Рецензия на «Книга Поздний Орфей» (Элла Крылова)
Александр Балтин ПУТЬ ПОЭТА Астральные сияния имеют различные оттенки, в раннем стихотворении Эллы Крыловой-Гремяка они раскрывались вот так: сообразуясь со смиренным Аквинатом, живописующим то, что слабо поддаётся живописанию: В Европе – ночь. Смиренный Аквинат с чистосердечным пафосом садиста живописует ад, жуя шпинат. Астральные смеются аметисты над павшими, лежащими в земле, над падшими, лежащими в постелях, над миром, как положено, во зле лежащим. С облетевшей капители последний лист срывается, как бас, не взявший фа, и хриплые обломки скупое эхо прячет про запас в проулочные тощие котомки… Резко ворвавшаяся в реальность картина Средневековья точно опрокидывала правила современности своей игольчатой, как готика, формулой: сложной, как всё та же переусложнённая современность… Элла Крылова-Гремяка свершает путь: путь долгий, наполненный разным, с ответвлениями глобального лабиринта, где культурные коды раскрываются поэтом по своему, и предлагается, используя их, слушать новые созвучия, всегда противоречащие человеческому раздраю. Высоты питаются астральным, но и низины, быт прочно завязаны на мерцаниях драгоценных тайн, которые – повсюду: Наша комната стала похожа на ту, что была на Невском, так похожа, что аж до дрожи! Эту радость делить мне не с кем, ведь никто моей жизни не знает, и она им не интересна. А душа моя сладко тает: я как будто живу на Невском! Новая меблировка – как вариант обновления жизни, и здесь есть проблеск оптимизма: утраченная по житейским обстоятельствам квартира на Невском проспекте навсегда остаётся для Эллы чрезвычайно дорогой и значимой… Что он такое вообще – оптимизм? А он есть – если на высших регистрах, которыми может звучать вечный орган истины, даётся ощущение света небесного, не того, который изучается физикой, даётся во всём, даже в горе, даже в череде кромешности. Поэт слишком узнала её: черную, антрацитовую, занимавшую цвета у Стикса: она узнала разверстые бездны одиночества, потеряв любимого супруга, любовь с которым пылала метафизическим золотом небесного отлива. Любовь Эллы к Сергею продолжает пылать, хоть и увита уже траурными лентами, как Эвридика, так и не вышедшая из царства Аида… Много мрачного в поздних стихах Крыловой-Гремяка, и много световых ощущений от них: таков парадокс, не имеющий ничего парадоксального: ибо подлинность стиха – всегда световая субстанция. 15 февраля 2021, Москва Александр Балтин ПРЕДЕЛЫ СВЕТОВОЙ БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ Элла Крылова-Гремяка. «Ужин для двоих». М., 2021 Глобальное вращение юлы юдоли словно замедляет ход, сталкиваясь с любовью, точно облечённой в небесные тона; и нечто от величественной, перенапряжённой цветами и чувствами «Песни песней» зажигается в стихотворении Эллы Крыловой-Гремяка, посвящённом ушедшему супругу: ушедшему, вечно живому, точно во плоти воскресающему в недрах не большого по объёму, тотального по сути произведения: Я буду славить тебя, любимый, пока не иссякнет дыханье. Я буду петь о тебе, любимый, пока не порвутся связки. Я только тобою живу, любимый, хоть ты уже среди мёртвых. И слово последнее, что скажу я, будет имя твоё, Серёжа. Тут есть величие простоты и графика математической формулы главного чувства, великолепие оттенков — пышных, как будто видишь роскошную византийскую парчу, и скорбь — соотносимая со скорбью… Ниобы, хотя ситуация Крыловой-Гремяка иная. Юла юдоли замерла, но вращение её продолжится: жизнь поэта замерла, дабы вновь вернуться к текстам, идущим на новом уровне постижения яви и себя в ней. Большинство стихотворений поэта последнего периода трагичны: именно эта субстанция — трагедия — заряжает их максимальной силой, не требующей больших объёмов: концентрация даётся в строке, в нескольких соединённых, но и свет, проявляемый по-разному, лучится от произведений, свет, даже даваемый через иронический высверк, через использования просторечий: Космической игрой назвал всё Бытиё Станислав Гроф, как будто гибель – насморк. Страданий сколько, горя, ё-моё! Жизнь – битва не на жизнь, а на смерть. Игра космическая – Холокост? Костры и пытки инквизиций? Станиславу я б отрубила хвост. Писал не ради правды, но – амбиций. Ирония? Да, проскользнувшая в начале, она оборачивается глубинным пониманием феномена (скорее — феноменов) истории, которые сознание не способно примирить с церковным объяснением реальности… Космос выше любых толкований. Космос, входящий в действительность стиха, раскрывается культурологическими безднами: Белый с золотом Будда у нас поселился, где ты прежде, сидит он, со мной визави, сострадания полон и братской любви. Утешитель хоть в доме моём появился. Но никто всё равно не утешит, как ты утешал меня, милый – и лаской, и словом. Будда гипсовый что? – он всего лишь обнова. Но тебе и ему ставлю свечи, цветы… Световая сила буддизма концентрируется в скульптурном изображении, превращающимся в метафизический знак, но собственная Голгофа не станет от того менее страшной. Поскольку — что и логично, и парадоксально одновременно — боль, предельное, постепенное её сгущение даёт возможность, осознав приближение к сиятельному пределу беспредельности, выразить оное строками: Мне явлен призрак богадельни, не то приюта для безумных. Но с Небом я всё нераздельней, всё выше над юдолью шумной. Нераздельность с небом, сопровождавшая поэта всю жизнь, даёт великий, торжественный шатёр созвучий, которым время не страшно, как мечтателю — явь. 15 февраля 2021, Москва Элла Крылова 20.02.2021 06:39 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |