2. 2. Разговор с внуком

http://proza.ru/2021/02/20/774

- Деда, а деда! Давай минуточку посидим! – предложил Костя.
- Ну давай, Костик, посидим, только не долго, а то домашние уже, наверное, волнуются.
- Дедушка, а разве хорошо, что железную дорогу построили перед домом, ведь раньше было удобней ходить на пляж?
- Хорошо, а как же, дорогой! Теперь у города есть своя железная дорога, которая не так давно протянулась перед нашим домом в порт. Городу это хорошо, станем жить лучше. Конечно есть недовольные, что дорога мешает пляжному отдыху, но, а как же? Видишь сколько кораблей подошло в порт: Раз, два, … двадцать шесть сейчас стоит на разгрузку! Очень хорошо! Самый короткий маршрут в порт здесь проходит.

       Когда в 1892 году начали прокладывать ветку железнодорожных путей к порту и тогда же построили временное деревянное здание вокзала. Но оно оказалось крепким, и простояло почти четверть века, вплоть до 1914 года. С устройством в 1894 году порта и при портовых линий появилась станция Феодосия – порт, ставшая вскоре основным вокзалом.

       С января 1907-го станцию Феодосия (сейчас «Айвазовская») стали именовать «Сарыголь» – по названию феодосийского предместья. В 1914 году временное здание вокзала было заменено капитальным, в стиле классической архитектуры. По проекту петербургского архитектора Чернышева был построен белокаменный вокзал из инкерманского известняка. Но в конце 1941 года, во время Великой Отечественной войны, здание вокзала было полностью разрушено. Только в 1944 году его начали восстанавливать. Таким образом на его месте в 1956 году по проекту архитектора Зарайского было построено третье по счету здание вокзала, которое стоит по сей день. Известно, что от прежнего здания сохранилась лишь гранитная ступень у главного входа.

       А пока Айвазовский разговаривал с внуком, к станции подошёл состав в несколько разноцветных вагонов с паровозом с высокой трубой, огромными колёсами, пронзительно прозвучал гудок, состав остановился, окутав паровоз белым паром. Над перроном раздались удары колокола о прибытии. Пассажиры потянулись на посадку. Так писал Александр Блок в стихотворении «Жёлтые и синие» в начале XX века:

«Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали жёлтые и синие;
В зелёных плакали и пели.

Вставали сонные за стёклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блёклыми,
Её, жандарма с нею рядом…»

        Действительно, с 1879 года вагоны на всех железных дорогах общего пользования, подлежавших ведомству Министерства путей сообщения (МПС), независимо от того, частные они или казенные, окрашивались строго в соответствии со своим классом: первый класс – в синий цвет, второй – в желтый, светло-коричневый или золотистый, третий – в зеленый, четвертый – в серый.
 
        На кузов вагонов также наносилось краткое, состоящее из нескольких букв, обозначение дороги, которой принадлежал вагон; иногда указывались его тип (серия), число мест и класс (если пассажирский) и непременно – система тормоза. Обязательным было изображение герба Российской империи, в большинстве случаев – присутствие символики МПС. Надписи чаще всего делались крупными, красивым объемным шрифтом, нередко в несколько цветов. Таким образом, пассажирский поезд царских времен выглядел необыкновенно красочно и привлекательно.

        Существовали и так называемые «вагоны-микст», то есть вагоны смешанного класса: одна половина вагона, допустим, была с местами первого класса, а другая – второго. Их применяли потому, что первый класс из-за очень дорогих билетов часто оставался невостребованным и нужно было повысить заполняемость вагонов, чтобы не гонять их практически впустую. «Вагоны-микст» снаружи красили в два разных цвета: например, пополам в синий и желтый. Те вагоны, в которых располагались вместе отделение третьего класса и багажное, окрашивались в том же порядке в зеленый и темно-коричневый. Низ (то есть ходовая часть или, по-старинному, нижний постав вагонов) обычно был окрашен в черный цвет, верх – в красно-коричневый.

- Дедушка, дедушка, побежали посмотрим поезд! - закричал Костя.
- Ну, беги, беги, пострел, я за тобой пойду по - стариковски, - проговорил Айвазовский, а Костя уже нёсся во всю прыть на станцию.
-Эх, - пробормотал Иван Константинович, - когда – то и мы с мальчуганами, с братом Габриэлом так носились в порт смотреть бриг «Меркурий», а сейчас паровоз, кто бы мог подумать, что мальчишек будет интересовать в Феодосии ещё что – то кроме моря и кораблей!

