Брезгать, брезговать, стар. брезгати - этимология

Гезера (мн. «гезерот») гонения, ограничения свободы
культа, а начиная с эпохи Средних веков до последнего
времени также ограничительные меры против евреев
в законодательстве.  ... но вообще всякие преследования...
в народе же всякое новое гонение или ограничительный
указ продолжают обозначаться словом Гезера
ЕЭБЕ/Гезера, постановление, 1887-89 гг.


1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -брезг-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть. Значение: испытывать чувство брезгливости по отношению к кому-либо или к чему-либо, гнушаться;  перен. считать кого-либо или что-либо недостойным себя; пренебрегать, гнушаться кем-либо или чем-либо.

Этимология
Происходит от праслав. *brezgati, от кот. в числе прочего произошли:, др.-русск. брезгати «скисать»,укр. збрескнути, польск. zbrzazgnac «прокисать», чешск. bresknout «киснуть»; соотносительно с именем *brezg «терпкий вкус, кислота, плесень», имеет соответствие в герм. языках: норв. brisk «горький вкус», brisken «горький». В рус. языке XVI–XVII вв. изв. брезгати, брєзгати, брезгаю, обрезгати. Этимологический словарь А. К. Шапошникова. (???)

б) Толковый словарь В. Даля

БРЕЗГАТЬ, брезговать, ряз. брезгунить чем, пренебрегать, гнушаться; быть взыскательным, притязательным, разборчивым; причудничать, привередничать; особенно о пище. Не брезгуйте малым гостинцем моим. Придет беда, не брезгуй и ею. Станешь брезгать, будешь голодать. Наша невестка ничем не брезгует: хоть мед, и то сожрет. Брезга об. брезгун муж. брезгунья жен. брезгуша, брезгунка, брезгуля об. брезгливец муж. брезгливица жен. чересчур разборчивый, прихотливый на пищу, склонный брезговать; в ком малейшая неопрятность или недоброта пищи, даже сама беседа об этом, возбуждает сильное отвращение; брезгливый, гадливый, причудливый, привередливый. Брезгливость жен. свойство брезгливого. См. также брезжать и брюзжать.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН ССР, М., 1975;
 http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf

И.И. Срезневский. Материалы для словаря... 1893 г.; 
http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijA-D.pdf

* Брузгати. Брезгать, "колми еси грешен, яко и пси брезгають тобой", Жит. Андр. Юрод. XVI-XII вв.
* Брезгливый. Тягостный, неприятный. Влах. Слов. XVII в.
* Брезговати. Нищие бо человеци и пси брезгают... Жит. Пр. Уст., XVII в. Ездить морем - не брезговать горем. Сим. Посл. XVIIв.

б) Словарь Академии Российской 1789 г.

Брезгую - гнушаться чем или кем; иметь отвращение от чего, кого, глагол по отношению к пище или питью. Брезгование, брезгливость, брезгливо, брезгливый, брезгун.

в) Национальный корпус русского языка

* Н. В. Гоголь. Страшная месть (1831-1832): "моя Катерина так делает галушки, что и гетману редко достается есть такие. А брезгать ими нечего. Это христианское кушанье! Все святые люди и угодники божий едали галушки".

* С. Т. Славутинский. Читальщица // «Русский вестник», 1858, № 10, 1858: "Надо только приниматься за дело с божьей помощью, никак не кривя душой, да не следует братний грех осуждать, нельзя за грех брезгать человеком…".

* Н. П. Гиляров-Платонов. Из пережитого. Том 1 (1886): "Перворазрядный студент семинарии брезгал, продолжает, вероятно, брезгать и теперь священническим местом в селе при вероятности получить дьяконское, но в Москве; дьяконскими в Москве местами не пренебрегали и кандидаты академии".

3) Обобщение и вывод

Слово зафиксировано в старорусских актах  примерно с XII в., как термин богословской литературы; получил распространение  с  конца XVIII века в произведениях русских писателей и поэтов. Ссылки на праславянское или славянское происхождения невозможно проверить, наука не знает ни одного славянского слова, текста - гипотеза.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.

БРЕЗГАТЬ = Б+РЕЗГ+АТЬ = корень РЕЗГ. Прочитаем корень наоборот, как в иврите справа налево = РЕЗГ = Г.З.Р., корень библейского иврита.

ивр. Г.З.Р. = с огласовками ГАЗАР  разрезать, разделить, указать, быть отрезанным, отделенным, исключенным, решение, постановление; производная форма НИГЗАР от ГАЗАР.

Общий вид

БРЕЗГАТЬ = Б + корень РЕЗГ+АТЬ = корень РЕЗГ = наоборот ГЗЕР = корень иврита Г.З.Р., с огласовками ГАЗАР, форма НИГЗАР разрезать, разделять быть отделенным, исключенным, отлученным, отвергнутым, отторгнутым.

Т.е. явление, предмет, человек или животное, которые в силу каких-либо обстоятельств (природных, политических, общественных, болезни), согласно религиозным постановлениям, исключается или изгоняется из общества; им БРЕЗГУЮТ, он ИЗГОЙ.
 
Источник

* См.  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H1504
Hомер Стронга: H1504. Оригинал: Г.З.Р. Произношение: газар. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. разрезать, рассекать, рубить; 2. решать, определять. B(ni): 1. быть отрезанным, отсечённым; 2. быть решённым.
* См. стронг иврита 1504 ГАЗАР;
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 86.

б) Библейский образ

* 2 Паралипоменон 26:21: "И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен (НИГЗАР, форма от ГАЗАР) был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли".

* Исаия 53:8: "От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут (НИГЗАР, от ГАЗАР) от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь".

Таким образом, Б+РЕЗГ+АТЬ - отлучение, отторжение человека от общества, с ним люди не ведут никаких общественных и личных дел. Со временем произошло обмирщение сакрального термина (потеря святости), его стали употреблять  для обозначения  обычных явлений и предметов.

Рассматривая этот термин мы можем сделать вывод о словообразовании в русском языке. Библейское слово обставлялось местными приставками, суффиксами и окончаниями, в результате получался русский термин связанный корнем с сакральным ивритом.  Тиражирование слова в пространстве и времени происходило в системе церковных приходов, монастырей и церквей, а также через органы государственного управления - приказы.
Как-то иначе представить формирования русского языка - невозможно, нет логического основания. С эпохи Петра I появились русские писатели, поэты, драматурги, филологи и историки, которые внесли значительный вклад в развитие русского языка. Отметим, что вплоть до 1917 г. Церковь осуществляла цензурный контроль  над выходящей в свет литературой.

* Примечание
Идея термина принадлежит читателю пожелавшего остаться неизвестным.

Кишинев, 22.2.2021 г.


Рецензии