Разные небеса. эссе

Я заметил неправду в самом несомненном, казалось бы, утверждении - о необходимости жениться. Задумался. А с какой стороны следует смотреть на жизнь, чтобы уверовать в женитьбу? Как надо жизнь видеть? Празднично. Тем паче всё, что связано с женитьбой: знакомство с невестой, овеянное цветами, знакомство с тёщей, зятьями, их собаками и далее вплоть до оформления завещания и до могилы, обрамлённой тоже цветами. Празднично. А получится?

Нет, он тернистый, он тяжёлый, этот жизненный путь и, не будь приятного начала: красивой невесты, ласковых ночей, сладких страстей и речей - ступил бы кто-нибудь здравомыслящий на этот путь обязанностей и скорбей, пройти который необходимо для того, чтобы произвести на свет такого же путника для прохождения такой же дороги? Нет. Вся загвоздка, весь фокус в обольстительном начале. Человека втягивают на этот путь через волнение крови. А волнение откуда берётся? Она заложено в человека, в его организм, в биопрограмму. Кому это нужно? Вопрос.

Человеку не нужно. Кто скажет, что нужно, тот солжёт. И принято лгать. Мы вынуждены лгать себе, дескать, ура, оставим потомство, оставим после себя доброе дело! Перед лицом ужаса рождения и ужаса смерти эти слова - пустышка, соска для растерянного ума, погремушка для испуганного ребёнка.
 
Надо лгать себе, чтобы идти по земному пути... ради прохождения земного пути. Нас обманули. И мы составили целый песенник утешительных песен, мы наварили много сортов пива, мы напридумывали кучу как бы важных дел, чтобы не оглядываться на свой исток и не всматриваться в своё завершение. Мы занимаем себя и настраиваем оптимистически, потому что оптимистам о смерти думать не пристало. Думать надо о любви, о светлом завтра, о научных открытиях, о техническом покорении этого несчастного безропотного мира, о завоевании космоса и атома, о служении социуму... нет, про социум пока не стоит... не такой уж он хороший, этот социум: он кушает гражданина, он обсасывает его, будто леденец, ещё задолго до могилы. Лучше размышлять и мечтать о счастье.

Счастье это приманчивая понятийная оболочка земного ума, символический купол земной жизни, псевдорелигия, псевдофилософия, невнятный интеграл благ, утех, довольств. Это больше, чем прохладная тюбетейка на лысое темя в азиатский полдень. Это парадигма, или идейный небосвод, под коим проживает земная душа.
 
Из чего складывается оно, счастье? Я вспомнил всё, что мы ценим в земной жизни. Тут на первых позициях любовь, семья, богатство, самоутверждение, слава... стоп, это же суповой набор для сытости и самодовольства. Набор не очень-то интересный, но хуже того: в нём зарыт обман, поскольку заранее не сказано, какая будет плата за счастье, верней: какая будет реальная плата за обещание счастья. О, не надо о платах, это пессимистично, это мешает верить в земную жизнь, это бьёт по доверчивости жильцов, которых надо заманить - это главное, а там разберёмся.

Кого легче заманить? Юных. Именно юношей вербует идея счастья. Древние греки считали самым тяжким наказанием - жить на земле второй раз. Но это взрослые древние греки... они потому что раскусили земную хитрость. Юные древние греки, наверно, верили в счастье, как и положено гормональным романтикам. Марксисты ругались, де религия это опиум... куда там! Счастье - вот настоящий опиум, вот проверенный веками героин.

Кто вербует юношей домогаться счастья? Кто задаёт нам эту парадигму? Собственный организм (гормоны и гены), другие люди и Некто сторонний, умеющий транслировать идеи (прим. 1).

Какие главные инструменты вербовки и самые действенные приманки? Женское тело. Все прочие приманки наверчены вокруг женской прелести. Парадигма земного счастья озаглавлена женской прелестью (ну, прелестями, если кто дотошный).

Земная парадигма не единственная великая, таких несколько, но антитезой выступает одна - небесная. Небесный путь начинается тоже здесь, на земле, но имеет иную направленность, иные ценности, другую любовь - не плотскую. Во внешней среде эта любовь почти не выражается, поскольку для внешних выражений не имеет социально одобренных форм.