        А вот и вокзал. Начальник станции уже ходил перед вагонами, проверяя порядок, отличаясь от пассажиров своей железнодорожной формой с блестящими пуговицами и галунами, ну и, конечно, его фуражка ярко – оранжевого света видна была из каждого угла феодосийского перрона. Тут раздался его зычный голос:

- Не ходить по рельсам! Нельзя!

        В ту пору начальники станций распоряжались приёмом, пропуском и отправлением поездов, их обязанностью был надзор за состоянием (чистотой и исправностью) станционных зданий, подготовкой подвижного состава, размещением пассажиров, приёмом и сдачей грузов, за кассирами, ведением финансовой отчётности, а также общая координация работы.

        Начальники станций «перед назначением на должность подвергались экзамену на знание положения о сигналах, правил технической эксплуатации, общего соглашения между Российскими железными дорогами о взаимном пользовании вагонами, телеграфного дела, существующих тарифов и таксировки грузов и т.п.», - сообщают отраслевые документы XIX века. Кандидатов на должность представлял начальник отделения, а назначал начальник службы движения дороги. Среди требований были: возраст не старше пятидесяти лет, владение русским языком, «неимение физических недостатков, мешающих исполнению должностных обязанностей».

        Начальник станции в Феодосии, как в прочем и в любом другом городе, был уважаемым человеком, он обязан был по должности организовывать работу своих подчинённых, заботиться о них, а в подчинении у него были его помощник, кассир, письмоводитель, конторщик, весовщик, составитель поездов, ламповщик, сторож, рабочий, бухгалтер, смотритель товарного двора, пломбировщик, наклейщик ярлыков, начальник стрелочного поста, носильщик и даже прислужница при дамской комнате. Подчинялись ему и телеграфисты.

        До революции не было ни номеров вагонов, ни трафаретов с обозначением маршрута. Пассажир просто шёл в свой класс, который указывался в билете. Место в вагоне предоставлял проводник. В третьем и четвертом классах никакой фиксации мест вообще не было: пускали по билету в вагон и всё.

        Из вагона третьего класса, заняв место, выскочил мужичонка с чайником в руке с ошалелыми глазами. Он видно не успел сесть и устроиться как положено и тронуться по маршруту на поезде, как ему уже надоел шум и гвалт в вагоне и дым от махорки курящих, занявших места пассажиров. Сразу видно, что человек он не курящий.

        Особые купе для этой категории пассажиров появились в XIX веке в вагонах первого и второго классов, в прочих курить разрешалось с согласия других пассажиров. В третьем классе иногда ставили фаянсовые пепельницы – весьма вместительные, чтобы не случилось пожара.

        Мужичонка огляделся по сторонам, быстро сориентировался и рванул к будке с надписью «Кипяток». Называлась будка – «кубовая для кипятка». Обычно на станциях пока меняли паровоз или заправляли его водой, пассажиры должны были и успеть сбегать за кипятком. В кубовой очереди особо не было, так как поезд ещё только собирался тронуться в путь с начальной станции и подходили только любители попить чайку, которые как ритуал при посадке в поезд сразу наливают его себе в стакан или кружку и не торопясь, отхлёбывают, смотря в окно на перрон, закусывая вприкуску кусковым колотым сахаром, который бережно доставали из тряпицы, в которую он был завёрнут.

        Мужичок подбежал к двум высоким бакам с кранами. На одном было написано «Холодная вода», на другом – «Горячая вода». Кран для горячей воды был с деревянной ручкой, как в бане, чтобы не обжечь руку. Набрав воды в чайник наш любитель чая устремился в свой вагон, пробегая мимо подошедших к составу Ивана Константиновича с Костей, услышал:

- Эй, милейший, через сколько отправление?
- Минут через десять, сударь, - протарахтел мужичок и скрылся в вагоне.

