? –
сложится в смерти…

19 февраля 2021


Рецензии
Александр Балтин

ПУТЬ ПОЭТА

Астральные сияния имеют различные оттенки, в раннем стихотворении Эллы Крыловой-Гремяка они раскрывались вот так: сообразуясь со смиренным Аквинатом, живописующим то, что слабо поддаётся живописанию:

В Европе – ночь. Смиренный Аквинат
с чистосердечным пафосом садиста
живописует ад, жуя шпинат.
Астральные смеются аметисты
над павшими, лежащими в земле,
над падшими, лежащими в постелях,
над миром, как положено, во зле

лежащим. С облетевшей капители
последний лист срывается, как бас,
не взявший фа, и хриплые обломки
скупое эхо прячет про запас
в проулочные тощие котомки…

Резко ворвавшаяся в реальность картина Средневековья точно опрокидывала правила современности своей игольчатой, как готика, формулой: сложной, как всё та же переусложнённая современность…

Элла Крылова-Гремяка свершает путь: путь долгий, наполненный разным, с ответвлениями глобального лабиринта, где культурные коды раскрываются поэтом по своему, и предлагается, используя их, слушать новые созвучия, всегда противоречащие человеческому раздраю.

Высоты питаются астральным, но и низины, быт прочно завязаны на мерцаниях драгоценных тайн, которые – повсюду:

Наша комната стала похожа
на ту, что была на Невском,
так похожа, что аж до дрожи!
Эту радость делить мне не с кем,

ведь никто моей жизни не знает,
и она им не интересна.
А душа моя сладко тает:
я как будто живу на Невском!

Новая меблировка – как вариант обновления жизни, и здесь есть проблеск оптимизма: утраченная по житейским обстоятельствам квартира на Невском проспекте навсегда остаётся для Эллы чрезвычайно дорогой и значимой…

Что он такое вообще – оптимизм? А он есть – если на высших регистрах, которыми может звучать вечный орган истины, даётся ощущение света небесного, не того, который изучается физикой, даётся во всём, даже в горе, даже в череде кромешности.

Поэт слишком узнала её: черную, антрацитовую, занимавшую цвета у Стикса: она узнала разверстые бездны одиночества, потеряв любимого супруга, любовь с которым пылала метафизическим золотом небесного отлива. Любовь Эллы к Сергею продолжает пылать, хоть и увита уже траурными лентами, как Эвридика, так и не вышедшая из царства Аида…

Много мрачного в поздних стихах Крыловой-Гремяка, и много световых ощущений от них: таков парадокс, не имеющий ничего парадоксального: ибо подлинность стиха – всегда световая субстанция.
15 февраля 2021, Москва
Александр Балтин

ПРЕДЕЛЫ СВЕТОВОЙ БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ

Элла Крылова-Гремяка. «Ужин для двоих». М., 2021

Глобальное вращение юлы юдоли словно замедляет ход, сталкиваясь с любовью, точно облечённой в небесные тона; и нечто от величественной, перенапряжённой цветами и чувствами «Песни песней» зажигается в стихотворении Эллы Крыловой-Гремяка, посвящённом ушедшему супругу: ушедшему, вечно живому, точно во плоти воскресающему в недрах не большого по объёму, тотального по сути произведения:

Я буду славить тебя, любимый,
пока не иссякнет дыханье.
Я буду петь о тебе, любимый,
пока не порвутся связки.

Я только тобою живу, любимый,
хоть ты уже среди мёртвых.
И слово последнее, что скажу я,
будет имя твоё, Серёжа.

Тут есть величие простоты и графика математической формулы главного чувства, великолепие оттенков — пышных, как будто видишь роскошную византийскую парчу, и скорбь — соотносимая со скорбью… Ниобы, хотя ситуация Крыловой-Гремяка иная.

Юла юдоли замерла, но вращение её продолжится: жизнь поэта замерла, дабы вновь вернуться к текстам, идущим на новом уровне постижения яви и себя в ней. Большинство стихотворений поэта последнего периода трагичны: именно эта субстанция — трагедия — заряжает их максимальной силой, не требующей больших объёмов: концентрация даётся в строке, в нескольких соединённых, но и свет, проявляемый по-разному, лучится от произведений, свет, даже даваемый через иронический высверк, через использования просторечий:

Космической игрой назвал всё Бытиё
Станислав Гроф, как будто гибель – насморк.
Страданий сколько, горя, ё-моё!
Жизнь – битва не на жизнь, а на смерть.
Игра космическая – Холокост?
Костры и пытки инквизиций?
Станиславу я б отрубила хвост.
Писал не ради правды, но – амбиций.

Ирония? Да, проскользнувшая в начале, она оборачивается глубинным пониманием феномена (скорее — феноменов) истории, которые сознание не способно примирить с церковным объяснением реальности… Космос выше любых толкований. Космос, входящий в действительность стиха, раскрывается культурологическими безднами:

Белый с золотом Будда у нас поселился,
где ты прежде, сидит он, со мной визави,
сострадания полон и братской любви.
Утешитель хоть в доме моём появился.

Но никто всё равно не утешит, как ты
утешал меня, милый – и лаской, и словом.
Будда гипсовый что? – он всего лишь обнова.
Но тебе и ему ставлю свечи, цветы…

Световая сила буддизма концентрируется в скульптурном изображении, превращающимся в метафизический знак, но собственная Голгофа не станет от того менее страшной. Поскольку — что и логично, и парадоксально одновременно — боль, предельное, постепенное её сгущение даёт возможность, осознав приближение к сиятельному пределу беспредельности, выразить оное строками:

Мне явлен призрак богадельни,
не то приюта для безумных.
Но с Небом я всё нераздельней,
всё выше над юдолью шумной.

Нераздельность с небом, сопровождавшая поэта всю жизнь, даёт великий, торжественный шатёр созвучий, которым время не страшно, как мечтателю — явь.

15 февраля 2021, Москва

Элла Крылова   20.02.2021 06:39     Заявить о нарушении