Небесная парадигма шире земной, это царство свободы и умного света. Нам понятней царство тьмы, поскольку оно рядом и многое тамошнее можно пощупать; а царство света нам даётся невесомо: радостью, красотой, смысловыми переживаниями (благодарностью, вдохновением, чувством таинства).
 
В прошлом земная и небесная парадигмы уживались; ныне земная выталкивает небесную за границу культуры - в безмолвную и беспамятную тьму. Правда, следы их былого соседства пока что заметны. Таково понятие греха. Оно порождено небесной парадигмой, ибо у каждой парадигмы есть иммунитет и свои средства защиты от врагов. «Грех» указывал на врага, на ошибку или духовную болезнь (в небесной оценке). Земная парадигма в понятии «грех» не нуждается; более того, счастье вычёркивает из поля нашего внимания всё, что разоблачает земную жизнь, всё, что настораживает. Не надо настораживать! Пускай жильцы не боятся греха и в сливную урну смерти и ада текут беспрепятственно. Вот почему сейчас «греха» в обиходе нет. 
 
Да, есть ещё одна большая парадигма - бесовская, ад. Главный девиз ада: человек должен мучиться под властью беса и бесовскую власть мучениями своими тешить, кормить, (зло)радовать. Земная жизнь выше ада и потому является объектом адовой ревности. Ад старается нашу юдоль стащить ниже, подчинить себе полностью. А что касается небесной парадигмы, то из ада её не видно. Для бесовского подвала неба не существует, как нет Бога в уме позитивиста. Небо - это вымысел.

Женское тело на бесовский взгляд имеет двоякое значение. Оно считается вредным, если участвует в любви (высоковато для беса); и считается полезным, когда тиражирует разврат и порабощает людей. Если какой-то землянин станет отрекаться от чар женского тела, сие будет указанием для жрецов земной парадигмы, чтобы натравить на свободолюбца всевозможных критиков, оптимистических "приземлистов", подкупщиков, создателей проблем, обливателей грязью, рассудительных врунов и сладких развратниц.

Самый лучший волевой мотив по бесовскому мнению - гордыня. И все производные гордыни: цинизм, злопыхательство, жадность, зависть... - это «хорошие настроения», они пачкают нас и погружают во тьму.
 
Начало освобождения человека от земного обольщения (и будущего подвального плена) - неподчинение чарам женского тела. Трудная задача. Скрещивали коня и зебру, не хотел конь зебру, но у той течка - хочешь не хочешь, а захочешь; недаром их отгородили, и не отвертелся конь от растущего зуда в крови. С людьми та же песня. Если надо что-то сделать привлекательным для покупателей-мужчин, на упаковке рисуют женские образы - изгибы, прогибы, поцелуйные губы... даже если речь идёт о перфораторе. Замануха работает безотказно миллион лет, уже скучно всем, уже давно разгаданы эти удары ниже пояса, но мужчинам некуда деться от зуда в крови. Всё это нечестно (как в боксе), но на этом зиждется земная парадигма и прежде всего счастье. На сексуальном влечении.

Сама женщина в этой соблазновой службе - всего лишь носитель и социальное украшение своего «полового местечка». (Мы видим два феминизма. Один,  принципиальный, выступает против указанной роли вульвоносительницы. Второй - лукавый - хочет ещё большего сексуального порабощения мужчин, усиления женской половой власти. И логическое чудо: эти две противоположные установки порой сходятся.) 

Даже слабенькая попытка освободиться от земного обольщения видится теперь невозможной. Молодому человеку нет шансов избежать полового плена, а за пленом последует бунт, за ним упрёки, оскорбления, слёзы, прощания, долготерпение, денежная неволя, ухищрения, лживые надежды... тоска. «Давно усталый раб замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег». Вот на тоску уходит жизнь человека в парадигме "Земное Счастье" - жизнь мужчины, женщины - одинаково, без льгот и послаблений, ибо таков спектакль гормонов.

«Порою против нашей воли
мы демонами для самих себя
являемся и обуздать не в силах
ни слабостей, ни склонностей своих». (Шекспир)

События приобретают окраску, цену и значение в зависимости от парадигмы. Так рождение ребёнка в небесном свете - событие пугающее. В земном полусвете - ...зависит от родителей и обстоятельств. В бесовском сумраке - однозначно хорошее, ибо родился для бесов новый раб и данник, живая игрушка, задаром. 