        В это время начальник станции, заметив Ивана Константиновича, резво подбежал и по форме доложил самому уважаемому в городе человеку, которого уже сопровождал, тоже только подбежавший дежурный по вокзалу жандарм, что–то рассказывая великому художнику и жестикулируя руками.
Выслушав доклад, Иван Константинович, держа Костю за руку, спросил у начальника вокзала:

- А скажите мне, милейший, как у вас дела, получили ли квартиру, которую вам распределили, как помню для удобства, недалеко от вокзала?
- О да, Иван Константинович, всё замечательно, в квартиру уже заехал с семьёй, миленькая квартирка четырёхкомнатная, хоть площадь небольшая, но очень удобная и не далеко от работы!

        Надо сказать, что зарабатывал начальник станции в царской России от 600 до 1800 рублей в год в зависимости от класса станции и от того, к какой дороге – частной или казённой – она относится, для начальников станций всегда строили жильё. Давайте сравним с вами масштаб заработков и цен того времени: врач получал в год 600–1200 рублей, начальник паровозного депо – 1200 рублей, стрелочник – 182 рубля, переездная сторожиха (была и такая должность) – 41 рубль. Такой работник транспорта, как бурлак на Волге, в сезон мог заработать за месяц 8–12 рублей. А вот примерные цены того времени: буханка хлеба – 5 копеек, щи – 12–20 копеек, каша – 12 копеек.

- А дадите мне билетик? – это Костя устал стоять и увидев у стоявшей рядом дамы красивые картонные билетики тоже загорелся желанием подержать их в руках и обратился к начальнику станции.
- Да, милый мальчик, несомненно сейчас мы вам представим билетик, - сразу проговорил начальник станции и порывшись в карманах вытащил на свет несколько картонных карточек с дырочками, это и были железнодорожные билеты, прокомпостированные с пришедших уже поездов и потерявших ценность.
- Ой, спасибо, дяденька! – Костя поднял руку с билетами к верху на свет и стал рассматривать дырочки в них, - - А что означают эти дырочки?

      Иван Константинович с благодарностью глянув на начальника станции решил взять инициативу в свои руки:

- А это, Костя, билет считается действительным, если имеет отметку компостера (отсюда пошло выражение «закомпостировать»). Компостер пробивает на билете дырочками дату отъезда и номер поезда. На самом билете указывается станции отправления и назначения (типографским способом), номер поезда и класс вагона.
- Ну ладно, уважаемые, - обратился художник к начальнику станции и жандарму,- хорошей вам службы, а мы с внуком пойдём домой, нас давно уже там заждались!
- Костя, всё, всё, домой, только домой, вперёд, дорогой! – скомандовал он внуку.

        Пройдя немного, они уперлись в красивый двухэтажный особняк Айвазовского, вошли в парадную, где уже их поджидала жена писателя Анна Никитична (Мкртичевна) Саркисова-Бурназян.

- Так, дорогие мужчины, мы вас уже потеряли, а ну - ка, переодеваться, умываемся и к столу, - произнесла красивая хозяйка дома.

        Удачно сложился сегодня день у Кости Арцеулова, сняв и поставив обувь, он бегом в припрыжку побежал внутрь дома, оглашая криком залы: «У-у, я паровоз, всем покупать билеты!»

       Ох, эти внуки, вот они маленькие, а вот смотришь, а уже ростом с тебя и нога размером о - го – го! Но какие дорогие и милые!

Как рассказывает в отрывке своего стихотворения «Разговор с внуком» автор:

«Вот внук пришёл, обнял, поцеловал,
Хороший, дорогой мой и любимый!
«Привет, дедуля!» - весело сказал,
Стал вон какой высокий и такой красивый!

Да, здравствуй, внук, и как твои дела?
Растёшь, становишься всё старше?
А у меня седея стала на порядок голова,
Ведь мы уже давно идём на марше…
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - -
-.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Мой внук, хочу я пожелать,
Чтоб счастлив был, удачлив и умён.
А от меня и бабушки на память,
Матроны оберег написанной иконы».
Продолжение следует http://proza.ru/2021/02/26/509
(Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
Если связь поколений нерушима,
есть уверенность в сохранении устоев
в их крепости, цельности и святости.

Спасибо Вам. Читала с глубокими чувствами
радости и симпатии к Вашим героям.

Счастья Вам желаю, творческих удач,

Дарья Михаиловна Майская   15.05.2021 21:14     Заявить о нарушении
Спасибо , большое, Дарья! Первенец наш из внуков! Спасибо...!

Александр Смольников   17.05.2021 03:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.