Другой пример: делать карьеру, зашибать деньгу, получать звания - в земной и бесовской парадигмах это милое дело. А для Неба - пустяк или вред.
 
В парадигме "Тоталитарное Государство" работают свои предписания для правильного человека. Юноша - это бесстрашный солдат. Девушка - здоровая медсестра и будущая мать. Гражданин в летах - офицер или наставник молодёжи, умный учитель, способный распознать крамолу ещё в дошкольнике (и в его родителях).

В парадигме "Игра" главное заведение на земле - казино, главные доблести - фарт и риск. Здешняя философия: жизнь - игра, карточный долг превыше других долгов. Это всё.

Есть парадигма "Самец", порождённая гордыней и гормонами - самая примитивная по "алхимическому" составу. Парадигма "Семья" тоже состоит из гордыни и гормонов, но эта программа сложней и выглядит человечней; семейственность - один из главных элементов "Земного Счастья".
 
В древней Спарте сочетались две парадигмы: "Тоталитарное Государство" и "Стадион". Загадочными выглядят миры жреческие. Древний Египет, где трупы важней и почётней живущих. Империя Майя - где особые краски: сажа, подсохшая кровь и золото, где даже каменные рожи пахнут наркотиками, и человек - всего лишь неудавшийся демон.

Внутри каждой парадигмы действуют свои нормы. Правота внутри парадигмы не означает правоты вообще, поскольку сама парадигма может оказаться ложью. Так по-своему были правы тётя Дора и дядя Густав, ортодоксальные фашисты, укоряющие племянника за то, что не желает служить в славной армии Третьего Рейха. Но когда Третий Рейх рухнул, чистый душою робкий племянник оказался правым, а тётя Дора и дядя Густав - жестокими тупицами.

Оценивая некую стратегию, желательно выглянуть за границу парадигмы. Наилучшее благо низшей парадигмы окажется злом для высшей. Сходным образом, благо небесное окажется чем-то вроде чернобыльской аварии на территории ада.

Доблестный в одной системе нравственных координат (альфа-шпанюк в хулиганском квартале) есть негодяй в другой (в кругу порядочных людей). И уж если искать окончательную чему-то оценку, стоит, наверно, оценивать по шкале наивысшей парадигмы... ну, из того, что нашему разумению доступно.
 
Конкретно: человеку следует знать, какой парадигме он принадлежит. Здесь раскрывается ответ на вопрос: каков его путь. Определение своей парадигмы имеет не только онтологический смысл, но также помогает понимать людей и меньше с ними спорить.

Примечание 1. Мы, конечно, и сами умеем кое-что себе внушать, однако иные идеи обладают поразительной воспламеняющей силой. Они рождаются из ниоткуда и сваливаются на голову сразу всем, они не покидают коллективного сознания, пока не реализуются в какой-нибудь гадости. Это неспроста, но говорить о мировом гипнотизёре не будем. Достаточно отметить, что тщеславие, романтическую любовь, социальную зависть и прочие сильные поведенческие мотивы пропагандирует именно он - тот, кто пользуется нами. Он же внушает нам лютый страх смерти, дабы надёжней закрепить в "саду земных наслаждений".
   
Примечание 2. Парадигма хорошо соотносится с мифом. Миф - подвижно-сюжетный универсальный смысл, выраженный в человеческих и космических формах. Наука и научное мировоззрение - тоже парадигма, или миф, созданный комплексом суждений, принятых на доверии.
 
Примечание 3. Если мы, живущие в теле, выполняем смену парадигмы, эта смена происходит в нашем сознании. Желание добиться ещё и телесной трансформации погубило многих решительных людей, обожающих тело. Такое старание - опасное заблуждение, способное опорочить сам небесный путь. Кто-то задерживает дыхание на полтора часа, кто-то пьёт стаканами уксус - это страшные достижения, но стоит ли отвлекаться на подобное всемогущество? Телу - телесное, чувствам - чувственное, разуму - духовное. Мой сосед устремился в небо - и не в том его радость, что стали меньше болеть ноги. 


Рецензии